Игра «Умники и умницы» «Право есть искусство добра и справедливости»


Конспект игры по правовому воспитанию

Голубева Нина Егоровна

Воспитатель

высшей категорий

МБОУ Детский дом №3

Тема занятия «Право есть искусство добра и справедливости»





Конспект игры «Умники и умницы»

«Право есть искусство добра и справедливости»

Цели игры:

Формировать у воспитанников детского дома навыков правовой культуры, гражданской ответственности и правового самосознания для успешной социализации в обществе.

Задачи:

1.Формировать готовность воспитанников к новому социальному положению в обществе, знать свои права и обязанности.

2.Дать детям представления о том, что жизненный уровень зависит от качества труда.

3.Воспитывать уважение к труду взрослых и желание выбрать свою профессию.
4. Адаптировать детей к существующим в обществе правилам и нормам жизни.

Материал:

  • 3 дорожки: красная, зеленая, желтая.

  • Медали для участников и теоретиков.

  • Кресло для победителя.

  • Презентации участников.

  • Презентация игры.

  • Бейджики.

  • Призы.

 Ход игры

Ведущий приветствует всех собравшихся. Дорогие ребята и взрослые! Сегодня мы встречаемся с вами на игре «Умники и умницы» по вопросам права. «Право есть искусство добра и справедливости».

Наступит день, когда вы, ребята, переступите порог детского дома. Позади останутся годы, проведённые среди друзей, педагогов, которые поддерживали тебя и помогали в трудную минуту. Скоро вы отправитесь в самостоятельный путь, богатый событиями, встречами с разными людьми. И от принятых решений, свершённых поступков будет зависеть ваша судьба. В сложном мире взрослых могут встретиться проблемы, которые решать самому очень трудно. Потребуются умение общаться с людьми, знание необходимых документов, активность, настойчивость. Сегодня на игре мы выясним на сколько хорошо вы усвоили правовые знания и на сколько правильно вы сможете эти знания применить на практике. Вспомним то, о чём мы с вами беседовали, чему научились. Поговорим о дополнительных гарантиях по социальной поддержке, вспомним перечень документов, необходимых гражданину РФ и правила пользования ими и научимся принимать правильное решение в каждой конкретной ситуации. Все эти знания пригодятся вам в повседневной жизни и помогут сориентироваться в сложных ситуациях.


Ведущий: Итак, разрешите представить участников игры. Это три выпускницы, которые продемонстрируют нам свои знания, группа поддержки – теоретики. Они имеют право отвечать на вопросы участников, если он (участник) не ответит на свой вопрос. Пришло время представить наше многоуважаемое жюри……………..

Жюри оценивают правильность и полноту ответов участников и теоретиков.


Ведущий: Игра включает в себя два тура.

1тур – Отборочный

2тур – Сама игра

В результате отборочного тура наши три участницы разыграют дорожки. Перед вами три дорожки: красная — самая короткая и содержит два вопроса. Неправильный ответ ведёт к выбыванию игрока. На ней нельзя ошибаться ни разу. Жёлтая дорожка содержит три вопроса, на один из которых участник может дать один неправильный ответ. Зелёная дорожка содержит четыре вопроса, и здесь игрок может ошибиться дважды. Побеждает игрок, который первым пройдёт свою дорожку. Он и станет обладателем золотой медали. Участник, прошедший свою дорожку вторым, становится обладателем серебряной медали. Игрок, дошедший до конца третьим, награждается бронзовой медалью. Если игрок отвечает неправильно, вопрос передаётся теоретикам — Теоретик должен поднять руку и быть готовым к ответу. В ходе игры среди теоретиков проводится конкурс «Знаток права». За правильные ответы вы получаете «Орден». Знатоком права становится теоретик, получивший наибольшее количество «орденов».

Ведущий: Уважаемые игроки! Просим вас представиться и рассказать немного о себе. (презентации участников)

Ведущий: Итак, начинаем первый тур игры «Отборочный» В нём разыгрываются дорожки. Кто более полно и правильно ответит на вопрос: Назовите правовые документы, которые вам известны. (задание выполняют одновременно письменно и сдают жюри.

Ведущий: Пока игроки работают, предлагаю теоретикам разминку. (Приложение 1)

Работа с теоретиками

Ведущий: Обращаемся к жюри за решением

Дорожки выбираются в соответствии с набранными баллами. Учитывается ответ и презентация. (наибольшее кол-во – красная дорожка, наименьшее -зелёная)


Начинаем 2 тур

Вам предложены три блока: льготы, документы, ситуации, в каждом из которых по три вопроса. Игрок называет блок и номер вопроса, на который будет отвечать. Первым выбирает задание участник самой длиной дорожки – «зелёной».

После каждого ответа игрока задаётся вопрос теоретикам. (см. приложение 1)

В случае победы одного из игрока, ведущий обращает внимание на то, что у нас выявился обладатель золотой медали, мы его с этим поздравляем и приглашаем до конца игры занять почётное место-кресло победителя. Игра продолжается.

Вопросы игрокам

1 блок «Льготы» Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Назовите дополнительные гарантии воспитанников детских домов на образование.

а) полное государственное обеспечение в период обучения в образовательных учреждениях – ПТУ, техникумах, институтах до окончания данных учебных учреждений, но не более чем до достижения ими возраста 23лет.

б) бесплатное обучение на подготовительных курсах для поступления в учреждения среднего и высшего профессионального после окончания 9.11 классов.

в) бесплатное получение второго начального профессионального

образования.

г) на ежегодное пособие для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии.

д) стипендия, размер которой увеличивается на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для остальных студентов.

е) бесплатный проезд на городском, пригородном транспорте.(проездной билет).

ж) полное государственное обеспечение и стипендию на период академического отпуска по медицинским показаниям.

д) у воспитанников детского дома сохраняется право на закрепленное жилое помещение на весь период пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования.

2. Назовите дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилье.

а). Воспитанники детских домов, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

б) В случае перемены места жительства в связи с учебой или работой, при условии неиспользованного права на получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот и дете6й, оставшихся без попечения родителей, гражданин может обратиться в жилотдел администрации того города или района, где он работает или учится, с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договорам социального найма.

3. Назовите дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на труд.

а) Органы службы занятости при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет, осуществляет диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств областного бюджета.

б) предприятиям, учреждениям, организациям, создающие определенные места для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы .

в) Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы.

г) Воспитанникам детских домов, уволенных из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройства в данной или другой организации.

4. Назовите дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на медицинское обслуживание.

а) Детям-сиротам и детям, оставшимся без обеспечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское и оперативное лечение в любом государственном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.

б) Воспитанникам детских домов предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.

2 блок «Документы» Содержание необходимых гражданину РФ документов, правила пользования ими.

1. Одним из необходимых гражданину РФ документов является паспорт. Расскажите об этом документе все, что знаете.

Это основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ. Паспорт получают, достигнув возраста 14 лет, и меняют несколько раз в жизни: при смене фамилии (например, замужество), имени или отчества, при достижении20 лет и 45 лет.

Паспорт дает право на осуществление любых действий, предусмотренных законом на территории РФ, а именно: при устройстве на работу, оформление различных сделок, покупка билетов на разные виды транспорта, покупка собственности, поступление в учебные заведения, посещение медицинских учреждений, регистрация брачных отношений и т.д. Таким образом, мы видим, что без этого документа гражданину РФ никак не обойтись. Граждане обязаны бережно хранить паспорт. При утере паспорта гражданин должен незамедлительно заявить в орган внутренних дел.

ВАЖНО!

Помни о том, что в 20 лет необходимо паспорт поменять! В противном случае паспорт является недействительным, и при его замене придется платить штраф.

2. Медицинский полис. Что это за документ и для чего он нужен гражданину РФ?

Конституция РФ утверждает (статья 41, п. 1): «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».

Для того, чтобы воспользоваться этими услугами, необходимо иметь медицинский страховой полис, который выдается на определенный срок страховыми кампаниями мурманской области, и который поэтому следует периодически продлевать. Этот полис гарантирует лечение в любом государственном медицинском учреждении, кроме ведомственных и правительственных.

ВАЖНО!

Уезжая на длительный срок (в отпуск, в гости и т.п.), надо брать медицинский страховой полис с собой. В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ БЕСПЛАТНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ БУДЕТ ОКАЗАНА ТОЛЬКО ПРИ ЕГО НАЛИЧИИ.

3. ИНН. Что вы можете рассказать об этом документе?

(Идентификационный номер налогоплательщика.)

ИНН указывает на то, что все доходы гражданина фиксируются в налоговой инспекции, и с них удерживается установленные государством налоги, которые служат основой государственного бюджета.

ИНН предъявляется при устройстве на постоянную, временную и разовую работу.

Каждый гражданин обязан получить это свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. ИНН получают в налоговой инспекции по месту жительства.

4. Одним из основных документов, необходимых каждому гражданину РФ, является Страховое свидетельство Пенсионного Фонда.

Этот документ выдается каждому гражданину РФ. Застрахованный гражданин предъявляют страховое свидетельство при приеме на работу.

Страховое свидетельство указывает, что на имя застрахованного лица в Пенсионном Фонде открыт специальный счет, на который поступают средства из заработков этого человека, и которые впоследствии будут выплачиваться ему в виде пенсии.

Работающий человек этот документ получает по месту работы.

Если гражданин меняет место работы, страховое свидетельство остается прежним; оно подлежит обмену в следующих случаях: при изменении фамилии, имени, отчества, даты рождения.

Если человек не работает, то для обеспечения социальной песни ему также необходимо получить страховое свидетельство. Это можно сделать в органах социального обеспечения (собес), адрес, телефон и режим работы которого можно узнать из справочной информации.

3 блок «Ситуации» Найдите правильное решение в каждой конкретной ситуации.

1. Вы заболели. Каковы ваши дальнейшие действия?

Если у больного высокая температура, то необходимо вызвать врача на дом. При отсутствии высокой температуры он сам идет в поликлинику по месту жительства, взяв с собой паспорт и медицинский полис. Врач выписывает больничный лист, если больной работает, справку, если он учится. Врач выписывает рецепт, по которому приобретаются лекарства, и больной их принимает по назначению. Врач назначает больному дату и время повторного приема. В случае нарушения больным режима, больничный лист не оплачивается, и эти дни считаются прогулами.

При получении больничного листа или справки необходимо немедленно сообщить об этом на работу или в учебное заведение.

2. 16-летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Да. Несовершеннолетний может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители или опекуны ответственности за него не несут. Статья 173 КЗОТ.

3. Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь! Все равно ничего не будет». Прав ли он?

За нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Статья 135 КЗОТ.


Ведущий: Пока жюри подводит итоги игры распределяет места, определяет «Знатока права» среди теоретиков, проведем небольшое интервью с нашими выпускниками. У нас в гостях студенты……………….

— С какими трудностями вам пришлось столкнуться после выпуска из детского дома?

— Какие знания необходимы для успешной самостоятельной жизни?

— Какими чертами характера надо обладать, чтобы справиться с трудностями?


Слово жюри для подведения итога игры.

Награждение.



Список литературы

  • Конвенция о правах ребёнка» «Спасём детей» (Норвегия).2010.

  • «Защищенное детство» ГООУ «Центр психолого – медико — социального сопровождения», 2010.

  • Программа “Правовое воспитание в школе”// Школьное планирование. 2005, №2.

  • Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр / авт.-сот. В.В. Гордеева. – Волгоград: Учитель, 2006. –207 с.

  • Семейный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2004. – 72 с.

  • Дик, Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах [Текст]: метод, пособие / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 320 с.




Приложение 1

Вопросы теоретикам:

  1. В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (от 0 до 16 лет.)

  2. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция РФ.)

  3. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент РФ Путин В.В.)

  4. Назовите самый первый документ гражданина РФ. (Свидетельство о рождении.)

  5. Назовите основные правовые документы, с которыми вы знакомы. (Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Семейный Кодекс, Трудовой Кодекс и другие федеральные и региональные законы.)

  6. Назовите ваши действия в следующей ситуации.

Вы заболели и не можете выйти на работу или учебу. Что вы предпримите? (Если температура высокая – вызову врача из поликлиники по месту жительства. Если невысокая – пойду на прием к врачу в поликлинику.)

  1. Какой документ вам должен выписать доктор, подтверждающий вашу нетрудоспособность? (больничный лист работающему или справку учащемуся.)

  2. В каком документе установлены нормы трудового законодательства? (В Трудовом Кодексе РФ.)

  3. Проанализируйте и найдите верное решение в следующей ситуации.

Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь. Все равно ничего не будет». Прав ли он? (За нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие взыскания: выговор, строгий выговор, увольнение.)

  1. Ты опоздал на работу на 15 минут и тебя уволили. Нарушены ли твои права? (Да, нарушены., т.к. работодатель имеет право уволить работника только при четырехчасовом отсутствии его на рабочем месте без уважительных причин.)

  2. Какие документы необходимы для регистрации в службе занятости? (Паспорт с регистрацией – воспитанники должны быть обеспечены жильем к моменту зачисления на работу, трудовая книжка, если она есть, документы об образовании, документы, подтверждающие принадлежность к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.)

  3. 16-летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Вопрос: имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться? (Да, может, если работает по трудовому договору или по контракту.)

  4. Каким правом воспользовался говорящий сверчок Буратино в сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик»? (Право на бесплатное образование.)

  5. Какое право быдо нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на неприкосновенность жилища.)

  6. Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную неприкосновенность.)

  7. Какие права были нарушены в ситуации: в больнице ребенку перелили зараженную кровь? (право на жизнь.)

  8. Почему обитатели двора в сказке Г,Х, Андерсена «Гадкий утенок» обижали утенка, какое право при этом они нарушали? (Он был не похж на других, нарушено право на сохранение индивидуальности.)

  9. Где можно получить информацию о наличии рабочих мест? (Органы государственной службы занятости, молодежная биржа труда, средства массовой информации, телевидение, интернет, советы знакомых и т. д.)

  10. ЗАГС – учреждение записи актов гражданского состояния. Какие функции выполняет это учреждение? (Регистрация брака, смерти человека, оформление развода, получение документов: свидетельство о рождении, свидетельство о расторжении брака, оформление брачного договора и т.д.)

  11. Разрешите данную ситуацию, руководствуясь знанием семейного законодательства. Молодой человек 17 лет и девушка 16 лет решили оформить свои брачные отношения. Имеют ли право эти молодые люди заключить брак? (Закон определяет, что только совершеннолетние имеют право оформлять свои брачные отношения.)

  12. Какое право Царевны нарушил Кощей Бессмертный, увезя ее к себе и решив вступить с ней в брак, В сказке «Царевна-лягушка»? (Право вступать в брак по свободному и обоюдному согласию.)


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Здоровьесберегающие технологии на начальном этапе обучения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: