Классный час «ДОМ ЗДОРОВЬЯ»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Строитель Белгородской области

















Внеклассное мероприятие

«ДОМ ЗДОРОВЬЯ»





Власова Татьяна Александровна
















Строитель, 2011

Цель мероприятия: формирование ценностного отношения школьников к своему здоровью.

Задачи:

1) актуализировать понятие «здоровья»;

2) сформировать позитивное отношение к своему здоровью;

3) моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью;

4) создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы;

5) создать условия для развития навыков использования Интернет — ресурсов.

Используемая методическая литература: 

  1. Иванова Л. Забота об окружающей среде – забота о здоровье /Л.Иванова// Воспитание школьников. – 2003. — №10. – С.47-51.

  2. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников/М.И.Шилова//Классный руководитель. – 2000. №6. – С.33-40.

  3. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с.

Используемое оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор

Используемые ЦОР: 

https://yandex.ru/   Фото, картинки.

https://rodn-I-k.narod.ru/ — сайт «Сам себе помоги».

Ход мероприятия:

1.     Организационный момент

2.     Вступительное слово учителя

 Существует несколько трактовок понимания здоровья:

— здоровье – это отсутствие заболеваний;

— здоровье — умение человека осознавать свои потребности и удовлетворять их.

А какой смысл в понятие «здоровье» вкладываете вы?

( Ответы учащихся)

Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания. Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что «… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов».  Итак, мы начинаем наш диалог.

Представим себе красивый и добротный дом. Все в нем ладно, и построен он на века. Если мыслить образно, то наше здоровье можно представить в виде дома, который сейчас постепенно строит каждый из детей. Каким он будет – кривым, покосившимся или, на зависть окружающим, крепким и долговечным? 

Давайте попробуем построить дом здоровья вместе. Начнем с подготовки места под строительство.


3.     Основное содержание мероприятия.

Этап 1.Стоит ли строить?

Класс разделен на две группы. Одна группа принимает на себя роль противников такого строительства. Они придерживаются мнения: «Не мешай природе, а там уж как повезет». Другая группа считает, что надо прилагать значительные усилия, чтобы продолжать оставаться здоровым.

 Ребята не пришли к единому мнению…

•         Если человек родился болезненным, то тут уж ничего не поделаешь.

 

А как же Суворов: в раннем детстве он был хилым и болезненным, что не помешало ему после работы над собой стать сильным и уважаемым полководцем.                                         

 

•         Из-за плохой экологии многие изначально нездоровы.

 

•         Но ведь и при этом условии одни люди живут гораздо дольше других.

 

•         У меня соседскому мальчику 2 года, а он уже в очках. Когда же он успел растерять зрение?

 

Многие болезни заложены в генах. Кроме того, не все мамы, ждущие ребенка, понимают, что хорошо для него, а что плохо.

 

•         Многие говорят о здоровом питании, но ведь многие люди живут бедно и едят то, что есть.

 

Здоровая пища вовсе не дороже, чем привычная для многих. Просто в ней больше овощей, фруктов, молока. А мясо вредно!

 

•         Все вокруг твердят. Что надо много двигаться, это полезно. Но ведь сколько уроков!

 

У нас в школе много спортсменов. И они – не самые худшие ученики. Можно найти время, если поставить цель.

 

 

Этап 2. Заложим фундамент.

Слово учителя. Итак, мы подготовили место и начинаем закладывать фундамент. Но, прежде чем решить, какой материал будет составлять его, давайте перечислим, что же влияет на здоровье человека?

Ответы учащихся: Наследственность

                                Образ жизни

                                Окружающая среда

                                 Качество медицинских услуг

Что же из перечисленного составляет фундамент здоровья?

Учащиеся сходятся во мнении, что это – наследственность.

Сообщения творческой группы учащихся «Корни» о влиянии наследственности на здоровье человека (темы сообщений ученикам предлагаются заранее)

1 учащийся. Статистика свидетельствует, что долголетие дедушки и бабушки (не менее 85 одного из них и не менее 80 – двух) повышает шансы внуков на срок жизни, превышающий среднестатистический. Скоропостижная смерть одного из этих прародителей в возрасте до 50 лет от сосудистых или онкологических заболеваний говорит о необходимости профилактики этих заболеваний у потомков.

2 учащийся. Полезно поинтересоваться и здоровьем родственников старшего поколения, т.к. предрасположенность ко многим заболеваниям передается по наследству. Например, гипертония, диабет, рак. Другой пример: медики считают алкоголизм болезнью, предупреждая, что склонность к злоупотреблению спиртными может наследоваться. Что это значит? Говоря бытовым языком, человек быстрее втягивается в пьянство и спивается. Это обусловлено особенностями биохимических процессов в его организме. Однако предрасположенность и предопределенность — понятия разные. Реализация генетической программы зависит от целого комплекса условий. В рассматриваемом случае она корректируется соответствующим образом жизни.

 

Этап 3. Продолжим строительство.

— Как вы думаете, что из перечисленного выше станет главным строительным материалом? (Образ жизни)

— Что в вашем понимании есть здоровый образ жизни?

Высказываются версии, в итоге формируется схема.

Сообщения учащихся. Рубрика «Это интересно».

1-ый ученик. Американские медики разработали тест «Доживете ли вы до 70?», который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа жизни человека. Ученые собрали большой фактический материал и сделали выводы относительно влияния некоторых особенностей образа жизни человека на его долголетие. Оказалось, что физический труд, в отличие от умственного, прибавляет несколько лет жизни. Спорт также увеличивает ее продолжительность. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто игнорирует физические нагрузки или обращается к спорту лишь эпизодически.

 2-ой ученик. Длительный сон (свыше 10 часов в сутки) отрицательно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года по сравнению с 7-8-часовым сном, что объясняется снижением двигательной активности, а значит, и ухудшением кровообращения. Доказано, что агрессивные люди вспышками гнева укорачивают свой век, тогда как спокойные – удлиняют его благодаря собственной уравновешенности. Разница в продолжительности жизни этих двух категорий лиц составляет шесть лет. На продолжительность жизни отрицательно влияют курение, употребление наркотиков, алкоголя, положительно влияет образование: среднее удлиняет ее на год, высшее – на два. Образование развивает интеллект и культуру, которые влияют на всю организацию жизни человека.

  Учитель: Правильное питание – первый шаг к здоровью.

Сейчас вам предлагается побывать в роли диетологов. В последние годы эта профессия становится модной и высокооплачиваемой. И как знать, может кто-то из вас выберет эту профессию в будущем и прославится, как знаменитый диетолог.

    На столе у каждой группы имеется конверт, в котором представлены изображения разных продуктов (мясо, рыба, яйца, творог, грибы, мёд, шоколад, сдоба, молоко, сыр, ягоды, яблоки, бананы, апельсины, лимоны и другие).

   Попытайтесь распределить их по следующим принципам, обосновывая свой выбор. Каждая группа должна  распределить  продукты на три части:

·         те,   которые необходимо включать в рацион с осторожностью,

·          те, которые давать ребёнку не рекомендуется

·         те, присутствие которых должно быть обязательным.

1)      Группа делает отбор для ребенка 3-5 лет

2)      Группа — для школьника среднего и старшего звена.

3)      Группа – пожилого человека.

Время выполнение задания: 5-7минут.

Ученики одной из групп после выполнения задания высказывают своё мнение и обосновывают сделанный выбор. Другие группы дополняют ответ.

   Учитель  подводит итог:

Действительно, рацион питания человека в разном возрасте различен.

Детям дошкольного возраста не рекомендуется резко вводить в рацион такие продукты как грибы, мёд, ягоды, фрукты и овощи красной окраски, так как она могут вызвать аллергию у ребёнка. Обязательно в рационе должны присутствовать молочные продукты, нежирные сорта мяса, рыба, овощи и фрукты, натуральные соки. До трёх лет лучше совсем не давать ребёнку шоколад и шоколадные конфеты.

Детям школьного возраста нельзя острое, жирное, газированные лимонады, чипсы, гамбургеры. С осторожностью нужно употреблять какао. В рационе должно быть достаточно овощей и фруктов,  натуральных соков.

У взрослых в зависимости от вида деятельности суточная потребность в калорийности продуктов разная. Она зависит от того, физически или умственно работает человек, имеются ли у него хронические заболевания. При отсутствии аллергии и противопоказаний все продукты в умеренном количестве можно и нужно употреблять.

Пожилым людям для укрепления костей необходим кальций, источником которого являются молочные продукты, рыбу, мясо. Лучше ограничивать приём сладкого. Кушать больше овощей и фруктов,  натуральных соков.

Таким образом, пищевой рацион должен соответствовать энергетической потребности организма в том или ином возрасте, содержать достаточное количество пищевых веществ с определенным — сбалансированным — соотношением между ними.

Учитель: А как вы думаете, имеет ли значение цвет продуктов для сохранения и укрепления нашего здоровья?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель: Цвет продуктов может не только создать хорошее настроение, но и сохранить здоровье.

   Следующий этап нашей с вами работы связан с сайтом «Сам себе помоги» https://rodn-I-k.narod.ru/

Выходим на главную страницу сайта.

     Далее переходим по ссылке «Здоровыми станьте». На этой странице выберите строчку «Цвет продуктов лечит и создает настроение» и найдите информацию о том, как влияет цвет продуктов на состояние организма человека.

     Учитель: Я предлагаю вам обменяться полученной информацией.

Ученики делятся друг с другом новой информацией

 Учитель: А какие продукты полезны для поддержания творческого состояния организма, для укрепления памяти, для концентрации внимания, для повышения работоспособности и хорошего настроения?

Учащиеся продолжают искать информацию на сайте «Помоги себе сам» и делятся ею

Учитель: На мой взгляд, прозвучали интересные и малоизвестные факты.

Этап 4. Мы почти у цели.

А теперь поговорим о влиянии на здоровье окружающей среды.

(Сообщения учащихся об экологии дома.)

 •         Ученые отмечают, что опасными загрязнителями воздуха в помещениях являются древесно-стружечные плиты, из которых обычно делается мебель. Их изготавливают из измельченной древесины и склеивающих составов. В качестве связующего материала широко применяются пено- или аминопласты, которые выделяют формальдегид – вещество, вызывающие аллергию. С течением времени поступление формальдегида в окружающую атмосферу уменьшается, поэтому старая мебель экологичнее. Опасны также продукты неполного и полного сгорания, испарения жидких моющих веществ, клеев, освежителей, сигаретный дым.

 •         Не менее опасно электромагнитное излучение. В помещении электромагнитные волны излучают телевизоры, компьютеры, СВЧ – печи, сотовые телефоны. При покупке предпочтение отдавайте приборам с низкой мощностью и жидкокристаллическими дисплеями. Факторами риска являются и громкие звуки, разрушающие нервную систему, могущие привести к нарушению сна.

Экология дома — это и правильный подбор растений, и дизайн, и отношения, которые складываются между людьми, это и мысли и душевное состояние каждого человека.

 Демонстрация на сайте https://rodn-I-k.narod.ru/ раздела Комнатные растения выберите


-А теперь выйдем за пределы вашего дома. С какими факторами риска может столкнуться здесь человек?

Ответы учащихся:

•         Загрязнение воздуха, водоемов

•         Замусоренность территории

•         Загрязнение почвы

•         Уменьшение площадей зеленых насаждений

•         Стихийные автостоянки

•         Шум

•         Радионуклиды

Краткое сообщение учащегося.

Учащийся. Автомобили стали главными загрязнителями окружающей среды в городах. В выхлопных газах содержатся угарный и углекислый газ, двуокись азота, агрессивные окислители, тяжелые металлы. Воздушное пространство загрязняют ТЭЦ, работающие на угле, который часто содержит много серы и является причиной кислотных дождей. Растворенная в капельках атмосферной влаги серная кислота попадает в дыхательные пути и вызывает различные нарушения в их деятельности. Так, в Лондоне в 1952 году от «черного тумана» (капли кислотного дождя +взвешенная пыль) заболели десятки тысяч человек, 4000 умерли.

 Слово учителя.

Таким образом, крышей нашего «дома» будет окружающая среда, что символизирует защищенность человека в случае разумного отношения к ней. Не в нашей с вами компетенции обсуждать сегодня качество медицинских услуг как компонент здоровья. Сейчас мы ничего не можем изменить, хотя в этой сфере далеко не всё в порядке. В нашем символическом доме хорошее медицинское обслуживание мы обозначим окнами, потому что они открывают человеку возможность увидеть новые подходы к лечению болезней и поддержанию организма в нормальном состоянии на долгие годы.

 

Подведение итогов.

Итак, мы завершили наш диалог, построили наш «дом здоровья». Пусть он будет крепким, надежным и долговечным. Залог того – тот опыт, который вы сегодня получили.

 


Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов, физические свойства. Аллотропия"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: