Человек и природа: гармония их отношений?


МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 г. Порхова»

Псковской области

Классный час по теме:

«Природа и человек.

Гармония их отношений?..»



Подготовила Васильева Вера Михайловна,

учитель русского языка и литературы



Цель: привлечь внимание учащихся к проблеме взаимоотношений человека и природы, помочь ребятам увидеть красоту природы, почувствовать тревогу за неё.


Оборудование:

запись темы на доске, внизу под нею лексическое толкование слова «гармония» («…стройное сочетание, взаимное соответствие предметов явлений. )

Общий эпиграф к теме:

Если земля – территория и только, то отношение к ней соответственное.

Землю – родную землю, Родину – освобождают, территорию – захватывают.

Хозяин – на земле, на территории – завоеватель, покоритель.

Так кто же нам эта земля – земля-кормилица, земля-землица, Родина, вся

Земля? Или территория? Кто мы на этой земле — хозяева или временные

пришельцы: пришли, побыли, ушли, ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас

нет? Взяли всё, что могли, а там хоть потоп?

Юрий Селезнёв

На этой же доске размещена репродукция картины И.Левитана «Озеро».

На левой доске записана формула диалога: «Я и мир, мир во мне, я в мире». Здесь же репродукция картины И.Левитана «Золотая осень» .Ниже запись слов Л.Н.Толстого: «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, лишения или страсти истребления себе подобных?».

На другой доске – формула монолога: «Я — центр мира, мир существует для меня». Здесь же размещён экологический плакат, соответствующий формуле.


Ход мероприятия:

  1. Слово учителя.

Один из важнейших законов бытия: Закон Диалога. Он утверждает, что всё в мире взаимообусловлено, всё находится в многообразных отношениях друг к другу: человек – другой человек, человек – общество, человек – природа. Эти отношения могут быть равноправными или же неравноправными. Во втором случае они монологические, как правило, эгоистические, потребительские. «Я – центр мира, мир существует для меня» — вот формула монологического сознания. Диалог же предполагает иную форму отношения к миру, наличие второго равноправного и равноценного участника. «Я и мир, мир во мне, я в мире» — такова формула диалогического сознания.

Тема нашего разговора проблематична, поэтому не случайно вторая её часть представляет собой риторический вопрос – вопрос, не требующий сиюминутного разрешения, а предполагающий последующее осмысление, поэтому и цель нашего разговора может быть сформулирована так: рассматривать различные отношения человека и природы прежде всего на материале художественной литературы, попытаться задуматься над характером своих отношений с миром природы, осознать, что отношение человека к природе раскрывает его нравственную сущность.

2.Обращение к эпиграфу.

Слова Юрия Селезнёва заканчиваются риторическим вопросом: «Кто же мы на этой земле?» люди без корней, носимые ветром, — как объяснил Маленькому принцу, герою доброй и человечной книги Антуана де Сент Экзюпери, Цветок, или те, кто подобно герою книги Виктора Астафьева «Царь-рыба» осознал, что пришло время не только вырывать насаженное и убивать, но и время насаждать и исцелять?

Продолжением нашего разговора и лейтмотивом всего мероприятия станет публицистическая песня-набат группы «Любэ» «За деревней у реки…»(звучит фрагмент песни).

3.Чтение учителем фрагмента повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой».

4.Выразительное чтение наизусть описания степи из повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя.

Я удивляюсь и цветам, и птицам,

Хоть мне их не понять, как ни пытаюсь, —

писал Кайсын Кулиев, удивляясь красоте окружающего мира, делая попытку понять его загадочность. А что же мы? Пытаемся, удивляемся или уподобились существам из миниатюры В.Солоухина «Трава»(чтение учителем фрагмента миниатюры)

5.Звучит стихотворение В.Солоухина «Цветок»

6.Учитель читает фрагмент рассказа «Байкал» В.Г.Распутина о нравственности природы.

7.Звучит стихотворение А.Толстого «Острою секирой ранена берёза…»

Человек порой не в состоянии залечить сердечные раны, а мир природы способен вдохнуть в него душевные силы, заставить осознать смысл бытия.

8.Ученица читает описание дуба из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Жизнь не кончается, если ты живёшь одной душой с жизнью любимой берёзки, зыбкостью болот, с прощальным криком журавлей.

9.Звучит стихотворение Н.Рубцова «Журавли», а далее следует цитата Сухомлинского о радости жизни в общении с природой.

И что же человек в этой радости жизни? А человек уподобился дикарю, который своим безобразным, жестоким и безрассудным поведением отвратил от себя и озлобил птиц и зверей земли.

!0.Стихотворение Н.Заболоцкого «Журавли» (звучит фрагмент песни)

Ещё раз хочется крикнуть: «Не губите!». Но! Послушайте, что происходит рядом с нами(информация об экологических проблемах района)

11.Стихотворение М.Дудина «Берегите Землю!»

Взгляните, как необыкновенно хороша наша Земля на репродукциях И.Левитана.(рассказ учеников о картинах).

Итак, возможность гармонии отношений человека и природы очевидна. Она звучит и в словах Л.Н.Толстого, и во фрагменте рассказа Соколова-Микитова «Я гляжу на небо…»(чтение фрагмента). И всё же недоброе в сердце не исчезает. Взгляните на плакат, вспомните слова И.Шкляревского:

Глухо яблоко стукнет в саду,

Я по атомным росам пойду,

Мимо яблок и белых грибов

Торопливо пройду без поклона,

Ненавидя цветы и траву.

Неужели дисгармония будет торжествовать в наших отношениях с природой?

12.Учитель читает эпизод рассказа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей!».

13.Звучит стихотворение Р.Рождественского «Птицы, рыбы, звери…»(фрагмент песни)

14.Учитель читает миниатюру С.Багрова «Зелёная Русь».

15.Стихотворение В.Казанцева «Это никогда не надоест.

16.Заключительное слово учителя.

«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». Если вы сегодня, хотя бы в глубине души почувствовали красоту и боль природы, услышали тревогу, значит, наш разговор состоялся.



Использованные материалы


При подготовке использовались отрывки из произведений:

1. М.Дудин «Берегите Землю!»

  1. В.Казанцев «Это никогда не надоест»

  2. Р.Рождественский «Птицы, рыбы, звери…»

  3. С.Багров «Зелёная Русь»

  4. Н.Заболоцкий «Журавли»

  5. А.Толстой «Острою секирой ранена берёза…»

  6. В.Г.Распутин «Байкал», «Прощание с Матерой»

  7. В.Солоухин «Цветок», «Трава»

  8. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»


Иллюстрации с сайта https://www.google.ru

Свежие документы:  Мотивация учебной деятельности и её формирование

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: