Активизация мыслительной деятельности учащихся


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №65 г.Воронежа











Активизация мыслительной деятельности учащихся,

развитие их внимания и интереса к предмету

с целью повышения качества знаний.

(статья)






Вострикова Валентина Васильевна

учитель математики


















г. Воронеж


2011


Учитель может добиться успехов в работе только в том случае, если использует совокупность методов и приёмов, как новых, так и старых, уже ставших традиционными, применяя их во всевозможных комбинациях.

Для повышения интереса учащихся к занятиям необязательно подбирать какие-то специальные интересные, увлекательные задачи, придумывать какие-то особые приёмы работы. Чтобы повысить интерес учащихся на любом уроке, при изучении любой темы, достаточно усилить активность их мыслительной деятельности над изучаемым материалом. То есть мы вновь стоим перед актуальной общешкольной проблемой «учить учиться».

Очень часто учащиеся не владеют приёмами логического запоминания, не знают других способов, кроме зубрёжки, не пользуются учебниками. А ведь очень важно развивать умение работы с книгой. Сначала учитель ставит конкретное задание, которое должны будут выполнять учащиеся в процессе ознакомления с материалом, и лишь затем предлагает им читать учебник, слушать объяснение учителя. Учащимся нужно постоянно напоминать, что изучаемый материал в первую очередь нужно хорошо понять; учить их такому стилю работы, формировать такие умения и навыки, которые способствуют накоплению глубоких и прочных знаний.

Если учащиеся выполняют над материалом активную мыслительную деятельность и эта деятельность способствует углублённому пониманию материала, тогда происходит его успешное запоминание. Эффективному запоминанию помогают следующие приёмы мыслительной деятельности: составление плана, выделение смысловых опорных пунктов, реконструкция материала, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация.

Чтобы замедлить процесс забывания, используется принцип непрерывного повторения путём разнообразной деятельности. Формирование у всех учащихся прочных умений и навыков – одна из основных задач преподавания математики. И для успешного решения этой задачи можно использовать следующие способы и приёмы.

В обучении математике очень важное значение имеют рассуждения учащихся по ходу выполнения упражнений – применение определений, теорем, оперирование с графиками и т.п. То есть нужно сочетать решение задачи с соответствующими объяснениями, необходимо его полное понимание и чёткое обоснование.

Многие учащиеся не вникают в суть обоснований, стремясь обойтись без них, решают задачи механически, неосознанно, только по аналогии с предшествующими. При последующем большом накоплении разнообразного материала такие учащиеся испытывают большие трудности. Необходимо научить их пользоваться приёмами логического запоминания.

Точное знание математических формулировок, запоминаемых в процессе решения задач, приучает учащихся к математическому языку, у них развивается математически грамотная речь. На уроках геометрии почти каждое высказывание и каждый ответ на поставленный вопрос должны сопровождаться демонстрациями по соответствующим чертежам или моделям.

Свежие документы:  Урок истории Казахстана "Национально-освободительное движение 1916 года"

Необходимо учитывать возможности учащихся класса. Решаемые на уроках задачи должны быть доступными для всех (принцип доступности), но не чрезмерно лёгкими для хорошо успевающих учащихся (принцип индивидуального подхода). Нужно подбирать систему упражнений таким образом, чтобы, учитывая индивидуальные особенности, поддерживать устойчивое внимание у всех учащихся.

Учитель может подбирать такие упражнения, которые первоначально требуют от учащихся непродолжительных усилий. Выполняя эти упражнения, учащийся приобретает некоторые умения и навыки. У него возникает уверенность, появляется интерес, выполняемая деятельность приобретает для него значимость, внимание его становится более устойчивым. Возникает реальная возможность предлагать в дальнейшем неэлементарные задачи.

Таким образом, учитель может сначала восстановить у слабых учеников чувство удовлетворённости, желание работать. Развивая затем постепенно внимание, память и мышление этих учащихся, можно добиваться хорошего усвоения ими программного материала. Так будет выполняться принцип последовательного преодоления трудностей, посильности заданий.

Учитель должен уделять серьёзное внимание оформлению записей на доске и в тетрадях учащихся, давать чёткие образцы ответов.

Одной из актуальнейших проблем современности является проблема управления вниманием учащихся. До сих пор не выработаны такие практические рекомендации, опираясь на которые учитель мог бы умело поддерживать внимание всех учащихся на уроке. Педагогической науке предстоят ещё серьёзные поиски способов деятельности по переключению, сосредоточению и достижению устойчивости внимания школьников.

Учителю необходимо создавать такие ситуации, которые обеспечивают длительное сосредоточение внимания учащихся.

О том, что однообразные операции притупляют интерес и ослабляют внимание, писали многие педагоги. Чтобы облегчить внимание учащихся и уменьшить вероятность его ослабления, желательно не только разнообразить упражнения, но и чередовать на уроках письменные и устные формы работы. Важность сочетания на уроках мыслительной и моторной деятельности подчёркивал В.А.Сухомлинский: «Думание должно отражаться в делании, лишь тогда на уроке будут думать все, не будет невнимательных, отвлекающихся.»

Во время устных упражнений следует особенно тщательно соблюдать паузы, чтобы учащиеся успевали обдумать решения задач. Эти паузы считаются продуктивнейшими минутами урока. Когда учащимся предлагают задачи разных типов, активность их мыслительной деятельности возрастает, у них возникают различные идеи по поводу решения задач.

Можно включать в систему упражнений контрпримеры («отрицательные примеры»). Решая их, учащиеся допускают ошибки, но не после изучения данной темы, а в период её изучения. Ошибки анализируются, учащиеся стараются быть более внимательными. В роли контрпримеров могут выступать задачи с неполными или противоречивыми условиями и любые другие упражнения, провоцирующие учащихся на ошибку. Они предотвращают «скоростные суждения» и на начальных этапах изучения данной темы и в дальнейшем. Контрпримеры позволяют создавать такие игровые ситуации, при которых возникают положительные эмоции (радостное возбуждение, повышенный интерес, смех) и одновременно сохраняется напряжённая рабочая обстановка.

Свежие документы:  Конспект этико – психологического занятия «Оптимизм – это сила надежды…»

При систематическом использовании контрпримеров напряжённое внимание может перейти в привычку. Таким путём развивается внимание учащихся, самоконтроль. Очень важным является умение учащихся проконтролировать полученный результат, так как в практике обучения часто наблюдаются расхождения между потенциальной возможностью проверить результат и его действительной проверкой.

Планируя домашнее задание, желательно учитывать, что материал относительно большого объёма запоминается неохотно, с нежеланием; чрезмерное увеличение его вызывает отрицательные эмоции. Объём домашнего задания не должен быть большим. Целесообразно всегда чётко указывать, что надо твёрдо знать, а что достаточно прочитать, просмотреть или пропустить. Задание большого объёма учащимися выполняется неохотно, а некоторыми – недобросовестно. Так они постепенно привыкают недобросовестно относиться к своим обязанностям, и вместо воспитания нужных качеств у них формируются нежелательные черты характера.

Таким образом, очень важным на уроках математики является развитие логического мышления и речевых умений – умения прогнозировать, предвидеть события, получаемые результаты, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический).

В процессе обучения учащиеся должны уметь сочетать устные и письменные приёмы вычислений; научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления; приобрести привычку контролировать их, выбирая подходящий для ситуации способ (прикидкой, выполнением обратных действий, проверкой на правдоподобие результата и др.); проводить аргументацию в ходе решения задач.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: