Использование заданий с экономическим содержанием на уроках математики


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кюсюрская средняя общеобразовательная школа»

Булунского района Республики Саха (Якутия)















«Использование заданий с экономическим содержанием

на уроках математики»















подготовила

учитель математики

Скрыбыкина Елена Петровна





Кюсюр

2010



Скрыбыкина Елена Петровна

учитель математики 2 категории

МОУ «Кюсюрская средняя общеобразовательная школа»

Булунского района Республики Саха(Якутия).

Использование заданий с экономическим содержанием

на уроках математики.



читал Адама Смита

и был глубокий эконом,

то есть умел судить о том,

как государство богатеет

и чем живет и почему

не нужно золота ему,

когда простой продукт имеет.

Отец понять его не мог

и земли отдавал в залог.

А.С. Пушкин о герое романа

« Евгений Онегин».



Математика есть часть общего образования. Математическое образование должно способствовать тому, чтобы каждый человек:

  1. освоил навыки логического и алгоритмического мышления, а также развил воображение и интуицию;

  2. овладел многими конкретными математическими знаниями, необходимыми для ориентации в окружающем мире и для подготовки к будущей профессиональной деятельности;

  3. осознал этические принципы человеческого общежития;

  4. развил в себе эстетическое восприятие мира (постижение красоты интеллектуальных достижений, идей и концепций, познал радость творческого труда).

Важная задача математического просвещения возбудить в человеке интерес к самому себе, как к мыслящей личности. Ведь жить – значит решать задачи.

За последнее время все большее внимание общественности привлекает восстановление отечественной профильной средней школы. Задача профильной школы – дать общее среднее образование с ориентацией на некоторую сферу деятельности, к которой данные группы учащихся имеют большую склонность.

На уроках математики нужно обеспечить органическую связь изучаемого теоретического и задачного материала, формировать у учащихся прочные и осознанные математические навыки необходимые для дальнейшего изучения математики, так и для решения прикладных задач. Важное значение в процессе обучения математике имеет понимание школьниками практической значимости того или иного учебного материала, ближней и дальней перспективы его использования.

Важно воспитывать у учащихся убеждения о том, что математика – это наука полезная, а может быть и необходимая в их будущей работе. Для реализации этих целей учителю математики следует шире использовать на уроках задачи, возникающие в практике и показывающие необходимость математических знаний для людей самых разных профессий. Средствами математики следует обеспечить формирование правильных представлений о математическом моделировании и научить его применение в решении простейших экономических задач.

Большая часть математических моделей экономики основывается на традиционном материале школьного курса математики: функциях, уравнениях, неравенствах, последовательностях, производной, интеграле. Кроме того, можно ввести простейшие задачи линейного программирования, сетевых графиков, транспортные задачи, простейшие игровые ситуации. Рассмотрение этих задач обогащает прикладные аспекты школьного курса и тем самым дает еще стимул к развитию интереса учащихся к математике.

Проводя конкретный экономический расчет, учащиеся приучают себя к бережливости, глубже постигают смысл экономических понятий. К задачам с экономическим содержанием учащиеся проявляют живой интерес. Уже с пятого класса реализуются идеи интеграции знаний по математике и экономике на уроках математики. Пятиклассники с удовольствием заполняют квитанции коммунальных платежей, чертят диаграммы, по которым анализируют простейшие экономические процессы, играют в «банкиров», и в «магазин». При этом они проводят исследовательскую работу, учатся получать данные, представлять их в удобном виде, анализировать информацию, делать выводы.

Учащиеся 5 «Б» класса провели опрос среди своих одноклассников о том, что в каких кружках и секциях хотели бы заниматься. Затем они составили таблицу –карту занятости учащихся своего класса:

Всего учащихся

в классе

Кружки шк.

мастерской

Танцевальный

кружок

Спортивные

секции

Фольклорный

кружок

Не посещают

15

5

7

12

6

3



По мере прохождения тем по данным этой таблицы начертили столбчатую диаграмму:

Также учащиеся по результатам итогов контрольных работ по математике за сентябрь 2006 года и за первое полугодие 2006 года начертили круговые диаграммы, предварительно анализируя данные и проведя процентные расчеты:

После всех выполненных работ учащиеся, имея перед собой эти красивые экономические иллюстрации, созданные на основе имеющихся данных, касающихся их, сравнивают результаты и делают соответствующие выводы.

Также при прохождении тем школьного курса можно решать текстовые задачи с экономическим содержанием с применением местных региональных компонентов по темам курса математики 5-6 классов и курса алгебры 7 класса.

1.(5 класс).Сколько рулонов обоев необходимо купить для оклейки комнаты с размерами 5,4м, 4,6м и 2,5м?

2.(5 класс).В голосовании на выборах главы администрации наслега приняли участие 72% избирателей, причем 212 из них отдали голоса за кандидата Ч. Сколько процентов избирателей проголосовало за этого кандидата? (Заранее надо узнать сколько всего избирателей в наслеге).

3.(7 класс).График спроса на сувениры, которые производят учащиеся в кружке «Умелые руки»:

Задания:

1.Подсчитайте по этому графику выручку при по цене от 50 до 200 рублей за сувенир.

2.Какая цена оказалась самой выгодной?

3.Как изменяются спрос и выручка при уменьшении цены сувенира с 150 до 100 рублей?

4. (8 класс). Радиус основания чума 4м, высота от центра чума до дымового отверстия 6м. Найдите: а) какую площадь занимает чум; б) длину жерди для строительства конического чума.

5. (8 класс). Диаметр основания чума равен 6м. Найдите какой длины жерди потребуется для строительства конического чума, если учесть, что диаметр основания чума равен её высоте и определите угол наклона жерди к основанию чума.

6. (5-8 классы).Дан чум, площадь основания которого 35 кв.м. Для покрытия чума используют брезент прямоугольной формы, 1 рулон которого имеет длину 39м и ширину 1м. Дымовое отверстие имеет размер 0,8 кв.м. Сколько квадратных метров брезента потребуется для покрытия данного чума, если высота от основания до дымового отверстия 5м?

Подобные задачи вырабатывают у учащихся активную жизненную позицию, учат бороться с иждивенчеством, внушают бережное отношение к народному добру. Школьники приобретают задачи на оптимизацию, где необходимо выяснить, как с помощью имеющихся средств достичь наилучшего результата, как получить максимальный эффект с наименьшей затратой средств, материалов, времени, труда и убеждаются в том, что экономия — это результат предварительно продуманных действий. Вырабатывая навыки решения задач, связанных с различными финансовыми операциями, учащиеся на экзамене могут быстро найти ответы заданий части В заданий ЕГЭ и тем самым освобождают себе время и экономят силы для решения трудных заданий группы С ЕГЭ, что способствует набрать высокие баллы.

В заключении отмечу, что выполнение заданий с экономическим содержанием при изучении математической теории позволяет учащимся на конкретных примерах увидеть как применяются математические понятия и факты в жизни и ориентируют учащихся на дальнейшую специализацию в области экономики, способствует реализации многих целей обучения математике, в том числе развитию познавательного интереса, творческих и интеллектуальных способностей учащихся, а также способности актуализации знаний, активизации мыслительной деятельности.









Использованная литература.

1.Журнал «Математика в школе» 2002 год.

2.Газета «Математика» приложение к «Первое сентября» 1999-2008гг.

3.Журнал «Математика для школьников» 2006-2008гг.

4.Математика. Тренировочные задания ЕГЭ. 2002-2008гг.

5.Варианты вступительных экзаменов. Финансово-экономические специальности.

6. Преобразование быта на Крайнем Севере. М.Н.Борисов. Якутск. 1975.









Свежие документы:  КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ТАК БЫСТРЕЕ!»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: