Формирование у младших слабовидящих школьников здорового образа жизни


Формирование у младших слабовидящих школьников здорового образа жизни

«Если нельзя вырастить ребёнка,
чтобы он совсем не болел, то во всяком случае,
поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»

Академик, хирург Н. М. Амосов.

Воспитательная проблема, над которой я работаю, посвящена теме формирования у воспитанников здорового образа жизни.

Целевой установкой воспитания культуры здоровья школьников в работе воспитателя является: создание условий для гармоничного развития личности школьника, учитывая индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся, создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни и формирование здорового духовно, психически, социально адаптированного, физически развитого человека.

На протяжении всего времени своей работы в качестве воспитателя группы я нахожусь в поиске такой формы работы, которая позволила бы мотивировать учащихся младшего школьного возраста на здоровый образ жизни.

Теоретическая интерпретация опыта

В условиях проектирования здоровьесберегающей дея­тельности я обнаружила противоречия:

  • между наличием различных подходов к определению сущности здо­ровья и содержания здоровьесберегающей деятельности образова­тельного учреждения и необходимостью выработки единых теоретических оснований проектирования образования, ориентированного на формирование здоровья школьников в целост­ном учебно-воспитательном процессе;

  • современной тенденцией на повышение технологичности педагоги­ческого процесса и существующей практикой здоровьесберегающей деятельности школы;

  • ориентацией образования на изменение ценностно-смысловой сфе­ры личности школьника и отсутствием четких предписаний по фор­мированию у подрастающего поколения представления о здоровье как ценности;

  • необходимостью обучения школьников умениям нейтрализации фак­торов риска нарушения здоровья в условиях системных социальных преобразований и направленностью здоровьесберегающей деятель­ности образовательного учреждения на санитарно-гигиеническое просвещение подрастающего поколения;

  • необходимостью характеристики качества общего образования с применением психолого-педагогических характеристик и сложив­шейся оценкой эффективности здоровьесберегающей деятельности школы с опорой на медико-физиологические показатели развития организма ребенка.


Выявленные противоречия показывают, что в условиях системных соци­альных преобразований в сфере образования и до принятия педагогической концепции здо­ровьесберегающей деятельности школы, построенной на социокультур­ном содержании понятия «здоровье», сложившаяся система образования оказалась не готовой к резкому ухудшению психосоматического здоровья школьников.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. И наша задача — научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего — семья, родители, затем — школа, учителя, воспитатели Целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта.

Концептуальные основы опыта

Первостепенным для педагога является готовность поддержать, помочь воспринимать свою жизнь как наивысшую ценность, а смысл деятельности видеть в удовлетворенности от глубинного общения с учащимися, от успехов своих воспитанников. Именно такой подход отражается в работах современных педагогов-теоретиков и практиков: Дереклеевой Н.И., Ильина Е.Н., Сергеевой В.П., Созонова В.П., Щурковой Н.Е., Селевко Г.К., Плинера Я.Г., Щурковой Н.Е., Маленковой Л.И., Гребенкиной Л.К., Фридмана Л.М. и других.

Идеи целостного подхода к определению феномена «здоровье», причин и механизмов его формирования, сохранения и совершенствования пред­ставлены в работах ГЛ. Апанасенко, Э.М. Казина, В.П. Казначеева, Г.А. Кураева, А.А. Разумова и др.

В.А. Сухомлинский здоровье детей ставил всегда на первое место. В его школе существовала прочная связь физической культуры с другими сторонами жизни школы, когда организм испытывает большой недостаток витаминов, а значит и большое утомление, у всех детей слабеет здоровье, ребенок как бы выдыхается: снижаются работоспособность, сопротивляемость организма простудным заболеванием. В это время надо резко сокращать учебные нагрузки, проводить витаминизацию детей.

П. Ф. Лесгафт сказал, что двигательная активность людей должна быть озарена мыслью, научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм — вот задачи современных уроков физкультуры. Физкультура — одна из основ нашего здоровья. И где, как не в школе, этот фундамент строить. Школа должна пойти дальше: её питомцы обязаны владеть физической культурой.


Основные понятия

Вслед за исследователями я выделяю четыре уровня личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья».

Первый — информационно-пассивный уровень. Здоровье воспринимается как некоторая данность, не зависящая от человека, состояние благополучия и отсутствие болезней. На этом уровне у индивидов преобладают медицинские суждения, связанные со здоровьем, а причины нездоровья связываются с не зависящими от человека обстоятельствами (наследственностью, финансовым благополучием семьи, удачей в личных делах и на раб состоянием окружающей среды).

Второй — адаптивно-поддерживающий уровень. Здоровье воспри­нимается как состояние благополучия, которого человек может самостоя­тельно достигнуть в результате систематических профилактических меро­приятий и соблюдения здорового образа жизни в его традиционном понимании. Деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья на этом уровне носит системный целенаправленный характер, но ее со­держанием остаются разнообразные лечебно-профилактические меро­приятия с целью профилактики состояния нездоровья.

Третий — ресурсно-прагматический уровень. Здоровье воспринимает­ся как ресурс, который необходим индивиду, чтобы приспособиться к внеш­ним социальным и природным условиям для достижения состояния успеш­ности. Поэтому здоровье необходимо поддерживать и улучшать, чтобы этот ресурс не был преждевременно израсходован. На этом уровне деятельность по сохранению и укреплению здоровья носит системный и целенаправлен­ный характер, но ее содержание определяется психофизиологическими особенностями человека и его личностными притязаниями.

Четвертый — личностно-ориентированный уровень. Здоровье вос­принимается как проявление способности человека к гармоничному (фи­зическому, социальному и духовному) развитию и достижению состояния благополучия. Здоровье ассоциируется с состоянием человека как уни­кальной самобытной личности, реализующей себя в творческой деятель­ности. Поэтому деятельность по сохранению и укреплению своего здоро­вья воспринимается как необходимая и естественная для саморазвития и самосовершенствования.

Таким образом, «здоровый образ жизни» как целостная характеристика соответствует жизнедеятельности человека, для которого смысл жизни определяется социально-культурным содержанием феномена «здоровье».

Во всех остальных случаях «здоровый образ жизни» не является целостной характеристикой жизнедеятельности человека, и поэтому речь может идти лишь о проявлении его отдельных качеств (сторон).


Используя эти представления, мы можем теперь дать более строгие определения для понятий «здоровьесберегающие технологии», «здоровьесберегающее образование» и «здоровьеформирующее образование».

Здоровьесберегающая технология — это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс организуемый образовательным учреждением для медико-психолого-пе­дагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников в рамках тра­диционной системы образования.

Здоровьесберегающее образование — это целенаправленная систем­ная деятельность школы по применению в практике образования различ­ных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных школьных факторов риска нарушения здоровья.

Результат здоровьесберегающего обра­зования — формирование у школьников компетенции здоровьеформирующего поведения базового уровня (опыт безопасного здорового поведения в типичных жизненных ситуациях и в типовых ситуациях риска нарушения здоровья).

Здоровьеформирующее образование — дополнение традиционной здоровьесберегающей деятельности школы социально-психологически­ми технологиями поддержки личностного развития школьников.

Результат здоровьеформирующего образования — формирование у школьников компетенции здоровьеформирующего поведения творчески-преобразующего уровня (готовность изменять свое поведение с измене­нием социальной ситуации развития для уточнения цели своего существо­вания и выбора позитивной здоровьесберегающей стратегии поведения).


Таким образом, в основе деятельности школы по формированию здо­ровья должна лежать позитивная концепция здоровья, подразумевающая развитие у ребенка способности к общению, самовыражению, творчеству, а также изменению себя и своего окружения в лучшую сторону.


Основные принципы

Работа воспитателя группы по воспитанию культуры здоровья школьников является сложной системой, выступающей в качестве компонента, этапа, функции, закономерности, условия, принципов педагогического процесса, что раскрывается следующим образом:

воспитание культуры здоровья как компонент педагогического процесса в системе работы воспитателя, способствует формированию личности активной, разностороннеразвитой, нравственной, творческой, ориентированной на здоровый образ жизни;

воспитание культуры здоровья как этап педагогического процесса в системе работы воспитателя, на котором осуществляется воплощение культуры здоровья в личности воспитанников. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности воспитанников, в ходе которого освоение культуры здоровья выступает в качестве ведущей цели. Такого рода этапом воспитательного процесса являются конкретные мероприятия, направленные на формирование физического, психического, нравственного здоровья и социальную адаптацию школьников;

воспитание культуры здоровья как функция педагогического процесса в системе работы воспитателя, проявляется в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности воспитанников к профилактике и преодолению вредных, опасных для здоровья человека факторов жизнедеятельности. Реализация данной функции обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением культуры здоровья, т.е. уровнем сформированности культуры здоровья самого классного руководителя и школьников;

воспитание культуры здоровья как закономерность заключается в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая работа по воспитанию культуры здоровья, то это способствует охране здоровья школьников, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности;

воспитание культуры здоровья является педагогическим условием включения воспитанников в жизнь, формирования личности, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.


Выделенные признаки отражают разные стороны воспитания культуры здоровья школьников: вхождение в состав педагогического процесса, наличие функции, закономерный характер воспитания культуры здоровья в педагогическом процессе, осознание классным руководителем закономерности в виде следующих педагогических принципов:

принцип системности предусматривает выделение структурных компонентов системы воспитания, а также взаимосвязей между ними и ориентирует субъектов данного процесса на систематическое присвоение и использование культуры здоровья в процессе жизнедеятельности;

принцип научностивыражается в опоре на научные представления, теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых о сущности, движущих силах и закономерностях процесса воспитания культуры здоровья школьников;

принцип социокультурныйпредусматривает связь процесса воспитания культуры здоровья школьников с жизнью, социокультурной средой, помощь личности во всестороннем развитии;

принцип непрерывностизаключается в постоянной корректировке в работе по воспитанию культуры здоровья школьников, так как в самой воспитательной системе изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются межличностные эмоционально-психологические и деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и природной средой. Означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность, через систему целей, содержания, средств обучения и сторон воспитательного процесса;

 принцип гуманизмавыражается в уважении к личности ребенка, в сочетании с требовательностью к нему, в создании благоприятного психологического климата, положительного эмоционального фона в группе. Строится на взаимном доверии, уважении, сотрудничестве, доброжелательности, авторитете учителя, но при этом воспитатель должен проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов;

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьниковвыражается в подборе средств, методов, форм работы с учетом возрастных и индивидуальных различий в работе с конкретными воспитанниками;

принцип единствапредусматривает обеспечение единых и согласованных действий школы, семьи и общественности в процессе воспитания культуры здоровья обучающихся.


Отметим, что работа воспитателя, как и учителя, является важнейшим звеном в воспитательной системе образовательного учреждения, основным механизмом реализации личностно-деятельностного подхода к воспитанникам.

При этом личность воспитателя (субъекта воспитания) является механизмом реализации качественного состояния воспитания — деятельности.

Ее влияние на развивающегося ученика, по К.Д. Ушинскому, составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.


Таким образом, воспитатель должен обладать такими качествами личности как: коммуникативность, увлечённость профессией, общественной активностью, нравственной зрелостью, гуманным отношением к детям, высокой культурой собственного здоровья, требовательностью к себе, так как он является первым примером для своих воспитанников.



В нашей школе проводится много различных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни. В процесс обучения мы внедряем современные здоровьесберегающие технологии. Я задалась вопросом: как сделать так, чтобы ребёнок учился осознавать себя как часть природы и понимать ответственность за сохранение своего здоровья не только на отдельных мероприятиях или специальных уроках, а ежедневно где бы он ни был.

Методы реализации опыта работы

Метод убеждающей речи. Процесс приобретения знаний в данном случае базируется на аргументированности, подкрепленной фактами. Например, в водной беседе по теме ‘Вредные привычки, разрушающие здоровье’ до учащихся доводятся общеизвестные факты.

Наглядный метод – позволяет учащимся приблизиться к реальным жизненным ситуациям в области предотвращения негативных последствий. Здесь можно широко использовать видеофильмы, таблицы, слайд-программы.

Метод приобретения опыта, путем целенаправленных заданий. Здесь применимы такие интересные формы работы: определение своего уровня здоровья с помощью тестов или по физическим показателям.

Метод анализа возможных прогностических и решений, т.е. из опасных ситуаций необходимо выбрать наиболее эффективные способы выходов.


Использование этих методов в процессе воспитания безопасности при глубоком знании индивидуальных особенностей учащихся позволяет сохранить здоровье воспитанников.


Формы реализации опыта

Я выделяю в своей деятельности следующие основные функции:

— организовать разнообразную деятельность в группе;
— заботиться о развитии и здоровье ребёнка;
— помогать учащимся в решении возникших проблем.

Для этого использую нестандартные формы работы по формированию мотивации здорового образа жизни с учетом профильной направленности класса:

1. Дополнение портфолио учащихся страницей «Паспорт здоровья»

2. Пишем книгу

Придумали: пишем коллективную книгу о здоровье. Уговор: каждый ученик — автор. Пи­шет только о том, что ему важно сказать дру­гим людям. Об ошибках не думать (у книг же бывают корректоры). Но о чем не знаешь — не пиши, чтоб не быть писателем, который, по мне­нию Льва Толстого, заслуживает ста ударов роз­гами.

3. Валеопаузы. Это короткие эвристические беседы, направленные на формирование позитивного от­ношения к своему здоровью, формирование полезных здоровьесберегающих и здоровьесохраняющих привычек. Продолжительность беседы 5-10 минут.

Например,

во время эпидемии гриппа проводятся беседы: «Витаминная азбука», «Правила сохранения тепла».

В конфликтных ситуациях: «Терпение и терпимость», «Как жить, чтобы окружающим было хорошо с тобой», «Здоровые потребности и потребность в здоровье», «Здоровье как мудрость и мера жизни», «Исцеляющая радость душев­ной красоты».


4. Для работы с родителями использую следующие формы взаимодействия:


Круглый стол для родителей

Беседы для родителей

Праздники здоровья



В течение года я провожу такие мероприятия, целью которых является формирование позитивного отношения к сохранению здоровья в каждом школьнике:

  • «Береги здоровье смолоду»

  • «Вредным привычкам скажем нет!»

  • Познавательная игра «Витаминная семья»

  • Урок – путешествие «Откуда берутся грязнули?»

  • Брейн – ринг «Здоровье и экология»

  • Валеологическая игра «Здоровье сгубишь – новое не купишь!»



Большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах. Это показало анонимное анкетирование. И движет ими, прежде всего, любопытство, а вот в средних классах, как правило, интерес к курению начинает резко расти, и число курильщиков среди школьников уже стабилизируется к 9 классу. А причины этого уже другие, нежели любопытство. В подростковом возрасте уже трудно достучаться до сознания детей, объяснить, что курение — это пагубная привычка. Значит, начинать воспитание негативного отношения к курению надо гораздо раньше — с начальных классов. Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно- ориентированном образовании. Обсудив проблему на родительском собрании, мы обозначили мероприятия, через которые будет вестись работа по профилактике курения. В мероприятия, проводимые во внеурочное время, включили темы: внешний вид курильщика; сколько лет живёт курильщик; почему не курят спортсмены; ролевые игры; спортивные мероприятия совместно с родителями «Путь к олимпийским медалям начинается с зарядки», и другие.

В часы досуга обсуждаем отрывки из известного мультфильма «Ну, Погоди!» связанные с курением, проводим конкурсы рисунков «Нет, — курению!»

Внимательно относимся к проблеме правильного питания. Школьная столовая готовит пищу , соответствующую правильному рациону питания школьников и дети , воспитывающиеся в условиях интерната , питаются правильно, находясь в его стенах. К решению проблемы питания я привлекаю и семьи. Например, продумать домашний рацион на неделю выходные.. Без маминой помощи ученикам, конечно, было бы трудновато. С другой стороны, к своему собственному удивлению, родители слышат от своих чад такое, о чём раньше не догадывались. Например, о том, какую кашу любил великий полководец Суворов. Предмет интересен тем, что заставляет думать. Думать о том, что нужно делать, если хочешь быть здоров. И поступать соответственно своим убеждениям. Темы «вечные», но для нашего уклада жизни очень актуальные: «Самые полезные продукты», «Как правильно есть», » Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной». Известно, что правильный рацион питания тесно связан со здоровым образом жизни. Как показала практика, это способствует воспитанию и формированию у детей основ здорового образа жизни, культуры здоровья, осознанию ими здоровья, как главной человеческой ценности. После бесед я с ребятами совершаю прогулки на свежем воздухе. Дети дышат воздухом, отдыхают, потом приходят в интернат и приступают к самоподготовке не такими уставшими.

Большое значение в вопросах здоровьесбережения детей имеет организация и проведение подвижных игр. При отсутствии двигательной активности учащиеся не успевают отдохнуть, «сбросить» накопившуюся на уроке усталость, повышают вероятность наступления утомления во второй половине дня. Помимо развития физической активности детей, двигательные перемены способствуют сохранению психического здоровья детей. Двигательные разминки дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело.

Хороший результат дают подвижные игры на свежем воздухе. В группе разработаны основные заповеди: «Как помочь быть здоровым», «Не пропускай уроков физической культуры без уважительной причины», « Не забывай спортивной формы», « Работай на уроке, не мешая другим», «Оказывай взаимопомощь», « Главное на уроке — здоровье и развитие, а не оценка». На самоподготовке ежедневно проводятся две обязательные зарядки: для глаз и для различных групп мышц. Физминутки проводим в стихотворной форме, под музыку, используем мультимедийное оборудование кабинета. Провожу различные упражнения для профилактики и предупреждения близорукости «восьмёрка», взгляд двигается в процессе физкультминутки: по часовой стрелке и наоборот, вправо — влево, по «восьмёрке». Упражнения выполняются только стоя. Многие дети приходят в школу , имея в анамнезе, кроме зрительной патологии, нарушение осанки и другие сопутствующие заболевания. Для исправления осанки я использую такой приём: ребёнку разворачиваем плечи, выпрямляем спину, ставим плотно к стене, чтобы он касался стены пятками, ягодицей, спиной и затылком. Такая поза является правильной осанкой. Отойдя от стены сохранять такую же осанку. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают и близорукостью. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата, нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также быстрым утомлением мышц шеи и спины. Всю организацию учебно-воспитательной работы я стараюсь построить с учётом физиологических принципов изменения работоспособности ребёнка:


Тему здоровьесбережения считаю важной и востребованной. Обобщая опыт, я отметила следующие параметры результативности:
• Снижение заболеваемости среди обучающихся;
• Повышение качества обученности;
• Создание сплочённого коллектива учащихся;
• Личностный рост учащихся

• Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.

***

Большое значение в изучении здорового образа жизни играют навыки профилактики и гигиены у детей. Важно, чтобы знания, приобретенные в школьном возрасте, человек мог использовать в процессе всей своей жизни. Решая эту задачу, я использую в своей работе четверостишия, касающиеся той или иной процедуры, знакомлю детей с лекарственными растениями в игровой форме.
Если ребенок видит чужую боль, сопереживает ей – это означает, что у него чистая и добрая душа. Особенно хорошо это можно пронаблюдать при чтении и анализе художественных произведений. Таким образом, создается положительное эмоциональное поле, что в свою очередь тоже является одним из составляющих здорового образа жизни.
Моя работа включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья. С младшего школьного возраста я учу детей любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с самим со­бой и миром, будет действительно здоров. Беседы, которые я провожу со своими воспитанниками, включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека; вопросы, свя­занные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений. Занятия по подразделу «Питание и здоровье» провожу в столовой. Во время проведения данных занятий учу детей правилам хорошего тона, формирую и закрепляю принципы здорового питания, учу сервировке сто­ла. Теория закрепляется практикой во время дежурства учащихся по сто­ловой. На занятиях воспитанники получают знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретают навыки самосовершенствования. Учитывая низкий уровень физического развития у данного контин­гента учащихся, я уделяю большое внимание воспитанию потребности в физических упражнениях, освоению отдельных физкультурно-оздорови­тельных технологий, формированию ответственности за свое здоровье, от­работке санитарно-гигиенических навыков до автоматизма. Развитием двигательных способностей детей я занимаюсь с первого класса. Провожу утреннюю зарядку на подъеме; во время самоподготовок и бесед — физ. минутки; подвижные игры во время прогулок; спортивные часы В оздоровительные минутки включаю выполнение комплекса физи­ческих упражнений и упражнения на релаксацию, что позволяет дать оп­ределенные знания и сформировать умения и навыки, необходимые каж­дому воспитаннику для укрепления своего здоровья, снятия усталости, об­ретения спокойствия. Акцент делаю на то, чтобы создать условия для формирования пере­носа усвоенного навыка и связанного с ним представления из учебно-воспитательной ситуации в повседневную жизнь. Методику работы строю в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Каждое мое занятие содержит познавательный материал, соответствующий возрастным и психофизическим особенностям детей с нарушени­ем зрения, и сочетается с практическими заданиями (тренингами, оз­доровительными минутками и пр.),

необходимыми для развития навыка ребенка. В начальных классах содержание занятий я наполняю игровыми и сказочными сюжетами, персонажами. Введение игры в занятие позволяло сохранить специфику младшего школьного возраста В конечном итоге все занятия приносят детям радость, чувство удов­летворения, понимания значимости изучения данного направления. Невозможно воспитать ребенка без личного примера. Только личный пример рождает в детях искреннюю заинте­ресованность. Нельзя говорить о добром отношении к другим и в то же время быть сердитым, раздраженным, нельзя говорить о правильном пита­нии и в то же время вскакивать из-за стола, есть стоя. Нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов и в то же время употреблять их самому в пищу. Нельзя говорить о пользе занятия спортом, а самому избегать этого. Я занимаюсь фитнесом, посещаю бассейн и участвую во всех подвижных играх с детьми. Подводя итоги моей работы, хочу отметить, что все дети моей груп­пы посещают различные творческие объединения и спортивные секции.

Чтобы формирование установки на здоровый образ жизни во внеклассной работе проходило эффективно, следует: Во-первых, при организации и проведении внеклассной работы обязательно ставить цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в результате эффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты. Во-вторых, перед началом необходимо определить ожидаемые результаты.

Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели — усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей. В-третьих, воспитатель должен обладать высокими личностными качествами, во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога.

***

ПРИЛОЖЕНИЯ.


 Беседа «Причины болезни»

Цель: воспитание здорового образа жизни.

1. Вступительное слово воспитателя.

Водной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нём жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя сыновья часто и подолгу болели.

Правитель приглашал во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старший из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведение и умение помочь себе и другим во трудных ситуациях».

Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для всех детей своей страны.

От чего же зависит здоровье человека?

Плакат: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

2. Беседа по теме. Причины болезни изучает герой книги А.К.Лаптева «Тайны природы здоровья» — муравей по имени Свати. Послушайте! Свати, мудрый муравей,

Со звезды пришёл своей.

Мудрый, мудрый, муравей,

Научи ты нас людей,

Ты пришёл из далека

Сквозь туманы и века.

Научи нас, как нам быть,

Чтоб сто лет нам всем прожить!

— Хорошо, я помогу,

Но сначала в лес пойду.

Я узнаю у зверей,

Что нам сделать для людей.

Звери долго все живут,

Не болеют и не лгут,

Все они помочь готовы.

Только стоит захотеть.

Всё узнать и не болеть!

— Что же ответили муравью растения и животные?

 Роза: По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехом друг друга, а радость — это особая мудрость и болезни её боятся.

Пальма: Высокая стройная пальма ответила, что люди мало заботятся друг о   друге,   часто   бывают   жестокими   и   неблагодарными.   Они убивают животных, наносят вред растениям. А жестокость — это путь к гибели и болезням. Люди часто обманывают друг друга.

Тигр: Тигр ответил, что люди не верят в свои силы, в себя и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.

Дикий кот: Дикий кот считает, что человек часто бывает, неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.

Кабан: Кабан заметил, что люди не правильно питаются, переедают и это тоже вредит их здоровью.

3.      Физминутка.

 4.      Продолжение беседы.

—  Какие же причины болезни людей назвали растения и животные (роза, пальма, тигр, дикий кот, кабан)? Назовите их.

 —  Что  ещё в  поведении и  привычках людей может служить причиной болезни?

 — От кого зависит здоровье человека?

 Плакат: «Никто не заботится обо мне лучше, чем я сам». Эти мудрые слова будут главными для наших бесед.

Итог:

— Какие причины болезни вы знаете?

 

***

Мероприятие по здоровому образу жизни

   

— Ребята, в старину говорили: «Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял многое потерял, здоровье потерял — все потерял».

Как вы понимаете эту старинную пословицу? Что является ценным для человека – богатство или слава?

Один из древнейших философов ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля».

 Как вы думаете, прав философ? Почему?

Сегодня мы выясним, как каждый из вас относится к своему здоровью, знает ли он основные правила и регулярно ли их выполняет, а также проведем мероприятия по здоровому образу жизни.

 1. Ты сел и раскрыл книгу. Правильно ли ты сел?

 • Проверь положение ног. Они должны опираться под столом о пол или подставку.

• Проверь расстояние от глаз до тетради. Поставь руку, согнутую в локте, на стол, кончиками указательного и среднего пальцев коснись виска. Это правильное расстояние.

 • Между краем стола и грудью должен проходить кулак.

2. Утренняя гигиеническая гимнастика

 или, как её чаще называют. «утренняя зарядка». Она оказывает благотворное воздействие на организм человека. У людей, ежедневно выполняющих упражнения гимнастики, увеличивается сила мышц, повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, уменьшается утомляемость.

Итак, кто из вас выполняет зарядку? Поднимите руку.

Ветров Валя покажет нам несколько интересных упражнений, которые он выполняет со своей мамой по утрам или вечерам.

Карлики – великаны, берёзка, ветерок, дровосек, лягушонок…

А теперь мы с вами разучим новую физминутку.

Раз — подняться, подтянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — ноги шире.

Пять — руками помахать

Шесть — за стол тихонько сесть.

Послушайте несколько советов.

 После того как вы проснётесь, быстро и резко не вставайте. Ещё лёжа в постели поднимите руки и потянитесь раз – другой, глубоко вздохните, приподнимите руки и быстро пошевелите пальцами.

Сделайте пять – шесть самых различных движений ногами, например, «велосипед». И как только вы почувствуете, что ваше сердце заработало энергично, переходите к упражнениям сидя на кровати.

Потом спокойно встаньте, откройте форточку или балконную дверь и проветрите комнату. Включите музыку и начинайте под ритм музыки выполнять комплекс упражнений.

3. Что вредит здоровью человека?

 Ученики называют известные им вредные привычки.

Учитель рассказывает о вреде никотина, алкоголя, наркотиков.

А что же поможет сделать нашу жизнь интересной и увлекательной?

Это, конечно же, спорт и спортивные игры.

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю… (зарядку)


Мы на брёвнышки похожи,

Строй фигуру и сбивай,

Если знаешь, как зовут нас,

Быстро, дружно отвечай… (городки)


Эта птица – не синица,

Не орёл и не баклан.

Эта маленькая птица

Называется … (волан)


Нравится он всем ребятам.

Может долго он скакать,

И совсем не уставать.

На пол бросишь ты его –

Он подпрыгнет высоко,

Скучно не бывает с ни.м.

Мы играть в него хотим. (мяч)


По пустому животу

Бьют меня невмоготу.

Метко сыплют игроки

Мне ногами тумаки. (футбольный мяч)


Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом? (лыжи)


Мои новые дружки

И блестящи, и легки.

И на льду со мной резвятся,

И мороза не бояться. (коньки)


На ледяной площадке крик,

К воротам рвётся ученик,

Кричат все: «Шайба, клюшка, бей!»

Весёлая игра … (хоккей)


Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки.

Дайте снег! Готовы … (санки)


Не похож я на коня,

А седло есть у меня.

Спицы есть, они, признаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай,

А звоню я то и знай. (велосипед)


На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков. (шахматы)


Силачом я стать хочу.

Прихожу я к силачу:

— Расскажите вот о чём:

Как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ:

— Очень просто. Много лет,

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я… (гантели)


Когда весна берёт своё,

И ручейки бегут звеня,

Я прыгаю через неё,

А она через меня. (скакалка)


4. Завершат наш классный час стихи:

Не бойтесь, дети, дождя и стужи,

Почаще приходите на стадион.

Кто с детских лет со спортом дружит,

Всегда здоров, красив и ловок, и силён.


Да здравствуют сетки,

Мячи и ракетки,

Зелёное поле и солнечный свет!

Да здравствует отдых,

Борьба и походы!

Да здравствует радость

Спортивных побед!

5. Подвижная игра «Уголки»

 Тут понадобится пять человек. Заранее размечается квадратная площадка, четверо становятся по углам, а пятый – водит. Он дает команду, по которой игроки меняются своими местами, быстро перебегая из одного угла в другой.

При этом водящему нужно успеть занять свободный угол. Тот, кому угла не досталось, становится водящим.

Мероприятия по здоровому образу жизни очень интересны всегда и разнообразны, и Вы захотите провести еще не один классный час «Здоровый образ жизни».

 6. Подведение итогов и вручение призов

***

Родительские собрания по программе здоровьесбережения.


Трудности обучения

(Ослабленные дети, нервные дети, заикание у детей, леворукий ребенок, дети с временной задержкой психического развития)

Компьютер в жизни школьника

Ребёнок становится трудным. Агрессия: её причины и последствия.
Роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизма.

Свободное время и здоровье.











Свежие документы:  Урок мужества "У каждого поколения своя война"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: