Адаптированное тренинговое занятие «Мудрость человеческая в терпимости»


Кузнецова Анастасия Игоревна,

педагог-психолог ГБУ СО СРЦ «Возвращение», г. Саратов


Адаптированное тренинговое занятие «Мудрость человека в терпимости»

Цель: развитие у подростков представления о толерантном поведении.

Задачи:

— знакомство с понятием толерантности,

— развитие эмпатии,

— развитие способности понимать чувства и эмоции других,

— развитие творческих способностей.

Целевая группа: подростки среднего и старшего школьного возраста.


Разминка: упражнение «Мы похожи»

Цели: активизация участников, формирование положительного настроя и положительного отношения друг к другу.

Материал: клубок ниток

Процедура проведения:

Участники, по очереди передают клубок ниток, накручивая нитку вокруг пальца, для того, чтобы образовалась непрерывная цепочка из всех присутствующих. Переедая клубок ниток соседу, участник должен назвать какую-нибудь черту характера, увлечение, внешний признак, которыми он похож на своего соседа.


Упражнение «Что такое толерантность»

Цели:

-дать возможность участникам сформулировать понятие толерантности;

— показать многоаспектность понятия «толерантность»

Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана

Процедура проведения:

Ведущий делит участников на три команды. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» своё определение толерантности. Попросите участников включить в это определение, то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и ёмким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать своё отношение к ним.

Определения толерантности:

  1. Сотрудничество, дух партнёрства

  2. Готовность мириться с чужим мнением

  3. Уважение человеческого достоинства

  4. Уважение прав других

  5. Принятие другого таким, какой он есть

  6. Способность поставить себя на место другого

  7. Уважение права быть иным

  8. Признание многообразия

  9. Признание равенства других

  10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению

  11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия

Обсуждение:

— Что отличает каждое определение?

— Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

— Какое определение наиболее удачно?

— Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?

В процесс обсуждения обратите внимание на следующие моменты:

-Понятие толерантность имеет множество сторон.

— Каждое определение выявило какую-то грань толерантности.


Упражнение » Войди в роль»

Цель: развитие у участников способности поставить себя на место другого человека, сочувственного отношения к социально уязвимым группам общества, развитие эмпатии.

Процедура проведения:

Чаще всего интолерантное поведение проявляется людьми в отношении тех лиц, которые чем-то от них отличаются. В «зону риска» входят люди другой национальности, вероисповедания, вынужденные мигранты или переселенцы. Оказавшись в стране с другой культурой, традициями — они чувствуют себя одинокими, отверженными, непонятыми, им трудно ориентироваться в новом обществе, привыкать к новым порядкам. Многие мигранты пережили ужас войны, потеряли близких и родной дом. На новом месте условия их жизни оставляют желать лучшего.

Часто испытывают интолерантное отношение к себе инвалиды, которые по тем или иным причинам не могут полноценно жить в обществе. Они часто подвергаются нападкам и насмешкам со стороны окружающих, чувствуют отвращение и неприязнь от окружения. Сюда также входят люди, болеющие ВИЧ и СПИДом. В связи с низкой осведомлённостью общества с данными заболеваниями, предрассудками, предубеждениями по поводу возможности заразиться, люди, болеющие ВИЧ -инфекцией, зачастую становятся изгоями в обществе. Их боятся, презирают, отвергают. Хотя при простом бытовом контакте и при соблюдении правил личной гигиены, риск заразиться отсутствует.

Каждой команде выдаётся карточка с описанием различных ситуаций, в которые попадают люди. Участники должны войти в положение своих героев и рассказать группе их историю от первого лица.


Ситуация 1.

Ты — сын беженцев из Афганистана. Уже несколько лет вы живёте всей семьёй в Москве. Твои родители — образованные люди, но у них нет законного права работать в России и ни плохо знают русский язык. Ты ходишь в школу для детей беженцев, но после её окончания ты не имеешь права поступить в институт, хотя очень хочешь стать врачом. Какие чувства ты испытываешь, когда думаешь о своём будущем?


Ситуация 2.

Ты — девочка, у которой заболевание детский церебральный паралич. Тебе 10 лет. Ты передвигаешься по городу на инвалидной коляске. Благодаря своим родителям, ты получила возможность учиться в общеобразовательной школе, в которой училась с первого класса. Твои одноклассники привыкли к тебе и хорошо с тобою общаются, у тебя даже есть несколько подруг в классе. Но прохожие дети на улице не всегда доброжелательно к тебе относятся, бросают косые взгляды, могут крикнуть что-нибудь неприятное. Так как отца переводят по работе в другой город, тебе придётся сменить место жительства и привычную школу. Ты боишься этих перемен. Что пугает тебя в переменах? Чего боишься больше всего?


Ситуация 3.

Ты девушка, тебе 21 год. Ты больна ВИЧ — инфекцией. Заразилась ей в поликлинике при сдачи анализов. Ты только что узнала о том, что больна и не знаешь, что тебя ждёт дальше, как вести себя с окружающими. Тебе нужно сказать об этом родным, будешь ли ты говорить об этом друзьям? Ты не знаешь, как вести себя в институте.


Обсуждение:

— Насколько трудно было войти в роль?

— Какие чувства вы испытывали, оказавшись в роли?

— Какими способами окружение может поддержать этих людей?



Упражнение «Эмблема толерантности»

Цели:

— закрепление и расширение представления о толерантности;

— развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Процедура проведения:

Участники выработали своё определение толерантности и обсудили уже имеющиеся. Теперь каждая команда попытается самостоятельно нарисовать эмблему толерантности, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, флагах. И к эмблеме придумать лозунг и представить свою эмблему другим группам.


Рефлексия занятия:

— Насколько важно понятие и проявление толерантности в окружающем обществе? Насколько важно толерантное отношение в вашей жизни?

— Как себя чувствуют люди, испытывающие на себе интолерантное отношение?

— Трудно ли поставить себя на место других людей и понять их переживания?


Занятие основано на программе тренинга «Жить в мире с собой и другими» Солдатовой Г.У., Шайгеровой Л.А., Шаровой О.Д.

Свежие документы:  Методическая разработка по обучению школьников ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ для 6-го класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: