Добровольчество как механизм социализации личности школьника


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №107»

Г. Омск









Добровольчество как механизм социализации

личности школьника

(из опыта работы)











Подготовила

учитель математики

Акентьева Наталья Васильевна
















г. Омск

2011г.

ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ

ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА


Акентьева Наталья Васильевна,

классный руководитель МОУ «СОШ № 107» г. Омск


Одна из проблем, выявленная сегодня как перспектива для школы — это проблема социализации личности школьника. Почему считают данную проблему сегодня особенно значимой? Потому что детство – это особое состояние, сущностью которого является вхождение ребенка в социальный мир взрослых. Этот процесс происходит, во-первых, через освоение норм, правил, жизненных идеалов того общества, в котором живет ребенок, а во-вторых, через присвоение этих норм, правил, идеалов.

Таким образом, социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Школа является тем социальным институтом, в котором процесс социализации личности идет организованным путем. А если школа к тому же работает в режиме общественно активной, то у нее есть такие механизмы, которые реально помогают решать многие проблемы, в том числе и проблему социализации учащихся. Это означает, что эту задачу в условиях общественно активной школы можно решать через добровольчество – программу, направленную на повышение социальной активности населения.

Как известно, доброволец – это человек, предпочитающий быть участником, а не зрителем и к тому же не ожидающий оплаты своего труда. Другими словами, доброволец – это особое состояние души и к этому ребенка надо готовить, начиная со школьной скамьи.

Как это происходит с учащимися моих классов, я могу рассказать на примере опыта своей работы с выпускниками 2008 года. Этих ребят я взяла в 2001 году, когда они пришли в пятый класс. Коллектив состоял из активных, энергичных детей, желающих учиться, творить, выполнять общественные поручения. Поэтому я спланировала работу так, что она с самого начала носила ярко выраженный общественно полезный характер и имела несколько направлений:

— организация досуга детей;

— развитие организаторских, художественно – творческих и интеллектуальных способностей учащихся;

— привлечение родителей как добровольцев к общественно – значимой деятельности;

— формирование гуманных отношений друг с другом;

— формирование активной гражданской позиции у школьников.

Чтобы эти направления были яркими, интересными, значимыми, класс

разбили на микроколлективы по интеллектуальным, творческим способностям, желанию и интересам. Каждая группа отвечала за одно – два больших крупных дела в течение всего учебного года, и принимала активное участие в проведении остальных, кроме этого – дежурство по школе, советы дела, репетиции, общешкольные КТД – все успевали делать ребята, причем исключительно творчески!

Свежие документы:  Урок на тему "Рекомендации психолога для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"

Так рождались традиции классного коллектива: «Праздник Улыбки», КВНы, походы, совместные родительские собрания… С каждым годом они наполнялись новым содержанием с учетом возрастных особенностей детей, привлекались к участию родители, а также ребята из Молодежного Центра школы.

Совершенно особое место в жизни классного коллектива занимали праздники по окончании учебного года. Это одно из самых ярких, уникальных творческих дел класса, насыщенных разнообразием программы, включением удачных художественных номеров. Эти праздники всегда проходили в атмосфере взаимного уважения и понимания, где было нормой соблюдение Законов класса. И на каждом таком празднике родители принимали самое активное участие. Так в пятом классе такой праздник назывался «Суд над 5Б классом», в шестом классе – «Вечер сюрпризов», в восьмом – «Букет любви», в девятом – «Коммунальная квартира». А в седьмом классе, побывав на нескольких коммунарских сборах Молодежного Центра, по окончании учебного года провели свой классный коммунарский сбор «Вкусные истории». Вся программа была расписана по минутам, строго выполнялись Законы сбора. И что самое главное – все делали сами ребята: планировали, организовывали свою работу, вели трех-четырехчасовую программу в интерактиве. За время подготовки и проведения этих праздников они проживали разные социальные роли: были организаторами, психологами, аналитиками, режиссерами, хореографами, актерами, ди- джеями, сценаристами, художниками, костюмерами, музыкантами и поэтами.

Таким образом, ребята включались в разные виды деятельности, получая при этом опыт социальных отношений. Все это способствовало активному включению в общественно значимую деятельность на уровне школы, а именно: работать в качестве коммисаров на коммунарских сборах, вожатых в школьном оздоровительном лагере, в составе Молодежного Центра выезжать в школы города, области с различными программами.

Обязательное условие любого дела – коллективный анализ, т. е. осмысление того, что делалось, зачем и что дало нам (мне) лично? Здесь они говорили «спасибо» организаторам и участникам, высказывали корректно замечания, вносили предложения по улучшению организации следующих дел.

Очень важный социальный опыт получают школьники от общения со взрослыми, т.к. старшие люди напрямую передают те правила, те нормы поведения и те идеалы, которые для них составляют нравственную ценность.

Причем передача эта идет естественным образом, в реальной, рабочей, творческой обстановке. Так, начиная с пятого класса и по сей день, ученики и их родители на любых творческих делах вместе: и КВН («Весна, весна, весна…», «Новогодний КВН», «Математика – царица всех наук», «Юморина»), и родительские собрания ( «Отцы и дети», «Педагогический ринг», «Семейное шоу» ). А походы в жизни классного коллектива – неотъемлемая его часть, их каждый год ждут и родители и дети. Неизменны традиции походной жизни: торжественное поднятие флага, обязательная программа отдыха, распределение обязанностей (те же социальные роли, что и на сборах); песни и часы откровения у костра, поздравления с днем рождения. И классный руководитель выступает здесь в роли старшего товарища, друга.

Свежие документы:  Конспект урока по теме "Наркомания – знак беды"

Именно в такой совместной деятельности детей и взрослых из года в год, в течение семи лет учащиеся получают большой социальный опыт общения. Они по-настоящему становятся друзьями и не представляют себе, что какие-то встречи, праздники будут проходить без родителей и классного руководителя.

В настоящее время я являюсь классным руководителем 8 класса, и опыт добровольческой деятельности они получают уже через освоение и реализацию социальных проектов. В 2009-2010 учебном году наша школа работала над общешкольным проектом «Дом, в котором мы живем», в рамках которого мы с классом разработали проект «Морской бриз». Его задачи:

1.Ознакомить учащихся с проблемами экологии и эстетическими элементами дизайна пришкольного участка.

2.Изучить социальную ситуацию в местном сообществе.

3.Разработать мероприятия для улучшения состояния участка.

4.Привлечь внимание общественности (родители, друзья) к проблемам озеленения малой родины.

5.Создать условия для творческого самовыражения учащихся.

Получив путевку-задание, ребята активно взялись за работу. Во время классного часа «Наш проект» разработали вопросы для анкетирования населения и провели его среди родственников, соседей, друзей, а также провели телефонный опрос. В итоге поняли, что состояние пришкольного участка, его чистота и порядок волнует не только учителей и учащихся, но и людей, живущих в близлежащих домах. Многие опрашиваемые предложили свою помощь (семена, свой труд). И началась работа: учеба актива класса, семинар по социальному проектированию для классных руководителей, который проводил Молодежный Центр школы. В результате стали появляться варианты оформления клумбы, их было несколько, но, учитывая условия расположения нашей клумбы и соседней – солнечной, решили, что очень здорово будет смотреться клумба, напоминающая морские волны и берег. Затем мы с ребятами представили свой проект родителям, защитив его на родительском собрании, в результате заручились их поддержкой: и материальной, и физической. В апреле в школе прошел Фестиваль детских проектов, где наш 7а успешно защитил свой проект.

Затем началась практическая реализация проекта: многим хотелось и копать, и сеять, и высаживать рассаду, и оформлять клумбу как морской берег мелкой щебенкой и песком. Помогали нам и родители, и друзья ребят.

В результате реализации проекта дети овладели важными трудовыми навыками, умением творчески подходить к решению проблем, вовлекать в свои дела взрослых, успешно сотрудничать в группах. И это очень важно для вхождения школьников во взрослую жизнь, так как сегодня все мировое сообщество живет, руководствуясь проектными технологиями.

Свежие документы:  Классный час на тему: «Экологические пирамиды»

Итак, можно сделать следующие выводы:

1)Учащиеся в результате такой деятельности получают опыт добровольчества. Это оказывает влияние на формирование их нравственных идеалов, гражданской позиции, жизненных планов, навыков организаторской и досуговой деятельности.

2) Участие в жизни класса и школы на протяжении семи лет помогло многим определиться в жизни с выбором профессии, с активным участием в общественной жизни, активно включиться в состав Молодежного Центра школы №107, проводить различные мероприятия на уровне школы, города, области и Сибирского региона. Так в 2004 году в составе делегации школы №107 ученики моего класса вместе с классным руководителем выезжали на Всероссийскую конференцию общественно активных школ в г. Красноярск, где зарекомендовали себя как настоящий отряд добровольцев.

3) Предложенная система работы помогает формировать позитивное отношение к обществу и к миру. Это очень важно еще и потому, что ученик перенесет полученный положительный опыт на свою будущую взрослую жизнь.

Таким образом, добровольчество – это стиль жизни, состояние духа, это способ изменить себя и свою жизнь к лучшему.




















Список использованной литературы

1. И.П.Иванов Методика коммунарского воспитания М., Просвещение, 1990г.

2.С.Е.Танцоров Групповая работа в развивающем образовании. Педагогический центр «Эксперимент», Рига 1997г.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: