Электронные образовательные ресурсы как фундамент организации дистанционного обучения


Селеменева Юлия Владимировна,

методист лаборатории дистанционного обучения

Северного педагогического колледжа

г.Серов Свердловской области


Электронные образовательные ресурсы как фундамент организации дистанционного обучения

Экономическая и политическая нестабильность, которая наблюдается в последние время, диктует необходимость перехода на новую стратегию устойчивого развития России в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

На заседании Совета по развитию информационного общества (12.02.2009), которое вел Д.А.Медведев, было определено, что в результате реализации Стратегии развития информационного общества к 2015 году Россия должна войти в число ведущих стран в сфере ИКТ. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 316-р в России должны быть созданы: системы непрерывного образования и системы массового обучения в сфере ИКТ. Эти две задачи взаимосвязаны и могут быть осуществимы в условиях применения технологий дистанционного обучения.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [1].

Дистанционные образовательные технологии являются частью системы дистанционного обучения. Систему дистанционного обучения можно представить в виде двухуровневой системы. Верхний уровень — система управления учебным процессом – система LMS (Learning Management System). Нижний уровень – контент (содержание) или мультимедийные интерактивные ЭОР.

Однако подходы к организации качественного дистанционного обучения в системе образования остаются неоднозначными. В 2013 году я являлась участником дебатов на сайте «Педсовет» на тему: «Электронное обучение-это революция?» Уже тогда были высказаны в основном две точки зрения на данный вопрос. Во-первых: проблемы создания качественного дистанционного обучения часто упираются в незнание основ теории и методики дистанционного обучения. Во-вторых, отсутствие современных мультимедийных электронных образовательных ресурсов, отвечающих требованиям работы в системах дистанционного обучения.

Что изменилось к 2015 году? В результате реализации проекта «Информатизация системы образования», который был запущен еще в 2005 году, началось обновление содержания образования и формирование новых способов организации учебного процесса. Постоянно осуществляются программы по повышению квалификации педагогов в области дистанционных технологий обучения, разработаны и постепенно обновляются комплекты цифровых образовательных ресурсов (далее – ЦОР) к учебникам и ЦОРы инновационных учебно-методических комплексов. Для сравнения: на сегодняшний день США лидирует в области онлайн — образования и уже в более чем 90% ВУЗов используются системы дистанционного образования в Интернете. Россия же в данной области отстает в развитии на 5-7 лет и только последние несколько лет Российские ВУЗы приступают к созданию систем обучения в режиме онлайн. В отличие от стран Европы и США, где государство полностью поддерживает данный вид образования, в России системы онлайн-обучения развиваются бессистемно. Например, по данным SaaSWorld 86% бюджета на развитие персонала было потрачено на онлайн-сервисы в США за 2012 год [2]. В Российской Федерации это направление только начинают развиваться. Многие вузы потратились на разработку или приобретение систем управления учебным процессом- LMScистем (Learning Management System), -но существенных результатов не получили, так как наиболее дорогостоящей части — обучающих программ пока создано еще очень мало.

Свежие документы:  Научно-методическая статья "Роль школы в духовно-нравственном воспитании школьников"

Кроме того, многие из разрабатываемых ЭОР не соответствуют стандарту SCORM и, соответственно, не работают в составе LMS. Большинство созданных ЭОР – достаточно простые гипертексты. Сложные мультимедийные ЭОР, зачастую, создаются непрофессиональными в области создания информационного продукта структурами — вузами, книжными издательствами и пр. «Именно отсутствие современных ЭОР — фундамента дистанционного обучения (ДО)- является главным тормозом его развитии. Хотя компьютеры, планшеты, смартфоны, подключенные к быстрому Интернету минимум лет 5 есть у каждого учащегося как в России, так и за рубежом» ( из высказывания Джавада Авитесяна- к.т.н., проф. МПГУ, чл. корр. АПСН, МАН ПО и МАН ИПТ, участника дебатов «Электронное обучение-это революция?»)

Каким требованиям должны соответствовать современные электронные образовательные ресурсы?

Современные ЭОР должно иметь следующие основные характеристики:

— 100% мультимедийность — озвученные видео — и слайд фильмы и анимация;

— Насыщенная интерактивность, включая модели процессов и явлений;

— Многообразие контрольных и тестовых заданий;

— Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа, легко усваивается;

— Возможность работы в Интернет в режиме он-лайн;

— Соответствие ЭОР международным стандартам SCORM для работы в LMS.

Общедидактические принципы ЭОР:

  • Наглядность. В педагогической психологии выделяются основные способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление. Зрение и слух являются наиболее информативными и, соответственно, важнейшими и наиболее эффективными при обучении. Именно на использовании этих важнейших моделей восприятия информации построена наглядность обучения, позволяя собрать максимум наглядности в виде аудио-, фото-, видео- и других видов мультимедийной информации, что активизирует внимание, оживляет восприятие;

  • Интерактивность. Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу урока, что способствует повышению эффективности сознания и памяти;

  • Практическая ориентированность. По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных модулей практической направленности — практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для учащегося;

  • Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) делает курс доступным для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно;

  • Научность изложения материала. Содержание курса опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий;

  • Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на учебные модули (в основе модулей — темы) и микромодули (в основе микромодулей — понятия).

Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.

  • Последовательность изложения. Логика содержания курса позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок позволит инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации.

Учитывая современный уровень развитости ИКТ – наличие карманных компьютеров; смартфоны; доступность Интернета, включая мобильная WiFi-связь; экономическую необременительность высокоскоростного неограниченного трафика; огромные объемы памяти всех этих устройств и т.д. следует говорить не просто об ЭОР, а об учебно-методических комплектах нового поколения (УМК НП), который используется в учебном процессе интегрировано и взаимосвязано. УМК НП представляет собой электронный образовательный ресурс (ЭОР) в разных программных реализациях:

  • DVDROM-версия для самостоятельной работы в автономном режиме;

  • Сетевая — версия для коллективного обучения в локальной сети образовательного учреждения;

  • SCORM-версия для организации дистанционного обучения в LMS-среде;

  • OFF-LINE-версия, когда уроки скачиваются и проигрываются в of-line;

  • ON-LINE-версия, когда уроки проигрываются в on-line с удаленного сервера;

  • MOBIL-версия для обучения в of-line с помощью КПК или смартфонов;

  • Видео-версия для DVD-проигрывателей или кабельных телевизионных сетей;

  • Книжная — версия — «твердая копия» — конспект лекций.

Таким образом, применяя и создавая действительно современные средства обучения, мы можем говорить о развитии информационно-образовательной среды образовательных учреждений, пригодной для осуществления дистанционного образования.





















Список использованных ресурсов

  1. Порядок использования дистанционных образовательных технологий/ Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 .

  2. Универсиалити-универсальная платформа онлайн-обучения авторским курсам [Электронный ресурс]/-Режим доступа https://www.siliconpulse.com/universiality/

  3. Электронное обучение-это революция?/дебаты на сайте Педсовет.org [Электронный ресурс]//Джават Авитесян- Режим доступа https://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=11198&view=findpost&p=285552

  4. Темников Д.А., Сидельникова Т.Т.Разработка электронных образовательных ресурсов: реализация основных педагогических принципов/ Учебно-методическое пособие по направлению «Электронные образовательные ресурсы». — Казань: КГУ, 2008.







Свежие документы:  Как рождаются проекты

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: