Интеллектуальная игра «Дебаты» 7 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия города Урай

Ханты – Мансийский автономный округ — Югра











Методические рекомендации для проведения внеклассного мероприятия
по риторике в 7 классе

Интеллектуальная игра «Дебаты»





подготовила:

учитель русского языка и литературы

Ильева Алена Валентиновна

















г. Урай

2011


Интеллектуальная игра “Дебаты”

по теме «Нормы литературного языка обязательны для всех»



Цели:


Социализирующая — формировать умение вести полемику, отстаивать свои интересы, применять свои знания, способность работать в команде.


Воспитательная — формировать культуру спора, терпимости, признания множественности подходов к решению проблемы.


Развивающая — развивать логику, критическое мышление, навыки устной речи и публичного выступления.


Наглядность:


Нет ничего более глупого в споре, чем спорить без аргументов. Когда у говорящего нет аргументов, появляются просто мнения.

Д С. Лихачев.


В борьбе идей позволительна резкость суждений, но вполне недозволительна грубость выражения.

Г. В. Плеханов.


Участники игры: учащиеся двух 7-х классов.


Судьи: учащиеся 11 класса, учителя.


Тему дебатов учащиеся узнают за несколько дней до игры. Формируются команды, однако никто из игроков не знает, какую точку зрения он будет отстаивать.



Ход игры


1. Вступительное слово ведущего.


Доброе утро, ребята, друзья русской речи!

На предыдущих уроках риторики мы познакомились с видами аргументов и приемами

аргументации. Сегодня – практическое занятие, которое проведем в форме интеллектуальной игры «Дебаты».

Тема нашего разговора — « Нормы литературного языка обязательны для всех».


Образцом и самым ярким примером человека, владеющего высокой культурой речи, является академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Именно ему принадлежат следующие слова: «Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности…»



С первого класса мы изучаем русский язык, знаем, что правильность речи является основным коммуникативным качеством, исходной точкой всех остальных свойств речи образованного человека. С другой стороны, в повседневной жизни мы видим, что люди нарушают норму, не применяют на практике то, чему их учат в школе, говорят, как придется, не стараются высказать свои мысли правильно.

Может быть, современному человеку нормы литературного языка не нужны? Сказал же когда-то чешский писатель Ярослав Гашек: “Каждый говорит, как умеет”. Так ли уж необходимо говорить правильно, т. е. соблюдать нормы литературного языка?

Свежие документы:  План-конспект урока истории в 7 классе по теме: «Социальные движения первой четверти XVIII века»


Но прежде чем мы перейдем к обсуждению, прошу ответить на вопросы анкеты:

  • Нужно ли говорить правильно?

да, нет (нужное подчеркнуть).

  • Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?

да, нет, не всегда (нужное подчеркнуть).

Мы вернемся к результатам опроса в конце дебатов.


2. Жеребьевка.

(Представители команд путем жребия определяют роли: «Утверждающая», «Отрицающая»).


Поскольку это игра — то вам придется защищать точку зрения, может быть, не совпадающую с вашим личным мнением.


3. Объявление регламента и правил игры.

  • Учащиеся каждого класса обсуждают проблему в течение 5 минут и выбирают представителей в команду. Каждая команда состоит из трех человек — спикеров.

  • Первым выступает представитель утверждающей команды. Это лицо команды. Он поясняет ключевые термины, представляет основные аргументы (3 минуты).

  • Представитель отрицающей команды высказывает свои аргументы. (3 минуты).

  • Судьи оценивают оба выступления.

  • Вторые участники команд после консультации со зрителями (3 минуты) задают друг другу вопросы по теме, исходя из позиции своей команды, и отвечают на вопросы оппонента. (5-10 минут).

  • Судьи оценивают, как задается вопрос и как дается ответ.

  • Завершают игру выступления третьих участников команды, которые подводят итог обсуждения (3 минуты).

  • Судьи принимают решение и объявляют победителя. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

  • За регламентом следит таймкипер.


Позвольте напомнить вам правила дискуссии:


  • Каждый, кто хочет что-то сказать, получает слово и имеет право высказаться до конца, нельзя никого перебивать.

  • Нельзя что-то утверждать, никак не аргументируя свои утверждения.

  • Нельзя говорить без связи с тем, что говорили до того, не поняв утверждений и аргументов того, с кем ты споришь.


4. Выступления команд.

(Каждая команда для доказательства своей позиции создаёт систему аргументации, т.е. совокупность аспектов, аргументов и умозаключений в защиту своей точки зрения. Ребята в качестве аргументов могут приводить конкретные примеры из жизни, литературы. Могут высказать свое отношение к ведущейся в СМИ дискуссии о реформе русского языка, о сложившейся практике общения в социальных сайтах Интернета.)




5. Рефлексия.


Довольны ли вы дебатами?

Что было удачно?

Что, по вашему мнению, не удалось в обсуждении? Почему?


Надеюсь, что вы сегодня не просто обменялись мнениями по вопросу правильности речи, а выработали общее убеждение, что каждый должен соблюдать нормы литературного языка.




Бланк протокола для судей




Утверждающая команда

Отрицающая команда

  1. ТЕЗИС И АРГУМЕНТЫ

Представитель команды-спикер

Это лицо команды. Он поясняет ключевые термины, представляет основные аргументы

(максимум – 5 баллов)




  1. ВОПРОС

как задается вопрос и как дается ответ


(максимум – 5 баллов)






  1. итог обсуждения


(максимум – 5 баллов)





Общий балл























Критерии оценки выступлений команд:


  • Интересные ли примеры подобрали команды?

  • Уверенно ли держался выступающий?

  • Ясна ли вам основная мысль?

  • Было ли выступление убедительным?










Список использованной литературы


Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроке истории. М.: Владос-пресс, 2001.

Кларин Н.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995



Свежие документы:  Знает вся моя семья, Знаю ПДД и я

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: