Адаптированная программа «Твоя профессиональная карьера» 8 класс



МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»















ПРОГРАММА


«ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»

(АДАПТИРОВАННАЯ)


Предмет по выбору, основанный на проектной деятельности


Автор: Кононенко Г.В., учитель

мировой художественной культуры

МОУ «СОШ№8»



























Усть-Илимск

2005

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Сегодня, когда профильное обучение особенно актуально в системе образования, очень важно провести предпрофильную подготовку учащихся для того, чтобы выбор профиля ими стал осознанным и продуктивным. Этой цели служат не только курсы по углубленному изучению предметов, но и курсы по профессиональной ориентации. Цель таких курсов — формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Поэтому можно констатировать, что профессиональная ориентация призвана в школе решать задачу формирования личности профессионала нового типа, ориентированного на успешную самореализацию и самоопределение, что обеспечит эффективное встраивание выпускника школы в социальную среду, а значит и находить свое место на рынке труда.

Исходя из представлений о личности, не только как об объекте профориентационных воздействий, но и как о субъекте профессионального самоопределения, особо важной является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях. У школьников необходимо формировать представления о существующих профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а так же умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями выбранной профессии.

Курс «Твоя профессиональная карьера» является предметом по выбору, предназначен для учащихся 8 классов. Он написан на базе программы «Твоя профессиональная карьера», рекомендованной Главным управлением развития общего и среднего образования Министерства образования РФ. М., «Просвещение» 1994.

Указанная программа рассчитана на 2 года обучения (8-9 класс) с общим количеством часов, отводимых на курс при 4- часовой недельной нагрузке – 272 часа. Из них в 8 классе на теоретические занятия – 107 и на профессиональные пробы – 28 часов.

В процессе обучения предметам из области технология не всегда происходит профессиональное определение учащихся, так как предметы данной образовательной области направлены на овладение конкретными технологиями производства определенного продукта. Сегодня ученику очень важно получить достаточное количество информации о мире профессий, чтобы, оперируя ею, найти свое место в этом мире. Традиционные источники информации – СМИ, учителя, родители, справочная литература- не могут удовлетворить потребности учащихся, потому что они исключают наличие собственного опыта ученика, его впечатлений и эмоций. Возникшее противоречие может решить введение в школе адаптированного варианта программы.

Адаптированная программа предполагает обучение в течение одного года – в 8 классе, так как в 9 классе многие учащиеся больше времени уделят выбору предметов, предназначенных для подготовки к экзаменам. Общее количество часов, отводимое на изучение за год – 136. Изменяется по сравнению с базовой программой, распределение часов на аудиторные занятия и самостоятельную работу по выполнению проекта. Программа не ставит цель – изучение технологии производства. Основное направление программы – профессиональная ориентация и подготовка к выбору профессии и профиля обучения. Поэтому основное внимание в процессе изучения курса уделяется развитию способности личности выбирать профессию, изучению признаков профессиональной деятельности, формированию представления о трех компонентах «образа – я»: когнитивном, эмоционально – оценочном, поведенческом.

Изменяется так же и подход к проведению профессиональных проб. Они проводятся либо в форме наблюдения (пассивная практика), либо в форме включения в простейшую деятельность, доступную возрасту, по согласованию с организацией, предоставившей возможность прохождения проф. пробы. Проведение практической части вне стен школы – принципиально для данного курса. Так как именно наблюдение за живой профессиональной деятельностью на предприятии может способствовать формированию адекватности знаний учащихся о мире труда и профессий.

Профессиональные пробы проводятся параллельно с изучением теоретической части курса. В 8 классе предусматривается серия проб по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».

Выполнение профессиональных проб предполагает выполнение проекта, результатом которого станет «Паспорт профессии», выполненный учащимися в свободной форме, но включающий полное описание профессии, ее особенностей и требований. Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в составе группы. Они проводятся на базе различных организаций и предприятий города (по договоренности с администрацией) и предполагают наблюдение, выполнение простейших заданий, беседы с работниками и прочую деятельность, необходимую для выполнения проектного задания. Не исключается проведение профессиональных проб под руководством родителей.


Основные задачи профессиональных проб:


  1. ознакомление учащихся с группой профессий, содержанием, характером и условиями труда в различных отраслях;

  2. формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности;

  3. оказание помощи школьникам в профессиональном определении.

  4. Развить интерес к конкретной профессиональной деятельности;

  5. проверить готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.


Практическая реализация данного курса предполагает применение проектного метода. Об актуальности этого метода пишет С.А.Писарева: « В последнее время в педагогической теории и практике получает распространение идея проектирования как способа решения проблем в различных сферах и способах деятельности. На смену традиционным культурам приходит проектная культура, ориентированная на созидательные возможности человека. Под формированием проектной культуры понимается воспитание личности, способной осуществить биографическое проектирование (проектирование собственной судьбы) на основе разработки и реализации технических, научных, социальных и иных личностно – значимых проектов».[3]

Работа в проектном режиме предполагает обучение учащихся общим приемам проектирования, принципам разработки проектов для любой сферы деятельности, выявлению факторов, способствующих реализации проектов, умению рассчитать ресурсы, необходимые для воплощения проекта в жизнь.

Курс состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая включает изучение «образа «я»», мира труда и мира профессий. Практическая представляет собой профессиональные пробы по всем сферам профессиональной деятельности.

Общее количество часов, отводимое на курс, в программе 8 класса – 136, при недельной нагрузке – 4 часа. Из них на теоретические занятия – 107 часов. При условии работы в проектном режиме, распределение времени будет следующее:


  • на аудиторные занятия отводится – 64 часа;

  • на самостоятельную работу по проекту – 43 часа;

  • на профессиональные пробы – 29 часов.

Распределение времени на изучение отдельных частей курса является примерным, и может изменяться в зависимости от результативности работы в проекте.



ЦЕЛИ:

  1. актуализировать процесс профессионального самоопределения за счет организации проектной деятельности учащихся, направленной на получение знаний о себе, о мире профессий, соотнесение их в процессе профессиональных проб;

  2. развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях.

  3. формировать проектную культуру учащихся.


ЗАДАЧИ:


  1. повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании;

  2. сформировать положительную самооценку, осознание собственной индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

  3. ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции;

  4. обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности к требованиям профессиональной деятельности с помощью включения их в систему профессиональных проб;

  5. освоить работу в проектном режиме.









ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:


В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во – первых на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, во – вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры, по всем темам курса проводятся практические работы. Изучение отдельных разделов курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учреждения, концерны, учебные заведение.

Формы организации занятий:


  • комбинированный урок,

  • конференция,

  • «круглый стол»,

  • пресс – конференция,

  • деловая игра,

  • «мозговой штурм»,

  • ролевая игра,

  • индивидуальное консультирование,

  • семинары,

  • встреча с представителями отдельных профессий,

  • диспут,

  • конкурс и т.п.


Основной формой является работа в режиме проектной деятельности, который построен по принципу самообразования, т.е. приобретения знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя. Его роль – консультант, к которому можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.


Работа над проектом включает следующие стадии:



Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Определение темы и цели.

Определить тему, цель, форму представления.

Уточняют информацию, распределяют роли в группе, выбира-

ют координатора.

Мотивирует учащихся, объясняет цели и задачи работы, наблюдает, консультирует

2

Планирование проектной деятельноти.

Определить этапы работы, сроки, форму конечного продукта на каждом этапе, составить четкий график движения в проекте, выбрать критерии оценки промежуточных результатов.

Формируют задачи, уточняют наличие источни-

ков информации, необходимых ма-териалов, ресур-

сов, составляют план действий.

Наблюдает, консультирует по необходимости.

3

Процесс исследования и анализ результатов.

Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимально варианта, уточнение и коррекция планов действия.

Самостоятельно исследуют тему, находят ошибки в работе и корректируют ее схему, работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, подготавливают продукт проекта в определенной форме для представления.

Помогает определиться с необходимой литературой, помогает организовать деятельность в группе, консультирует по необходимости.

4

Отчетность и представление результатов. Защита проекта

Защита проекта, объяснение полученных результатов, анализ выполнения проекта, результатов, причин неуспеха (если проект неуспешен), анализ соответствия заявленной и представленной форм продукта.

Представляют результаты своего труда коллективу в различных формах, участвуют в коллективном анализе проектов.

Помогает в подготовке представления итогов (по необходимости), направляет процесс анализа,

5


Оценка результатов

Соотнесение результата деятельности с намеченной целью, определение уровня полученных знаний, определение задач для дальнейшего движения.

Оценивают свою деятельность, ее результаты и соответствие с поставленной целью.

Дает оценку представленной работе, организует коллективное обсуждение.



Параллельно с самостоятельной работой над проектами, будут проводиться уроки, тематическое планирование которых будет исходить из проблем, обозначенных в результате деятельности по определению возможных проектов методом «мозгового штурма».

Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают учащимся возможность углубить и закрепить полученные знания, умения и навыки.






ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:



В течение года учащиеся выполняют 3 проектных задания: два из них связаны с теоретическим материалом и выполняются в группах, один – «Паспорт профессии», связанный с профессиональными пробами, выполняется индивидуально. Этот проект выполняется в течение года, и защита его производится по окончании изучения курса – в конце учебного года.

В качестве промежуточного контроля – защита групповых проектов по окончании первого полугодия, в декабре и в течение четвертой четверти, по графику.

КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ:


Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору учебного профиля и профессии и степени овладения проектным методом работы. Данные показатели определяются с помощью психологических методик для проведения профконсультационной работы. Количественные показатели оценки способности к выбору профессиональной деятельности высчитываются по методике С. Фукуямы на тесте «Способность к выбору профессии» и других. Указанные методики и необходимые консультации по их применению можно получить у школьных психологов.



В результате обучения, учащиеся будут иметь представления:


  • о смысле и значении труда в жизни человека;

  • о современных формах и методах организации труда;

  • о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;

  • о предпринимательстве;

  • о рынке труда.


Учащиеся будут знать:


  • значение профессионального определения;

  • требования к составлению личного профессионального плана;

  • правила выбора профессии;

  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;

  • о психологических и психофизиологических ресурсах личности, в связи с выбором профессии;

  • понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально – волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

  • значение творческого потенциала человека для выстраивания карьеры;

  • правила делового этикета.


Учащиеся будут уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованием конкретной профессии;

  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

  • использовать приемы совершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;

  • работать в проектном режиме.








ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»


Так как тематическое планирование будет осуществляться совместно с учащимися, последовательность тем может изменяться.


ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ


Учебная

неделя

Тема

Содержание деятельности

Количество часов

1


1

Вводное занятие


Содержание специфика занятий

1


2.1

Внутренний мир человека и возможности его познания


Понятие личности. Методы изучения личности. Составление «дерева» психологических качеств личности

1

2

2.2

Многообразие профессий и внутренний мир человека с его возможностями и познаниями

Труд в жизни человека Проф. деятельность – способ самореализации. Составление словаря профессий

1


3

Теоретическое занятие Знакомство с проектным методом


Метод проекта. Этапы работы в проекте. Матрица проекта

1

3

4.1

Определение тем для проектной деятельности, выбор типов проектов. Формирование тематического планирования уроков на первое полугодие (определение проблем)

Первый этап работы с проектом. Определение круга проблем методом «Мозговой Штурм». Защита выбранной темы перед классом

1


4.2

Работа с матрицей проекта. Определение целей и задач, выработка гипотезы и формы представления. Определение критериев оценки. Первый этап проектной деятельности

Составление паспорта проекта. Определение этапов. Конечного продукта на каждом этапе, характера действий в школе, вне школы, на проф. пробах, распределение ролей в группе, необходимых материалов и определение источников информации

1

4

5

Лекция «Секреты» выбора профессии («хочу» – «могу» – «надо»).

Склонности, желания, интересы личности, человеческие возможности и потребности рынка труда в кадрах

2

5

6.1

Изучение склонностей и интересов в профессиональном выборе по психологическим методикам («хочу»).

Потребности и мотивы как условие активности личности. Опросник профессиональной готовности

1


6.2

Изучение возможностей личности в проф. деятельности («могу»). Использование психологических методик.

Понятие профпригодности, активная роль личности при выборе профессии Методика самооценки индивидуальных особенностей

1

6

7.1

Социальные проблемы труда («надо»).


Профессионализация, специализация, квалификация

1


7.2

Разделение труда. Дискуссия


Дискуссия «кто нужен нашему городу?»

1

7

8

Промежуточный контроль. Установка на третий этап — исследование

Отчет групп о результатах второго этапа проектной деятельности — планирования работы. Коррекция

2

8

9.1

Содержание и характер труда. Лекция


Цель труда, его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда

1


9.2

Ролевая игра «Мэрия».

Применение теоретических знаний о профессии, полученных в результате лекционных и самостоятельных занятий.

1

9

10.1

Вводный урок по теме «Профессиональные пробы».

Задачи и формы проведения. Распределение по группам. Составление графика и формы отчетности – «Дневник выбора профессии»

1


10.2

Определение темы проекта «Портрет профессии». Первый этап проектной деятельности.

Определение тем, индивидуальное планирование деятельности. Работа с матрицей проекта, консультации по выполнению

1


В конце первой четверти дается установка на профессиональные пробы. Некоторые учащиеся предпочитают их проходить в каникулярное время. Начав проходить пробы – посещение различных предприятий и учреждений по выбору, предоставленному администрацией школы,- учащиеся наблюдают, выполняют несложные задания, беседуют с работниками, при этом работая, над первым этапом индивидуального проекта. При этом продолжается работа над вторым этапом группового проекта.


ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ:



Учебная

неделя

Тема

Содержание деятельности

Количество

часов

1


11.1

Консультативное занятие по анализу работы над вторым этапом «Где мы находимся в проекте?»

Выступление координаторов групп по анализу выполнения этапов проекта, определение задач последующей работы, оценка деятельности членов группы

1


11.2

Определение проблем, связанных с проектной работой и тематическое планирование на вторую четверть.

Групповые консультации с педагогом

1

2

12.1

Социально – психологический портрет современного профессионала. Лекция

Предприимчивость,интеллектуальность, ответственность, социально – психологическая мобильность

1.


12.2

Формула профессии. Определение ее значения и формы работы с ней

Классификация профессий. Определение типа, класса, отдела, группы, составление формулы профессии

1

3

13

Конкурс «Угадай профессию»

Анализ профессий. Основные признаки профессиональной деятельности

2

4

14

Классификация профессий. Составление профессиограммы


Характеристика профессий по общим признакам проф. деятельности. Работа с формулами профессии

2

5

15

Промежуточный контроль работы над групповым проектом: «что мы сделали»

«Пресс – конференция» Выступления членов групп, анализ работы на данном этапе, ответы на вопросы коллег

2

6

16

Здоровье и выбор профессии. Лекция (проводит приглашенный медицинский работник)

Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда

2

7

17

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Изучение собственных особенностей с применением психологических методик

Общее представление о нервной системе и ее свойствах. Теппинг – тест. проба Ланчиса

2

8

18

Подготовка к защите проектов. Урок – консультация.


Подготовка урока, материалов, методов вовлечения товарищей в познании данной темы

2

9

19

Защита групповых проектов


2

10

20

Защита групповых проектов. Анализ деятельности учащихся. Оценка. Самооценка.



2




ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ:


  1. Социально – психологический портрет современного профессионала.

  2. Основные признаки профессиональной деятельности.

  3. Зависимость профессиональной карьеры от состояния здоровья.

  4. Соотношение черт личности и типы профессии.

  5. Эмоциональное состояние личности. Управление своими эмоциями.

  6. Профессии, требующие сильных волевых качеств.

  7. Профессиональные намерения и профессиональный план.

  8. Разделение труда.

  9. Социально – профессиональная мобильность – качество современного человека.

  10. Анализ профессий. Профессии нашего города.




ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ


В этой четверти будут предложены темы проектов, предполагающие результатом – практическую деятельность, которую организуют авторы проектов для всей группы в рамках пяти типов профессий. Это могут быть профессиональные конкурсы, КВН, театрализации, интеллектуальные игры, и т.п.



Неделя

четверти

Тема

Содержание

деятельности

Количество часов

1

21

. Формирование тематического планирования уроков на второе полугодие (определение проблем) «Мозговой штурм»

Определение тем для проектной деятельности, выбор типов проектов. Защита выбранной темы перед классом

2

2

22

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда «круглый стол»

Способность к запоминанию, диагностические процедуры по методике «Воспроизведение рядов цифр»

2

3

23

Встреча с представителем интеллектуальной профессии.

Беседа

2

4

24

Неисчерпаемость человеческих ресурсов. Встреча с представителем экзотической профессии, связанной с необычными условиями труда.

Беседа

2

5

25.1

Деловой этикет. Понятие, правила, принципы


Одно из условий карьерного роста, инструмент построения отношений. Составная часть корпоративной культуры

1


25.2

Деловое общение и взаимодействие


Принципы бизнес – этикета. Практикум

1

6

26

Деловая одежда. Стиль. Конференция


Альтернативы в выборе одежды, стили, необходимые для делового взаимодействия

2

7

27

Поведение в типичных ситуациях бизнес – общения. Практикум, определение собственных психологических особенностей по методикам

Деловые визиты, поведение с коллегами и подчиненными. Основные отличия гражданского и бизнес – этикета в ситуациях делового общения

2

8

28

Промежуточный контроль. Коррекция. Установка на третий этап — исследование

Отчет групп о результатах второго этапа проектной деятельности — планирования работы

2

9

29

Консультация по проектной деятельности групп


Помощь группам в подготовке защиты проектов

2

10

30

Творческий конкурс. «Проверь мышление»


Выполнение заданий различного уровня сложности на мышление и память

2


В конце четверти – вновь установка на профессиональные пробы, индивидуальные консультации по проектам.

ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ


Неделя

четверти

Тема

Количество часов

1

31

Совместное обсуждение условий проведения защиты групповых проектов. Составление графика. Определение необходимых условий

2

2

32

Защита проектов групп


2

3

33

Защита проектов групп


2

4

34

Защита проектов групп


2

5

35

Индивидуальные консультации по проектам «Портрет профессии»

2

6

36

Индивидуальные консультации по проектам «Портрет профессии»

2

7

37

Защита проектов

Анализ. Оценка. Самооценка

2

8

38

Защита проектов

Анализ. Оценка. Самооценка

2

9

39

Защита проектов

Анализ. Оценка. Самооценка

2


Защита групповых проектов в форме проведения коллективной творчески – практической деятельности.

Индивидуальные проекты «Портрет профессии» предполагают составление подробного описания всех свойств профессии и входящих в нее специальностей, предмета труда, цели, орудий, условий труда, видов и характера деятельности. Так же присутствие данной профессии на рынке труда в нашем городе.

Формы представления могут быть различные – по выбору автора: книга, альбом, фотовыставка, справочник, энциклопедия, и т.п.





















ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ:


  1. Твоя профессиональная карьера, книга для учителя под ред. Чистяковой С.Н.

М., «Просвещение», 1998



  1. Введение в педагогику самоопределения Ред. Рожкова Е.С. и др. Томск, 2001



  1. Попов А.А. и др. Возможности поколения и индивидуальные шансы. М., 2003


  1. Писарева С.А. Формирование познавательной базы и универсальных способов решения, значимых для учащихся проблем. Петербургская школа: образовательные программы под ред. Лебедева. СПб., 1999, с.64



  1. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. Уч. Пособие. СПБ., СПбГТУ, 1996



  1. Рудакова А. Проектное обучение как средство организации самостоятельной деятельности учащихся на поисковом уровне.// Гуманизация образования – путь становления личности. Барнаул,1998


  1. Современное образование (теория и практика). АИПКРО, Барнаул,1993
































ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:


  1. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание М., 1991

  2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе М., 1991

  3. Воробьев А.М. Тренинг интеллекта М., 1989

  4. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии.Директор школы,1996 №6

  5. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха СПб., 1997

  6. Климов Е.А. Введение в психологию труда М., 1988

  7. Коломенский Я.Л. Человек – психология М., 1986

  8. Курбатов Р. Метод проектов Частная школа, 1995 №4

  9. Лебедев О.Е. Цели школьного образования Российская школа: время перемен. СПб., 2000

  10. Лэндгрет Г. Игровая терапия-искусство отношений М., 1991

  11. Павлютенков Е.М. Переход к рынку: концепция и программа М., 1990

  12. Платонов К.К. О системе психологии М., 1974

  13. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию М., 1990

  14. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. Уч. Пособие. СПБ., СПбГТУ, 1996

  15. Роббер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы М., 1988

  16. Рудакова А. Проектное обучение как средство организации самостоятельной деятельности учащихся на поисковом уровне.// Гуманизация образования – путь становления личности. Барнаул,1998

  17. Современное образование (теория и практика). АИПКРО, Барнаул,1993

  18. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения М., Высшая школа 1999

  19. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел: методический материал для работы с детьми М., 1994




ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:


  1. Алдер Г. НЛП – графика М., 2003

  2. Бернстайн Д. 50 бизнес-советов подростку М., 1995

  3. Зимбардо Ф. Застенчивость М., 1991

  4. Классер У. Школа без неудачников М., 1991

  5. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию М., 1990

  6. Сатир В. Как строить себя и свою семью М., 1992

  7. Твоя профессиональная карьера, учебник под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. М., «Просвещение», 1998

  8. Дидактический материал по курсу Твоя профессиональная карьера под ред. Чистяковой С.Н. М., «Просвещение», 1998




Свежие документы:  Проект: Социализация детей с нарушениями интеллекта в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида (для детей с нарушением интеллекта)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: