Авторская педагогическая разработка «Этика и этикет в начальной школе»


Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Иркутской области

Отдел образования и молодежной политики
администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское

Муниципальное образовательное учреждение «СОШ № 16»











« Этика и этикет в начальной школе»

Авторская педагогическая разработка
(адаптационная, комбинаторная, радикальная)




Автор:
Гаврилова Екатерина Викторовна,
учитель начальных классов
.















г. Усолье — Сибирское

2011 г.



Пояснительная записка

Актуальность.

Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.

Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.

Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.



Новизна.

Нарастающая сложность современных нравственных проблем приводит к необходимости проведения уроков человечности, которые помогли бы ребёнку особенно глубоко постигнуть и почувствовать важность и красоту человеческих отношений, определить свою моральную позицию, выяснить сущность этических категорий, сформировать опыт нравственных поступков. В современной школе, к сожалению, отсутствуют систематические занятия, в должной степени учитывающие возрастные особенности детей.

Мир этических категорий, понятий, раскрывающие и воспитывающие богатство духовной жизни, культуру нравственного сознания и нравственного чувства, поведения и этикета, должен стать содержанием внеклассных занятий воспитательной направленности для учеников начальных классов. В занимательной форме, используя пословицы, литературные произведения, песни, фрагменты мультфильмов, стихи и рассказы А. Барто, В. Донниковой, В. Осеевой, Е. Пермяка педагог поможет детям усваивать основные нравственно — этические нормы поведения. Главное – не превращать развивающие занятия в нудные нотации, подводить детей к тому, чтобы они самостоятельно делали выводы, а не принимали всё как догму.

Внеклассные занятия «Этика и этикет в начальной школе» рассчитаны на трехгодичное из­учение. Начинать проведение занятия можно с любого класса, соблюдая годичную последовательность.





Цель курса: формирование базовой культуры личности младшего школьника.



Задачи:

  • способствовать формированию навыков поведения в обществе,

  • способствовать воспитанию чувства коллективизма,

  • способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;

  • способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.





Методологические положения программы.

Содержание занятий направлено на воспитание:

  • культуры мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием, определять добро, при­менять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситу­ации);

  • культуры чувств (способность к переживанию, сопережива­нию, сочувствию);

  • культуры общения и поведения (конкретный образ осу­ществления в моральной практике помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка с соблюдением этикета).



Требования к уровню подготовки учащихся.

Должен раскрыть сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким.

Должен знать правило этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой.

Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения.

Формы проведения занятий:

  • беседа;

  • сюжетно-ролевая игра;

  • подвижная игра;

  • учебная игра;

  • конкурс;

  • праздник.



Техническое оснащение и наглядные пособия:

  • компьютер;

  • проектор;

  • экран;

  • памятки для каждого ученика;

  • художественные рисунки и иллюстрации;

  • настольные игры;

  • книги со сказками.



Формы подведения итогов:

  • конкурс;

  • общеклассные мероприятия.



Структура программы.

Программа занятий содержит четыре раздела в соответствии с содержанием и этической направленностью материала:

Раздел I. Этикет. Этическая сущность этикета.

Задачи. Познакомить детей с понятием «этикет», включить его в работу по усвое­нию простых правил этикета, выработать практи­ческие навыки поведения за столом и в общественных местах; организовать игры и упражнения, помогающие детям овладеть правилами этикета. Понятия, которые должны усвоить дети: этика, эти­кет, вежливость, внимательность, воспитанность, предупредительность, благодарность, радость, хорошие и дурные манеры, человечность



Раздел II. Этика отношений к окружающему миру.

Задачи. Включить учащихся в осмысление принципов отношений к окружающим, основанных на доброжелательности и уважении другого человека, потрениро­вать в применении полученных знаний в типичных ситуациях повседневной жизни. Понятия, которые должны усвоить дети: вежливость, уважение, добро (доброе дело, добрый поступок), зло (дело, поступок, отношения), душевность, духовность, доброжелательность, понима­ние, доверие, чуткость, настроение, эмоции, симпатия, антипатия

Раздел III. Этика отношений в коллективе.

Задачи. Приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в кол­лективе, включить детей в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу с помощью игр и тренировочных заданий творческого характера. Понятия, которые должны усвоить дети тактичность, дружба, друг, товарищ, коллектив, уважение, трудолюбие, коллективизм, единомыслие, рыцар­ство, высокомерие, естественность, великодушие, зависть.

Раздел IV. Гигиена человека.

Задача. Формировать отношение к здоровью человека как к ценности, ориенти­ровать учащихся на постоянное соблюдение гигиены и культуры внешнего вида Понятия, которые должны усвоить дети: гигиена, опрят­ность, аккуратность, неряшливость, осанка, распорядок дня, режим, походка, жестикуляция, рабочая, домашняя и праздничная одежда, красота, грациозность, манерность, сдержан­ность, собранность, эстетика.

Занятия проводятся один раз в неделю в группе продленного дня. В расписание они включаются в наиболее удобное для учащихся время.



Учебно – тематический план.

1 год. ( 31 час).

Тема

Цель

Практическая работа



Этикет. Этическая сущность этикета. ( 8 ч)


1.

Если вы вежливы…

Способствовать пониманию детьми, что только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие всегда относятся по-доброму.

Приветствовать человека, знакомого и незнакомого, утром, днем и вечером.


2.

Когда ты идешь по улице

Воспитать у детей уважение к окружающим людям; показать необходимость выполнения правил поведения на улице.

Обратиться к прохожему с вопросом о переезде по данному адресу.


3.

Этикет школьной жизни

Объяснить детям важность соблюдения правил поведения во время учебных занятий, на переменах.

Обратиться к библиотекарю относительно поиска нужной книги.



4.

Волшебные слова


Научить детей пользоваться вежливыми словами; подвести их к мысли о том, что внимательность, доброжелательность к другим людям проявляются в поступках, словах, тоне разговора с ними.

Принести извинения за допущенную ошибку родителям, учителю, товарищам.


5.

Веселые правила этикета


Воспитать стремление отзываться на чужие беды, шуткой поднимать настроение людей (на примере «Вредных советов» Г. Остера).

Сочинить собственные «вредные советы».


6— 7

Сказка об этикете (2 часа)

Обобщить полученные сведения по этике; познакомить с основными правилами приема пищи.

Правильно разложить приборы на столе.


8.

Доброе слово, что ясный день

Акцентировать внимание детей на том, что рядом с ними живут люди, нуждающиеся в их заботе и внимании, что добрые слова и дела приносят радость окружающим.

Заступиться за обиженного малыша, девочку.



Этика отношений к окружающему миру. (7 ч.)


1.

Быть воспитанным — что это значит?

Объяснить детям, почему необходимо воздерживаться от плохих поступков, капризов, лени, грубости; воспитать умение сопротивляться дурному, не подражать плохим примерам.

Приостановить недостойное поведение товарища.


2.

Маленькое дело лучше большого безделья

Дети должны понимать, что от совместного труда рождается радость, что необходимо постоянно выполнять посильную работу по дому, дежурить в школе.

Составление общей картины из рисунков детей; учитель оценивает их совместные умения.


3.

Люблю все живое

Учить детей бережно относиться к окружающей их природе, правильно строить свои отношения с ней.

Знакомство с пословицами, поговорками, игры.


4.

Я люблю маму милую мою

Воспитать у детей стремление проявлять заботу о близких людях, оказывать знаки внимания маме.

Поздравить маму с торжественным днем.


5.

Я и мои родители

Объяснить детям нормы поведения с родными, необходимость вежливого и деликатного отношения к членам семьи.

Предложить помощь бабушке после семейного ужина.


6 — 7.

Поиграем и подумаем (игровой урок)

Убедить детей, что игры должны быть разумными, во время игр нельзя обижаться и обижать друг друга.

Используются игры: «Цветик- семицве­тик», «Вежливо- невежливо» и др.


Этика отношений в коллективе. (7 ч.)


1.

Мой класс — мои друзья

Объяснить детям, что все в классе должны уважать другого человека, считаться с ним, быть доброжелательным, стремиться помочь слабому — чтобы класс был дружным.

Пригласить одноклассников к себе домой на вечерний чай.


2.

Мальчики и девочки

Дать представление о том, почему мальчику нужно проявлять уважение к девочке, пропускать ее вперед, уступать место, защищать; что девочки тоже должны быть вежливыми, не дразниться, выражать мальчикам благодарность за их заботу.

Игра «Ручеек» (мальчик и девочка образуют пару).


3.

Самолюб никому не люб.

Объяснить детям, что тот, кто вредничает, жадничает, дерется, слишком любит себя и совсем не думает о других, — это самолюб.

Узнать, не нужна ли помощь человеку, чей внешний вид вызывает мысль о несчастье.


4.

Шестое чувство (о тактичности)

Акцентировать внимание детей на том, как важно уметь понять состояние другого человека и откликаться на его беды и горести.

Постараться развеселить человека печального или расстроенного.


5.

Путешествие в мир мудрых мыслей

Обобщить полученные сведения; показать, что в народных сказаниях, легендах, песнях всегда воспевалось все доброе, хорошее, сделанное во имя людей, их жизни, счастья.


6.

Если радость – на всех одна

Объяснить детям, что надо всегда стараться видеть рядом с собой другого человека, помнить о нем, чувствовать и понимать его, только тогда в классе будет общая радость.

Оказать внимание и помощь однокласснику, нуждающемуся в них.


7.

Поиграем и подумаем

Дети должны понимать, что игра очень важна для них, что в игре нужно учитывать настроение и состояние другого человека.

Игры: «Волшебный стул», «Свет мой, зеркальце, скажи…» и др.



Гигиена человека. (7 ч.)


Дети должны понимать, что игра очень важна для них, что в игре нужно учитывать настроение и состояние другого человека.

Игры: «Волшебный стул», «Свет мой, зеркальце, скажи…» и др.

1.

Что такое гигиена?

Объяснить детям, насколько важно заботиться о своем здоровье, соблюдать чистоту и опрятность.



2.

Да

здравствует

мыло

душистое!

Показать и объяснить, как правильно следует мыть руки, умываться, пользоваться зубной щеткой.



3.

Слово о носовом платке

Объяснить гигиенические требования к рукам, чистоте тела и свежести кожи, о необходимости пользования носовым платком.



4.

Волосы, причёска, образ

Развивать умение видеть красивое в лицах людей, в их внешнем облике, обращая внимание и на себя; развивать потребность в соблюдении гигиенических норм, учить следить за чистотой своего лица, тела, волос.



5.

Учись закаляться

Разъяснить благотворное влияние утренней гимнастики и обтирания водой на здоровье человека; научить правильно проводить утреннюю зарядку.



6.

Выполняю режим дня

Убедить детей в важности порядка в жизни и работе человека: режиме дня и ночи, работы и отдыха, умении уважать режим работы и отдыха других людей.



7.

В сказочной стране будильника Тик-Так

Выработать умение помнить о своих обещаниях, соблюдать культуру распорядка дня.



Заключительный урок – праздник (2 часа)





2 год. (34 час)

Тема

Цель

Практическая работа

Этикет. Этическая сущность этикета. (9 ч.)

1.

Что такое этикет?

Включить детей в работу по усвоению простых правил этикета.

Правильно войти в школу, а в школе — в раздевалку, класс, столовую.

2.

Учимся правилам этикета.

Акцентировать внимание детей на соблюдении правил поведения при появлении гостя в доме, о времени визитов, поведении детей в чужом доме.

Появиться в доме в качестве гостя (в праздник, день рождения).

3.

Приглашаем всех к столу

Убедить детей в необходимости соблюдения правил поведения во время приема пищи.

Накрыть стол для вечернего чая.

4.

Поведение за столом

С помощью игр и упражнений объяснить детям правила этикета за столом.

Как поступишь, если ты обедаешь, а в это время пришел твой друг (подруга)?

5.

Школьные правила этикета

Акцентировать внимание детей на необходимости соблюдения этикета в школе: по отношению к товарищам, учителю, гостям школы, дежурному по школе, директору школы, работникам столовой.

Правильно поздороваться, если видишь свою учительницу, идущую с кем-то.

6.

Поведение пешехода

на улице

Объяснить детям, что правила дорожного движения защищают жизнь и здоровье людей, обеспечивают их безопасность, разумно организуют движение на улицах и поведение людей.

Игра «Светофор».

7.

Поведение в транспорте

Убедить детей в разумности правильного поведения в автобусе, пригородном поезде и поезде дальнего следования, в такси, самолете.

Извиниться, если ты кого-то случайно толкнул в транспорте.

8.

Учимся делать покупки

Воспитать у детей необходимость соблюдения правил поведения в магазине: чтобы людям было проще и приятнее, чтобы никто не испытывал неудобства, неловкости, обиды.

Игра «В магазине».

9.

Этикет в театре

Развивать навыки культурного поведения в театре (и в других культурных зрелищных учреждениях).

Правильно подать вещи гардеробщику, пройти в зрительном зале на свое место.



Этика отношений к окружающему миру. (8 ч.)

1.

От чего зависит настроение

Объяснить детям, что настроение людей зависит от формы и тона общения; о роли общения в жизни людей.

Игра «Волшебное зеркало».

2.

Умею дарить радость

Акцентировать внимание детей на том, что, когда даришь радость другому, радуешься сам.

Игра «Учимся делать комплименты».

3.

В труде человек хорошеет

Показать детям, что совместный труд, умение, выдумка, творчество тоже рождают радость.

Игра «Строим Дом Дружбы».

4.

Мое отношение к природе

Обратиться к знаниям и опыту этических представлений детей.

Занятие может проводиться как экскурсия.

5.

Мир вокруг нас

Убедить учащихся в том, что в природе все взаимосвязано, что нельзя смотреть на природу свысока, что относиться к ней нужно бережно.

Игры на лоне природы. (Конкурс знатоков природы.)

6.

Поздравляем наших мам

Научить правильно подбирать подарки близким людям, составлять письменное поздравление и пожелание.

Написать текст поздравления.

7.

Мой дом — моя семья

Учить детей гуманному отношению к близким.

Игра «Дочки- матери».

8.

Если песни петь, с

ними веселей

(музыкальный урок)

Развивать умение общаться с произведениями искусства: музыкой, песней, оперой, балетом.

Дети поют песни, слушают и исполняют музыкальные произведения, читают стихи.



Этика отношений в коллективе. (8 ч.)

1.

Как хорошо, что все

мы здесь сегодня собрались!

Приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе.

Игра «Настроение».

2.

Мальчики и девочки

(общее и особенное)

Акцентировать внимание детей на вопросах этики поведения и отношений между мальчиками и девочками, выявить проблемы, существующие в этом плане в классе.

Игра «Свиток».

3.

Советуем друг другу

Заставить детей задуматься над теми нравственными чертами, какие заметили у них товарищи по классу; вызвать желание измениться, стать лучше.

Игра «Зеркальце».

4.

Подумай о других

Учить детей стремлению к добрым делам и поступкам; объяснить, что мешает добрым отношениям в классе.

Игра «Цветик- семицветик».

5.

Чего в другом не любишь, того не делай сам

Фиксировать внимание детей на важности соблюдения нравственной заповеди: «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».

Поддержать споткнувшегося, принести извинения за оплошность движений.

6.

Умение владеть собой

Развивать способность владеть телом: снимать физическое напряжение.

Тренинги.

7.

Не стесняйтесь

доброты своей

Помочь детям оценить себя и других в отношениях с окружающими с позиций этики.

Игра «Вежливо- невежливо».

8.

Доброта, что солнце

Подвести детей к выводу, что у добрых всегда много друзей, что «добрым жить на белом свете веселей».

Игра — инсценировка сказки о добрых делах

и людях.

Гигиена человека. (7 ч.)

1.

Чистота — залог здоровья

Разъяснить важность и необходимость соблюдения игиенических навыков в быту, о поддержании чистоты в жилище, посильной помощи старшим в домашнем хозяйстве.


2.

Умею смотреться в зеркало

Научить детей соблюдать аккуратность, опрятность во внешнем виде: уличная и домашняя обувь, соответствие одежды — ситуация соответствия наряда наряду окружающих, удобства костюма.


3.









4.

0 культуре обращения

с вещами и предметами.







Мода, стиль, вкус.

Рассказать детям об аккуратности хранения вещей,

о неприкосновенности чужой вещи, об уважении в пользовании вещами, чистоте места пользования вещами, удалении мусора из окружающей среды, своевременном ремонте вещей, оценке в адрес чужих вещей.



Дать первоначальное представление об одежде, моде; фор­мировать вкус в выборе своего костюма.


5 — 6.

Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья

Разъяснить, как правильно использовать солнце, воздух и воду для укрепления здоровья, предупредить о простудных заболеваниях, о вреде для здоровья неправильного использования солнца и воды.


7.

Как проводить летние каникулы?»

Рассказать, как разумно, с пользой для здоровья провести летние каникулы: больше находиться на воздухе, играть в подвижные игры; как правильно надо купаться. Разучить игры.

Заключительный урок – праздник (2 часа)









3 год. (34 часа)

Тема

Цель

Практическая работа


Этикет. Этическая сущность этикета. (9 ч.)


1.

Человек — мера всему

Познакомить с основами этикета, правилами поведения, предписывающими безусловное уважение человека.

Предложить помощь другу (подруге), извиниться за опоздание и т.д.

2.

Человек в школе

Рассказать о правилах поведения на уроках и переменах; акцентировать внимание детей на школьных правилах этикета: по отношению к учителю, работникам столовой, гостям школы, товарищам.

Извиниться и перебить разговор беседующих, обратиться с просьбой к учителю.

3.

Человек в семье

Поговорить с детьми об их поведении по отношению к родителям, бабушке и дедушке, родственникам, соседям; о режиме жизни семьи. Объяснить, как важно соблюдать культуру устройства рабочего места (освещение, личная библиотека); поговорить о месте игрушек в доме, об уходе за ними.

Выразить почтение старшему, успокоить плачущего малыша.

4.

Человек в гостях

Познакомить с правилами поведения при появлении гостя в доме; рассказать о том, как нужно угощать гостя; о формах благодарности, времени визита.

Пригласить товарищей на вечерний чай; появиться в доме в качестве гостя.

5.

Человек за столом

Познакомить детей с правилами поведения за столом, общением во время трапезы; с тем, как пользоваться приборами салфетками.


Угостить сидящего рядом гостя; накрыть стол для ужина и т.д.




Обратиться к



Познакомить детей с правилами поведения во время прогулки, перехода через улицу, поведением на улице при чрезвычайных обстоятельствах: катастрофах, падениях, потерях, ссорах, драках.

6 -7.

Человек на улице

прохожему с просьбой; оказать внимание и помощь пассажиру в транспорте, пешеходу на улице.

8 -9.

Человек в культурных зрелищных учреждениях

Объяснить правила поведения в культурно-зрелищных учреждениях, рассказать о культуре театральной одежды, об определении времени

В «зрительном зале»: войти в зал, пройти по ряду, занять место в середине ряда; ты пришел в театр после



Этика общения человеческих отношений. (7 ч.)

1.

Душа — это наше творение

Акцентировать внимание детей на том, что духовность — это внутренняя сила человеческой души, вбирающая и откликающаяся на все истинное, доброе, полезное человеку; обратить внимание на формирование души.

Остановить недостойное поведение друга, принести извинения за допущенную ошибку родителям, учителю, незнакомому человеку.

2.

Человек расширяет знакомства

Объяснить правила поведения при знакомстве: на улице, в гостях, в своем доме; как продолжить знакомство, как проявить знаки симпатии и как оказать знаки внимания новому знакомому.

Познакомить родителей со своими друзьями, товарищей — с новым другом.

3.

Человек общается с книгой

Развивать культуру чтения книги, относиться к книге как к источнику знаний.

Обратиться к библиотекарю в момент затруднения относительно поиска нужной книги; заинтересовать товарища прочитанной книгой.

4.

Человек на даче

Учить детей слушать природу, объяснить важность огородной работы.

Игры на лоне природы.

5.

Человек в магазине

Воспитать у детей необходимость соблюдения правил поведения в магазине по отношению друг к другу; рассказать о культуре оплаты товара, об упаковке покупки.

Попросить продавца упаковать товар; обратиться в магазине с просьбой выбрать нужную книгу.

6.

Вглядись в себя, сравни с другими


Научить оказывать знаки внимания окружающим людям, говорить комплименты, проявлять интерес к другому человеку, разделить с человеком радость; возражать и оценивать другого человека.

Поздравить с торжественным днем всех родных, преподнеся им сувениры, подарки; выслушать человека с доброжелательностью.

7.

Язык держи, а сердце в кулаки сожми (способы выхода из конфликта и предотвращение его)

Развивать умение видеть и чувствовать причину конфликта, находить способы выхода или предотвращения его, не развивать в себе «злую» память.

«Я» в дружбе (рисунок), «Я» в конфликте

(рисунок). Продумать варианты примирения.


Этика отношений в коллективе. (9 ч.)

1.

Коллектив начинается с меня

Воспитать доброе отношение к одноклассникам, товарищам, друзьям, знакомым; оказывать им внимание и помощь.


Правильно общаться с соседом по парте; повести телефонный разговор с другом.

2.

Дружеские встречи

Воспитать чувство коллективизма, научить нескольким способам приготовления сюрпризов для именинников.

Правильно преподнести и принять подарок; подобрать наилучший костюм для ситуации посещения именинника.

3.

Если товарищ заболел

Объяснить правила поведения человека у постели больного.

Выразить сочувствие человеку; встать на защиту обиженного.

4.

Дружба как духовная ценность

Научить различать понятия «знакомый — приятель — товарищ — друг», доверять другу, уважать его достоинство, прощать мелкие недостатки, уделять другу внимание и время, чувствовать ответственность за него, беречь дружбу от зависти и злости.

Правильно повести себя, если при тебе неуважительно отзываются о твоем друге; правильно вести себя, если к тебе пришел друг, а у тебя срочное дело.

5.

Юмор и дружба

Акцентировать внимание на том, что юмор, смех — это элемент дружеских отношений.

Конкурс веселых анекдотов.

6.

Секретные советы мальчикам

Разъяснить, что благородство — это неотъемлемое качество мальчика, воспитать отношение к тайнам взрослой жизни (к влюбленным, скабрезным анекдотам и т.д.).

Как поступить, если на твоих глазах отнимают деньги у малыша; как поступить, если одноклассница жалуется на плохое самочувствие.

7.

Секретные советы девочкам

Объяснить девочкам роль этикета в формировании женственности, поведение при нарушении мужского этикета.

Хозяйка разливает чай гостям; к имениннице приходит гость и вручает подарок.

8— 9.

Скажи сам себе

Уметь применять правила этики общения на уровне навыка и привычки; соблюдать интересы человека и интересы окружающих его людей, этику общения с незнакомыми людьми: приветливость, доброжелательность, великодушие.

Сочинение по этике «Скажи сам себе».



Гигиена. Этикет и внешний вид человека. (7 ч.)

1.

Мой внешний вид

Объяснить детям важность осанки и походки человека, акцентировать внимание на позах стоящего и сидящего человека, которые говорят о красоте, естественности, грациозности.


2.

Культура моей одежды

Научить различать уличную, повседневную, рабочую одежду от театральной и концертной; воспитать аккуратность, собранность, сдержанность в одежде.


3.

Мода на Руси.

Помочь заглянуть в мир моды, прежде всего, с её духовной, нравственной стороны; познакомить с отечественной традицией понимания моды.


4.

Культура движений человека

Воспитывать сдержанность, спокойствие; уметь соблюдать дистанцию, приносить извинения за неосторожные движения.


5.

Культура режима и распорядка дня

Объяснить, как важно помнить об обещании, режиме дня и ночи, работы и отдыха; научить уважать режим работы и отдыха других людей.


6.

Этикет и болезни

Провести разъяснительную работу по предупреждению заболеваний, рассказать о важности прогулок, движения, водных процедур как условий сохранения здоровья; научить поведению при легких недомоганиях и мерам предупреждения разнесения инфекции.


7.

Внешность человека как предмет заботы

Воспитывать отношение человека к своему организму: уход за телом, отношение к пище.


Заключительный урок – праздник (2 часа)



























Список литературы



  1. Е.Л. Старункина. Этика и этикет в начальной школе. Москва.: Школьная Пресса», 2004г.

  2. О.С. Богданова Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

  3. И.В. Персидская. Классные часы в 1-4 классах. Волгоград.: Учитель, 2007г.

  4. О.Г. Костылёва. Учись быть вежливым:1 класс. М.: Чистые пруды, 2006г.







































Свежие документы:  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО 2-М КЛАССЕ "ОТМЕТКА. ОЦЕНКА. КАК К НЕЙ ОТНОСИТЬСЯ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: