Формирование проектно — исследователской культуры обучающихся на уроках истории и обществознания и внеурочной деятельности


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №83

Центрального района г. Волгограда










Обобщение опыта

Формирование проектно- исследовательской культуры обучающихся

на уроках истории и обществознания

и внеурочной деятельности










подготовила

учитель истории и обществознания

Костяева Эльмира Ливадовна













Волгоград

2012 г.



Информационно-справочные сведения об опыте.


Тема опыта: Формирование проектно- исследовательской культуры обучающихся на уроках истории и обществознания

и внеурочной деятельности.


    1. Сведения об авторе. Костяева Эльмира Ливадовна учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 83 Центрального района.



    1. Место функционирования. 400131, Волгоград, Центральный район, ул.им. Ленина, муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 83.


    1. Оптимальность опыта

состоит в том, что:


  • учащиеся будут вовлечены в регулярную и поэтапную деятельность (от простого к сложному (в знаниях, умениях, навыках), от количественных изменений в знаниях к качественным изменениям в умениях и навыках);

  • учитель откажется от проявления волевых методов воздействия на мотивационную деятельность учащихся (побуждение к деятельности – через пробуждение интереса к такой деятельности (например, по технологии проблемного обучения – через выявление какой-либо проблемы и поиска путей ее решение);


    1. Длительность. С 2005 года.


    1. Опыт представлен данным описанием и следующими приложениями: разработки уроков разных типов и форм; разработки внеклассных мероприятий; творческие и исследовательские работы учащихся, дипломы и грамоты.


  1. Технологические сведения об опыте.

    1. Актуальность.

 Актуальность темы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.


2.2. Задачи, решаемые в опыте:

  •   приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 

  •          овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

  •          освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

  •          выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;

  •        разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;

  •          разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;

  •          создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;

  •          создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;


2.4. Технология опыта.

Сейчас, когда историческое образование в России постепенно становится личностно-ориентированным, плюралистическим и многообразным, учитель истории сталкивается с проблемами не только дидактического или информационного характера. При еще не сформулированной концепции стабильного исторического и обществоведческого образования школы вынуждены функционировать, самостоятельно преодолевая мировоззренческий и нравственно-ценностный вакуум, активно участвуя в поиске и формировании новой структуры и содержания школьного образования, целей и приоритетов образовательной политики.


Важнейшая цель исторического образования  – обеспечить средствами предмета  воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределиться в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.

Отличие моего подхода к изучению истории – в  работе с детьми в режиме конкретизации представлений, погружения в эпоху посредством эмоционального окрашивания изучаемого материала и самостоятельной деятельности  учащихся. Особенно это важно для среднего звена, когда логическое и абстрактное мышление еще не очень развито.

В настоящее время, в условиях модернизации всех сфер общества, одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, как основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Д.С.Лихачев в свое время писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре».

К «патриотизму нельзя только призывать, его нужно воспитывать…» — справедливо отмечал Дмитрий Сергеевич.


Когда возникла проблема организации работы школьного НОУ и разработки программы внеурочной деятельности по истории и обществознанию, сомнений не было какое направление разрабатывать, конечно, краеведческое.

Так как темы исследования лежали перед нами как на ладони.


Чем дольше я работала в школе, тем больше мне хотелось приобщить ребят к истории родных стен, того дома, где мы проводим огромную часть своего времени. И это не просто так.

Здание 2-й Царицынской женской гимназии, а ныне архитектурный памятник XIX века и одновременно МОУ СОШ №83 расположена в самом сердце областного центра. Более ста лет это здание является образовательным учреждением.

Начали с инициативной группой с социологических опросов. Мы спрашивали:

— знаете ли вы, в каком здании вы учитесь и что располагалось в этом здании раньше?

— кому посвящена мемориальная доска на фасаде школы и что известно об этом человеке? Эти и другие вопросы ставили учеников в тупик.

И я начала методично приобщать обучающихся к этой теме. На сегодняшний день тема исследовательской работы по истории здания, в котором находится наша школа, является актуальной уже для нескольких поколений обучающихся.

Более ста лет здание, в котором располагается наша школа, является образовательным учреждением. Передано было здание в 1908 году известными в Царицыне купцами, братьями Серебряковыми в пользование Городской управы. Первоначальное предназначение здания – гостиница для рабочих, работавших на заводах Серебряковых.

Краеведческие исследования обучающимися ведутся по нескольким направлениям:

— жизнь и деятельность известных меценатов Серебряковых в городе Царицыне;

— история 2-й Царицынской женской гимназии, которая открылась в этом здании в 1908 году;

— история здания в советский период (1917 – 1942 гг.);

— история здания в дни Сталинградской битвы;

— судьба Д.М. Основина – директора школы, который был узником фашистского лагеря, затем партизаном и командиром партизанского отряда;

— новейшая история нашей школы, ее учителей и учеников; работа с семейными архивами…

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Ребятам предлагается образовать группы по интересу к какой-либо проблеме, погрузиться в эпоху, а на защите раскрыть этот вопрос более полно и углубленно. Например, это может быть сбор информации по информированности обучающихся об истории здания, поиск материалов семейных архивов и т.д. Каждая группа готовит свой вопрос, в итоге учащиеся получают целостное и образное представление об эпохе, историческом памятнике.

Результатом этой работы является создание лекторской группы, музея школы, участие в краеведческих олимпиадах, конкурсах различного уровня.

Обучающиеся старшего звена разрабатывают экскурсионные маршруты, охватывающие территорию микрорайона, где в шаговой доступности находится Мемориально-исторический музей, Волгоградский областной краеведческий музей, музей народного образования, расположенный в ГДЮЦе, а также множество других исторических, значимых мест нашего города. Разрабатывая тематику экскурсий, учащиеся изучают краеведческую специальную литературу, анализируют фотодокументы, архивные материалы. В результате совместной творческой научно-исследовательской работы разработаны следующие тематические экскурсии: «Д.М.Основин – учитель и партизан» ; «Школьные годы чудесные»; «Учитель, перед именем твоим…»; «2-я Царицынская женская гимназия».

Как сохранить высокую мотивацию? Как придать историко-краеведческому образованию деятельностный характер? Ведь без добровольности поисковая работа не сможет затронуть чувства ребенка и пробудить в нем любовь к Отечеству. Одним из способов решения этих проблем является применение в историко-краеведческой деятельности информационных технологий. Применение ИКТ в краеведении является не данью моде, а необходимым условием работы. Нужно уметь найти нужную информацию, представить ее в определенной форме.

Например, перенос музейного архива на электронные носители (текстов, документов, сканирование фото, копирование документов);

создание и проведение Интернет — викторин «Легендой стала юность дедов».

В 2011 году мы включились в работу областной инреактивной, геоинформационной, образовательной социальной сети «Мирознай». Победив в областном конкурсе «Моя малая Родина», посвященном 75 –летию Волгоградской области, в номинации «Лучшая летопись родного края», заключили пользовательское соглашение и теперь сами обучающиеся управляют материалом по истории нашей школы на сайте «Мирознай». С помощью интерактивной системы «Вотум» проводят интересные опросы для разных возрастных категорий школьников по истории здания и школы.

Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Значительные исторические события, рассматриваемые через призму данной конкретной личности, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение. В заключении хочется процитировать некоторые отзывы учеников нашей школы, занимающихся исследовательской работой.

Костяева Юлия: «Когда я иду по коридорам моей школы, то мне представляется как девушки – гимназистки в строгой гимназической форме прохаживались по этажам, строгие классные дамы встречали их на пороге кабинетов. Атмосфера, в которую окунаешься, переступая порог здания, побуждает меня учиться на отлично. Другого и быть не может, так как вот уже более ста лет в этом теплом уютном здании сохраняются традиции российского образования.»


Петросян Оксана: «В нашем городе не так много зданий сохранилось со времен Царицына. Нам крупно повезло, что мы можем прикоснуться к более чем вековой истории небольшого по размерам, скромного здания на ул. Ленина, 21.»


Петросян Рузанна: «Я родилась в Волгограде, но когда я вхожу в свою школу, я понимаю, что здесь переплелась история Царицына – Сталинграда – Волгограда.

Исследование, которым занимаются ученики и учителя нашей школы важно, прежде всего, для нас самих потому, что это воспитывает в нас патриотические чувства и приобщает нас к культуре родного края.»

Результативность опыта.


Проектная деятельность интегрирует исследовательскую, коммуникативную, игровую, самоопределенческую, рефлексивную технологии и основана на познавательной активности учащихся.  Знания, полученные в процессе личностно-значимой и эмоционально-окрашенной деятельности, будут более прочными и глубокими, а умение рефлексировать помогает учащимся анализировать свою и чужую деятельность, вносить в нее коррективы, выбирать наиболее оптимальные пути решения проблемы.
Также эта деятельность способствует формированию умений и навыков исследовательской деятельности, которая в большей степени будет востребована в ВУЗах.


Диагностика результативности проектной деятельности учащихся отслеживается через: анализ выполненных проектов по заданным критериям; интерес учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности; анкетирование учащихся; наблюдение за учеником; тестирование межличностных отношений, эмоционального климата в коллективе; сравнение результатов учащегося по возрастным этапам; портфолио достижений учащегося; участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах.(Приложение)


Организация исследовательской работы с учащимися в изучении истории и обществознания дает возможность решать ряд задач:

  •   приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 

  •          овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

  •          освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

  •          выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;

  •        разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;

  •          разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;

  •          создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;

  •          создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;


 












Список использованной литературы

1. Вяземский Е. Е. Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., Владос, 1999

2. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — № 3. — С. 40—47.

3. Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном» М.,1989 г.

4. Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. Высшая школа, 2004

5. Преподавание истории в школе. № 8, 2007, с 3 – 25


Свежие документы:  Методическая разработка внеклассного занятия «Твори, выдумывай, пробуй!» 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: