Элективный курс «Человек в мире профессий»


МБОУ СОШ “с. Никольское” МО “Енотаевский район”
















Элективный курс

Человек в мире профессии”






подготовила:

Маркова Лия Викторовна,

педагог-психолог












с. Никольское, Енотаевского района, Астраханской области

2013

Пояснительная записка

Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Способность к профессиональному и личностному самоопределению себя как субъекта выбора и жизненного существования остается единственной предпосылкой социальной успешности. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом “проб и ошибок”.

Данный курс занятий направлен на оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам, испытывающим трудности в профессиональном самоопределении, которые выражаются в неумении действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, имеющим неадекватную самооценку, проблемы идентичности себя и своего места в социуме.

Цель программы: помочь учащимся сориентироваться в профессиональном выборе с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей.

Задачи программы:

— Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий.

— Обеспечение учащихся средствами самопознания, развитие умений по целеполаганию и планированию.

— Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, презентовать себя).


Структура занятия

I. Ритуал приветствия. Цель: создание позитивного настроя на занятие.

II. Основная часть:

а/ теоретическая: лекционный материал согласно теме занятия;

б/ практическая: диагностические пробы, изобразительные техники; психоролевые этюды и игры; профориентационные игры.

III. Рефлексия занятия. Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий.

IV. Ритуал прощания. Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.


Особенности методики преподавания курса

Основным условием реализации программы является сотрудничество несовершеннолетнего со сверстниками и педагогом при выполнении совместной творческо-поисковой деятельности. Занятия проходят с элементами тренинга, с использованием активных методов обучения: “мозговой штурм”, игровой метод “ролевая проба”, дискуссия, моделирование ситуации, диагностические методики. В зависимости от задания педагог выступает то в качестве информатора, то диагноста, то равноправного участника, а в некоторых заданиях — наблюдателя.

Численность группы следует ограничить до 10–12 человек. При увеличении количества человек в группе уменьшается возможность включенности каждого в групповой процесс, что снижает эффективность занятий.

Требования к обученности:

а/ по результатам курса старшеклассники должны овладеть:

знаниями о классификации профессий, профессиограммах актуальных профессий; приемами самопознания; знаниями о стратегии эффективного общения, как составляющей профессиональной деятельности и самопрезентации;

б/ старшеклассники должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности, возможности и потребности с выбранной профессией и ее требованиями; составить резюме.

Формы контроля

Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.

По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое эссе по темам: 1/ Мир профессий и мой выбор; 2/ Мое профессиональное будущее; 3/ Роль профориентационного курса в моем самоопределении.


Тематическое содержание курса


п.п.

Наименование тем

Количество часов

1.

Введение в курс

Знакомство с курсом, целями, задачами. Обсуждение правил работы на занятиях. Введение понятий: “выбор”, “самопознание”, “самодиагностика”.


1

2.

В мире профессий по компасу


5

2.1.

Знакомство с понятием “профессия”, профессиограмма.

1

2.2.

Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку, орудия труда, условия труда.

1

2.3.

Самодиагностика: ДДО.

1

2.4.

Профориентационная игра “Нужные люди”.

1

2.5.

Методика «Карта интересов»

1

3.

Я выбираю профессию, мне выбирают профессию


10

3.1.

Тактика осуществления “выбора” (Я хочу; Я могу; Мне надо).

1

3.2.

Факторы выбора будущей профессии.

1

3.3.

Иллюзии, связанные с профессиями. Игра “Или-или”.

1

3.4.

Упражнение “Мы творим мир профессий”. Игра «Профконсультация».

1

3.5.

Активизирующий опросник «Перекресток».

1

3.6.

Активизирующий опросник «Будь готов!».

1

3.7.

Активизирующий опросник «Сейчас и потом».

1

3.8.

Активизирующий опросник «Престижная профессия».

1

3.9.

Активизирующий опросник «Самооценка нравственности, гражданственности».

1

3.10.

Профориентационная игра «Эпитафия».

1

4.

Роль характера в выборе профессии


4

4.1.

Знакомство с понятием “характер”.

1

4.2.

Мозговой штурм на установление взаимосвязи между чертами характера и профессией человека.

1

4.3.

Упражнение “Символ моего дела”.

1

4.4.

Профориентационная игра “Криминалисты”.

1

5.

Способности человека и их роль в выборе профессии


6

5.1.

Знакомство с понятием “способности”.

1

5.2.

Факторы, влияющие на развитие способностей.

1

5.3.

Выявление интеллектуальных способностей в ходе проведения самодиагностики.

1

5.4.

Профориентационная игра “Биржа труда”.

1

5.5.

Резюме, как презентация своих способностей.

1

5.6.

Игра “Царевна Несмеяна”.

1

6.

Профессиональный тип личности


4

6.1.

Знакомство с понятием “профессиональный тип личности.


1

6.2.

Самодиагностика: “Профессиональный тип личности” Голланд. Дискуссия по результатам диагностики.

1

6.3.

Соотнесение профессионального типа личности с профессиограммами.

1

6.4.

Этюд “Самая-самая…”

1

7.

Профессиональное взаимодействие.

Правила общения


3

7.1.

Деловой этикет и его составляющие.

1

7.2.

Введение понятия “профессиональное взаимодействие”.

1

7.3.

Профориентационная игра “Социологический опрос”.

1

8.

Итоговое занятие

Самостоятельная работа по написанию творческого эссе на одну из предложенных тем.

1

ИТОГО:

34


Список литературы:

1. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.

2. Пряжников Н.С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2006. 288 с. — (Педагогика. Психология. Управление.)

3. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: Вако, 2005. 240 с. — (Педагогика. Психология. Управление.)

4. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: