Тема урока: Путешествие по Элладе


Тема урока: Путешествие по Элладе

(на диске находятся скриншоты с видео-урока)


Урок-путешествие (в виде театрализованного представления).

Цель путешествия: познакомить обучающихся с культурной жизнью древних греков.

Задачи путешествия:

познакомить обучающихся с учебным процессом древних греков через «игру в школу» и посещение Гимнасия, народного собрания в Афинах;


научиться декламировать поэму Гомера «Илиада»;

выучить греческий танец «Сиртаки»;


воспитывать любовь к прекрасному, уважительном отношению к истории других стран.


Оборудование:

учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира»,

мультимедийная установка: ноутбук, проектор, колонки,

презентация.

— костюмы: Учащиеся «одеваются» на греческий манер, используя для этого белые простыни и лавровые венки, сделанные из бумаги.


План путешествия.

I. Постановка целей и задач урока (Сл.1,2)

  • Все люди любят путешествовать. И мы сегодня побываем в полюбившейся вам и мне Древней Греции. Мы посетим афинскую школу и побываем на уроках, обязательно надо заглянуть в театр Диониса, там идет новая пьеса «Яблоко раздора», послушаем умные речи ученых в Гимнасия. Прикоснемся к творчеству Гомера, попробовав декламировать его поэмы, даже услышим речь Перикла. Необходимо получить билет, ответив на вопросы. (Сл. 3) .

  • Итак, в путь!

  • Учиться в Древней Греции начинали в семь лет, но только мальчики. В школу их всегда сопровождал педагог (как правило, это был раб),

  • Заглянем в одну школ.

II. Работа по теме урока.

1.Урок греческого языка. (сл.4)

Действующие лица:

учитель, ученики, раздраженная мать.

Наглядность: дощечки, стиль..

Учитель: «Начинаем урок греческого языка Взяли в руки дощечки, натертые воском, и стиль. Пишите под мою диктовку: «Невежда — самое дикое из существ на земле».

  • Так кто такой невежда, дети?

(Стук в двери, в класс вбегает раздраженная мать одного из учеников)

Мать жалуется;: «Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит ее пуще смерти, а если и возьмет в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нем подспорье на черный день… А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберется на крышу и сидит там словно обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!»

Учитель. «Вот и выяснили, кто такой невежда».


2. Урок древнегреческой литературы. (сл.5)

Учитель: «В школах учили не только писать, но и прививали любовь к поэмам Гомера. Грамотным являлся тот, кто знал «Илиаду» наизусть».

(Дети читают отрывки из «Илиады» наизусть. Можно воспользоваться учебником «История древнего мира» §26 с.120-124))

Отрывки читают: Ахиллес, Патрокл, Гектор, Андромаха, Приам.

3. Урок музыки.(сл.6)

Учитель: «Афиняне утверждали, что без любви к музыки нельзя стать настоящим гражданином. Поэтому дети учились игре на флейте и на других музыкальных инструментах.»

(Ученица исполняет музыкальное произведение на флейте).

4. Посещение Гимнасия. (сл.7)

Учитель: «А теперь отправимся в один из Гимнасиев (их в Афинах было три). В Гимнасиях перед слушателями выступали известные ученые, философы, поэты. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства. Часто ученые спорили, но каждый оставался при своем мнении».

1-ая сцена: Аристотель и Антифонт (взгляды ученых на природу человека).

Аристотель: «Одни орудия являются одушевленными, другие — неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободными, другие рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами справедливо».

Антифонт: «Я не согласен с тобой, Аристотель. По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом — через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».

Аристотель: « Я уважаю твою точку зрения. Антифонт, но остаюсь при своем мнении».

Учитель: «В Афинах не было ни королей, ни вельмож. Государственными делами ведали граждане, которых выбирали на народном собрании. Строго следили, не гражданин государственную должность занимать не мог. Поведайте, уважаемые ученые, как происходила проверка прав гражданина».

2-ая сцена: Анаксагор, Геродот, Аспасия.

Анаксагор: «Если в отношении какого-либо жителя Афин возникают сомнения, гражданин ли он, то дело передается в суд. Если суд не признает права этого человека, то государство продает его в рабство».

Геродот: «Каждый афинянин, избранный на должность по управлению Афинским государством, подвергается проверке в Совете пятисот. Председательствующий задает вопросы. «Кто твой отец? Кто отец отца? Кто твоя мать? Кто отец матери?» Затем спрашивает: «Где находятся могилы твоих предков? Заботишься ли ты о своих родителях?»

Аспасия: «Выслушав ответы, председательствующий говорит: «Пригласи свидетелей в подтверждение своих слов». Совет пятисот решает голосованием, можно ли афинянина утвердить в должности».

5. Заседание Народного собрания. (сл.8)

Учитель: «Очень интересно побывать на Народном собрании. На собрании выбирали стратега сроком на год. 15 раз подряд Собрание выбирало Перикла на должность первого стратега. В данный момент он выступает перед согражданами. Послушаем его речь».

Перикл: «Афинами управляет не горсть людей, а большинство народа. Бедность или низкое общественное положение не мешают у нас человеку занять почетную должность, если он способен принести пользу государству. Бедность ни для кого не является позором, но позорно, если человек сам не стремится избавиться от бедности трудом. Мы не питаем неприязни к соседу, не возмущаемся им, если он поступает так, как ему нравится. Мы проявляем терпимость. Мы всем разрешаем посещать наш город и осматривать его. Наше государство является школой всей Эллады, и каждый из нас может с легкостью проявить свою личность в различных условиях».


6. Театр Диониса. (сл.9)


Учитель: «Ну а теперь пришло время посетить театр Диониса. Там премьера: пьеса «Яблоко раздора».

Сцена « Яблоко раздора».

Гора Олимп. Зевс и Гера решили устроить бал, но Эриду (богиню раздора) не пригласили.

Тогда Эрида явилась незваной и незаметно бросила среди пирующих богов золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей».

Гера: «Смотрите… яблоко».

Афина: « Там какая-то надпись».

Афродита: (читает надпись) «Пре-крас-ней-шей». Так оно предназначено мне».

Гера: « Отдай мне яблоко».

Афина: « Яблоко должно принадлежать мне».

Афродита: « Нет! Я — самая молодая и красивая из богинь, оно должно принадлежать мне».

Зевс: « Остановитесь, богини! На Олимпе не должно быть ссор».

Гера: « О, мудрейший из богов, рассуди нас, кому должно принадлежать яблоко с надписью «Прекраснейшей»?»

(Призадумался Зевс. Не мог он обидеть Геру — жену свою, но не мог он обидеть и своих дочерей — Афину и Афродиту).

Зевс: « Пусть вас рассудит, богини, молодой юноша, сын царя Трои — Парис. Отправляйтесь к нему».

Богини перелетели Эгейское море и предстали перед Парисом.

Гера: « Присуди яблоко мне, и я сделаю тебя властелином всей Азии».

Афина: « Если ты присудишь яблоко мне, я помогу тебе совершать великие подвиги и прославиться».

Афродита: « Отдай яблоко мне, я найду тебе в жены самую прекраснейшую женщину в мире».

(Парис присуждает яблоко Афродите.)

Парис: « Я присуждаю это яблоко самой молодой и красивой богине Афродите».

(Не знал Парис, что его решение будет роковым. Афродита наградила его красавицей Еленой, которая была женой царя Спарты Менелая. Елена покидает Спарту и отправляется с Парисом в Трою… Вскоре начнется Троянская война.)


7. Площадь Агора.


Учитель: «Свое путешествие мы заканчиваем на площади Агора. Визитной карточкой Греции является танец Сиртаки».

(Дети встают и танцуют танец Сиртаки)


III. Подведение итогов путешествия.


IV. Дом. задание.

Подобрать дополнительный материал и сделать презентацию (4-5 сл.) на тему «Моя Эллада». Повторить раздел «Древняя Греция» (на следующем уроке тест на 5 мин.)


На этом урок заканчивается. Благодарю за сегодняшний спектакль. Все «актеры» получают «отлично».


Свежие документы:  Конспект урока. Правила согласования подлежащего и сказуемого, 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: