Коммунальное государственное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Восточно-Казахстанской области, г. Семей
Статья
Исследовательский подход
к изучению отношения учащихся
к предметам.
подготовила
педагог-психолог Фадеева Татьяна Владимировна
учитель русского языка и литературы
Хусаинова Лариса Зинатуллаевна
Г. Семей
2015 г.
В данной статье мы хотим поделиться с вами своим опытом работы с методикой «Методика анализа отношения школьников к учению» Любови Балабкиной, педагога-психолога, г. Тольятти.
Перед нами встала проблема, как определить отношение учащихся к школе и рейтинг предметов в короткое время, и чтобы информация была многофункциональной. В одном из журналов «Школьный психолог» № 23 июнь 2000 нам очень понравилась анкета «Мое отношение к учению» (1).
Она позволила нам определить следующие интересующие нас параметры:
Тип отношения к учению и к предметам.
Отношение учащихся к преподавателю.
Рейтинг предметов.
Тип отношения определяется по среднему баллу:
Активно-положительный – 16-14 баллов.
Положительный – 13-10 баллов.
Безразличный – 9-8 баллов.
Отрицательный – 7-5 баллов.
Крайне-отрицательный – 4-0 баллов.
Анкета состоит из 8 вопросов и трех вариантов ответа (2 – это про меня, 1 – не уверен, 0 – это не про меня).
Ученик должен на бланке заполнить все ячейки, таким образом оценить каждый предмет (приложение № 1).
После заполнения бланка ученик подсчитывает общий балл по каждому предмету и затем в графе отмечает тип отношения к предмету.
Педагогом-психологом или учителем предметником заполняется сводная таблица (приложение № 2) и проводится количественный анализ результатов анкетирования учащихся, выявляется тип отношения к учению класса в целом, а также отношение учащихся к преподавателю.
Данную методику мы используем в среднем и старшем звене уже несколько лет. Она очень удобная и простая в обработке. Ее могут использовать в своей работе педагоги-психологи и учителя-предметники (например, в период аттестации), классные руководители при знакомстве с новым классом. Также эта методика помогает разрешить некоторые конфликтные ситуации «учитель-ученик», узнать о читательском интересе по предметам, в профориентационной работе с учащимися и многое другое.
Приведем один из возможных примеров использования данной методики.
В КГУ «СОШ № 10» было проведено микро-исследование с учащимися 8 класса. Учащиеся оценивали все предметы, но интересующий акцент сделан на русском языке и литературе.
Цель исследования: изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам.
Задачи:
Выявить отношение учащихся к учению, предметам, преподавателю.
Определить рейтинг предметов, предметы повышенного и пониженного интереса учащихся.
Научить учащихся обрабатывать результаты анкеты.
Этапы работы с методикой:
Анкетирование учащихся – заполнение таблицы с вопросами.
Обработка анкеты и получение результатов.
Обсуждение результатов с классом.
Обработка и анализ результатов по классу.
Обсуждение результатов с классом и индивидуально.
Выявление «группы риска».
Групповые и индивидуальные консультации с учащимися и педагогами.
Методы исследования.
Анкетирование.
Наблюдение.
Беседа.
Для данного исследования использовалась методика «Мое отношение к учению».
В исследовании участвовали 23 школьника.
После заполнения индивидуальной и сводной таблицы проведен количественный анализ результатов анкетирования учащихся и выявлен тип отношения к учению каждого ученика и класса в целом, а также отношение учащихся к преподавателю.
Проведенный качественный анализ результатов анкетирования учащихся выявил, что у большинства учащихся отношение к русскому языку — положительное – 20 (87%) учащихся. И к литературе — положительное – 23 (100%) учащихся.
Результаты анкеты представлены таблицей и диаграммой.
Кол-во | А | П | Б | О | К | ||||||
к | % | к | % | к | % | к | % | к | % | ||
Русский язык | 23 | 7 | 30 | 13 | 57 | 3 | 13 |
|
| ||
Литература | 23 | 10 | 43 | 13 | 57 |
|
|
|
|
Из таблицы и диаграммы видно что:
1. Активно-положительно:
русский язык – 7 (30%)
литература – 10 (43%)
2. Положительно:
русский язык – 13 (57%)
литература – 13 (57%)
По результатам исследования выявлены учащиеся «группы риска» — 3 (13%).
3. Безразлично:
русский язык – 3 (13%)
литература – 0 (0%)
4. Отрицательного – не выявлено.
5. Крайне-отрицательного отношения – не выявлено.
Сравнительный анализ результатов выявил рейтинг изучаемых предметов в данном классе и конкретно русского языка и литература.
Результаты представлены в таблице.
Предметы. | |||||||||||||||||
Русский язык | Литература. | Казахский язык | Казахская лит-ра | Алгебра | Геометрия | Физика | Химия | Биология | География | История | История Казахстана | Иностранный язык | Физкультура | Труды | Информатика | Самопознание | |
| 20 | 23 | 19 | 19 | 16 | 18 | 18 | 23 | 24 | 23 | 21 | 24 | 19 | 23 | 20 | 24 | 20 |
Место | 4 | 2 | 5 | 5 | 7 | 6 | 6 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 5 | 2 | 4 | 1 | 4 |
Из таблицы и диаграммы видно, что по активно-положительному и положительному выбору на первом месте Биология, История Казахстана, Информатика. На последнем месте – алгебра.
Также из таблицы видно, что русский язык на 4 месте, литература на 2 месте среди других предметов.
На вопрос «Доволен отношением учителя к себе?» большинство учащихся дали утвердительный ответ — «да довольны» — 23 (100%).
По результатам данного исследования можно сделать вывод, что большинство учащихся положительно относятся к русскому языку — 20 (87%) учащихся, к литературе – 23 (100%) учащихся.
Также положительно относятся и к преподавателю русского языка и литературы.
И в заключение хотим отметить, что информация, полученная с помощью данной методики поможет учителю-предметнику лучше подойти к решению различных проблем связанных с изучением его предмета. Б. Блюм, известный ученый, занимающийся проблемами оценки качества знаний, считает, что 25% успеха ученика определяются его интересом к предмету, пониманием личностного значения того, что он получит при изучении материала. Ученик проходит путь от любопытства к удивлению, к активной любознательности, а от него к прочному знанию и поиску.
Из всего сказанного можно сделать вывод: интерес к предмету лежит в основе потребностей, мотивов, отношения к учителю, а значит и деятельности учащихся (3).
Литература:
Журнал «Школьный психолог» № 23 июнь 2000; методика анализа отношения школьников к учению; Любовь Балабкина, педагог-психолог, г. Тольятти.
Балабкина Л. | Методика анализа отношения школьников к …
psy.1september.ru/article.php?ID=200002306
Проект Валиева М. М. .doc
www.teacherjournal.ru/…/036_Проект%20Валиева%20М.%20М.%20.doc
Фадеева Т. В., педагог-психолог
Хусаинова Л. З., учитель русского языка и литературы
Приложение № 1.
Я знаю предмет. | Люблю им заниматься | С удовольствием иду на урок. | Никогда не пропускаю урок без уважительной причины. | Доволен отношением учителя ко мне. | Всегда понимаю объяснение нового материала | Домашнее задание выполняю всегда сам. | Много читаю по предмету (посещаю факультатив, кружок, секцию) | Общий балл. | Тип отношения | ||
Русский язык. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Литература |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Казахский язык |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Казахская литература |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Алгебра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Геометрия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Физика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Химия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Биология |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
География |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
История |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
История Казахстана |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Иностранный язык |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Физкультура |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Технология |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Информатика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Самопознание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2-это про меня |
|
|
|
|
|
|
|
| А |
| |
1-не уверен |
|
|
|
|
|
|
|
| П |
| |
0-это не про меня |
|
|
|
|
|
|
|
| Б |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| О |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| К |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 2.
Результаты анкеты «Мое отношение к учению».
Класс: … «…» Учитель: ______________ 20……-20…… уч.г.
Ф. И.учащегося | Русский язык | Литература. | Казахский язык | Казахская лит-ра | Алгебра | Геометрия | Физика | Химия | Биология | География | История | История Казахстана | Иностранный язык | Физкультура | Технология | Информатика | Самопознание | Активно-положительный | Положительный | Безразличный | Отрицательный | Крайне отрицательный | Общий балл | Тип отношения | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
| А | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
| П | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
| Б | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
| О | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
| К | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
|
|
|
| |
|
| Рейтинг предметов | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
|
|
|
|
|
|