Беседа с учащимися 9-11 классов: «Культура общения»


Лысенко Ирина Юрьевна

МБОУ СОШ №18 г. Ставрополь

Социальный педагог


Беседа с учащимися 9-11 классов:

«Культура общения»


Вступительное слово:

«Слово — это полководец, ведущий в бой. Это музыкант, прикасающийся к дремлющим струнам человеческой души; знайте, к какой струне прикоснуться, и она зазвучит дивной музыкой. В минуты вот таких бесед о сокровенном и высоком я прикасаюсь к струнам, которые называются: Гражданственность, Человечность, Честь, Достоинство. Я обращаюсь непосредственно к живой душе каждого человека…» (ВЛ. Сухомлинский).

Что такое наша речь? (ответы учащихся)

Речь — это не просто ряд звуков, которые мы механически произносим. Язык  это система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенный смысл и значение. Речь — это сам человек. Это результат нашего мышления. Это и характер человека, который определяет его как личность. Это то незаменимое средство, при помощи которого люди взаимодействуют, сотрудничают и находят взаимопонимание. Общение — обмен информацией, а язык есть система знаков. Общение между людьми осуществляется не только посредством языка, но и при помощи многих других знаков: научных символов (в математике, физике др.), знаков искусства (ноты в музыке, символы изобразительного искусства), морской сигнализации, знаков дорожного движения. Для вас, учащихся, это еще и воспроизведение в речевом общении полученных вами знаний. Это очень важный момент их усвоения. Ваша речь — это отражение уровня вашего интеллектуального и культурного развития. Если человек умеет правильно пользоваться словом, то это оказывает огромное влияние на рост его авторитета. Слово сказанное, произнесенное чаще оказывает более сильное влияние, чем написанное. Речь человека должна быть ясной и доходчивой, образной, эмоциональной и убедительной.


Как Вы считаете, какие нормы и правила речи относятся к понятию «культурная речь»? Давайте обсудим Ваши варианты и запишим их на доске. (ответы учащихся)

Культу­ра речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являютя:

1) содержательность — продуманность и предельная информативность выражений; истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того;

2) логичность — обоснованность, и последовательность изложения, в котором все ведущие положения взаимосвязаны, и подчинены единой мысли.

3) доказательность — достоверность, понятность и обоснованность доводов, которые должны наглядно показать собеседнику, что все, о чем говорится, существует в реальной действительности и носит объективный характер;

4) убедительность — способность убедить собеседника и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании; в этих целях следует учитывать психологическую характеристику собеседника, иллюстрировать свои положения яркими примерами;

5) ясность — каждое выражение должно быть четким и ясным; слишком быстрая речь трудно воспринимается, слишком медленная — вызывает раздражение; тусклая и невыразительная речь способна погубить самые глубо­кие мысли;

6) понятность — пользование словами и терминами, понятными собе­седнику; не следует злоупотреблять иностранными и редко употребляемыми словами и выражениями; недопустимо употребление жаргонных выражений.

Свежие документы:  Реферат на тему "Гуманно-личностная педагогика в обучении и воспитании младших школьников"

7) тактичность — это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

8) предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

9) терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность — умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

10) доброжелательность  необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Высокая культура речи — это умение правильно, точно и вырази­тельно передать свои мысли средствами языка. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли.

Мы каждый день и по многу раз употребляем выражения речевого этикета: обращаемся к людям, приветствуем их, прощаемся, благодарим, извиняемся, поздравляем с праздником, желаем успехов. Мы сочувствуем, одобряем и делаем комплимент, мы что-то советуем, кого-то пригла­шаем, о чем-то просим — и все это так, выбираем свои собственные роли относительно ролей собеседника, и конкретную ситуацию общения, и национальные при­вычки и обычаи.


Давайте обсудим, основные моменты на которые мы обращаем внимание при общении друг с другом, с педагогами, с родителями. (ответы учащихся)

Основные моменты нашей речи, на которые следует обращать внимание.

1. Словарный запас. Если Вы мало читаете, то вскоре заметите, что становится трудно подобрать нужное слово. Начинают появляться слова-сорняки, повторение сказанного. Какой же отсюда выход? Больше читать и общаться вживую, а не по Интернету.

2. Ударение. Иногда встречаются слова, которые можно произносить по-разному. Например: «каталог», «позвонит», «жалюзи» и т.д. Без словаря правильное произношение не выяснить, поэтому если сомневаетесь в этих словах – лучше пропускайте.

3. Лишние слова. Например: «Я, типа, ну как бы, имел в виду ответ А», «Типа рабочий транзистор», «Короче, прибор работает, и все такое». Наиболее часто повторяются слова «короче», «типа», «как бы выразиться», «в общем», «что-то около». Избавиться от этого не сложно. Одной-двух недель тренировок достаточно для придания Вашим предложениям настоящей литературной красоты.

4. Тон. Запишите свою речь на диктофон. Потом прослушайте сами и дайте послушать другим. Спросите товарищей, что им не нравится в вашей речи, и исправьте это.

5. Сложная речь. Можете сказать проще – говорите. Вроде все понятно и правильно, но впечатление совсем не то. Следите за этим. Если Вы говорите по-русски, то употребляйте только русские слова.

6. Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете, мнение своего визави, можете быть уверены в том, что Вы хороший собеседник и людям приятно с Вами общаться. Умение слушать является залогом Вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе. Но как быть в том случае, когда Вы придерживаетесь правил культуры общения и следуете речевому этикету, а Ваш собеседник, пренебрегая правилами хорошего тона, пытается перетянуть Вас «на свою сторону»? Если Вам не нравится манера общения Вашего собеседника или Вы не согласны с тем, в чём он Вас старается убедить, выразите свою точку зрению, начав речь с обращения: «Вам не кажется, что…». Если во время разговора у Вас с собеседником завязался спор, в итоге которого Вы осознали свою неправоту, по правилам культуры общения, Вы должны признать свою ошибку. Не доводите ситуацию до конфликта.

