УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ ОТДЕЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ЮНОСТЬ» п.МОСТОВСКОГО



Утверждаю: Директор МБОУДОД ДЮСШ «Юность»

______________Батраков В.Н. протокол пед. совета №______ от «____»_____________20__г.





02-02





УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ

ОТДЕЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ







Срок реализации программы 3 года

Возраст учащихся 4-7 лет

Вид программы: Модифицированная





Тренер-преподаватель

по художественной гимнастике

____________Хмельницкая Т.В.




п. Мостовской



Пояснительная записка


Учебная программа — в подготовительных группах на отделении художественной гимнастики предназначена для детей 4-6 и 7-8 лет, занимающихся в системе дополнительного образования. Программа разработана согласно «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. № 233 ( с изменениями от 22.02.1997г., 08.08.2003г., 01.02.2005г., 07.02.2006г.)

При разработке содержания программы учтены требования к программному материалу, методическим указаниям и примерным учебным планам для занятий массовыми видами спорта с оздоровительной направленностью, рекомендованные Управлением развития физической культуры государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 24.06.2001г. Особое внимание уделено внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий и пропаганде здорового образа жизни. В данной программе под технологиями понимается набор действий по формированию знаний, умений и навыков , направленных на укрепление здоровья детей и подростков. В программе реализуются технологии различных типов.

Здоровьесберегающие технологии . Их использование в процессе занятий художественной гимнастикой обеспечивает создание безопасных условий для занятий и рациональную организацию образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся при соблюдении гигиенических требований , а также соответствие физической нагрузки возрастным особенностям занимающихся.

Технологии обучения здоровью. Включают гигиеническое обучение (правильное питание, гигиена тела), обучение жизненным навыкам в общении (управление эмоциями, разрешение конфликтом), осознанное соблюдение правил техники безопасности на занятиях, профилактику вредных привычек.

Технологии воспитания физической культуры и укрепления здоровья. Воспитание у занимающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формируют представление о здоровье, как ценности, стимулируют мотивацию на ведение здорового образа жизни, ответственность за собственное здоровье.

Оздоровительные технологии. Направлены на решение задач, укрепление физического здоровья учащихся. Они разделяются на два вида: спортивно оздоровительные (средствами художественной гимнастики и других видов спорта) и физкультурно-оздоровительные ( средствами для профилактики и коррекции основных нарушений в состоянии здоровья).

Программа рассчитана на обучение учащихся в группах спортивно оздоровительного этапа в течении трех лет.




Нормативная часть

Наполняемость учебных групп и учебно – тренировочная нагрузка


Этапы обучения

Год обучения

Возраст для зачисления

Кол – во уч-ся

в группе

Кол-во учебных часов в неделю

спортивно-оздоровительный этап обучения


первый год

4-5 лет

18 чел.

6 часов

второй год

5-6 лет

18 чел.

6 часов

третий год

6-7 лет

18 чел.

6 часов




Цели и задачи подготовки на спортивно – оздоровительном этапе:


  • укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию. повышение физической и умственной работоспособности;

  • развитие моторики, формирование жизненно необходимых умений, знаний и навыков;

  • направленное воздействие на комплексное развитие физических качеств;

  • привитие знаний о режиме дня, личной гигиене, значение занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья;

  • расширение диапазона двигательных умений и навыков;

  • формирование правильной осанки и профилактика её нарушений;

  • формирование устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;

  • изучение основ технико – тактических действий в избранном виде спорта;

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;

  • направленное развитие физических качеств средствами художественной гимнастики;

  • расширение гигиенических знаний и формирование основ самоконтроля при занятиях физическими упражнениями;

  • воспитание нравственных, эстетических, интеллектуальных и волевых качеств, а также навыков культуры поведения.
















ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ


Теоретическая подготовка для спортивно-оздоровительного периода обучения


  1. Физическая культура и спорт в России.


  1. Значение физической культуры в современной жизни.

  2. Оздоровительное значение физической культуры в современной жизни.



  1. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена


  1. Понятие о гигиене, основные задачи и требования.

  2. Соблюдение правил гигиены в процессе занятий физическими упражнениями.

  3. Правила личной и общественной гигиены.


  1. Меры безопасности на учебно-тренировочных занятиях


1. Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

2. Причины травм и их предупреждение на занятиях.


























Программа обучения здоровью


Компонент

здоровья

Содержание обучения

Педагогическая задача


Занимающиеся в спортивно-оздоровительных группах (5-6 лет)


Физический

Образ жизни, который укрепляет здоровье

Научить объяснять критерии

Важность регулярного медицинского осмотра

Научить объяснять необходимость выполнения рекомендации врачей

Защита зубов и десен

Объяснять необходимость соблюдения гигиенических правил

Психический

Положительные качества человека

Научить описывать свои и чужие качества

Эмоции в повседневной жизни и при занятиях спортом

Описать разнообразие эмоций

Поведение


Охарактеризовать приемлемое и неприемлемое поведение

Рост и развитие

Основные части тела

Научить называть и описывать

Органы чувств

Научить описывать виды информации, полученные каждым органом чувств

Питание

Пища

Научить перечислять

Личные предпочтения в еде

Обосновать и проанализировать источники «полезной» пищи

Роль завтрака в повышении работоспособности

Рассказать и обосновать необходимость регулярного питания

Профилактика вредных привычек

Необходимость применения лекарственных средств

Разъяснить случаи необходимости применения по рекомендации врача

Опасность применения незнакомых веществ

Научить объяснять, почему опасно

Болезни и их профилактика

Инфекционные заболевания

Ознакомить с причинами возникновения


Занимающиеся в спортивно-оздоровительных группах (6-7 лет)


Физический

Защита зубов и десен

Объяснить необходимость соблюдения гигиенических правил

Психический

Приятные и неприятные эмоции

Разъяснить основы самоконтроля


Выражение эмоций

Охарактеризовать ответственное и безответственное проявление эмоций

Рост и развитие

Зрительные и слуховые анализаторы

Ознакомить с профилактикой заболеваний органов зрения и слуха

Опорно-двигательный аппарат

Профилактика травматизма при занятиях в зале и на улице

Питание

Систематичность соблюдения режима питания

Объяснить необходимость соблюдения режима питания

Профилактика вредных привычек

Воздействие табака на организм человека

Разъяснить невозможность сочетания активной жизни и курения

Профилактика болезней

Болезни дыхательной системы, зубов, десен

Объяснить возможность профилактики

при помощи гигиенических средств

Занимающиеся в спортивно-оздоровительных группах (7-8 лет)


Физический

Роль гигиены и санитарии в учебно-тренировочном процессе и быту

Объяснение понятия «чистота» спортивного зала, инвентаря, формы для занятий

Значение осанки для здоровья

Описать факторы, влияющие на формирование осанки

Психический

Поведение человека в коллективе

Разъяснить особенности взаимодействия в спортивном коллективе

Сочувствие окружающим людям

Необходимость проявления сопереживания к людям, имеющим недостатки в состоянии здоровья

Рост и развитие

Система питания

Объяснить какие негативные воздействия несет нарушение режима питания

Дыхательная система

Привести примеры положительного влияния физических упражнений на организм человека

Профилактика вредных привычек

Пассивное курение

Объяснить негативное воздействие курения на организм курильщика и окружающих людей

Профилактика болезней

Инфекционные и хронические болезни

Описать способы профилактики болезней

Предотвращение травм опорно-двигательного аппарата

Сформировать требования к обязательному соблюдению техники безопасности на занятиях дзюдо и в быту
































ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


    1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


п/п

Средства

Возраст занимающихся

СОГ-1 (5-6 лет)

СОГ-2 (6-7 лет)

СОГ -3 (7-8 лет)

1

Ходьба

Ходьба на носках, на пятках, внешнем внутреннем крае стопы, с высоким подниманием бедра, с крестным шагом , с перешагиванием через предметы

Выполнение ранее изученных упражнений. Ходьба коротким шагом, средним и длинным шагом, змейкой в полуприседе, приставным шагом левым, правым боком, с изменением направления со сменой направляющего

Выполнение ранее изученных упражнений, с изменением частоты шагов и темпа, с носка, на скорость 2-3м, в полуприседе, с различными положениями рук, по разметкам, широким шагом, с ускорением


2

Бег

Бег на носках, с высоким подниманием бедра, в колонке по одному в различных направлениях, с остановкой по сигналу, бег с подскоком приставным шагом правым, левым боком

Выполнение ранее изученных упражнений. Бег с изменением направления и темпа, со сменой направляющего, с захлестом голени, челночный бег, бег с подскоком

Выполнение ранее изученных упражнений, чередование бега с ходьбой до 3 мин., бег с выносом прямых ног вперед, назад, бег со скакалкой , бег с мячом, эстафеты на скорость, челночный бег.

3

Прыжки

Прыжки на месте на одной и двух ногах, с продвижением вперед, из кружка в кружок, вокруг предметов, через линии, прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов, прыжки с высоты 15-20см., в длину с места, через препятствие.

Выполнение ранее изученных упражнений, прыжок в упор-присев, с одной ноги на две, с двух ног на одну, прыжки с поворотом на 900 , прыжки через линии, через предметы, через скакалку, прыжки в чередовании с ходьбой различными способами.

Выполнение ранее изученных упражнений, прыжки с высоты 30-40 см., в длину из полного приседа, из висов, через скамейку, со скамейки, с поворотом на 180, через короткую скакалку, на месте до 20 сек., отталкиваясь одной ногой и приземляясь на обе.

4

Акробатика

Группировки из положения сидя, лежа, перекаты в группировке вперед назад из положения упор-присев. Перекаты влево, вправо из и.п. –лежа на спине. Перекат назад из и.п.-лежа на животе

« мост» из положения лежа, полушпагат

Выполнение ранее изученных упражнений стойка на лопатках, кувырок вперед, «мост» с помощью; кувырок вперед , через правое (левое) плечо, кувырок назад, полушпагат, шпагат (правой, левой). Переворот в правую (левую) сторону.

Выполнение ранее изученных упражнений. Кувырки вперед, назад. Мост с помощью и без помощи. Полушпагат, шпагат (правой, левой). Переворот в правую (левую) сторону.

5

Висы и упоры

Вис на гимнастической стенке, в висе сто на гимнастической стенке наклоны, упор -стоя на коленях.

В висе стоя и лежа: сгибание и разгибание ног в висе спиной к гимнастической стенке. Подтягивание в висе –лежа. Упражнения в упоре-стоя на коленях гимнастической скамейке.

Передвижение в висе – стоя на гимнастической стенке, сгибание и разгибание рук, в упоре-лежа, на гимнастической скамейке. Вис-прогнувшись, на гимнастической стенке. Поджимание ног в висе.

6

Лазание

Лазание на четвереньках между предметами, вокруг предметов, из различных исходных положений, под натянутую веревку, через обруч, вверх-вниз по гимнастической стенке, перелезание через горку матов.

Лазание по наклонной скамейке в упоре-присев, в упоре-стоя на коленях , лежа на животе и подтягиваясь руками по гимнастической стенке с согласованием движений рук и ног.

Лазание и перелазание через гимнастические снаряды. Выполнение ранее изученных элементов лазания.

7

Равновесия

Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке); Ходьба на носках по гимнастической скамейке, по лежащему шнуру, по линиям.


Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами, повороты кругом стоя и при ходьбе на носках по рейке гимнастической скамейки, ходьба по линии приседая и делая повороты.

Ходьба по рейке гимнастической скамейки с поворотами на носках, на одной ноге, приставными шагами, приседание и переход в упор –присев,в упор-стоя на коленях

8

Общераз-

вивающие

упражнения

Без предметов: повороты, наклоны и круговые движения для головы, рук, ног и туловища. Исходные положения : стоя, сидя, стоя на коленях, лежа, стоя у опоры, лежа на животе. С предметами : малым и большим мячами, обручем, гимнастической палкой, скакалкой, лентой.

Без предметов: поднимание рук вверх, вперед, в сторону, отведение за спину из различных исходных положений. Размахивание руками назад, вперед, вращение согнутыми руками, повороты и наклоны в разные стороны из различных исходных положений. С предметами те-же, что и для первого года обучения.

Без предметов: поднимание рук вверх, вперед, в сторону. Одновременные и попеременные движения рук , сгибание рук в стороны из положения руки перед грудью, наклоны вперед, назад касаясь руками пола, разнообразные упражнений сидя , лежа на животе, на спине стоя на коленях, сочетания движений рук и ног. Общеразвивающие упражнения с предметами.




























    1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (для всех групп)


Упражнения для развития силы:


-поднимание и опускание рук вверх, вперед, в стороны ( с гимнастической палкой и другими предметами);

-наклоны и повороты туловища в различных направлениях, из различных исходных положений;

-круговые движения туловищем;

-сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, в висе нижней жерди или низкой перекладине;

-удержание положения, прогнувшись лежа на животе;

-в висе на гимнастической стенке поднимание согнутых ног до угла 90;

-лежа на спине, руки над головой, ноги закреплены поднимание туловища до прямого угла;

-вис на гимнастической стенке;

-лазание и передвижение в висе на гимнастической стенке;

-приседание на двух ногах у опоры и без.


Упражнения для развития гибкости:


— круговые движения руками во всех направлениях;

-наклоны туловища вперед и в стороны;

-«мост» из положения лежа ( с помощью);

-«полушпагаты»

-маховые движения ногами вперед, назад и в сторону у опоры;

-упражнения с гимнастической палкой в различных хватах;


Упражнения для развития быстроты:


-пробегание отрезков 7-8 м из разных стартовых положений;

-пробегание отрезков 10 м на скорость;

-челночный бег 4х5 м;

-выполнение упражнений на время : упор присев- упор лежа (3-4 раза); лазание по гимнастической стенке (вверх-вниз).


Упражнения для развития прыгучести:


-прыжки со скакалкой;

-прыжки на двух ногах с продвижением вперед;

-прыжки в глубину с высоты 40см.;

-прыжки в глубину с высоты 40см. с подскоком;

-прыжки через веревку натянутую на высоте 20см.на двух ногах ( с продвижением вперед, правым, левым боком).



    1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ( для всех групп)


Для занимающихся в группах 5-6 лет, 6-7 лет, одним из основных средств освоения двигательных навыков, являются подвижные игры.

Игры для совершенствования техники бега и прыжков: «Караси и жуки», «Белые медведи», «Эстафета зверей», « Команда быстроногих», «Лиса и куры», «Прыжки по полосам», «Кто обгонит?.

Игры совершенствующие ориентирование в пространстве: «Два мороза», «Волк во рву», «Гуси-лебеди», «Космонавты».

Игры совершенствования техники выполнения метания, и бросков: «Мяч на полу», «Передача мячей в колоннах», «Кто дальше бросит?», «Метко в цель», «Попади в цель».

Игры развивающие точность движений: «Часовые и разведчики», «Охотники и утки»,«Погоня», «старт после броска».

Игры развивающие быстроту и ловкость: «Эстафеты с элементами равновесия», «День и ночь», «Перебежки с выручки», «Старт после броска», «Встречные эстафеты».


АКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


  1. Группировка из различных исходных положений ( из упора сидя сзади, положения лежа на спине, основной стойки).

  2. Перекаты в группировке вперед-назад.

  3. Перекаты в положении «лодочка» вперед, назад.

  4. Кувырки вперед, назад из различных исходных положений.

  5. Стойка на лопатках из упора сидя сзади, из упора присев.

  6. «Мост» из положения лежа на спине.
























IV. ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


Элементы классического танца


В классическом танце три позиции рук:

-первая позиция- закругленные в локтях и запястьях руки, со сближенными кистями подняты перед собой на уровне желудка;

-третья позиция –разучивается после того, как изучена первая позиция, округлые руки на верху, над головой (чуть впереди);

-вторая позиция-округлые руки открыты в стороны на уровне плеч (чуть покато).

Помимо этих трех позиций руки могут также находиться в подготовительном положении.

В классическом танце пять выворотных позиции ног. Изучаются они лицом к палке в следующей последовательности: первая позиция, вторая позиция, третья позиция, пятая позиция и четвертая позиция.

Партерная хореография


-удержание положения «сед руки в стороны, носки вытянуты»;

-в упоре сидя сзади сгибание-разгибание стоп одновременно, поочередно;

-в упоре сидя сзади-носки на себя – разведение стоп в первую позицию;

-в упоре сидя сзади- круговые движения стопами ног;

-лежа на спине поочередно поднимание и удержание прямых ног;

-лежа на спине, поочередное отведение прямых ног в стороны;

-лежа на животе поочередное удержание поднятых прямых ног.


Элементы народно-характерного танца


-приставные, переменные шаги;

-шаги галопа вперед, в сторону, назад;

-шаги польки вперед;

-«русский шаг».


Музыкально-двигательные задания


-ходьба, подскоки и прыжки под музыку;

-движения руками и головой в такт музыке;

-импровизированные танцы.


Гимнастическая подготовка


Упоры:

-удержание положений на полу: упор-присев, упор-стоя согнувшись, упор-лежа сзади;

-переход из одного упора в другой различными способами (прыжком, шагом, переступанием);

толчком двумя ногами, прыжок в упор-присев на возвышение высотой до 40 см.;

-прыжком упор на перекладине или на нижней жерди параллельных брусьев.


Висы:


-вис на перекладине;

-перехваты руками в висе продвижением влево, вправо;

-качи, размахивание в висе;

-вис на согнутых руках;

-вис согнув ноги;

-вис сзади.


Упражнения на батуте:


-ходьба по периметру, через центр, по диагонали;

-прыжки вверх с различным положением рук;

-прыжки ноги врозь, согнув ноги, в стойку на коленях, в сед;

-прыжки с поворотом на 90,180.


Упражнения для развития равновесия:


-равновесие на двух ногах, стоя на носках, на полу, на низком бревне;

-равновесие на одной ноге, другая вперед – в сторону (назад);

-повороты переступанием на ограниченной площади;

-выполнение равновесия на одной ноге, стоя на рейке гимнастической скамейки;

-ходьба по бревну (низкому, среднему).


Прыжковые упражнения:


-прыжки на двух ногах в разных сочетаниях;

-наскок на горку гимнастический матов с места, с нескольких шагов, с разбега, с отскоком;

-прыжки с различным положением ног (ноги врозь, согнув ноги, со сменой прямых и согнутых ног);

-прыжки с места ( с разбега) на заданное расстояние.


ОРГАНИЗАЦИОННО –МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Данная программа рассчитана для проведения учебно-тренировочных занятий на спортивно-оздоровительном этапе с детьми 5-6 лет.

В практических занятиях высокое значение имеет разминка. Для спортивно-оздоровительных групп на начальном этапе ее нужно проводить в игровой форме.

Теоретический материал следует излагать популярно в форме кротких бесед по 10-15 мин. Практические занятия не должны быть однообразными. Преподаватель обязан, обеспечить эмоциональность занятий, используя игры, эстафеты и другие упражнения, проводимые соревновательным методом, что повышает заинтересованность и работоспособность занимающихся.

Общеразвивающие гимнастические упражнения обеспечивают общее физическое развитие занимающихся.

Специальные упражнения направлены на развитие и совершенствование физических качеств, координации движений, специфических качеств, способствующих лучшему овладению техники выполнения гимнастических упражнений юными гимнастками.

Последовательность изучения гимнастических упражнений, преподаватель определяет в зависимости от подготовленности занимающихся. Устанавливая последовательность, тренер должен стремиться к тому, чтобы занимающиеся овладели широким кругом двигательных навыков.

Нагрузки в учебно-тренировочных занятиях можно повышать только на основе тщательных наблюдений за ходом этого процесса, совместно с медицинским работником и с учетом самочувствия занимающихся.

В целях лучшего и более быстрого освоения материала занимающимся даются индивидуальные домашние задания по всем разделам подготовки.
































Список литературы



  1. Карпенко Л.А. Основы спортивной подготовки художественной гимнастике.

Учебное пособие СПб. Изд-во СП6 ГАФК, 2000-40с.

  1. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике.

М. Физкультура и спорт, 1984г.

3.Степанова И.А.Формирование творческого подхода к обучению элементам

художественной гимнастики.

СПб. Изд-во СП6 ГАФК, 1996г.

  1. Карпенко А.А. Характеристика компонентов спортивной подготовки в

художественной гимнастике.

СПб. Изд-во СП6 ГАФК. 1998г.

  1. Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А. Хореографическая подготовка в спорте.

Киев. Изд-во КГИФК, 1990г.





































































































































Свежие документы:  Режим дня летнего оздоровительного лагеря

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: