Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5 г. Белгорода»
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Ярославцева И. Ф.,
заместитель директора
Белгород
2012
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Ярославцева Ирина Федоровна
заместитель директора
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5 г. Белгорода»
— Образование для всех;
— Образование через всю жизнь;
— Образование столичного качества по месту проживания.
Принципы ЮНЕСКО
Концепция реформирования системы образования в Российской Федерации преследует основную цель: повышение качества образования всех уровней, расширение доступа к образованию представителей малодоходных слоев населения, а также жителей сельской местности. Реализация данной концепции предполагает целый ряд шагов, одним из которых является дистанционное обучение, осуществляемое с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.
Актуальность данного вида обучения и применения его технологий базируется на ряде преимуществ:
дает возможность учиться лицам, желающим получить образование, находясь на любом расстоянии от выбранного учебного заведения;
получение государственного дистанционного образования выбирают люди, занятые на работе, в производстве, молодые матери, инвалиды, а также люди из стран дальнего и ближнего Зарубежья и другие, которые не могут оторваться от домашних дел, проблем;
экономятся материальные средства, включая затраты на дорогу к учебному заведению и расходы на проживание, стоимость обучения становится более доступной за счет использования в учебном процессе средств коммуникаций — альтернатива высокому уровню цен в платных отделениях государственных учебных заведений при резком сокращении бюджетных мест;
наряду с получением основной специальности профессиональное освоение персонального компьютера, современных средств коммуникаций.
И все же основным достоинством технологий дистанционного обучения является гибкость, позволяющая обучающемуся самостоятельно выбирать время занятий и определять их интенсивность, находясь при этом в контакте с преподавателем, которому отводится значительное место в технологиях дистанционного обучения. Его задача заключается в содействии наиболее полному погружению обучаемых в образовательную среду, формированию навыков самостоятельного познания и обеспечения интеллектуального роста, готовности к решению нестандартных задач и ситуаций. Преподаватель должен способствовать активизации познавательной деятельности обучающихся. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения является приоритетной. И, тем не менее, в центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание). Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации.
Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого обучающегося и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого обучающегося в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.
С целью организации дистанционного обучения возможно использование таких технологий, как:
Кейс-технология. Технология, в которой каждый учебный курс обеспечивается специальным учебным пособием, программой и методическими указаниями, помогающими осваивать учебный материал. Модульный принцип обучения позволяет успешно сочетать потребности и возможности обучаемых в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Кейс-технология может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими технологиями.
Internet-технология является наиболее универсальной и перспективной технологией дистанционного образования, обеспечивающей доступ в систему дистанционного обучения как обучающихся, так и преподавателей на любом уровне информационных ресурсов. В сетевой технологии могут быть реализованы различные способы и методы обучения: электронные учебники и библиотеки, тестирующие системы, средства общения обучающихся и преподавателей. Преподавательские методики могут совместно использоваться через связь с другими педагогами и быть интегрированы в учебный план. При использовании Internet-технологии у студентов появляется возможность:
развивать технические навыки и умения, необходимые пользователям Internet для коммуникации и сбора информации;
следить за развитием новых информационных технологий и изменениями в них;
научиться синтезировать данные, приобретенные через Internet, в единое целое, используя различные поисковые системы.
Видеотехнология представляет собой внедрение в информационное обеспечение учебного процесса видеолекций. Видеолекция проводится квалифицированным преподавателем, умеющим поддерживать контакт с аудиторией на уровне «вопрос – ответ». Достоинства видеолекций заключаются в том, что в них синтезированы основные дидактические возможности других экранно-звуковых средств, обеспечивающих познавательную деятельность максимально широким чувствительным восприятием. Кроме того, видеотехника открывает широкий простор для использования этого средства в учебном процессе: применение в условиях незатемненного помещения, получение с помощью стопкадра статичного видеоизображения, простоту повторного воспроизведения, дистанционное управление из любой точки аудитории, простоту монтажа учебных видеозаписей.
Технология глоссарного обучения основана на координации, обобщении и запоминании основных понятий, терминов, явлений, персоналий. При самостоятельном освоении теоретического материала, выполнении заданий, написании рефератов обучающийся обязательно составляет глоссарий. Работа над глоссарием, помимо запоминания, систематизации и воспроизведения, способствует расширению коммуникативного опыта, обмену учебной информацией, выяснению различных проблемных вопросов, формирует устойчивый познавательный интерес, исследовательскую увлеченность.
Все вышеописанные технологии дистанционного обучения связаны с привлечением обучающихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, их творческому применению на практике.
В своей практике, считаю необходимым применения дистанционных технологий с целью повышения эффективности в работе:
со слабоуспевающими обучающимися — тренинг заданий при изучении нового материала или выполнение коррекционных заданий по устранению пробелов в знаниях и предупреждению неуспеваемости;
с обучающимися, отсутствующими на занятии по состоянию здоровья или иной уважительной причине;
с одарёнными обучающимися — создание химического тренажера в целях более глубокого изучения химии;
со всеми обучающимися по повышению мотивации к изучению химии, используя нестандартные приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся (постановка эксперимента в домашних условиях, создание проектов, изучение дополнительных источников информации).
Таким образом, формирование системы непрерывного образования на основе внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.
Список используемой литературы:
Волков И.П., Педагогический поиск, М.: Педагогика, 1987.
Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы: Бюллетень. — 1995. — № 3.
Полат Е.С. Проблемы организации системы дистанционного обучения в Российской Федерации / докт. пед. наук, проф., зав. лабораторией дистанционного обучения Института содержания и методов обучения Российской академии образования Е.С. Полат // http://distant. ioso.ru/library/publication/doproblem. htm
Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / докт. пед. наук, проф.Е.С. Полат // http://distant. ioso.ru/seminary/09-02-06/tezped. htm