Внеклассное занятие «Энергосбережение для всех и для каждого»
Андреева Елена Александровна
воспитатель первой
квалификационной категории
КОУ «Петропавловский детский дом»
Муромцевского района Омской области
Цель: развить экологическое мышление детей, вовлечь их в реальную деятельность по изучению окружающей среды и ее охране; привлечь внимание к использованию энергии, экономии энергии и энергоресурсов.
Задачи:
1) Помочь воспитанникам осознать важность экологии, как науки, учить бережно, обращаться с ресурсами Земли.
2) Развивать мыслительную деятельность, принимать осмысленные действия.
3) Воспитывать доброжелательные отношения к окружающей среде.
Сценарный план
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и цели
3. Обсуждение темы
4. Составление правил экономии электроэнергии
5. Практическое задание
6. Итог занятия
7. Заключительное слово
Ход занятия
1. Организационный момент
— Здравствуйте. Я рада видеть вас сегодня на занятии. Я надеюсь, что на занятии вы будете внимательно слушать и активно работать.
2. Сообщение темы и цели
— Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии? (О безналичном расчете)
— Какие виды безналичных денег существуют? (Безналичные деньги — это банковские деньги, сюда входят счета чековые вклады, чеки, кредитные карты.)
— Чем удобны чеки и кредитные карты? (Чековые книжки и кредитные карты удобны тем, что не надо при себе хранить деньги. Их можно всегда получить в нужном количестве и в любое время суток.)
— В недалеком прошлом, маломощные электростанции, работающие на угле и нефти, с трудом обеспечивали потребности человека. Но и потребности были очень скромные. Естественно и речи не было, что Земля может исчерпать свои ресурсы. Но численность жителей Земли растет и тем самым увеличивается потребность в энергии. Ученые пытаются решить эту проблему. Вот и сегодня мы поговорим на эту тему. Тема занятия «Энергосбережение для всех и каждого». Я надеюсь, что знания, которые вы получите на занятии, вам пригодятся в жизни.
3. Обсуждение темы
— Ребята, скажите, что такое энергетика? (Ответы детей.)
— Давайте обратимся к толковому словарю, как в нем трактуется данное понятие. Откройте, пожалуйста, толковый словарь и найдите в нем определение к слову – энергетика.
(Энергетика — это отрасль хозяйства, охватывающая энергетические ресурсы, выработку, передачу и использование различных видов энергии.)
— Как давно человек начал использовать энергию? (Ответы детей.)
— Около 500 тыс. лет назад человек впервые освоил энергию огня — тепловую энергию от сгорания древесины.
10 тыс. лет назад с возникновением земледелия, потребность в энергетических ресурсов возросла, и человек стал строить мельницы, работающие на энергии воды и ветра.
Но с ростом промышленного производства и увеличения численности населения Земли, человек строит теплоэлектростанции, работающие на основе каменного угля, нефти и природного газа.
Но как обстоят экологические проблемы при использование каменного угля, нефти и природного газа? (Ответы детей.)
— Использование тепловой энергии приоритетна. Но, еще Д.И. Менделеев говорил, что использование нефти — это все равно, что сжигать деньги в печи, хотя нефть в чистом виде не используется, а только мазут- продукт ее переработки. И еще при сжигание любого топлива расходуется большое количество кислорода и выделяется углекислый газ в таком количестве, что приводит к экологической проблеме — создается парниковый эффект. Это приводит к потеплению климата и как последствия наводнения — нам хорошо знакомы стихийные бедствия в Европе. При сгорание топлива загрязняется окружающая среда. К чему это приводит? (Ответы детей?)
— При сгорании топлива загрязняется окружающая среда- это приносит вред животным: они либо покидают свои места, либо происходит мутации в развитии или гибнут. Изменяется качество питьевой воды, чрезмерное цветение и зарастание водоемов. Продолжаться так до бесконечности не может. Нужна альтернатива, и мы с вами знаем, что природные ресурсы небесконечны. То, что они могут иссякнуть — это одна проблема, но отходы этих станций смертельно опасны для человека.
— К каким последствиям может привести авария на АЭС? (Ответы детей.)
— При аварии на АЭС наблюдается радиоактивный фон, что приводит к генным мутациям и онкологическим заболеваниям.
Но есть и нетрадиционные источники энергии — ветроэлектростанции, где используется ветер, заставляющий вращаться турбины, и таким образом производит электричество; гелиолектростанции, где используется энергия солнца. Человек пытается также использовать энергию приливов и отливов, морских течений,
— Но так ли безвредно использование ветра, солнца и воды? (Ответы детей.)
— При очень многих плюсов есть минусы. Зависимость ветроэлектростанций от погоды создается шумовое загрязнение. Уходят животные, что нарушает экологический баланс в данной местности.