Свежие документы:  Консультация на тему "Полезные советы родителям"


Так как мы уже определилоись с понятиями обсуждаемой темы, ее принципами иосновополагающими моментами, то думаю настало время для обсужденимя основных правил, эффективного общения (ответы учащихся):

  1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает, наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим».

  2.  Попытайтесь понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте людям почувствовать их значимость и уникальность.

  3.  Вместо того чтобы осуждать людей, постарайтесь понять, мотивы их поступков. Это более эффективно, чем критиковать или осуждать, так как критика ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдания, а не заставляет задуматься.

  4. Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь.

  5.  Обращайтесь к человеку по имени, отчеству, помните, что для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи.

  6.  Говорите о том, что интересно вашему собеседнику.

  7.  Будьте хорошим слушателем, этим побуждая человека рассказывать о себе.

  8. Проявляйте уважение и терпимость к мнениям другого. Не употребляйте выражений типа: «Ты ничего не понимаешь!», «Твои взгляды безнадежно устарели!», «Думать так — глупо!». Отзываясь неодобрительно о мнениях, вкусах, привычках другого человека, вы обижаете его самого, его личность. К тому же, чаще всего мы меряем по себе, поэтому помните, что вы — не эталон для всех, не предмет для подражания, у другого человека другие взгляды на жизнь, он даже так и называется — ДРУГОЙ.

  9. Больше слушайте, чем говорите.


И в завершении нашей встречи предлаю Вам несколько упражнений для совершенствования и улучшения культуры своей речи. Они помогут Вам научиться грамотно выстраивать предложения, развивать свою фантазию. (В аудитории выполняется 2-3 упражнения на выбор).

1. Закройте глаза. Подумайте об одном из предметов, находящихся в комнате, сосредоточьтесь на нем. Не открывая глаз, перечислите как можно больше признаков этого предмета. Через 3 минуты откройте глаза и запишите всё, что запомнили, по-прежнему не глядя на предмет. 

2. Выберите стихотворение, которое вам нравится. Используйте его последнюю строку в качестве первой строки вашего собственного стихотворения. 

3. Куда вы идете, когда хотите немного отдохнуть от семьи, работы и т.д.? Напишите об этом месте. 

4. В 400 словах опишите идеальное место, где вы хотели бы жить. (для подсчета слов используйте в меню Word «Сервис» пункт «Статистика») 

5. Напишите, что вы сказали бы незваному гостю, заглянувшему к вам в три часа ночи. 

6. Напишите рассказ, начинающийся словами: «Однажды у меня была возможность…но я ее упустил». 

7. Письмо в прошлое. Напишите письмо 10-летнему… себе. 

8. В 200 словах опишите свою первую игрушку. 

9. Напишите о самом трудном решении, какое вы когда-либо принимали. 

10. Напишите о самом легком решении, какое вы когда-либо принимали. 

11. Напишите рассказ о пустом стакане. 

12. Вспомните о самом ску-у-у-чном дне в вашей жизни. Опишите его, но помните, что ваш рассказ не должен быть таким же ску-у-у-чным. 

13. Начните статью на 500 слов так: «Если бы я мог что-то изменить, я бы изменил…» 

14. Напишите объяснительную, почему вы не занимаетесь улучшением своих письменных навыков ежедневно. 

15. Напишите рассказ о синем предмете. 

16. Представьте, что находитесь в комнате, полной людей, но вы в ней единственный слепой. Запишите, какими вы видите помещение и людей в своем воображении. 

17. Составьте список всего, чего боитесь. Выберите один страх и напишите о нем. 

18. В 200 словах опишите жаркий день. 

19. Чем вы занимаетесь в ненастье? Напишите об этом 250 слов. 

20. Напишите о том, какими яствами вы угостили бы злейшего врага. 

21. Подумайте о человеке, которого можно назвать слишком гордым. Опишите поведение этого человека. 

22. Используя 150 слов, опишите внешность, род занятий, привычки человека по имени…скажем, Евгений Калачиков. 

23. Перечислите 50 поступков, которых вы никогда не совершите. 

24. Напишите монолог от лица свежесрезанного цветка. 

25. Сочините рассказ, используя ключевые слова: инструктор-собаковод, закон, пляж, булочка. 

26. Напишите монолог чистого носка, по ошибке попавшего в холодильник, забитый продуктами. 

27. Перечислите 15 причин выучить иностранный язык. 

28. Почему учитель собирается сменить карьеру? Назовите не менее 10 причин. 

29. Перечислите 7 худших фраз, которые можно сказать только что уволенному человеку. 

30. Напишите короткое гневное выступление из 7 абзацев, начиная каждый из них расхожим выражением «растет как сорная трава». 

31. Напишите короткий рассказ, используя слова: проповедник, монета, расческа, лестница, колодец. 

32. Напишите короткую историю с таким сюжетом: клоны Элвиса Пресли завоевали мир. 


Надеюсь, что наша встреча помогла Вам в приобщении к культурной речи. Спасибо за внимание.














Список литература:



  1. Дунев А.И. под ред. Черняк В.Д. Русский язык и Культура речи. –М., 2002г.

  2. Ирина Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Лениздат, фирма «Человек, 1991г.

  3. А. Гольдникова. Хорошие манеры в рисунках и примерах. Перевод  с польского, Москва, Молодая гвардия, 1979 г.

  4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989г.

  5. Энциклопедия для детей. Я познаю мир, Москва, 2000 г.






Свежие документы:  Консультация для родителей «Роль родителей в привлечении дошкольников к здоровому образу жизни»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: