Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 79»
города Бийска Алтайского края
Игровой проект в средней группе на тему
«Таинственный мир насекомых»
подготовила
воспитатель МБДОУ
Медведева Нина Николаевна
г. Бийск
2015
Тип проекта
Смешанный (по предметно-содержательной области) – межпредметный:
— информационно-практико-ориентированный — дети собирают информацию в области «Окружающий мир» и реализуют ее практически (оформление выставки);
— ролево-игровой – дети входят в образ персонажей.
Вид проекта
Межгрупповой: все дети работают вместе и сообща представляют результат. Проект краткосрочный, рассчитан на 4 занятия (но с определенной подготовкой к каждому из них), на совместные домашние задания для детей и родителей. Занятия проводятся в игровой форме, центральное место отводится познавательному занятию №2 и игре-драматизации «Муха-Цокотуха».
Проблема
Неосведомленность детей в данном направлении. Неразвитость гуманных чувств к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным.
Актуальность
Дети в дошкольном детстве имеют ограниченные представления о насекомых, их видах, характеристиках. Также им мало известно, какую пользу шестиногие малыши приносят человеку и природе. Часто эти представления не соответствуют действительности.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками».
Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый совет педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Проект направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Цель: знакомство с многообразием насекомых, формирование гуманного отношения к представителям животного мира, познавательных и творческих способностей (в игре, в работе с бумагой).
Задачи:
развитие умения искать и предлагать различные пути решения поставленной проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, переносить полученные знания и на другие сферы деятельности;
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной и творческой инициативы;
развитие коммуникативных навыков;
развитие специальных способов ориентации – экспериментирование, моделирование, драматизация.
Линии развития личности
Социальное развитие:
— формирование способов общения;
— развитие положительной самооценки;
— осознание функции речи;
— повышение уровня коммуникативной компетенции.
Познавательное развитие:
— обогащение представления об окружающем мире;
— расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
— сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач;
— развитие способности к эстетической оценке.
Предполагаемый результат
Дети будут использовать в речи и применять на практике следующие термины: названия насекомых с применением уменьшительно-ласкательных суффиксов, их детенышей, названия отдельных частей тела насекомых (крылышки, лапки, усики, жало, хоботок). Игра-драматизация расширит возможности игровой деятельности дошкольников.
Получив представления по данной теме, дети смогут применять полученные знания в других сферах деятельности, более точно будут изображать насекомых в своих творческих работах.
Этапы разработки проекта и распределение деятельности
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Вводный этап | 1. Формулирует проблему, цель. Определяется и продукт проекта: выставка работ «Мир насекомых». | 1. Вхождение в проблему. На предложение играть ту или иную роль в игре-драматизации «Муха-Цокотуха» дети отреагировали положительно, с желанием принимали участие в распределении ролей. |
1 этап Занятие по познавательному развитию № 1 | 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию: к нам в гости прилетела бабочка и приглашает нас в гости на полянку для знакомства с ее друзьями. | 2. Вживание в игровую ситуацию. Дети отвечают на вопросы воспитателя. |
2 этап Занятие по познавательному развитию № 2 | 3. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию: к нам в гости пришел «Человек-паук» с важным сообщением из леса «Живым существам нужна помощь». 4. Формирует задачу: А) познакомиться с насекомыми, Б) «спасти» их от паука-злодея, В) полученные знания использовать в игре-драматизации «Муха-Цокотуха» и на занятии по конструированию, Г) оформить из работ ребят выставку «Мир насекомых». | 3. «Человек-паук» (мальчик в костюме) сообщает, что одну из полянок в лесу захватил в свои сети паук-злодей. 4. Принятие задачи. А) Познакомиться с насекомыми; особенностями внешнего вида, с их характерными признаками; распределить роли в игре-драматизации «Муха-Цокотуха». Организовать выставку работ «Мир насекомых». Б) Формирование специфических знаний, умений и навыков. |
3 этап Подготовка к игре-драматизации | 5. Организует работу над проектом, направляет на поиск решений поставленной задачи. 6. Побуждает детей к решению проблемных ситуаций. | 5. Ищут решение с помощью педагога, поиск соединения элементов конструирования и игры. |
4 этап Игра-драматизация «Муха-Цокотуха»
| 7. Помогает в решении новой задачи – сыграть роли животных. 8.Помогает спланировать игровую деятельность. 9. Организует игру. | 6. Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа. 7. Игра- драматизация по сценарию. 8. Дополнение задач проекта. Подготовить и показать сказку «Муха-Цокотуха» 2 младшей группе. |
5 этап Совместная деятельность по конструированию | 10. Руководит совместной деятельностью детей. | 9. Работают над созданием поделок к выставке «Мир насекомых». |
6 этап Презентация | 11. Подготовка к презентации. Организует презентацию коллективной выставки «Мир насекомых». Приглашаются родители. Презентация. | 10. Продукт деятельности готовят к презентации. 11. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. Знакомят родителей с выставкой, рассказывают о своих работах, об участии в проекте. |
7 этап Заключительный | 1. Выдвигают новую проблему: знают ли дети о животных, обитателях почвы? («Животные», «Обитатели почвы», «Животные Австралии», «Рыбы» и др.). По каждой теме оформить страницу и соединить их в книгу. Оформить альбомы с детскими рисунками (книги). | 1) Определяют цели нового проекта. |
Реализация цели
Чтение художественных произведений: К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха».
Подбор и просмотр (совместно с родителями) книг, энциклопедий, иллюстраций, слайдов, диафильмов.
Подготовка и просмотр:
А) мультипликационных фильмов о насекомых,
Б) документальных фильмов о природе и насекомых.
4. Беседа, в ходе которой дети должны составить сравнительную характеристику насекомых из мультфильма и фильма о природе. Чем они похожи, чем отличаются. Как показаны животные в одном и другом фильме.
5. Занятие по познавательной деятельности в форме игры – путешествия «Лесная полянка».
6. Занятие по экологическому воспитанию в форме игры – путешествия «На помощь маленьким друзьям».
7. Игра-драматизация «Муха-Цокотуха».
8. Совместная деятельность по конструированию.
9. Домашнее задание для детей и родителей. Нарисовать любимое насекомое.
10. Оформление и презентация выставки детских работ «Мир насекомых».
Список использованной литературы
1. Богуславская З. М. «Развивающие игры» – М.: «Просвещение», 2012.
2. Вахрушев А. А. «Здравствуй, мир» – М.: «Баласс», 2010.
3. Поддъякова Н. Н., Сохина Ф. Н. «Умственное воспитание детей» – М.: «Ученик», 2011.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Журнал «Дошкольное воспитание» — М.: Воспитание школьника, 2013.