Человек чувствует угнетенное состояние. И при всем этом мощность таких станций невелика. В германии созданы ветровые парки, а также такие парки есть вблизи поселка Куликово Калининградской области.
Энергия воды используется в Исландии, на Камчатке. Но горячая вода обратно никуда не закачивается, это приводит к загрязнению почв и экологическим нарушениям.
Солнечных электростанций пока очень мало. Это солнечные установки, которые улавливают и преобразуют энергию солнца. Но это зависимость от климатических условий очень дорога. Такой вид энергии используется в Бразилии, Калифорнии на крышах многоэтажек.
— Ребята, как вы думаете, можно как-то изменить ситуацию? (Ответы детей.)
— Эффективное использование энергетических ресурсов, соблюдения требований к охране природы, чтобы не нарушался экологический баланс в природе, сократить расходование ресурсов. А самое главное научиться экономить энергию.
4. Составление правил экономии электроэнергии
— Теперь мы переходим к практике. Я предлагаю вам составить памятку по экономии электроэнергии. У вас имеются карточки, вам необходимо выбрать правильные способы по экономии электроэнергии. Время на обдумывание 3 минуты.
Задание. Выберете правильные ответы.
Способы экономии электроэнергии.
1. Уходя, гасите свет — этот способ самый простой и действительный. И периодически протирание от пыли лампы, ведь слой грязи поглощает до 1/3 вырабатываемой света.
2. Отказ то плотных затемненных штор.
3.Выходя из комнаты, не оставляйте электроприборы бесполезно работающими, а уезжая на долгое время, обесточьте их (выньте вилки из розеток.) Это еще и обеспечит пожарную безопасность жилья.
4. При приготовлении пищи на электроплите — правильный подбор посуды в соответствии с размером конфорки, также очень важно накрывать кастрюлю крышкой при приготовлении пищи.
5. Условие рациональной эксплуатации стиральной машины — соблюдение нормы загрузки белья.
6. В холодное время года следует подумать о сохранение тепла в домах, ведь начинаем включать электрические обогреватели и тратить электроэнергию. Почти половина тепла происходит через окна. Установка современных стеклопакетов может повысить температуру в помещении на 4-5 градусов.
7. Уменьшение мощности лампочек, особенно в зоне отдыха.
8. Использование приготовление пищи более дешевого природного газа, а не электричества.
9. Более рациональное освещение рабочей зоны настольной лампой, а не многорожковой люстрой.
10. В летний период проветривание комнат и более частая влажная уборка в квартиры (это позволит не пользоваться кондиционером или вентилятором).
— Ребята. Я предлагаю вам поменяться работами и проверить друг друга. Правильно ли выполнено задание.
— Давайте подведем итог нашей работы. 1 группа оцените работу своих сверстников. Почему вы выбрали эти способы? (Ответы детей)
— Вы согласны с этими правилами. Какие можете еще предложить способы? (Выступление второй группы.)
5. Практическая работа
— Ребята, а вы знаете, как называется прибор, с помощью которого люди узнают, сколько света нагорело за месяц, за год? (Ответы детей).
— Он называется счетчик. Посмотрите, как он выглядит. Этот прибор помогает экономить заработанные семьей деньги, и оплата электроэнергии производится согласно показаниям счетчика. Например: на счетчике стоит число 850, а показания счетчика в прошлом месяце были 700, данные также берутся из квитанций об уплате за прошлый месяц. Значит в этом месяце израсходовано 150 кВт. Стоит сейчас 1 кВт – 2 р.97 коп, тогда плата за свет составит:
150 х 2, 97 = 445р 50 к
— Глядя на образец, предлагаю каждому заполнить квитанции по расходу электроэнергии. Время 3 мин.
Проверка выполненной работы.
— Теперь я предлагаю вам обменяться своими квитанциями с соседом и проверить правильность заполнения квитанций.
— Что хочет добавить 2 группа? (Ответы детей)
6. Итог занятия
— Давайте подведем итог нашего занятия. Предлагаю ответить на вопросы:
1.Что такое энергетика?
2.Что такое энергосбережение?
3.Как сохранить тепло в домах?
4. Как нужно беречь ресурсы нашей страны и почему?
5. Основные способы энергосбережения в квартирах?
7. Заключительное слово
— Вот, собственно, в чем заключается энергосбережение на каждый день. Надеюсь, эти советы помогут вам, и вы станете еще чуть более экономными. Ведь предлагаемые советы не потребуют много времени на выполнение, но если не забывать, им следовать, можно получить весьма ощутимую экономию средств. А как рационально использовать свое время вы узнаете на следующем занятии. Спасибо всем за участие.
Список использованной литературы
1. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Л.Н.Боголюбов и др.
2. Школа юного экономиста / Авт.-сост. М.М.Воронина