Исследовательский подход к изучению отношения учащихся к предметам


Коммунальное государственное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Восточно-Казахстанской области, г. Семей






Статья


Исследовательский подход

к изучению отношения учащихся

к предметам.



подготовила

педагог-психолог Фадеева Татьяна Владимировна

учитель русского языка и литературы

Хусаинова Лариса Зинатуллаевна

















Г. Семей
2015 г.


В данной статье мы хотим поделиться с вами своим опытом работы с методикой «Методика анализа отношения школьников к учению» Любови Балабкиной, педагога-психолога, г. Тольятти.

Перед нами встала проблема, как определить отношение учащихся к школе и рейтинг предметов в короткое время, и чтобы информация была многофункциональной. В одном из журналов «Школьный психолог» № 23 июнь 2000 нам очень понравилась анкета «Мое отношение к учению» (1).

Она позволила нам определить следующие интересующие нас параметры:

  1. Тип отношения к учению и к предметам.

  2. Отношение учащихся к преподавателю.

  3. Рейтинг предметов.

Тип отношения определяется по среднему баллу:

    1. Активно-положительный – 16-14 баллов.

    2. Положительный – 13-10 баллов.

    3. Безразличный – 9-8 баллов.

    4. Отрицательный – 7-5 баллов.

    5. Крайне-отрицательный – 4-0 баллов.

Анкета состоит из 8 вопросов и трех вариантов ответа (2 – это про меня, 1 – не уверен, 0 – это не про меня).

Ученик должен на бланке заполнить все ячейки, таким образом оценить каждый предмет (приложение № 1).

После заполнения бланка ученик подсчитывает общий балл по каждому предмету и затем в графе отмечает тип отношения к предмету.

Педагогом-психологом или учителем предметником заполняется сводная таблица (приложение № 2) и проводится количественный анализ результатов анкетирования учащихся, выявляется тип отношения к учению класса в целом, а также отношение учащихся к преподавателю.

Данную методику мы используем в среднем и старшем звене уже несколько лет. Она очень удобная и простая в обработке. Ее могут использовать в своей работе педагоги-психологи и учителя-предметники (например, в период аттестации), классные руководители при знакомстве с новым классом. Также эта методика помогает разрешить некоторые конфликтные ситуации «учитель-ученик», узнать о читательском интересе по предметам, в профориентационной работе с учащимися и многое другое.

Приведем один из возможных примеров использования данной методики.

В КГУ «СОШ № 10» было проведено микро-исследование с учащимися 8 класса. Учащиеся оценивали все предметы, но интересующий акцент сделан на русском языке и литературе.

Цель исследования: изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам.

Задачи:


  1. Выявить отношение учащихся к учению, предметам, преподавателю.

  2. Определить рейтинг предметов, предметы повышенного и пониженного интереса учащихся.

  3. Научить учащихся обрабатывать результаты анкеты.


Этапы работы с методикой:

        1. Анкетирование учащихся – заполнение таблицы с вопросами.

        2. Обработка анкеты и получение результатов.

        3. Обсуждение результатов с классом.

        4. Обработка и анализ результатов по классу.

        5. Обсуждение результатов с классом и индивидуально.

        6. Выявление «группы риска».

        7. Групповые и индивидуальные консультации с учащимися и педагогами.

Методы исследования.


Анкетирование.

Наблюдение.

  • Беседа.

Для данного исследования использовалась методика «Мое отношение к учению».

В исследовании участвовали 23 школьника.

После заполнения индивидуальной и сводной таблицы проведен количественный анализ результатов анкетирования учащихся и выявлен тип отношения к учению каждого ученика и класса в целом, а также отношение учащихся к преподавателю.

Проведенный качественный анализ результатов анкетирования учащихся выявил, что у большинства учащихся отношение к русскому языкуположительное – 20 (87%) учащихся. И к литературе положительное – 23 (100%) учащихся.

Результаты анкеты представлены таблицей и диаграммой.


Предмет

Кол-во

А

П

Б

О

К

к

%

к

%

к

%

к

%

к

%

Русский язык

23

7

30

13

57

3

13

Литература

23

10

43

13

57



Из таблицы и диаграммы видно что:

1. Активно-положительно:

русский язык – 7 (30%)

литература – 10 (43%)

2. Положительно:

русский язык – 13 (57%)

литература – 13 (57%)

По результатам исследования выявлены учащиеся «группы риска» — 3 (13%).

3. Безразлично:

русский язык – 3 (13%)

литература – 0 (0%)

4. Отрицательного – не выявлено.

5. Крайне-отрицательного отношения – не выявлено.

Сравнительный анализ результатов выявил рейтинг изучаемых предметов в данном классе и конкретно русского языка и литература.

Результаты представлены в таблице.


Классы

Предметы.

Русский язык

Литература.

Казахский язык

Казахская лит-ра

Алгебра

Геометрия

Физика

Химия

Биология

География

История

История Казахстана

Иностранный язык

Физкультура

Труды

Информатика

Самопознание


20

23

19

19

16

18

18

23

24

23

21

24

19

23

20

24

20

Место

4

2

5

5

7

6

6

2

1

2

3

1

5

2

4

1

4


Из таблицы и диаграммы видно, что по активно-положительному и положительному выбору на первом месте Биология, История Казахстана, Информатика. На последнем месте – алгебра.

Также из таблицы видно, что русский язык на 4 месте, литература на 2 месте среди других предметов.

На вопрос «Доволен отношением учителя к себе?» большинство учащихся дали утвердительный ответ — «да довольны» — 23 (100%).

По результатам данного исследования можно сделать вывод, что большинство учащихся положительно относятся к русскому языку20 (87%) учащихся, к литературе – 23 (100%) учащихся.

Также положительно относятся и к преподавателю русского языка и литературы.


И в заключение хотим отметить, что информация, полученная с помощью данной методики поможет учителю-предметнику лучше подойти к решению различных проблем связанных с изучением его предмета. Б. Блюм, известный ученый, занимающийся проблемами оценки качества знаний, считает, что 25% успеха ученика определяются его интересом к предмету, пониманием личностного значения того, что он получит при изучении материала. Ученик проходит путь от любопытства к удивлению, к активной любознательности, а от него к прочному знанию и поиску.

Из всего сказанного можно сделать вывод: интерес к предмету лежит в основе потребностей, мотивов, отношения к учителю, а значит и деятельности учащихся (3).





Литература:


  1. Журнал «Школьный психолог» № 23 июнь 2000; методика анализа отношения школьников к учению; Любовь Балабкина, педагог-психолог, г. Тольятти.

  2. Балабкина Л. | Методика анализа отношения школьников к …

psy.1september.ru/article.php?ID=200002306

  1. Проект Валиева М. М. .doc

www.teacherjournal.ru/…/036_Проект%20Валиева%20М.%20М.%20.doc


Фадеева Т. В., педагог-психолог

Хусаинова Л. З., учитель русского языка и литературы

Приложение № 1.


Анкета «Мое отношение к учению».


Предмет.

Я знаю предмет.

Люблю им заниматься

С удовольствием иду на урок.

Никогда не пропускаю урок без уважительной причины.

Доволен отношением учителя ко мне.

Всегда понимаю объяснение нового материала

Домашнее задание выполняю всегда сам.

Много читаю по предмету (посещаю факультатив, кружок, секцию)

Общий балл.

Тип отношения

Русский язык.











Литература











Казахский язык











Казахская литература











Алгебра











Геометрия











Физика











Химия











Биология











География











История











История Казахстана











Иностранный язык











Физкультура











Технология











Информатика











Самопознание











2-это про меня









А


1-не уверен









П


0-это не про меня









Б











О











К















Приложение № 2.


Результаты анкеты «Мое отношение к учению».

Класс: … «…» Учитель: ______________ 20……-20…… уч.г.


Ф. И.

учащегося

Русский язык

Литература.

Казахский язык

Казахская лит-ра

Алгебра

Геометрия

Физика

Химия

Биология

География

История

История Казахстана

Иностранный язык

Физкультура

Технология

Информатика

Самопознание

Активно-положительный

Положительный

Безразличный

Отрицательный

Крайне отрицательный

Общий балл

Тип отношения








































































































































































































































































































































































































































































































































































А


























П


























Б


























О


























К














































































Рейтинг

предметов




















































Свежие документы:  Перечень тем национально-регионального компонента по чтению и развитию речи 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: