Дистанционные технологии в условиях реформирования системы образования


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5 г. Белгорода»












ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ















Автор: Ярославцева И. Ф.,

заместитель директора








Белгород

2012

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Ярославцева Ирина Федоровна

заместитель директора

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5 г. Белгорода»

Образование для всех;

— Образование через всю жизнь;

— Образование столичного качества по месту проживания.

Принципы ЮНЕСКО

Концепция реформирования системы образования в Российской Федерации преследует основную цель: повышение качества образования всех уровней, расширение доступа к образованию представителей малодоходных слоев населения, а также жителей сельской местности. Реализация данной концепции предполагает целый ряд шагов, одним из которых является дистанционное обучение, осуществляемое с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

Актуальность данного вида обучения и применения его технологий базируется на ряде преимуществ:

  • дает возможность учиться лицам, желающим получить образование, находясь на любом расстоянии от выбранного учебного заведения;

  • получение государственного дистанционного образования выбирают люди, занятые на работе, в производстве, молодые матери, инвалиды, а также люди из стран дальнего и ближнего Зарубежья и другие, которые не могут оторваться от домашних дел, проблем;

  • экономятся материальные средства, включая затраты на дорогу к учебному заведению и расходы на проживание, стоимость обучения становится более доступной за счет использования в учебном процессе средств коммуникаций — альтернатива высокому уровню цен в платных отделениях государственных учебных заведений при резком сокращении бюджетных мест;

  • наряду с получением основной специальности профессиональное освоение персонального компьютера, современных средств коммуникаций.

И все же основным достоинством технологий дистанционного обучения является гибкость, позволяющая обучающемуся самостоятельно выбирать время занятий и определять их интенсивность, находясь при этом в контакте с преподавателем, которому отводится значительное место в технологиях дистанционного обучения. Его задача заключается в содействии наиболее полному погружению обучаемых в образовательную среду, формированию навыков самостоятельного познания и обеспечения интеллектуального роста, готовности к решению нестандартных задач и ситуаций. Преподаватель должен способствовать активизации познавательной деятельности обучающихся. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения является приоритетной. И, тем не менее, в центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание). Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации.

Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого обучающегося и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого обучающегося в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.

С целью организации дистанционного обучения возможно использование таких технологий, как:

Кейс-технология. Технология, в которой каждый учебный курс обеспечивается специальным учебным пособием, программой и методическими указаниями, помогающими осваивать учебный материал. Модульный принцип обучения позволяет успешно сочетать потребности и возможности обучаемых в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Кейс-технология может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими технологиями.

Internet-технология является наиболее универсальной и перспективной технологией дистанционного образования, обеспечивающей доступ в систему дистанционного обучения как обучающихся, так и преподавателей на любом уровне информационных ресурсов. В сетевой технологии могут быть реализованы различные способы и методы обучения: электронные учебники и библиотеки, тестирующие системы, средства общения обучающихся и преподавателей. Преподавательские методики могут совместно использоваться через связь с другими педагогами и быть интегрированы в учебный план. При использовании Internet-технологии у студентов появляется возможность:

  • развивать технические навыки и умения, необходимые пользователям Internet для коммуникации и сбора информации;

  • следить за развитием новых информационных технологий и изменениями в них;

  • научиться синтезировать данные, приобретенные через Internet, в единое целое, используя различные поисковые системы.

Видеотехнология представляет собой внедрение в информационное обеспечение учебного процесса видеолекций. Видеолекция проводится квалифицированным преподавателем, умеющим поддерживать контакт с аудиторией на уровне «вопрос – ответ». Достоинства видеолекций заключаются в том, что в них синтезированы основные дидактические возможности других экранно-звуковых средств, обеспечивающих познавательную деятельность максимально широким чувствительным восприятием. Кроме того, видеотехника открывает широкий простор для использования этого средства в учебном процессе: применение в условиях незатемненного помещения, получение с помощью стопкадра статичного видеоизображения, простоту повторного воспроизведения, дистанционное управление из любой точки аудитории, простоту монтажа учебных видеозаписей.

Технология глоссарного обучения основана на координации, обобщении и запоминании основных понятий, терминов, явлений, персоналий. При самостоятельном освоении теоретического материала, выполнении заданий, написании рефератов обучающийся обязательно составляет глоссарий. Работа над глоссарием, помимо запоминания, систематизации и воспроизведения, способствует расширению коммуникативного опыта, обмену учебной информацией, выяснению различных проблемных вопросов, формирует устойчивый познавательный интерес, исследовательскую увлеченность.

Все вышеописанные технологии дистанционного обучения связаны с привлечением обучающихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, их творческому применению на практике.

В своей практике, считаю необходимым применения дистанционных технологий с целью повышения эффективности в работе:

  • со слабоуспевающими обучающимися тренинг заданий при изучении нового материала или выполнение коррекционных заданий по устранению пробелов в знаниях и предупреждению неуспеваемости;

  • с обучающимися, отсутствующими на занятии по состоянию здоровья или иной уважительной причине;

  • с одарёнными обучающимися создание химического тренажера в целях более глубокого изучения химии;

  • со всеми обучающимися по повышению мотивации к изучению химии, используя нестандартные приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся (постановка эксперимента в домашних условиях, создание проектов, изучение дополнительных источников информации).

Таким образом, формирование системы непрерывного образования на основе внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.

Список используемой литературы:

  1. Волков И.П., Педагогический поиск, М.: Педагогика, 1987.

  2. Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы: Бюллетень. — 1995. — № 3.

  3. Полат Е.С. Проблемы организации системы дистанционного обучения в Российской Федерации / докт. пед. наук, проф., зав. лабораторией дистанционного обучения Института содержания и методов обучения Российской академии образования Е.С. Полат // http://distant. ioso.ru/library/publication/doproblem. htm

  4. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / докт. пед. наук, проф.Е.С. Полат // http://distant. ioso.ru/seminary/09-02-06/tezped. htm

Свежие документы:  Содержание и формы работы с трудныи детьми

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: