Исследовательская работа в начальной школе


Исследовательская работа в начальной школе

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

— обучение проведению учебных исследований младших школьников
— развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам — ознакомление с научной картиной мира
— вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

  1. Выбор темы.

  2. Постановка цели и задач.

  3. Гипотеза исследования.

  4. Организация исследования.

  5. Подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное– увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Совместная творческая работа даёт им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы — это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Как выбрать тему? Ответить самому себе на вопросы:

  • Что мне интересно больше всего?

  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?

  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  • По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

  • О чём хотелось бы узнать как можно больше?

  • Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может выбрать тему исследования.



. Тема может быть:

  • фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

  • экспериментальной;

  • изобретательской;

  • теоретической.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей. Найденный материал просматривается с классным руководителем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, готовим презентацию, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на школьную научно-практическую конференцию.

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

Вот, например, по какому плану можно работать над проектом «Эти необычные лекарственные растения»

1.Выбрать растение для исследования, просмотреть литературу об этом растении, спросить у других людей, использовать Интернет, пронаблюдать.

2.Сделать рисунок или фотографию.

3.Провести обследование своего двора, огорода, придорожного участка и составить перечень обнаруженных лекарственных растений (использовать определитель, собственные знания, помощь родителей). Принести пробу почвы с этого участка.

4. Провести опрос родителей и принести семейный рецепт использования полезных свойств лекарственных растений.

5. “Экологическая листовка”. Написать письмо от имени лекарственного растения людям с просьбой о помощи и советами.

Собранный материал оформить в работу, подготовиться к выступлению.

Можно взять проекты:

“Знакомьтесь, это — Я”,

“Сам о себе”,

“Я о себе”

История первобытного мальчика

Деревья школьного двора

Животные-великаны

Повадки моей кошки Муськи

Где это видано…. По рассказам В.Драгунского

История развития оригами

Сказки в жизни моей семьи

Гимн капусте поём

Наш друг – морковь

На крыльях сказки (книжка-самоделка)

Семейная династия

Мой дед (прадед) – участник войны

Свежие документы:  Консультация для родителей «По дороге домой»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: