Исследовательская работа «Учительская династия моего села»


Оглавление

1.Введение . 2- 3 стр.

2.Основная часть. 4- 8стр.

2.1.Историческая справка

2.2. Учительская династия Тузуклейской основной школы.

3.Результаты работы. 9 – 10 стр.

4.Заключение. 11 стр.

5.Приложение. 12- 29 стр.

6.Литература. 30 стр.

































1. Введение

У каждого человека есть своя малая Родина. Это то- место, где он родился и вырос, где жили его предки, где живут его дети.

У кого-то город, посёлок, маленькая деревенька, а моя малая родина село Тузуклей Астраханской области, Камызякского района.

Слово «Тузуклей» ( от тюркского «тэз»- соль, «кюль»- поле) в переводе означает « соленое поле». Действительно и сейчас на некоторых участках вокруг села выступает соль.

Село Тузуклей возникло давно. Первое упоминание о Тузуклейском учуге встречается в художественной литературе в первой половине 19 века.

Я живу в селе, где нет, ни музеев, ни театров. Но я горжусь тем, что в нашем селе много знаменитых людей. Это механизаторы, овощеводы, рыбаки, народные умельцы.

Но свою работу я хочу посвятить учительской династии.

Учителя – это люди, для которых профессия становится судьбой и передается из поколения в поколение, как эстафета добра, человечности и искренности.

Быть учителем – значит нести свет знания, дарить душу и сердце детям.

Мои первые исследования были посвящены моей родословной. Составляя ее, я узнал, что в моем роду много учителей. Но я горжусь тем, что в школе, которой я учусь, работает целая династия.

Учительская династия – это особый образ жизни. Залогом творческих успехов таких педагогов становится верность призванию даже в самые трудные времена.

С чего начинаются учительские династии? С любви к профессии, к детям и умения эту любовь передать по наследству.

Актуальность: естественный интерес к собственным корням, к истории своей семьи.

Цель: написать о представителях учительской династии Тузуклейской основной общеобразовательной школы.

Были определены задачи моего исследования:

  • сбор материалов по данной теме (благодарственные письма, грамоты, воспоминания);

  • изучение и анализ собранного материала

Объектом исследования стала история учительской династии Мордовцевых.

Был разработан план моей работы:

  • изучить родословную соей семьи;

  • опросить бабушку, родителей, тетю и записать результаты опроса;

  • проработать все имеющиеся документы из семейного архива.

Гипотеза: Гордиться славой своих предков не только можно, но и нужно; не уважать её есть позорное малодушие.

А. С. Пушкин

























2. Основная часть

2.1.Историческая справка

Из материалов школьного музея «История села Тузуклея», я узнал историю становления своей школы.

1902 год – Церковно-приходская школа.

1918 год – Трехклассная начальная школа.

1926 год – Четырехклассная школа.

1937 8год – Семилетняя школа.

1960 год – Общеобразовательная трудовая школа, с производственным обучением.

1980 год – Построено новое здание проектной мощностью на 624 места.

1999 год – Переименована в МОУ «Тузуклейская средняя общеобразовательная школа».

2003 год – Присоединение филиалов начальной школы в селах Сизова — Грива и Трехизбинка и 2-х детских садов.

2008 год – Переименована в МОУ «Тузуклейская основная общеобразовательная школа».

2008 год – Введен в эксплуатацию детский сад «Бережок»



2.2. Учительская династия Мордовцевых


Есть профессии, которые люди выбирают для себя, а есть профессии, которые выбирают людей. И тогда мы произносим доброе старое словечко «призвание».

В начале своей работы, я отметил, что в своих первых исследованиях, изучая родословную, я заметил, что в моем роду много учителей: со стороны бабушки Мордовцевой Людмилы Моисеевны (Воробьевой- Дубовой) и дедушки Мордовцева Сергея Михайловича.

Начало этой профессии положила моя прапрабабушка Воробьева Фекла Федоровна и прапрадедушка Мордовцев Константин Ермолаевич, учителя церковно-приходской школы. Они стояли у истоков профессии.

Но я остановлюсь в своей работе об учительской династии нашей школы.

Династия началась с моей бабушки Мордовцевой (Воробьевой — Дубовой) Людмилы Моисеевны.

Моя бабушка родилась 10 февраля 1943 года в деревне Баркасное Икрянинского района, Астраханской области, в семье учителей. Будучи пионеркой, была вожатой октябрятской группы. Став комсомолкой, отвечала за пионерскую работу от комитета комсомола, возглавляла учебный сектор. Окончив школу в 1960 году, твердо решила стать учителем. Родители хотели для единственной дочери лучшей доли, поэтому всячески поддерживали стремление своей дочери стать образованным человеком.

После окончания школы бабушка поступает в Астраханский педагогический институт. Но не проходит по конкурсу и приезжает в село Тузуклей Камызякского района, где живет ее родная бабушка Воробьева Ольга Тимофеевна. В сельскую школу тогда была нужна пионервожатая. И бабушку взяли на эту должность.

В 1961 году вновь попытка поступить в институт, и снова неудача. Подает документы в педучилище имени Н. К. Крупской и заканчивает в 1963 году.

Снова возвращается в Тузуклейскую среднюю школу. Была учителем начальных классов, вела уроки пения, домоводства, работала воспитателем в пришкольном интернате.

Мечта о высшем образовании никогда не покидало бабушку. В 1982 году закончила заочно педагогический институт имени С. М. Кирова, став учителем русского языка и литературы.

С 1979 г.- 1989 г. работала заместителем директора по воспитательной работе.

В настоящее время работает учителем русского языка и литературы.

В родной школе бабушка работает уже 50 лет. Наверное, уже надо бы и отдыхать, но не хочет она расставаться со своими учениками, коллегами.

За добросовестный труд награждена Грамотой Министерства Просвещения Российской Федерации, знаком «Отличник народного просвещения РФ», грамотами, благодарственными письмами Отдела районного образования.

В Тузуклее бабушка встретила свою судьбу, Мордовцева Сергея Михайловича. Родился 24 сентября 1935 года в селе Красный Яр, Красноярского района Астраханской области. Рано остался без отца. В семье подрастали младшие братья и сестра. Окончив школу, поступил в Астраханское речное училище. В то время, его мама, моя прабабушка переехала с детьми в село Тузуклей. Очень трудно было ей одной с детьми. Поэтому дедушка, из воспоминаний моей тети (Кавериной — Мордовцевой И. С. ) приезжает в село. Профессию по специальности не находит. Он закончил в 1956 г. Астраханское речное училище, судомеханическое отделение. Но с детства он любил строгать, пилить, что-то мастерить. В то далекое время, в школе не было учителя труда. И дедушку приглашают попробовать себя в роли учителя. Прошел курсы повышения квалификации в 1963 г. при Астраханском областном институте.

Конечно, было сначала трудновато, не было у него и в мыслях, что он будет работать в школе, да еще и не один год.

Из воспоминаний бабушки: не одно поколение ребят учил он пилить, строгать, собирать, работать на станке. Его мастерская была расположена в отдельном домике (тогда была еще старая школа, из небольших деревянных домиков), но это была настоящая учебная мастерская, все столярные инструменты были аккуратно расставлены, всё было чисто. Часто устраивали выставки изделий ребят: это были табуретки, разделочные доски, скалки, скребки. Учитель он был строгий, попробуй, приди без фартука и нарукавников, не допустит к работе. Даже многие девочки с удовольствием этим занимались, тогда ведь не преподавали домоводство, и многим девушкам это пригодилось в жизни. Они благодарили Сергея Михайловича , что он научил их не женскому труду. С утра до вечера кипела в мастерской жизнь. Мальчишки почти не выходили из мастерской, когда шла запись в кружок «Умелые руки» отбоя от желающих не было.

И хотя у него нет наград за педагогическую деятельность, лучшая награда — это его ученики, которые помнят и не забывают его.

Работая вместе, бабушка и дедушка решили пожениться. У них родились трое детей. Это мой папа, дочь, и еще сын.

Старшая из детей, дочь Каверина (Мордовцева) Ирина Сергеевна, моя тетя и в данное время классный руководитель, после окончания школы в 1983 году, не раздумывая, поступила в Астраханский педагогический институт имени С. М. Кирова на факультет педагогика и методика начального обучения. В 1987 году, окончив институт, приезжает в родную школу. Ирина Сергеевна рассказывает: «Сколько я себя в детстве помню, я всё время играла в школу, первыми моими учениками были братья , Михаил и Александр. Я даже журнал завела из тетради и выставляла оценки своим братьям».

Первым наставником и помощником была её мама. У нее она научилась многому: как найти подход к ученикам, как заинтересовать их, как навести дисциплину на уроке.

Ирина Сергеевна в 2001 году была участником районного конкурса «Учитель года», где заняла 2 место. За добросовестный труд награждена Грамотой Министерства образования РФ, грамотами районного отдела образования, благодарственными письмами.

Как быстро летят годы. Кажется, только недавно начинала работать, а вот уже 25 год в родной школе.

Я учусь у Ирины Сергеевны. Педагог она очень строгий. Ирина Сергеевна добивается, чтобы все ученики работали и думали. Многим она привила любовь к своей профессии. Ее выпускники учатся в педагогическом колледже, в Астраханском государственном университете.

Ученики Ирины Сергеевны участвуют в конкурсах, олимпиадах, занимают призовые места.

Дело мамы и папы продолжил и младший сын, мой папа, Мордовцев Александр Сергеевич.

Родился 30 сентября 1973 года.

В 1980 году пошел в 1 класс Тузуклейской средней школы. Учился у своей мамы. Поэтому, наверное, тоже передалась любовь к детям, к профессии учителя.

Окончил школу с серебряной медалью в 1990 году.

В выборе профессии не сомневался.

С 1991 года по 1996 год обучался в Астраханском педагогическом институте им. С. М. Кирова по специальности учитель истории и географии.

Параллельно, с 1994 года работал учителем физкультуры в своей родной школе.

После окончания института был назначен учителем истории и обществознания.

С 2001 года по 2006 год работал директором Тузуклейской средней школы.

Затем был перерыв в учительской деятельности, но в школу всегда тянуло.

У папы «золотые руки», это тоже передалось по наследству. В своей работе я рассказывал о своем дедушке, который был учителем труда.

В этом году в школу нужен был учитель технологии, и папу приглашают на работу.

Является победителем районного конкурса «Учитель года 2000».

За добросовестный труд неоднократно отмечался грамотами отдела образования, «Почетной грамотой Астраханского областного Представительного собрания».

Работая в школе, он связал судьбу с моей мамой, Мордовцевой (Кузнецовой) Людмилой Анатольевной.

Мордовцева (Кузнецова) Людмила Анатольевна родилась 24 февраля 1970 года.

В 1987 году закончила Тузуклейскую среднюю школу с серебряной медалью. Любимыми предметами со слов мамы, были математика и физика, поэтому поступила на физико-математический факультет в Астраханский педагогический институт им. С. М. Кирова. Закончила в 1992 году.

Приехала в родную школу и стала работать учителем физики.

Является победителем районного конкурса «Учитель года 2001», лауреатом областного конкурса «Учитель года 2001». Награждена Почетной грамотой Главы администрации области в 2001 г.

В 2010 г. награждена Почетной грамотой Главы администрации МО «Камызякский район» как победитель муниципального конкурса «Лучший школьный учитель»

1 июня 2010 г. назначена распоряжением Главы администрации МО «Камызякский район» директором МОУ «Тузуклейская ООШ».

























3. Результаты работы

В результате этой исследовательской работы я составил генеалогическое древо учительской династии. В нем я выделил представителей учительской династии Тузуклейской основной школы (лиловый цвет).

Нечай И.А., , (внучка прабаб.), уч. англ. яз.



Буланова О .Г., внучка двоюрод. дед., уч фран. яз.







Буланова Л.К., дочь двоюрод. дед., учитель физики

Михалева Л.В., , (внучка прабаб.) учитель нач. кл.



Каверина(Мордовцева) И.С., тетя, уч. нач. кл.





Мордовцева М.Д., жена двоюрод. дед, уч. нач. кл.

Мордовцев А.С., папа, уч. технологии





Мордовцева Л.А., мама, уч. физики





Мордовцева Л.М., бабушка, уч. рус.яз. и лит., « Отличник нар. просвещения» просвещения



Мордовцев К.М., двоюрод. дед., учитель истории











Мордовцев С.М., дедушка, учитель труда



Воробьева А.В., прабаб., уч. нач. кл., «Отличник нар. прос.». Ким М.М., прад., уч. истории, Заслуж. учитель РСФСР











Мордовцев К.Е., прапрадедушка, уч. церк.-приходской школы

Воробьева Ф.Ф., прапрабабушка, уч. церк.- приходской школы



Так же, итогом работы можно считать составление сводной таблицы «Педагогический стаж династии Мордовцевых»

Ф.И. О.

Место работы

Профессия

Стаж

Мордовцева (Дубова) Людмила Моисеевна

МОУ «Тузуклейская ООШ»

учитель русского языка и литературы

50 лет

Мордовцев Сергей Михайлович

«Тузуклейская СОШ»

учитель труда

10 лет

Каверина (Мордовцева) Ирина Сергеевна

МОУ «Тузуклейская ООШ»

учитель начальных классов

24 года

Мордовцев Александр Сергеевич

МОУ «Тузуклейская ООШ»

учитель истории

14 лет

Мордовцева (Кузнецова) Людмила Анатольевна

МОУ «Тузуклейская ООШ»

учитель физики и математики

19 лет

Итого



117 лет


Помимо генеалогического древа, сводной таблицы результатом моей работы является ещё и презентация PowerPoint «Учительская династия»













4. Заключение

Работая над данным проектом, я понял, что учитель – это не только специальность, работа, призвание. Бывает так, что профессия учитель – это нить, связывающая целые поколения одной семьи. Из поколения в поколение члены этой семьи как эстафету передают гордое знамя учительской профессии. Они преподают разные предметы, но их объединяет профессионализм, стремление к творчеству, строгая требовательность к себе и желание отдавать сердце детям.

Свою работу я посвящаю своим бабушке, дедушке, которого к сожалению нет в живых, папе, маме- всем педагогам нашей семьи.

Подводя итоги работы, я делаю выводы:

  • представители династии Мордовцевых – люди достойные уважения: 5 педагогов, 5 жизненных дорог. Ведь это целая история моего села, которая насчитывает общего педагогического стажа117 лет!

  • профессия учитель была и остается уважаемой и востребованной на протяжении всей истории человечества.

Я горжусь, что учусь в Тузуклейской школе, и рядом со мной работают такие учителя.

Я думаю, что учительская династия не закончится. Возможно, когда я вырасту, тоже стану учителем.











5. Приложение

G:2011_12_09IMG_0009.jpg

Вот такой бабушка пришла работать в Тузуклейскую среднюю школу, 1963 г.G:2011_12_09IMG_0008.jpg1980 г.

Кроме уроков, бабушка вела «Драматический кружок»G:2011_12_09IMG_0008.jpg2008 г.G:2011_12_09IMG_0008.jpg







С любимыми учениками, 2010 г.











G:2011_12_09IMG_0012.jpg





G:2011_12_09IMG_0004.jpg



G:2011_12_09IMG_0010.jpg

Мой дедушка, Мордовцев Сергей Михайлович, учитель труда, 1992 г.

G:2011-12-09, Изображение2011-09-09, Изображениекаверина 12011_12_09IMG_0013.jpgСреди коллег, 1963 г.

Мордовцев С. М. (верх. ряд, 2 слева), Мордовцева Л. М. (ниж. ряд,6 слева)

G:2011_12_09IMG_0011.jpg1964 г.G:2011-12-09, Изображение2011-09-09, Изображениекаверина 12011_12_09IMG_0013.jpg На уроке труда, 1965 г.

















G:2011-12-09, Изображение2011-09-09, Изображениекаверина 12011_12_09IMG_0014.jpg













C:UsersАдминистраторDesktopна память о начальной школефото11.jpg

Каверина (Мордовцева) Ирина Сергеевна,

учитель начальных классов, моя тетя

C:UsersАдминистраторDesktopна память о начальной школефото86.JPG

В день Учителя, 2011 г.





G:2011_12_09IMG_0003.jpg





G:2011_12_09IMG_0001.jpg



Мордовцев А. С., мой папа, на областном конкурсе «Учитель года — 2000»G:2011-12-09, Изображение2011_12_10IMG_0009.jpg
G:2011-12-09, Изображение2011_12_10IMG_0009.jpg













Первый выпуск, 1999 г.

G:2011-12-09, ИзображениеDSCN1172.JPG

Урок труда, 2011 г.









G:2011-12-09, Изображение2011_12_10IMG_0009.jpg

Каверина (Мордовцева) И. С. (4 слева), Мордовцева (Кузнецова) Л. А.

(1 справа)





G:2011-12-09, Изображение2011_12_10IMG_0008.jpg















G:2011-12-09, Изображение2011_12_10IMG_0005.jpg



G:2011-12-09, Изображение2011_12_10IMG_0006.jpg



C:UsersАдминистраторDesktopфотографииновый год3DSCN0313.JPG

















Мордовцева (Кузнецова) Л. А., моя мама

2010 г.





C:UsersАдминистраторDesktopфотографиивечер встречиDSCN0345.JPG

Среди коллег, 2010 г.





G:2011-12-09, Изображение2011_12_10IMG_0004.jpg









G:2011-12-09, Изображение2011_12_10IMG_0003.jpg









6. Список источников и литературы

Источники:

1.Воспоминания Мордовцевой Л.М.

2.Архив семьи Мордовцевых

а) Награды

б) Грамоты

в) Фотографии

Информаторы:

Мордовцева (Воробьева-Дубова) Людмила Моисеевна

Каверина (Мордовцева) Ирина Сергеевна

Мордовцев Александр Сергеевич

Мордовцева (Кузнецова) Людмила Анатольевна

Материалы из школьного музея «История села Тузуклея», руководитель Кожахметова Ш. Ш., учитель общественных дисциплин



Список литературы:

1.Варанкина Л. И. Моя родословная. – Курганск, 2001

2.Кочевых С. В. Методическое пособие по проведению

генеалогических разысканий. С. – Петербург. 2006 г.



32


Свежие документы:  Урок на тему «Методика проведения спаренных уроков»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: