Художественно-эстетическое воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности «Секреты вышивки»


Государственное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области








Художественно-эстетическое воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности

«Секреты вышивки»









подготовила

учитель начальных классов

Макарова Лариса Вениаминовна















г. Сызрань


2011 г.

Пояснительная записка

Актуальность программы


Программа внеурочной деятельности младших школьников “Секреты вышивки” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Педагогическая целесообразность

Занятия по программе тесно связаны с уроками технологии и опираются на знания, получаемые на этих уроках. Но они в большей степени расширяют и углубляют знания, умения, навыки трудится, всесторонне и гармонично развивают детей в процессе их деятельности, вырабатывают у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Видя готовые поделки, учащиеся будут сравнивать их, находить их достоинства и недостатки, критически подходить к своей работе. Все это вырабатывает аналитический ум, развивает конструкторские способности, мышление, память. Дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.



Нормативно-правовой и документальной основой разработки Программы внеурочной деятельности младших школьников “Секреты вышивки” являются:

  • Закон РФ “Об образовании”;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • интеграция, целостность и взаимосвязь всех компонентов образовательного пространства ребенка: учебной, внеурочной и внешкольной деятельности;

  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • активность и осознанность действий всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей;

  • преемственность содержания и форм воспитательной деятельности.



Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3

«Образовательный центр», авторской программы художественно-эстетической направленности «Машинная художественная вышивка. Гильоширование (художественное выжигание по ткани)», автор Е. Васильчикова.

Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей вечности, главными экспонатами которого является вдохновение, работа, мастерство. Для того, чтобы украсить свой дом, можно сделать что-нибудь своими руками. Например, картины, вышитые крестом, или корзинки и панно, сплетенные из бумаги.


Вышивание крестиком способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук.


Направление: общекультурное, художественно-эстетическое.


Новизна — кроме вышивания крестиком учащиеся работают с бумагой. Содержание программы направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.


Цель создание условий для развития у младших школьников творческих и умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления.



Задачи:

  • Сформировать позитивное отношение к окружающему миру.

  • Познакомить с технологическими операциями вышивки крестом и плетения корзинок.

  • Формировать знания об использовании в работе различных материалов.

  • Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

  • Развивать способности к самообразованию.

Особенностью программы является ее вариативность, что позволяет проводить обучение в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни.


Срок реализации программы: 1 год. Программа “Секреты вышивки” рассчитана на детей младшего школьного возраста 7–8 лет. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда.


Количество часов в неделю: 1

Количество часов по плану: 33


Формы проведения занятий:

практические работы;

беседа;

рассказ;

экскурсия;

создание схем вышивки крестом с помощью компьютерной программы.


Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и делятся на три группы:

  1. Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.

  2. Практические умения и навыки.

  3. Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

Планируемые результаты по программе внеурочной деятельности “Секреты вышивки” будут трех уровней.

Первый уровень результатов:
– знания – название и назначение материалов; название и назначение ручных инструментов; правила безопасности труда и личной гигиены;
– умения – правильно организовывать свое рабочее место; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно использовать материалы;
– личностное развитие (воспитание) – приобретение школьником социальных знаний, обогащение своего опыта трудовой деятельности.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Формы работы: сообщение информации о материалах и инструментах, показ действия, беседы, экскурсии.

Второй уровень результатов:
– знания – приемы выполнения работы; средства для достижения результата;
– умения – анализировать изделие; работать по заданному образцу, технологическим картам, вносить коррективы;
– личностное развитие – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (таким как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получения опыта переживания и равноправного взаимодействия школьника с другими школьниками на уровне класса, школы.

Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Формы работы: КТД, работа в группе и в паре.

Третий уровень результатов:
– знания – самостоятельное выполнение работы; составления алгоритма деятельности;
– умения – самостоятельное моделирование; составление алгоритма деятельности;
– личностное развитие – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Формы работы: посещение детских садов и вручение подарков, сувениры семье, украшение города к праздникам.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ на базе школы и района. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.

Образовательные результаты изучения данной программы могут быть выявлены с помощью текущего контроля: наблюдение, беседа с учащимися, защита проектов.

Форма подведения итогов: выставка работ.

Форма отчетности: выставка работ.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Вводное занятие. Требования по технике безопасности при работе с инструментами. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Правила техники безопасности.


Материалы для вышивания: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы. Показ образцов изделий. Типы канвы для вышивания.


История вышивки. Типы вышивки. Узоры в русской вышивке.


Стежок крестом, стежок «назад иголку», стежок неполным крестиком, французский узелок. Зарисовка простейших стежков. Вдевание нитки в иголку. Правила закрепления нити на канве.


Практическая работа: выполнение простейших стежков на канве.


Знакомство с компьютерной программой Pattern maker for cross ctitch (РМ). Техника безопасности при работе на компьютере. Создание проекта будущей вышивки.


Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток. Работа с журналами, выбор схемы для вышивания.


Вышивка по выбранным схемам. Определение центра ткани. Использование пяльцев. Причины неаккуратного выполнения вышивки.


Оформление готовых работ. Стирка и утюжка вышитого изделия. Выбор материалов для оформления.


Техника черной вышивки. Шов «Гольбейн». Начало работы. Работа со схемой. Толщина нити.


Практическая работа: вышивание бабочки «блэкворк» по схеме.

Оформление готовых работ. Стирка и утюжка вышитого изделия. Выбор материалов для оформления.


Материалы и инструменты для изготовления корзинок из бумаги. Техника безопасности при работе с ножницами. Выбор бумаги.


Разметка и нарезка полосок из бумаги.

Практическая работа: разметка альбомных листов по одному сантиметру и нарезка получившихся полосок.


Техника плетения.


Практическая работа: повторение приемов плетения за учителем


Изготовление составных частей для будущего изделия. Аккуратность при работе с бумагой.


Соединение составных частей изделия, придание формы. Подсчет элементов для будущего изделия, их соединение.


Покраска изделия. Выбор цвета будущего изделия. Техника безопасности при работе с морилкой.


Покрытие изделия лаком, сушка. Техника безопасности при работе с лаком.

Оформление готовых работ. Выбор материалов для оформления.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Виды работы

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Вводное занятие. Требования по технике безопасности при работе с инструментами

1

Беседа

Познавательные Общеучебные действия

  • Знаково-символические;

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Выбор критериев для сравнения

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

2

Материалы для вышивания: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы

1

Рассказ

Познавательные Общеучебные действия

  • Знаково-символические;

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Выбор критериев для сравнения

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

Личностные

  • самоопределение

3

История вышивки

1

Рассказ

Познавательные Общеучебные действия

  • Знаково-символические;

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Выбор критериев для сравнения;

  • Синтез как составление частей целого;

  • доказательство

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

  • Смыслополагание.

  • самоопределение

4

Стежок крестом, стежок «назад иголку», стежок неполным крестиком, французский узелок.

4

Вдевание нитки в иголку. Правила закрепления нити на канве.

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

5

Знакомство с компьютерной программой Pattern maker for cross ctitch

2

Создание проекта будущей вышивки.

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

6

Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток

1

Подбор ниток. Работа с журналами, выбор схемы для вышивания.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений


7

Вышивка по выбранным схемам

5

Вышивка по выбранным схемам. Определение центра ткани. Использование пяльцев. Причины неаккуратного выполнения вышивки.


У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Личностные УУД

Смыслополагание.

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция


8

Оформление готовых работ

1

Стирка и утюжка вышитого изделия. Выбор материалов для оформления.


Личностные УУД

  • Смыслополагание.

  • Самоопределение

Регулятивные УУД

  • Оценка;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера (оценка, коррекция)

9

Техника черной вышивки. Шов «Гольбейн»

2

Работа со схемой. Толщина нити. Выбор материалов для оформления. Практическая работа: вышивание бабочки «блэкворк» по схеме

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

10

Оформление готовых работ

1

Стирка и утюжка вышитого изделия..



Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

11

Материалы и инструменты для изготовления корзинок из бумаги

1

Техника безопасности при работе с ножницами. Выбор бумаги.


Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

12

Разметка и нарезка полосок из бумаги

1

Разметка и нарезка полосок из бумаги.


Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

13

Техника плетения

3

Техника плетения.


Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

14

Изготовление составных частей для будущего изделия

2

Изготовление составных частей для будущего изделия. Аккуратность при работе с бумагой.


Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

15

Соединение составных частей изделия, придание формы

2

Подсчет элементов для будущего изделия, их соединение.


Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

16

Покраска изделия

2

Выбор цвета будущего изделия. Техника безопасности при работе с морилкой.

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

17

Покрытие изделия лаком, сушка

2

Покрытие изделия лаком, сушка. Техника безопасности при работе с лаком.



Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

18

Оформление готовых работ

1

Выбор материалов для оформления.


Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :


1. Сборник авторских программ дополнительного образования детей/ сост. А.Г. Лазарева/ М.: «Народное образование», 2002.

2. Андреева И. – Шитье и рукоделие: энциклопедия – Москва. Большая Российская энциклопедия ,1994.

3. Баришова М.- Узоры вышивки крестом — Прага. Издательство РПД Братислава,1984.

4. Гасюк Е. –Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения  Высшая  школа –1989.

5. Глинская Е.- Азбука вышивания — Издательство Мехнат, Ташкент 1994.

6. Еременко Т.- Иголка-волшебница – Москва, Просвещение, 1987.

7. Еременко Т.- Вышивка. Техника. Приемы. Изделия.- Москва. Аст — Пресс. 2000.

8. Максимова М.- Вышивка. Первые шаги.- Москва. ЗАО Издательство «Эксмо».1997.

9. «Вышиваю крестиком» — журнал.

10. «Вышивка для души» — журнал.

11. «Вышитые картины» — журнал.

12. Компьютерная программа «Pattern maker for cross ctitch» (РМ).

13. Ханашевич Д. “Я вяжу и вышиваю”. Изд-во «Малыш», М., 1982.




Свежие документы:  "Красиво жить. Как ты это понимаешь?" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: