МБОУ СОШ “с. Никольское” МО “Енотаевский район”
Элективный курс
“Человек в мире профессии”
подготовила:
Маркова Лия Викторовна,
педагог-психолог
с. Никольское, Енотаевского района, Астраханской области
2013
Пояснительная записка
Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Способность к профессиональному и личностному самоопределению себя как субъекта выбора и жизненного существования остается единственной предпосылкой социальной успешности. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом “проб и ошибок”.
Данный курс занятий направлен на оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам, испытывающим трудности в профессиональном самоопределении, которые выражаются в неумении действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, имеющим неадекватную самооценку, проблемы идентичности себя и своего места в социуме.
Цель программы: помочь учащимся сориентироваться в профессиональном выборе с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей.
Задачи программы:
— Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий.
— Обеспечение учащихся средствами самопознания, развитие умений по целеполаганию и планированию.
— Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, презентовать себя).
Структура занятия
I. Ритуал приветствия. Цель: создание позитивного настроя на занятие.
II. Основная часть:
а/ теоретическая: лекционный материал согласно теме занятия;
б/ практическая: диагностические пробы, изобразительные техники; психоролевые этюды и игры; профориентационные игры.
III. Рефлексия занятия. Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий.
IV. Ритуал прощания. Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.
Особенности методики преподавания курса
Основным условием реализации программы является сотрудничество несовершеннолетнего со сверстниками и педагогом при выполнении совместной творческо-поисковой деятельности. Занятия проходят с элементами тренинга, с использованием активных методов обучения: “мозговой штурм”, игровой метод “ролевая проба”, дискуссия, моделирование ситуации, диагностические методики. В зависимости от задания педагог выступает то в качестве информатора, то диагноста, то равноправного участника, а в некоторых заданиях — наблюдателя.
Численность группы следует ограничить до 10–12 человек. При увеличении количества человек в группе уменьшается возможность включенности каждого в групповой процесс, что снижает эффективность занятий.
Требования к обученности:
а/ по результатам курса старшеклассники должны овладеть:
знаниями о классификации профессий, профессиограммах актуальных профессий; приемами самопознания; знаниями о стратегии эффективного общения, как составляющей профессиональной деятельности и самопрезентации;
б/ старшеклассники должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности, возможности и потребности с выбранной профессией и ее требованиями; составить резюме.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое эссе по темам: 1/ Мир профессий и мой выбор; 2/ Мое профессиональное будущее; 3/ Роль профориентационного курса в моем самоопределении.
Тематическое содержание курса
Наименование тем | Количество часов | |
1. | Введение в курс Знакомство с курсом, целями, задачами. Обсуждение правил работы на занятиях. Введение понятий: “выбор”, “самопознание”, “самодиагностика”.
| 1 |
2. | В мире профессий по компасу
| 5 |
2.1. | Знакомство с понятием “профессия”, профессиограмма. | 1 |
2.2. | Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку, орудия труда, условия труда. | 1 |
2.3. | Самодиагностика: ДДО. | 1 |
2.4. | Профориентационная игра “Нужные люди”. | 1 |
2.5. | Методика «Карта интересов» | 1 |
3. | Я выбираю профессию, мне выбирают профессию
| 10 |
3.1. | Тактика осуществления “выбора” (Я хочу; Я могу; Мне надо). | 1 |
3.2. | Факторы выбора будущей профессии. | 1 |
3.3. | Иллюзии, связанные с профессиями. Игра “Или-или”. | 1 |
3.4. | Упражнение “Мы творим мир профессий”. Игра «Профконсультация». | 1 |
3.5. | Активизирующий опросник «Перекресток». | 1 |
3.6. | Активизирующий опросник «Будь готов!». | 1 |
3.7. | Активизирующий опросник «Сейчас и потом». | 1 |
3.8. | Активизирующий опросник «Престижная профессия». | 1 |
3.9. | Активизирующий опросник «Самооценка нравственности, гражданственности». | 1 |
3.10. | Профориентационная игра «Эпитафия». | 1 |
4. | Роль характера в выборе профессии
| 4 |
4.1. | Знакомство с понятием “характер”. | 1 |
4.2. | Мозговой штурм на установление взаимосвязи между чертами характера и профессией человека. | 1 |
4.3. | Упражнение “Символ моего дела”. | 1 |
4.4. | Профориентационная игра “Криминалисты”. | 1 |
5. | Способности человека и их роль в выборе профессии
| 6 |
5.1. | Знакомство с понятием “способности”. | 1 |
5.2. | Факторы, влияющие на развитие способностей. | 1 |
5.3. | Выявление интеллектуальных способностей в ходе проведения самодиагностики. | 1 |
5.4. | Профориентационная игра “Биржа труда”. | 1 |
5.5. | Резюме, как презентация своих способностей. | 1 |
5.6. | Игра “Царевна Несмеяна”. | 1 |
6. | Профессиональный тип личности
| 4 |
6.1. | Знакомство с понятием “профессиональный тип личности.
| 1 |
6.2. | Самодиагностика: “Профессиональный тип личности” Голланд. Дискуссия по результатам диагностики. | 1 |
6.3. | Соотнесение профессионального типа личности с профессиограммами. | 1 |
6.4. | Этюд “Самая-самая…” | 1 |
7. | Профессиональное взаимодействие. Правила общения
| 3 |
7.1. | Деловой этикет и его составляющие. | 1 |
7.2. | Введение понятия “профессиональное взаимодействие”. | 1 |
7.3. | Профориентационная игра “Социологический опрос”. | 1 |
8. | Итоговое занятие Самостоятельная работа по написанию творческого эссе на одну из предложенных тем. | 1 |
ИТОГО: | 34 |
Список литературы:
1. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
2. Пряжников Н.С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2006. 288 с. — (Педагогика. Психология. Управление.)
3. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: Вако, 2005. 240 с. — (Педагогика. Психология. Управление.)
4. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001.