Информационная компетентность учителя как средство развития учительского потенциала


АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63

с углубленным изучением отдельных предметов»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА











Информационная компетентность учителя как средство развития учительского потенциала.









Подготовила: Кузнецова

Татьяна Александровна

учитель биологии и экологии

МОУ «СОШ №63 с УИП»

г. Саратова









г. Саратов

2015 год

Информационная компетентность учителя как средство развития учительского потенциала.

«Научить человека жить в информационном мире –

важнейшая задача современной школы».
Семенов А. П.

Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования. Информационная компетентность педагога –это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства.


Информатизация — процесс перестройки общества на основе активного и полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественнозначимых видах человеческой деятельности, требующих формирования инфраструктуры средств накопления, хранения, обработки и передачи информации как важнейшего показателя уровня научно-технического развития любой страны. При этом информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре. Альтернативы информатизации нет!


Выделяют пять основных направлений радикальных изменений в системе образования:

1) Развитие неформального образования, обусловленное воздействием информационных технологий;

2) Усиление индивидуализированного характера образования, который позволяет принимать во внимание возможности и потребности каждого конкретного человека;

3) Утверждение самообразования, самообучения в качестве ведущей формы образования;

4) Ориентация на образование, созидающее знание;

5) Формирование системы непрерывного образования, т.е. образования в течение всей жизни.


Электронные ресурсы, опубликованные в компьютерной сети Интернет, сегодня используются практически во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Ни для кого не секрет, что использование сети Интернет возможно при обучении школьников, при организации внеурочной и научно-исследовательской работы, в ходе планирования и управления работой учреждения образования. Не случайно с каждым годом все большее число педагогов и обучаемых осваивают телекоммуникационные системы, начинают использовать их в своей деятельности.


Интернет-ресурсы образовательного назначения – это материализованные в компьютерной сети:

— информационные продукты труда специалистов, занимающихся проблемами образования;

— компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;

— обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

— распределенные базы данных по отраслям знаний.

Свежие документы:  Практикум для родителей "Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников"


Также к информационным ресурсам Интернет образовательного назначения относятся:

— личные Web-страницы, отражающие опыт педагогической деятельности автора;

— сайты и презентации, отражающие различные аспекты педагогической деятельности.


Современность одарила всех учителей возможностью использовать компьютер при подготовке к занятиям, хранить на нём всю рабочую документацию, делиться своими наработками с коллегами, выбирать готовые материалы, размещённые в сети интернет. Успешность современного учителя во многом определяется тем, умеет ли он использовать в своём арсенале компьютер — как мощный и совершенный инструмент современности.

В функции учителя компьютер представляет:

1.Источник учебной информации

2.Наглядное пособие

3.Индивидуальное информационное пространство

4.Тренажёр

5.Средство диагностики и контроля


Использование ИКТ в учебном процессе — один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности — общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

1.Урок с мультимедийной поддержкой

2.Урок-тестирование

3.Интегрированные уроки

4.Деловая игра

5.Урок с использованием интерактивного комплекса


Интернет-технологии – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации, реализуемая в сети Интернет.

Применительно к обучению можно выделить следующие:

— компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);

— обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

— интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

— средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.;

— электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.



Современному учителю необходимо уметь:

— работать с электронной почтой, телеконференциями, сетевыми информационными службами;

— отбирать и обрабатывать информацию, полученную по сети;

— проводить поиск информации по сети;

— готовить информацию к передаче по сети с использованием текстового редактора, графического редактора и необходимых утилит (архиваторов, кодировщиков и т.д.);

— организовать, разработать и провести сетевой учебный процесс, тематическую телеконференцию.


Обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения. Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными, информационные технологии должны быть эффективным помощником педагога, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля. Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет повысить качество учебного процесса, но требует кропотливой совместной деятельности учителя, родителей и, конечно, учеников.

Свежие документы:  Тест по музыке 4 класс 4 четверть (Программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной)




Приложение

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой

Частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»

(Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года)


Интернет ресурсы для учителей.

Министерство образования и науки Российской Федерации

https://www.mon.gov.ru

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

https://www.obrnadzor.gov.ru

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

https://www.ed.gov.ru

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

https://www.fasi.gov.ru

Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Россиийской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике https://www.rost.ru

Национальный фонд подготовки кадров. Приоритетный национальный проект «Образование» и проект «Информатизация системы образования»

https://portal.ntf.ru

Статистика российского образования https://stat.edu.ru

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ https://www.apkppro.ru

Федеральный институт педагогических измерений https://www.fipi.ru

Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ

https://fsu.mto.ru

Федеральный центр образовательного законодательства https://www.lexed.ru

Федеральный центр тестирования https://www.rustest.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

https://school-collection.edu.ru/


Проекты «Образование» и «Информатизация системы образования» в регионах России.

Портал Национального фонда подготовки кадров: проект «Информатизация системы образования» https://portal.ntf.ru

Средства массовой информации образовательной направленности

Большая перемена: сайт информационной поддержки ФЦПРО

https://www.newseducation.ru

Спутниковый канал единой образовательной информационной среды

https://sputnik.mto.ru

Учительская газета https://www.ug.ru

Газета «Первое сентября» https://ps.1september.ru

Газета «Библиотека в школе» https://lib.1september.ru

Газета «Дошкольное образование» https://dob.1september.ru

Газета «Здоровье детей» https://zdd.1september.ru

Газета «Начальная школа» https://nsc.1september.ru

Газета «Спорт в школе» https://spo.1september.ru

Газета «Управление школой» https://upr.1september.ru

Газета «Школьный психолог» https://psy.1september.ru

Газета «Биология» https://bio.1september.ru

Газета «География» https://geo.1september.ru

Газета «История» https://his.1september.ru

Газета «Информатика» https://inf.1september.ru

Газета «Литература» https://lit.1september.ru

Газета «Математика» https://mat.1september.ru

Газета «Русский язык» https://rus.1september.ru

Газета «Физика» https://fiz.1september.ru

Газета «Химия» https://him.1september.ru

Газета для изучающих английский язык School English

https://www.schoolenglish.ru

Газета для изучающих французский язык FRAN cite https://www.francite.ru

Журнал «Право и образование» https://www.lexed.ru/pravo/journ/

Журнал «Вестник образования России» https://www.vestniknews.ru

Журнал «e-Learning World — Мир электронного обучения» https://www.elw.ru

Журнал «Вопросы интернет-образования» https://vio.fio.ru

Соросовский образовательный журнал https://journal.issep.rssi.ru

Школьная пресса: информационный портал https://portal.lgo.ru


Интернет-сообщества.

Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://festival.1september.ru

Сеть творческих учителей https://www.it-n.ru

Сообщество взаимопомощи учителей https://pedsovet.su

Учительский портал https://www.uchportal.ru

Завуч. Инфо https://www.zavuch.info

Всероссийский интернет-педсовет https://pedsovet.org












Источники информации:


1.Иванова Е.В. Использование Интернет-ресурсов в образовательных целях (на основе анализа зарубежного опыта) https://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2001/tom/sem1/Doc31.HTML

2. Образовательные ресурсы сети Интернет: Каталог / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2006.

Свежие документы:  День биологии в школе

3. Полонский В.М. Образовательные ресурсы и возможности сети Интернет https://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=394.

4. https://gov.cap.ru/home/69/school-shol/p18aa1.html

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: