Интеграция образовательных предметов как форма повышения духовно-нравственной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС


Киселева И.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «ООШ №7» г.Петровска

Саратовской области


Интеграция образовательных предметов

как форма повышения духовно-нравственной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС

В современных условиях образование не может оставаться в стороне от стремительных процессов научно-технического прогресса, усиления интегративных функций в развитии науки, техники, производства, политики. Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образования выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования:

— к обучаемости, т.е. к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности;

— к интеллектуально-физическому развитию, т.к. доступ к технологиям возможен только интеллектуально развитым людям;

— к способности мыслить и действовать творчески.

Стандарты устанавливают требования не только к предметным результатам, но и к личностным качествам, которым отдаётся предпочтение. В основе такого подхода лежит не изучаемый предмет, а ученик, которого мы развиваем. Формируем из него индивидуальность. Ребёнок – центр развития, а предмет – средство, с помощью которого мы развиваем ребёнка. Подобные акценты заставляют по-новому взглянуть на цель образовательного процесса – приоритетное развитие личности.

В основе стандартов лежит личностно-ориентированный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Личностно-ориентированный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности, компетенций.

Литература – один из предметов гуманитарного цикла, единственный школьный предмет, который изучается до 11 класса. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность.

Цель уроков литературы – воспитать внимательного читателя, пробудить любовь к художественному слову. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача учителя-словесника – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.

Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов, которая помогает ученику увидеть богатство и разнообразие мира. Прежде всего, это внутрипредметная интеграция.

Школьный курс литературы сам по себе уже является интегрированным, т.к. содержит в себе науку о литературе (литературоведение), различные виды искусства (музыку, живопись), исторические сведения, читательский опыт учащихся, основы сочинительства, т.е. явления разного порядка, связанные между собой на основе целеполагания и развивающие духовно-нравственную культуру, творческие способности обучающихся.

Урок литературы — это начало литературного маршрута, открытие какой-либо эстетической, нравственной, философской проблемы. И путей повышения интереса обучающихся к моему предмету множество:

Свежие документы:  Конспект урока экологии на тему "Тучи по небу бежали"

Нетрадиционные формы урока

Типы уроков

Виды уроков

Принцип создания

Урок изучения нового материала

путешествие,
турнир,
конференция,
видеоурок и др.

Воспроизведение типичных атрибутов изучаемой эпохи, эффектный способ преподнесения темы.

Повторительно-обобщающий урок

интервью,
дискуссия,
исторический портрет,
проблемный урок и др.

Создание эффекта личного присутствия через анализ деятельности исторических лиц.

Урок контроля знаний

КВН,
аукцион,
викторина,
конкурс знатоков,
олимпиада и др.

Игровые способы проверки знаний и умений.


Государственный образовательный стандарт по русскому языку ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Поэтому естественной становится интеграция русского языка и литературы и создание русской словесности, предмета, синтезирующего знания учащихся по языку с проникновением в мир художественной литературы. Такие уроки дают замечательную возможность закреплять знания, полученные на уроках русского языка, и углублять мотивацию к учению. В основе таких уроков — интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и по возможности актуальный на момент использования.

Также на уроках русского языка невозможно без создания оригинальных лингвистических сказок (по методике Л.В.Бурмистровой, в основу которой положена идея создания системы зрительных образов обобщённых опор, закреплённых в сказочном повествовании). Лингвистические сказки стимулируют развитие образного мышления, формируют положительную мотивацию к изучению правил. Интеграция русского языка и литературы помогает школьнику увидеть «жизнь грамматических явлений изнутри».

Интеграция уроков литературы и истории.

Изучение биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях. Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя? Как показать трагедию Григория Мелехова, не затронув реальной судьбы донского казачества?
   На таких уроках использую исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.

Интеграция литературы и искусства.

Уроки литературы, посвященные пейзажной лирике, « Словом, музыкой, кистью…» предполагают знакомство не только с творчеством поэтов, но и художников, композиторов. Описывая природу, художник использует краски, поэт – слова и образы, композитор – ноты.
Как правило, все учащиеся получают задание приготовить сообщение о художниках, композиторах, чьи произведения будут представлены на уроке. При этом достигаются следующие цели: расширение кругозора, развитие у детей образного мышления, эстетического вкуса, умения сравнивать и анализировать. Решается и коммуникативная задача – воспитание умения слушать собеседника, формирование умения работать в группах, умения прислушиваться к мнению других.

Свежие документы:  Урок на тему "Проектная деятельность как основа обучения и развития активной творческой личности"

Используя такую форму работы, удаётся провести аналогии в тематике художественных произведений и произведений живописи, показать, как представлена одна и та же тема в литературе и живописи, музыке.

Интеграция изобразительного искусства и языкознания позволяет проиллюстрировать орфографические правила, создавая ассоциативные рисунки. Словарные слова, исключения из правил, можно также представить в виде графического знака, рисунка (видеомы), что поможет запомнить их легко, быстро и надолго.

Творческие задания для учащихся 6-7 класса направлены в первую очередь на активизацию восприятия ими художественного слова: сочинения-размышления, сочинения-ассоциации, письма, дневниковые записи. Слово становится средством постижения других видов искусства. Задачей этого возрастного периода является формирование навыков восприятия литературы в её диалогических связях с другими видами искусства: живописью, музыкой. Личное, эмоциональное восприятие школьника, его умение фантазировать, размышлять становятся главными составляющими интегрированного урока развития речи. Особенно ярко эти умения проявились в таких формах работы, как дневниковые записи, письма литературному герою, автору произведения. На уроке в 6-ом классе, анализируя миниатюры М.Пришвина, учащиеся видели, насколько мастерски использованы писателем приёмы цветописи, звукописи, тропы и фигуры речи, и пробовали применить данные приёмы в собственных творческих работах.

Писатель, художник слова, стремится отразить жизнь в ярких словесных картинах, художественных образах. Чтобы создавать словесные картины, учащиеся должны владеть минимумом знаний об образных средствах языка – эпитете, сравнении, метафоре и олицетворении как её особом виде. Интегрированные уроки позволяют вводить данные понятия и поэтапно, и комплексно.

В 8-9-х классах наступает пора нравственного самопознания. Углубляется внимание к художественной форме произведения искусства, идёт поиск внутренних связей текста, живописной картины. Например, выполнение задания «Если бы герои картины… заговорили» способствует более глубокому восприятию произведений искусства. Говоря от имени персонажа картины, ученик переносится в представленное на холсте событие. Диалог с персонажами картины, а также и с автором учит чуткому, бережному, внимательному восприятию произведений искусства.

Ученики способны за картиной, текстом увидеть автора и его чувства, и это даёт возможность провести интересные творческие работы. Например, при изучении повести И.С.Тургенева «Ася» учащимся предлагается описать сюжет и цветовую гамму возможной картины Гагина. Школьники постепенно начинают понимать роль художественных ассоциаций, заложенных самим автором в литературном произведении, сопоставлять их с образами главных героев.

На уроках русского языка важно работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над расширением того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, необходимо интегрировать воедино грамматический и риторический аспекты обучения, стремиться к реализации коммуникативного подхода. Например, в конце учебного года девятиклассникам предлагается итоговое творческое задание-исследование «Энциклопедия одного слова», позволяющее увидеть, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа. Необходимо исследовать слово с научной точки зрения, рассмотреть, как «живёт» слово в фольклоре, в литературных произведениях, в словарях, в названиях картин художников, в фильмах, в собственном творчестве. Задание ориентировано в первую очередь на обогащение социально-нравственного опыта детей, развитие способностей самовыражения.

Свежие документы:  Рабочая программа по естествознанию 5 класс ФГОС


Интеграция уроков русского языка, литературы, истории, музыки, искусства позволяет разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать нравственную культуру, творческие способности учащихся, т.к. на таких уроках учащиеся становятся более активными, самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументировано ее отстаивать.

Следовательно, интегрированные уроки не только позволяют развивать аналитические способности, но и помогают выбрать правильную личностную позицию в сложной социальной ситуации.

Использованные ресурсы:

  1. Доманский В.А. Литература и культура: Культурологиче­ский подход к изучению словесности в школе. Учебное пособие. – М.: Флинта Наука, 2002

  2. Л. П. Ильенко. Интегрированный эстетический курс. Пособие для учителя. М., 2001.

  3. Т.Г. Браже. Интеграция предметов в современной школе// Ли­тература в школе. 2008. №5. С.150.

  4. Шевченко Л.А. Об интеграции на уроках русского языка// Русский язык в школе. 2008. №5

  5. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/integraciya-na-urokah-literatury



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: