Доклад на тему: «Организация встреч с детскими писателями как метод повышения познавательной активности и интереса к чтению у школьников»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА пос. НОВЫЙ»

ТУКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА














Доклад на тему:


«Организация встреч с детскими писателями как метод повышения познавательной активности и интереса к чтению у школьников»







Автор:

Секретарева Нина Николаевна,

библиотекарь 1 категории


















2011 год


Книга оказывает на ребенка огромное влияние. Чтение художественной литературы обогащает маленького читателя духовным опытом, развивает творческие способности и формирует нравственные ценности.
Программа «Детское чтение» направлена на сотрудничество с ребенком, «принятие» его самого, его мира, отражение в среде библиотеки замыслов и событий детской жизни.

Содружество детских писателей  выступает сегодня в защиту права детей развиваться гармонично — дети должны иметь право на помощь во взрослении, а это не возможно без чтения. 

Говорят, что в обществе не сформулированы причины того, почему надо читать. Больше всего мне нравится, как это сформулировали дети. Один из наших читателей 12-13 лет сформулировал эту причину так: читать нужно для того, чтобы не стать матрицей,  программируемой кем ни попадя, чтобы быть независимым, самостоятельным в суждениях, чтобы не стать винтиком в машине. 
К сожалению, дети читают все меньше. Я думаю, наши книги до библиотек практически не доходят. Современная школьница так определила суть сегодняшнего «информационного общества»  — если о писателе не пишут, то его нет. О писателях не пишут, о них не говорят, но книги выходят, находятся в лидерах продаж. Потому что в них – ответы на современные злободневные вопросы, которые не найти например в «Детстве Темы». 

Проблема в том, что сегодня нет той системы, которая бы проводила книгу от писателя до библиотеки, до читателя, до ребенка. Она была, но сейчас разрушена. 
Сейчас писатели находятся в таком положении, когда они вынуждены объединяться, брать свои книги и идти непосредственно к детям. Писатель должен сначала писать, а потом уже выходить на всевозможные шоу и устраивать встречи. Есть страны, в которых существует такая должность как проводник между писателем и читателем, который не только изучает книгу, только что вышедшую, но дает на нее рецензии, приходит к детям в школы и рассказывает об этой книге. У нас эту роль выполняют библиотеки. Что самое парадоксальное, библиотеки сейчас даже вынуждены выступать как издатели. Недавно мы совместно с учителями русской и татарской литературы организовали встречи с писателями родного края. У нас в гостях были татарские писатели: Рашит Башаров, Рубис Зарипов, Айдар Халимов. В библиотеке мы знакомим учащихся с книгами этих писателей, даем читать их детям, а потом писатели обсуждают их с детьми.  Это очень интересная встреча. Такие встречи полезны и интересны и для писателя, и для читателя. Нет ни одной книги, которая не принесла бы какую-то пользу ребенку. Во время встреч с писателями проводятся разные познавательные конкурсы, игры, просмотр слайдов о творчестве писателей. Больше всего поразила наших детей встреча с местными поэтами: З.Закировой. Она так увлекательно рассказывала о своем творчестве, с таким вдохновением читала свои стихи, что дети, затаив дыхание, слушали ее. Частыми посетителями нашей школы являются поэты поселка Новый Аитбаева Н., Петрова Т. Они рассказывают о своем детстве, школьных годах, о творческих планах, читают свои стихи. Айтбаева Н. и Петрова М. часто печатаются в газете «Светлый путь» Одаренные дети читают гостям свои стихи. Они с интересом слушают юных поэтов, дают им советы, рекомендуют больше читать.

Свежие документы:  Интеллектуальное казино, 9 класс

Специалисты считают, что если ребенок не начал читать до 12 лет, а в 12-13 лет происходит кризис чтения, то он потом никогда больше читать не будет, у него не будет такой жизненной потребности. Поэтому работа направлена так, чтобы читали взрослые, и чтобы ребенок воспитывался в читающей семье. Поэтому на встречи с писателями мы приглашаем и родителей, для которых организовываем специальные конкурсы и задания. Нужно развивать не только библиотечное чтение, но и семейное. Должны объединиться: семья, библиотека, педагоги, писатели и дети. Эта проблема должна выйти за пределы узкоспециальных интересов, только тогда проблема чтения будет решена. 

 Библиотека – это такое необычное место, где дети читали, и продолжают читать. Меньше читателей в библиотеке не стало, просто дети читают другое, и они читают иначе по сравнению с предыдущими поколениями. Они читают хуже, более поверхностно. Когда мы говорим о чтении, то имеем в виду не только чтение книги, но и чтение электронных текстов. Сейчас не стоит от  детей ждать только того, чтобы они читали «бумажные» книги, они все больше читают электронные тексты. Они будут читать электронные учебники и книги, но психологи, правда, считают, что продуктивность такого чтения ниже. 

В работе детских библиотек применяются как традиционные формы проведения мероприятий по привлечению к чтению, так и принципиально новые подходы в организации информационно-просветительской деятельности

К примеру, встреча школьников с татарскими писателями, представителями детских газет и журналов, посвященная Международному дню детской книги, состоялась в Казани в татарской гимназии N 2. Организаторами встречи выступили Кабинет министров РТ и Агентство РТ по массовой коммуникации «Татмедиа», через которые мы провели Интернет-встречу с писателями города Казани.

Мы вышли на сайт Всероссийского открытого урока чтения, посвященного жизни и творчеству русского поэта Боратынского Евгения Абрамович, отметившего свой 210 юбилей. Провели экскурсию по Дому-музею Баратынского Е.А., единственного в России поэта.

На встречу со школьниками приглашаются не только писатели и поэты, но и актеры. В гостях у нас была наша выпускница, известная артистка Челнинского Государственного драматического театра и радиоведущая Касаева Флюза. Встрече с читателями предшествовала пресс-конференция. Здесь Касаева Флюза сочинила с детьми новую пьесу, показала мастер-класс, вместе спела песню. Гости рассказали ребятам, что полноценной личностью может стать лишь тот человек, который знает и любит свой родной язык. «Общаясь с книгами, читатели общаются с душой их автора, при этом обогащается и развивается их внутренний мир», — отметил один из гостей. Писатели и актеры рассказали ребятам много интересного про татарские книги и издания, прочли свои стихи, поделились своими творческими планами, дали свои автографы. После этого гости ответили на интересующие школьников вопросы. Писатели смогли пробудить интерес к чтению, что немаловажно в наш компьютерный век. Они очень интересно рассказали о своей творческой жизни, и с удовольствием поделились своими впечатлениями о встрече. Атмосфера на этой встрече была очень праздничная и торжественная. Большая часть таких встреч приурочена к «Неделе детской книги», которая проходит в начале апреля. Если мы хотим развивать своих детей, необходимо простроить всю «логистику» в области детской литературы.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Свобода и необходимость в деятельности человека"

Организация таких встреч является не только методом повышения познавательной активности и интереса к чтению у школьников, но и дает стимул, толчок раскрытию таланта личности, может быть будущих поэтов как Пушкин и Тукай.































Список использованной литературы:



  1. Школьная библиотека №3, 2006 года, стр.10

  2. Журнал «Магариф» №12, 2004 год, стр. 17









скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: