Формирование познавательных УУД средствами технологии развития критического мышления


МКОУ «Варгашинская средняя школа № 1»







Формирование познавательных УУД

средствами технологии

развития критического мышления



Методическое пособие

E:глобус.gif

Автор: Педагогический клуб «Горящие сердца»

МКОУ «Варгашинская средняя школа №1»













Варгаши

2015





Оглавление

Введение……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Сущностные характеристики познавательных УУД………………….. 4

Глава 2. Теоретические аспекты формирования познавательных УУД с помощью технологии развития критического мышления……………… …… 6

Глава 3. Приемы и методы технологии развития критического мышления для формирования познавательных УУД……………………………………………. 9

Глава 4. Использование приёмов самооценки и взаимооценки учащихся при формировании познавательных УУД…………………………………………… 20

Глава 5. Диагностика использования технологии развития критического мышления………………………………………………………………………… 23

Заключение………………………………………………………………………. 24

Список литературы……………………………………………………………… 25

Приложение……………………………………………………………………… 27























Введение

В современном обществе наиболее востребованными качествами личности являются: ответственность и адаптивность; коммуникативные умения; креативность  и любознательность; умение работать с информацией и медиасредствами; межличностное взаимодействие и сотрудничество; критическое и системное мышление; умение ставить и решать проблемы; направленность на саморазвитие. В следствие этого задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

К сожалению, современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства. Вероятно, это связано с недостаточным уровнем развития мышления и, прежде всего, критического. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни,  формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, а также позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Человек со сформированным критическим мышлением умеет решать проблемы, открыт для новых идей, умеет предвидеть результаты своей собственной мыслительной деятельности и возможные ее последствия, проявляет безусловное уважение к людям.

Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценивать, искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением.

Технология развития критического мышления основана на такой системе обучения, которая побуждает к активной самостоятельной деятельности учащихся, позволяет использовать творческий подход для решения поднимаемой на уроке проблемы, способствует формированию познавательных УУД, определённых ФГОС.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Актуальностью  данной  технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Данная технология направлена на развитие познавательных способностей ученика, основными показателями которых являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.


Глава 1. Сущностные характеристики познавательных УУД

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они

— носят надпредметный, метапредметный характер;

— обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

— обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

— лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

— обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия

Логические универсальные действия:

Постановка и решение проблемы:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и

письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.


  • формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.




Глава 2. Теоретические аспекты формирования познавательных УУД с помощью технологии развития критического мышления

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы — Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.

При традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное. Технология развития критического мышления меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний,  подчинению, послушанию, монотонной работе на уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании ТРКМ  учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Преимущества ТРКМ

Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:

  • работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;

  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

  • есть возможность повторения, усвоения материала;

  • усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);

  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

  • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;

  • обостряется любознательность, наблюдательность;

  • дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

  • письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;

  • в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;

  • развивает активное слушание;

  • исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;



  • предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.


Образовательные результаты

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

  • пользоваться различными способами интегрирования информации;

  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

  • решать проблемы;

  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

  • брать на себя ответственность;

  • участвовать в совместном принятии решения;

  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

Органичное включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к учащемуся, к его личности, его индивидуальности.

Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).

Рассмотрим систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий (умений).


Познавательные УУД

Некоторые приемы ТРКМ

Логические универсальные действия

Кластер

Верные — неверные утверждения

Синквейн

Эссе

Зигзаг

Общеучебные

Инсерт

Чтение с остановками

Постановка и решение проблемы

Знали – Хотим узнать – Узнали

Толстые и тонкие вопросы

Знаково-символические

Кластер



В результате использования данной технологии будут формироваться такие познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с учебным материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.


















Глава 3. Приемы и методы технологии развития критического мышления для формирования познавательных УУД

Технология развития критического мышления  направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

       В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз (стадий):                                                

         I фаза  (5 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)    

        II фаза (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации)

        III фаза (10 минут) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

Функции трех фаз технологии развития критического мышления
 

Вызов

  Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

  Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

  Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания

  Информационная (получение новой информации по теме)

  Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия

  Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

  Информационная (приобретение нового знания)

  Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  
оценка процесса)



3.1. Стадия вызова

Первая стадия — «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.


В процессе реализации фазы вызова:
  1.      Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой

темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

2.  Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

3.  Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.


Рассмотрим некоторые приёмы, используемые на стадии вызова.

Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.


«Кластер» (Приложение 1)

Информация какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров  (гроздьев).

В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации  обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. 


«Мозговой штурм» 

Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.


«Загадка» 

Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки — описании.


«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» (Приложение 2)

В левой части таблицы  – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.


«Театрализация»

Заранее подготовленные учащиеся показывают инсценировку, связанную напрямую с темой урока.


«Верные – неверные утверждения» («Верите ли вы, что…») (Приложение 3)

Учитель зачитает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».


 «Проблемный вопрос»

Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.


«Перепутанные логические цепочки»

Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, и есть неверные. Учащиеся  работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки. Обсуждают свои результаты, уточняют, исправляют.


«Знаю, хочу узнать, узнал» (Приложение 4)

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом (модулем в целом) самостоятельно или в группе заполняются первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом (содержанием курса) далее заполняется графа «Узнал».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.


Знаю

Хочу узнать

Узнал

Групповая дискуссия

Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.


« Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в тексте.



Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.


«Концептуальное колесо»

Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса.


«Приём антиципации»

Приём антиципации заключается в том, что учитель в ходе изложения нового материала предлагает ученикам на основе предоставленной информации догадаться, о чём пойдёт речь далее.

С помощью антиципации, догадки, мысленного предвосхищения содержания последующего изложения ученик как бы опережает ход мысли преподавателя. Он не только понимает то, о чём говорит учитель, но и предполагает, догадывается по логике развития мысли автора, о чём пойдёт речь далее.

«Круги по воде»

 Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.


«Корзина» идей, понятий, имен…» (Приложение 5)

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например,


ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.


Роль преподавателя на этапе вызова состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны.


3. 2. Стадия осмысления

  Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально  с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная.

На фазе осмысления содержания учащиеся: 

1. Осуществляют контакт с новой информацией.

2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

5.  Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

6.  Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.


Методические приёмы, используемые на стадии осмысления:


 Метод «Думательных шляп» (Приложение 6)

Предлагает при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.

            Белая шляпа: статистическая.

Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

             Красная шляпа: эмоциональная.

Учащиеся  могут высказать, свои чувства, интуитивные догадки  относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать  Что я чувствую по поводу данной проблемы?

           Черная шляпа: негативная.

Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл — сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

           Желтая шляпа: позитивная. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

          Зеленая шляпа: творческая. Зеленый цвет — это обновление, рост.

Находясь под зеленой шляпой,  дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.

           Синяя шляпа: аналитическая

В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса


Прием «Чтение – суммирование в парах»

Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по общей  теме (или один и тот же текст фрагментами). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали


«Чтение с пометами» (Инсерт) (Приложение 7)

Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста.

Детям предлагается прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку текста: v- это я знал ; + — это новое для меня; ! — этим я удивлен; * — это было интересно.


«Работа с вопросником» (Приложение 7)

 Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.


«Уголки» (Приложение 7)

При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

 

«Взаимообучение» (Приложение 8)

Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.


Прием «Кубик Блума» (Приложение 9)

Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это… (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)

2. Сравни это… (На что это похоже? Чем отличается?)

3. Проассоциируй это… (Что это напоминает?)

4. Проанализируй это… (Как это сделано? Из чего состоит?)

5. Примени это… (Что с этим можно делать? Как это применяется?)

6. Приведи «за» и «против» (Поддержи или опровергни это)

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением.


«Восстанови текст».

Учащимся предлагается учебный текст, в котором имеются пропуски. А под текстом записаны пропущенные цифры или слова. Учитель предлагает восстановить текст, затем сверить в паре или в группе и сравнить с образцом.


Прием «Зигзаг» (Приложение 10)

Прием «Зигзаг» относится к  группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.


Прием «Бортовой журнал»

Прием «Бортовой журнал» — это способ визуализации материала. Он  может стать ведущим приемом на смысловой стадии.
Бортовые журналы — обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал, прочитав текст?


«Маркировочная таблица»

Ученикам предлагается прочитать текст, проанализировать материал и заполнить таблицу.

Знаю

Новое для меня

Удивило

Возникли вопросы


Прием «Концептуальных таблиц» (Приложение 11)

Позволяет за короткое время освоить большое количество информации. Ребята не только обмениваются новой информацией, но и думают, как ее объединить. Начинают выделять линии сравнения.



Прием «Автобусная остановка»

Этот приём можно использовать, когда ученики стесняются задавать учителю или одноклассникам вопросы, возникающие в процессе урока. В начале урока учащиеся берут со стола учителя листок бумаги и в процессе урока записывают возникшие вопросы, а затем приклеивают на доске. Учитель периодически подходит к вопросам и отвечает на них. Если в процессе урока ученик находит


ответ на свой вопрос, то он подходит к доске и снимает свой листок. Этот прием создает на уроке комфортную обстановку и побуждает задавать вопросы. А если ученик задает вопросы, значит происходит мыслительная деятельность.


Прием “Двухчастный дневник ”

Этот прием применяется на уроке, когда учащиеся самостоятельно работают с текстом и затем обучают друг друга по изученному вопросу. Во время объяснения материала ведутся такие дневники, состоящие из двух частей, в первой части ведется конспект излагаемого материала, очень важно вовремя объяснения не перебивать докладчика, поэтому возникающие вопросы или не ясные моменты фиксируются во второй части и затем к ним возвращаются. Также работать с такими дневниками можно и во время лекции читаемой учителем. Особенно полезно использовать двойные дневники, когда учащиеся получают задание самостоятельно изучить какой-то большой текст дома.

В этом случае возможно оговорить заранее, сколько записей (как минимум) должен сделать ученик при чтении.

Двухчастные дневники дают возможность ученику тесно увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою природную любознательность


Прием “Лист решения проблем”

Очень хорошие результаты дает использование приема “Лист решения проблем” при решении задач, особенно со слабыми учениками. В этом виде деятельности идет детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели.

Так же этот прием целесообразно использовать на практических работах


«Чтение с остановками» (Приложение 12)

Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема — найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки — своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую — совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.

«Приём цветописи»

Суть приёма в оценке членами групп своих эмоциональных отношений, а также в оценке общей эмоциональной атмосферы группы за определенный отрезок времени, выражаемой при помощи цвета. Цветопись применяется для изучения динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, психологического атмосферы.

Так же как и на первой стадии работы в режиме технологии развития критического мышления, на смысловой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. Но далеко не все вопросы и затруднения могут быть разрешены. В этом случае важно, чтобы учитель стимулировал учащихся к постановке новых вопросов, поиск ответов через контекст той информации, с которой учащиеся работают.





3.3. Стадия рефлексии

Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ,  интерпретация изученной информации.  Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на фазах вызова и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя.


Приёмы рефлексии, используемые в технологии развития критического мышления:


«Написание творческих работ»

Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  все с удовольствием делают эту работу.


«Создание викторины»

Проводится после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.


«Синквейн» (Приложение 13)

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1.   В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.   Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.   Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4.  Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5.  Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.


«Логическая цепочка»

После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.



Прием «Задание со сменой установки» (Приложение 14)

Учитель предлагает ученикам выполнить тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Одновременно происходит проверка качества усвоения программного материала.

Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание (понятия, названия растений, животных), учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убирается, а учащиеся должны постараться ответить на вопросы учителя (устно или письменно в тетрадях).


Прием «Письмо по кругу»

Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагается учащимся записать на листке одно-три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем предоставляется слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным


Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее).

















Глава 4. Использование приёмов самооценки и взаимооценки учащихся при формировании познавательных УУД

Важным условием формирования УУД, в том числе познавательных УУД, является применение учителем различных приёмов оценивания деятельности учащихся. Оценивание деятельности важно на каждом этапе урока.

Функции оценивания и оценки:

  • Диагностика

  • Обратная связь

  • Прогнозирование

  • Стимулирование и мотивация

  • Представление о достигнутых результатах и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов

  • Выявление положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя

Использование на уроках элементов технологии критического мышления предполагает применение приёмов самооценки и взаимооценки.

Самооценка — элемент самосознания, характеризующая эмоционально насыщенными оценками самого себя как личность, собственных способностей, нравственных качеств и поступков, важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношения к успеху и неудачам.

Приёмы формирования самооценки:


«Светофор»
это оценивание выполнения домашних заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею, жёлтый – я затрудняюсь, красный – требуется помощь.

«Копилка хороших ответов»

На столе у учителя стоит коробка в виде копилки. Учащиеся кидают в неё жетончики, если считают, что дали хороший полный ответ. В конце урока жетоны подсчитываются и учащийся определяет, какую оценку он бы себе поставил.


«Весы успеха»
На ватмане изображены весы. Учащимся раздаются жетоны разного цвета. Красные жетоны означают — успешно работал на уроке, зелёные — работал, но мог бы лучше, жёлтые — плохо работал.


«Волшебная линеечка»

После выполнения работы (домашней, самостоятельной, практической, контрольной) на полях рисуется линейка и учащийся отмечает на ней, как он оценивает свою работу. Потом сравнивает с оценкой учителя.


«Незаконченное предложение»

Учащимся предлагается закончить предложения:

-на сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…

-я похвалил бы себя за…

— особенно мне понравилось…

-после урока мне захотелось…

-сегодня мне удалось…

-я сумел…

-было интересно…

-было трудно…

-я понял ,что..

-теперь я могу…


«Письмо самому себе»

Учащимся предлагается написать короткое письмо из 5-6 предложений, оценивая свою деятельность на уроке. Письмо должно начинаться приветом, а заканчиваться пожеланиями.


«Телеграмма»

Учащиеся должны быстро и лаконично проанализировать свою учебно-познавательную деятельность на уроке. Например: «Изучил элементы цепи. Всё понял. Было интересно».


«Букет»

Позволяет учащимся оценить собственный вклад в работу, отследить соответствие результатов намеченным целям. На ватмане изображены 3 вазы. У учеников цветы разного цвета : красный цветок- недоволен, сделал не всё, что мог; жёлтый -мог бы и лучше; синий -сделал всё, что в моих силах для успеха класса. Если заполнена ваза синими цветами, значит все цели достигнуты, жёлтыми — есть недочёты в работе, красными- работа не принесла плодов.


«5 открытий урока»

Закончить предложение

-на уроке открыл для себя…

-сегодня меня удивило…

-возникли неожиданные мысли о…

-сегодня на уроке я узнал…

-сегодня я понял, что…….пригодится мне в дальнейшем в жизни.




Взаимооценка — важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.

Виды взаимоценки:

  • Оценивание работы в парах при изучении нового материала

  • Оценивание работы в группах при изучении нового материала

  • Оценивание работы в группах и парах при закреплении материала

Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. 


Приёмы формирования взаимооценки:

«Экспертная комиссия»

В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.


«Письменное интервью»

Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.


«Комплимент»

Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.


Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.




Глава 5. Диагностика использования технологии развития критического мышления

Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Следует отметить, что использование листов оценки, анкетирование позволяет учащимся быстро, четко и объективно оценить свои знания и активность каждого участника групповой работы в процессе изучения материала.

Для оценивания результативности использования приемов технологии развития критического мышления применяются следующие критерии:

  • Развитие логического мышления

  • Развитие критического мышления

  • Применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях

Уровень развития критического мышления определяется такими показателями:

  1. умение ставить вопрос

  2. умение работать с информацией

Развитие логического мышления исследуется через:

  1. умение обобщать

  2. умение анализировать

  3. умение устанавливать причинно – следственные связи.


Для исследования эффективности использования ТРКМ в учебном процессе совместно с психологической службой школы можно провести диагностику интеллектуальных способностей учащихся. Для этого используются методики: «Найди несколько различий», «Выделение существенных признаков», «Логические закономерности».

Изучаются такие способности:

  • умение исключать лишнее;

  • словесно – логическое мышление;

  • умение обобщать;

  • умение анализировать;


Уровень развития мышления определяется в баллах:

Уровень

Кол-во баллов

Высокий

90 и больше

Возрастная норма

70-89

Приближен к норме

50-69

Низкий

30-49


Заключение

Критическое мышление, таким образом, — не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательные УУД.

Поэтому, работая в русле критического мышления, необходимо уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.






















Список литературы


  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли — М., 2010.

  2. Демидова М.Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / В 2 ч — М. Просвещение, 2009

  3. Заир С.И. – Бек, И. В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

  4. Загашев И.О., С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003.

  5. Кирилова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика – 2005.

  6. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. — Волгоград, 1983

  7. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.
















Интернет – ресурсы

www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657— описание методических приёмов технологии РКМ.

www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/fiz_krit_m.doc — развитие критического мышления через чтение и письмо.

https://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm — приёмы РКМ.

https://lib.1september.ru/2004/17/15.htm

https://lib.1september.ru/2004/22/13.htm — системная стратегия «Зигзаг».

www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7778755

— концептуальные основы технологии развития критического мышления

https://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html — технологии критического мышления через чтение и письмо

https://www.gimc.ru/content/BE — творческая группа критического мышления через чтение и письмо

https://www.uchportal.ru/load/47-1-0-15615 урок в начальной школе с использованием технологии РКМЧП

https://vio.uchim.info/Vio_47/cd_site/articles/art_2_2.htm — некоторые приемы развития критического мышления в начальной школе

https://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=17021&tmpl=lib

библиотека документов по РКМЧП

https://www.kmspb.narod.ru/posobie/klaster.htm — прием «Кластер»

https://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.htmlтехнология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

https://pedsovet.su/load/145-1-0-11147 — использование проектной деятельности на уроках литературного чтения

https://lingvist.ucoz.ru/publ/18-1-0-17 — развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и приемы

https://www.openclass.ru/dig-resource/91020 — виды работы с текстом на уроках литературного чтения

https://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php

технологии продуктивного чтения

https://www.ufa-edu.ru/uchitel2011/inpb/kinzyabaeva.doc — работа с текстом.



Приложение

Приложение 1

Предмет: Русский язык

Класс: 6.

Технология: Развитие критического мышления .

Учебник:  «Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. — М.: Просвещение, 2013″

Тема: Имя числительное как часть речи

Тип урока: сообщение новых знаний.


Приём «Кластер»

Задание:

  1. Познакомьтесь с теоретическим материалом учебника то теме «Имя числительное».

  2. Составьте опорную схему (кластер), отражающую морфологические признаки имени числительного:

    • Вопросы, на которые отвечает часть речи;

    • Разряды по значению;

    • Классификацию по строению числительных.


Пример кластера:

Простое Составное



Состоит из одного слова состоит из нескольких слов

Имя числительное

Сколько? Какой?

Количественное Порядковое

Целые числа Дробное Собирательное

Приложение 2

Предмет: Биология

Класс: 7.

Технология: Развитие критического мышления

Учебник: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.: Дрофа, 2012.

Тема: Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные

Тип урока: сообщение новых знаний.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации, выделение существенных характеристик, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, извлечение необходимой информации из текстов разных жанров, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, контроль и оценка процесса и результата деятельности.


Фаза «Осмысление»

Прием «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:

Толстые

Тонкие

Дайте объяснения, чем клещи и пауки похожи между собой?

Кто относится к паукообразным?

В чем сходство паукообразных и ракообразных?

Как называется паук, самка которого съедает самца?

В чем различие строения паукообразных и ракообразных?

Когда появились первые представители паукообразных?

Предположите, что будет, если поместить в банку паука и скорпиона? (Аргументируйте свой ответ).

Согласны ли вы, что большинство пауков являются хищниками?

Как связано «бабье лето» с пауками?

Верно ли, что пауки плетут паутину?

Приложение 3

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3.

Система: УМК «Школа России».

Технология: Развитие критического мышления

Учебник: А.А. Плешаков. Учебник для 3 класса «Окружающий мир». В 2 частях. Часть 1. — Москва: «Просвещение», 2013.

Тема: «Почва»

Тип урока: сообщение новых знаний.

Познавательные УУД:  Осуществлять запись информации; использовать модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать, анализировать, обобщать.

Фаза «Вызов»

Работа по теме:

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

— … ветер может разрушить горы?

— … опавшие осенью листья вредят почве?

— … 1см почвы образуется за 300 лет?

— … норы животных, живущих в почве, разрушают её?

— … растения участвуют в образовании почвы?

— … почва и камень родственники?

— … почва – наша кормилица?

     Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

      Мы говорим почва. А что же такое почва?


     Приём «Корзина идей»

 Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:     

     Почва – это …

— … земля

— … растительная земля

— … вещество

— … суша, а не вода

— … место обитания, дом животных

     Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

— Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва.

— Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве.

Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть? К ним вернемся на последующих уроках.



Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

  • ветер может разрушить горы?

  • опавшие осенью листья вредят почве?

  • 1см почвы образуется за 300 лет?

  • норы животных, живущих в почве, разрушают её?

  • растения участвуют в образовании почвы?

  • почва и камень родственники?

  • почва – наша кормилица?

1

2

3

4

5

6

7















— Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.



Приложение 4

Предмет: Литературное чтение


Класс: 4.


Система: УМК «Школа России».


Технология: Развитие критического мышления

Учебник: Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Литературное чтение: Учебник: 4 класс: В 2

Тема: «А.Чехов «Ванька».



Приём таблица «ЗХУ»

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

— Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов;

— Это рассказ;

— Ванька писал письмо дедушке в деревню;

— Ванька жаловался на тяжёлый труд;


— Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.

— Обязанности Ваньки;

— Обстановка — интерьер;

— Поведение;

— Поступки;











Приложение 5

Предмет: Окружающий мир.


Класс: 3.


Система: УМК «Школа России».


Технология: Развитие критического мышления


Учебник: А.А. Плешаков. Учебник для 3 класса «Окружающий мир». В 2 частях. Часть 1. — Москва: «Просвещение», 2013.


Тема: «Почва»


Тип урока: сообщение новых знаний.



Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

  • земля

  • растительная земля

  • вещество

  • суша, а не вода

  • место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

— Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва.

— Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве.

Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть? К ним вернемся на последующих уроках.



Приложение 6

Предмет: Окружающий мир.


Класс: 3.


Система: УМК «Школа России».


Технология: Развитие критического мышления


Учебник: А.А. Плешаков. Учебник для 3 класса «Окружающий мир». В 2 частях. Часть 1. — Москва: «Просвещение», 2013.


Тема: «Разнообразие растений».



Приём «Шесть шляп».


Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

— Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

1 группа. Белая шляпа.

— С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа.

— Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?

3 группа. Чёрная шляпа.

-Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.

Используйте материал учебника на стр.76-78

4 группа. Красная шляпа.

— Подумайте, какое эмоциональное состояние

вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?

5 группа. Зелёная шляпа.

— Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?

6 группа. Синяя шляпа.

— Обобщите высказывания других групп.





Приложение 7

Предмет: Литературное чтение.


Класс: 3.


Система: УМК «Школа России».


Технология: Развитие критического мышления


Учебник: Климанова Л.Ф.Литературное чтение. Учебник для 3 класса по литературному чтению. В 2 частях. — Москва: Просвещение, 2013.


Тема: И.А. Крылов «Ворона и лисица»


Тип урока: сообщение новых знаний ( стадия осмысления)


Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы в тексте, развивать умение сравнивать, анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, формировать умение анализировать, систематизировать, сравнивать и оценивать прочитанное с целью оформления своих мыслей в монологическое речевое высказывание (рассуждение).



а) Первичное знакомство с басней. Приём «Чтение с пометками»

-Прочтите басню, подчёркивая слова, значение которых вам не понятно.

Понравилась ли вам басня?

Какая же история приключилась с Вороной? (Ответы детей.)


— Найдите в Толковом словаре значение непонятных слов.

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.

Гнусный – отвратительный, омерзительный.

Не впрок – не на пользу

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.

Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.

Пленить – очаровать, покорить чем – либо.

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Ангельский (голосок) – нежный, добрый.

Царь – птица – главная среди птиц.


Задание: замените следующие словосочетания из басни подходящими по смыслу:

на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно;

вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать;


во всё горло – каркнула очень громко;

была такова – исчезла, скрылась;

дыханье спёрло – трудно стало дышать;

бог послал – нашёл случайно, без особого труда.

глаз не сводит – смотрит пристально, не отрываясь;


в) Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Работа с вопросником» (Можно предложить работу в группах)

Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?

А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.

Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?

А что говорила о голосе Вороны Лиса?

Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.

Для чего Лиса так расхваливала Ворону?

Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?

Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.

Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.


Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?

— Фронтальная проверка ответов на поставленные вопросы.

— Есть ли у вороны и лисицы черты. Которые бы их характеризовали с положительной стороны?

Дети делятся на 2 группы и определяют положительные и отрицательные черты героев. Результат можно занести в таблицу. Приём «Уголки»


Положительные черты

Отрицательные черты






Предмет: Окружающий мир


Класс: 4.


Система: УМК «Школа России».


Технология: Развитие критического мышления


Учебник: Плешаков А.А..Окружающий мир.Учебник для 4 класса по окружающему миру. В 2 частях.. — Москва: Просвещение, 2014.


Тема: Вселенная и солнечная система


Тип урока: сообщение новых знаний.( стадия омысления)


Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы в тексте, развивать умение сравнивать, анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, формировать умение анализировать, систематизировать, сравнивать и оценивать прочитанное с целью оформления своих мыслей в монологическое речевое высказывание (рассуждение).

Приём «Инсерт»

— Прочтите текст о солнце,выполняя пометки на полях и заполните таблицу.

«+»- если считают, что это им известно;

«-»- если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;

«v» — если то, что прочитали, является новым;

«?»- если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.)

3. Заполнение таблицы в виде сжатой информации (это может быть слово, фраза,понятие и т.д) таблица у каждого индивидуальна.


+

v

?

Солнце находится на небе, значит оно небесное тело

Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли

Солнце – это раскалённая звезда


Как возникла Солнечная система?

Солнце даёт нам свет и тепло

Масса Солнца в 330 тысяч раз больше Земли


Есть ли жизнь на других планетах Солнечной системы?

Солнце имеет форму шара

Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров


Есть ли другие системы в космосе кроме Солнечной?

Солнце похоже на клубок, значит оно круглое

Температура на поверхности Солнца достигает 6 тысяч градусов, а в центре Солнца 15-20 миллионов градусов





4.Затем идет межгрупповое обсуждение каждого столбца ( дети дополняют ответы друг друга и получают информацию от учителя

— Что вам известно о солнце?

-Какие ваши знания подверглись сомнению?

— Что нового узнали?

— Что для вас осталось непонятным?

— Где бы вы могли получить дополнительные разъяснения7 ( от одноклассников, от учителя, из дополнительных источников)












Приложение 8

Предмет: Математика


Класс: 2.


Система: УМК «Гармония».


Технология: Развитие критического мышления.


Тема: Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.


Тип урока: сообщение новых знаний.


Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; обобщать; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; развивать критическое мышление.


Фаза «Осмысление»

Работа в парах.

Задание: — Ещё раз проговорите друг другу способ действия (пошагово) при вычитании двузначных чисел с переходом через разряд. Выполните №1 стр.8, 1и 2 столбики, поочерёдно объясняя друг другу, как вы рассуждаете. Приготовьтесь рассказать всему классу.

— Итак, слушаем пару…..

(«Взаимообучение». Нужно раздробить десяток и взять из него недостающие единицы)

— Выполните №1 стр.8 до конца самостоятельно. Проверяем. Кто не ошибся? Молодцы. Кому пока ещё трудно? Над чем будете работать? Пока на уроках можете обращаться за помощью к соседу по парте или к учителю.

-Что нового узнали на уроке? Какую учебную задачу решали?

Заполните карточку «Как я оцениваю свое участие в уроке?» по 5-балльной системе:

1) Был ли я активен на уроке? 1 2 3 4 5

2) Внимательно ли я слушал? 1 2 3 4 5

3) Выдавал ли я интересные идеи? 1 2 3 4 5



Приложение 9

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 3.

Система: УМК «Гармония».

Технология: Развитие критического мышления.

Учебник: Кубасова О. В. Любимые страницы. Учебник для 3 класса по литературному чтению. В 4 частях. Часть 2. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.

Тема: Сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

Тип урока: сообщение новых знаний.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы в тексте, развивать умение сравнивать, анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, формировать умение анализировать, систематизировать, сравнивать и оценивать прочитанное с целью оформления своих мыслей в монологическое речевое высказывание (рассуждение).

Фаза «Осмысление»

Работа по содержанию произведения:

Прием «Кубик Блума»

1 вид работы — вопросы, составленные учителем.

Работа в группах.

  • Почему Морской царь так и не смог победить Ивана-царевича и Василису Премудрую? Почему Морской царь сам отправился в погоню за беглецами?

  • Объясни каким образом Василиса Премудрая решила задержать погоню Морского царя? Объясни, что является границей между мирами?

  • Назови, какие два мира существуют в этой волшебной сказке? Назови в кого превратились Иван-царевич и Василиса Премудрая?

  • Предложи свое объяснение эпизоду с «говорящими слюнками». Предложи другой исход сказки.

  • Придумай, каким ты представляешь Морского царя? Придумай «тонкий» и «толстый» вопрос по содержанию второй части.

  • Поделись своим мнением о том, какая Василиса Премудрая. Поделись своим мнением о «погоне великой».

2 вид работы – вопросы составляют учащиеся, работая в группах.



Приложение 10


Предмет: Окружающий мир


Класс: 2


Система: УМК Гармония


Тема: Охрана водоемов.  Тобол. выживет ли он?


Познавательные: развитие читательских умений, поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах;
умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.

Формирование понятий: «Главное, что мы должны понять и запомнить…»

Стадия осмысления.

Какое значение для человека имеет вода?

Идет уточнение с помощью схемы: вода – жизнь, есть в растениях, животных, человеке, она питает, исцеляет.

Приём   «Зигзаг»:

Сейчас разделимся по группам с помощью обозначений и карточек (группы имеют названия и свой цвет, в каждой группе есть командир, который всех организует).

Ваша задача – запомнить так материал, чтобы вы смогли познакомить своих одноклассников с текстом, для этого нужно будет правильно составить кластер, он вам поможет передать быстро содержание текста.

Ребята читают в группах текст и составляют кластер.

«Историки».

Тобол – река в Западной Сибири, левый приток Иртыша, второй по протяжённости после Ишима. Течёт по территории России, лишь в верховьях часть русла находится в пределах Казахстана.

Истоком Тобола считается слияние рек Кокпектысай и Бозбие. На границе Тургайского плато и южных предгорий Урала эти две реки сливаются, образуя русло Тобола.

«Географы».

Почти сразу река заворачивает на север, затем огибает с юга Зауральское плато, меняя направление на северо-восток. До самого устья Тобол не меняет общего направления русла, хотя местами очень петляет. Тобол равнинная река. Вбирая в себя воды крупных притоков (в основном левых), Тобол в нижнем течении сильно расширяется, вступая в болотистый край Западно-Сибирской равнины. В районе города Тобольска река впадает в Иртыш.

«Знатоки».

Хозяйственно значение реки велико. На Тоболе стоят промышленные города Рудный, Костанай, Лисаковск, а также Курган, Ялуторовск, Тобольск. Для обеспечения горнорудных предприятий Казахстана водой, а также для регулировки уровня воды в верховьях Тобола были сооружены несколько ГЭС, результатом постройки которых стало появления водохранилищ. Наиболее крупные: Верхнетобольское и Каратомарское. Также на 470 километрах от устья осуществляется судоходство. Тобол используется и для сплава леса.

Район нижнего течения Тобола известен как место ссылок для политических заключённых 19 века. Ялуторовский музейный комплекс, включённый в список культурного наследия России, содержит сведения о ссыльных декабристах. Там же находится Роща декабристов – охраняемый памятник природы. Из архитектурных достопримечательностей на Тоболе впечатляют старинные постройки города Тобольска.

«Экологи».

Кто загрязняет Тобол?

Основные источники загрязнения воды связаны с человеком: нефтепереработка. 1 литр нефти способен отравить миллион литров воды. Загрязняют воду транспорт, ядохимикаты, пластиковый мусор. По берегам Тобола в городах расположено множество заводов и фабрик, которые загрязняют воду и воздух.

«Защитники природы».

Для того чтобы человек был здоров, чтобы в реке было много рыбы, нужно сохранить воду чистой, надо перестать сбрасывать грязные стоки, мусор, отходы. На предприятиях необходимо ставить очистные сооружения, воду очищать и использовать несколько раз.

Река перегорожена плотинами, поэтому рыбы не могут свободно проходить по течению Тобола. Нужно чистить дно реки, делать в плотине специальные проходы для рыб. Особенно опасны для рыб пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты. Дети, не бросайте мусор в реку, не оставляйте его на берегу.

Р а б о т а   в   п е р в о н а ч а л ь н ы х   г р у п п а х.

Пересядьте в первоначальные группы. Расскажите своим одноклассникам о том, что узнали (с помощью кластера).










Приложение 11

Предмет: Окружающий мир


Класс: 4.


Система: УМК «Школа России».


Технология: Развитие критического мышления.


Учебник: Плешаков А.А..Окружающий мир.Учебник для 4 класса по окружающему миру. В 2 частях. — Москва: Просвещение, 2014.


Тема: «Природные зоны. Лес».


Приём «Концептуальная таблица»

Перед вами научные статьи о лесной зоне, на страницах учебника вы также найдете полезную информацию, а свои наблюдения, сравнения будем записывать в «Концептуальную таблицу»

Учитель: Что будем сравнивать и какие линии сравнения мы выберем?

а) первая линия сравнения

Для работы класс делится на три группы:

1 группа работает с информацией о тайге

2 группа работает с информацией о смешанном лесе

3 группа работает с информацией о широколиственном лесе

б) вторая линия сравнения

1 группа работает с информацией о растениях тайге,

2 группа работает с информацией о растениях смешанного леса,

3 группа работает с информацией о растениях широколиственного леса.

в) третья линия сравнения

1 группа работает с информацией о животных тайги,

2 группа работает с информацией о животных смешанного леса,

3 группа работает с информацией о животных широколиственного леса.


Линии сравнения

Тайга

Смешанный лес

Широколиственный лес

Климатические условия




Растительный мир




Животный мир







Приложение 12


Предмет: Литературное чтение


Класс: 3.


Система: УМК «Школа России».


Технология: Развитие критического мышления.


Учебник: Климанова Л.Ф.Литературное чтение.Учебник для 2 класса по окружающему миру. В 2 частях.. — Москва: Просвещение, 2013.


Тема: В.Драгунский «Тайное становится явным»


Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы в тексте, развивать умение анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, формировать умение анализировать и оценивать прочитанное с целью оформления своих мыслей в монологическое речевое высказывание (рассуждение).

Приём «Чтение текста с остановками»

«Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:
– Тайное всегда становится явным.
И когда она вошла в комнату, я спросил:
– Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

-А как вы думаете, что это обозначает?


– А это значит, что если кто-то поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама. – Понял?.. Ложись-ка спать!
Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным?
И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать».

Совпало ли ваше мнение о фразе «Тайное становится явным» с объяснением мамы?
– Как вы считаете, почему мальчику показались интересными эти слова?
– Что, по вашему мнению, может произойти в рассказе дальше?

«Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.
– Ешь! – сказала мама. – Безо всяких разговоров!
Я сказал:
– Видеть не могу манную кашу!
Но мама закричала: посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.
Я сказал:
– Я ею давлюсь!..
Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:
– Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?
Ну еще бы… Я не знаю ничего на свете красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный.  И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:
– Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!
Тогда мама улыбнулась:
– Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни – ты должен съесть все до дна!
И мама ушла на кухню».

Вам знакома такая ситуация?
–Почему мама заставляла сына есть кашу?
– Как вы думаете, что произойдет дальше?

«А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.
А она к тому же очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть. Я взял и вылил в кашу всю, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли, и остановилось баночку дыхание, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол».

Дениска выплеснул кашу в окно.  Почему он так поступил?
– Что может произойти дальше??

«В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась
– Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! – И она меня поцеловала.
В ту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:
– Здравствуйте! – и подошел к окну, поглядел вниз. – А еще интеллигентный человек.
– Что вам нужно? – спросила мама.
– Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке «смирно». – Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость в окно!
– Не клевещите. Ничего я не выливаю!
– Ах, не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: – Пострадавший!
И к нам вошел какой-то дяденька.
Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду».

Что же могло произойти? Почему Дениска понял, что в Кремль он не пойдет?
– Что значит слово «пострадавший»?

«На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться.
– Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм…манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… фф… фото, когда я весь в каше?!
Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.
– Извините, пожалуйста, сказала она тихо, – разрешите я вас почищу, пройдите сюда!
И они все трое вышли в коридор».

 – Какие, по вашему мнению,  чувства Дениска  испытывал в это время? А мама?

«А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть.
Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:
– Да, мама ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!
– Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:
– Ты это запомнил на всю жизнь?
И я ответил:
– Да».

Почему мальчику было страшно взглянуть на маму?
– Можно ли было избежать  такой  нелепой  ситуации? Как?
– Как вы думаете, что же  запомнит на всю жизнь Дениска? Почему?


2. Выберите пословицу, которая наиболее точно подходит к данному произведению.

Врал до обеда. да и к ужину осталось.

Обед красен не ложкой, а едоком.

3. Работа с текстом

1) Составление плана рассказа (работа в группах)

Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.

План

  1.  Денис раздумывает над   словами мамы.

  2.  Завтрак.

  3.  Предложение мамы.

  4.  Мучения с кашей и избавление от неё.

  5.  Возмущённый милиционер.

  6.  Пострадавший дяденька.

  7.  Рассерженная мама.

  8.  Урок на всю жизнь.

2) Выборочное чтение по пунктам плана

















Приложение 13

Предмет: Окружающий мир


Класс: 3


Система: УМК «Школа России».


Технология: Развитие критического мышления.


Учебник: Плешаков А.А..Окружающий мир. Учебник для 3 класса по окружающему миру. В 2 частях. — Москва: Просвещение, 2014.


Тема: «Почва».

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).

Приём «Синквейн»

Почва
Живая, плодородная
,
Разрушается, впитывает, выращивает
Солнце, ветер и вода разрушают горы

Земля.
Почва
Живая, неживая,
Разрушают, беречь, выращивать
1см образуется за 300 лет!
Земля-матушка

















Приложение 14

Предмет: Биология


Класс: 7.


Технология: Развитие критического мышления.


Учебник: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.: Дрофа, 2012.


Тема: Отряды млекопитающих. Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.


Тип урока: обобщение знаний.


Познавательные УУД: выделение существенных характеристик, умение структурировать знания, выбор критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.


Фаза рефлексии


Прием «Задание со сменой установки»

на доске заранее написаны названия животных, учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убирается, а учащиеся должны постараться ответить на вопросы учителя (устно или письменно в тетрадях). Этот прием можно использовать при изучении любой темы по многообразию живых организмов.

На доске написаны слова коала, тигр, крот, ушан, белка, кит, лошадь.

  1. Сколько всего животных?

  2. На каком месте стоит животное, которое относится к отряду Грызуны?

  3. На каком месте стоит животное, способное к полету?

  4. Название какого животного записано после тигра?

  5. Название какого животного стоит первым?

  6. Какое животное вынашивает своих детенышей в сумке?

  7. Какое животное ошибочно называют рыбой?

Свежие документы:  Конспект урока на тему "К проблеме миротворческого воспитания младших школьников"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: