Классный час «Поговорим о сквернословии» (Ненормативная лексика в молодежной среде)


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кинельский государственный техникум»










Классный час

«Поговорим о сквернословии»

(Ненормативная лексика в молодежной среде)











Разработала:

воспитатель «КГТ»

Мишина Татьяна Николаевна









Кинель, 2015


Классный час «Поговорим о сквернословии»

(Ненормативная лексика в молодежной среде)

Цель мероприятия:

сформировать негативное отношение к ненормативной лексике.

Задачи:

  • познакомить студентов с понятием «ненормативная лексика» и основными требованиями к культуре речи;

  • установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;

  • формировать культуру речевого общения.

О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду.

— Как вы думаете, почему человек употребляет нецензурные слова?

Ответы ребят, дополнение педагога:

По статистике, 17% россиян борются при помощи мата со стрессом и выплёскивают эмоции, 5% используют мат для нахождения взаимопонимания и яркости своей речи. И, наконец, 1% россиян считают, что материться можно «повседневно», «в любых жизненных ситуациях».

Психологи объясняют происхождение мата просто — у людей не хватает слов для выражения эмоций, использование мата свидетельствует о недостаточном словарном запасе человека, его интеллектуальной неразвитости.[ 3]

Что такое сквернословие?

Толковые словари дают следующие определения:

Словарь Ожегова: «Сквернословие — речь, наполненная скверными, непристойными словами».

В словаре живого великорусского языка Владимира Даля сказано: «Скверна -мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина; смрад; вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».[2 ]

Что такое ненормативная лексика?

Брань — это оскорбительные, ругательные слова. Ненормативная (нецензурные выражения) или обсценная лексика (от лат. obscene — непристойный, распутный, безнравственный) —  это грубейшие вульгарные выражения, табуированные слова, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную, обычно неприятную ситуацию, слова, действия. Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является русский мат.

Мат.

Мат (матерщи́на, ма́терный язык) — разновидность ненормативной лексики в русском и других славянских языках. Русский мат, насчитывает 6-7 словооснов.

В настоящее время употребление мата не редкость во всех слоях и половозрастных группах общества. В современной литературе он также широко распространен. Известны и более ранние случаи употребления (в виде «ребусов» с многоточиями) мата в литературе, в частности, в произведениях классических авторов: Пушкина, Маяковского и др. Замысловатая и забористая матерная ругань называется трёхэтажным матом, или, например, частная разновидность: большой и малый шлюпочный загиб.

Сленг и жаргон.

В сегодняшней речи человека мелькают такие слова и словечки, что впору кричать: «караул!». Молодежный сленг, немного классической блатной фени, очень много фени «новорусской», профессионализмы, жаргонизмы – короче говоря, на любой вкус.

Вот несколько правил современного культурного человека, сформулированных на современном языке:
 Не наезжай! 
Не грузи! 
Не гони! 
Не тормози!

Понятно должно быть всем, хотя ни одно из слов не употреблено в своем литературном значении.

СЛЕНГ — слова, которые рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Часто это очень выразительные слова, с переносным значением, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни.

Некоторые исследователи полагают, что термин сленг применяется у нас в двух значениях: как синоним жаргона и как совокупность жаргонных слов, жаргонных значений общеизвестных слов, понятных достаточно широкому кругу. При этом попавшие в сленг жаргонизмы могут получить иное значение, чем в жаргоне-источнике. Например, темнить в тюремно-лагерном жаргоне многозначно: “притворяться непомнящим, симулировать беспамятство”, “хитрить на допросе”, а в молодежном жаргоне — “говорить неясно, увиливать от ответа” (ср. темнило — о человеке, который так себя ведет), а в просторечии — “путать, обманывать”.

Сленг — это стремление к выразительности, к экспрессии: «пиршество метафор и экспрессии». Крыша поехала — выражение, рожденное в одном из жаргонов и попавшее в сленг. Со временем метафоричность этого выражения тускнеет. Сленг освежает ее: крыша теперь и течет, отъезжает, улетает. Слово обрастает ассоциациями, вот уже психиатр — это кровельщик, а психиатрическая практика — кровельные работы.

Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными (14-25 лет), но и социальными, временным и пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи. У каждого поколения, как отмечают ученые, свой язык. Странно было бы слышать от педагога фразу: «Я вчера зависла в гостях и у меня сейчас такой бодун!», а ведь она составлена из слов молодежного сленга.

Как и любой другой язык, сленг эволюционирует. К примеру, отошли в прошлое «телки», «чувихи», «герлы». Теперь молодые люди называют девушек (о которых не очень хорошего мнения) «биксами», «клюшками»; если девушка странная, о ней могут сказать «вата». Хороших и симпатичных — «качество». Молодых людей в свою очередь девушки называют «дядьки», «пацики». Если он хорошо одетый(«прикинутый», «упакованный»), имеет машину («точилу»), о нем говорят «ферзь» или «нешуточный».

Жаргонная лексика (от франц. jargon — наречие) — это социально ограниченная группа слов, находящаяся за пределами литературного языка, принадлежащая какому-либо жаргону. Жаргон-это совокупность особенностей разговорной речи людей, объединённых общностью интересов, занятий, общественного положения и т. д.

Жаргон может возникать в любом коллективе. Существует жаргон школьников, жаргон студентов, молодёжный и армейский жаргоны, жаргоны музыкантов и спортсменов, жаргон торговцев, жаргон уголовников и т. д. Так, к молодёжному жаргону относятся слова: ботаник — отличник, усердный ученик; клёвый, классный — высшая степень положительной оценки; крутой, круто — выше всяких похвал, напрягать — утомлять, докучать и т. п.

Сленг — это общий жаргон.

Иными словами, на сленге могут общаться (или сленг могут использовать) люди разных профессий, разного социального положения, возраста, образования и т.д. Например, некоторые сленгизмы возникли в среде интеллигенции (сюр). Сленг в этом отношении — коррелят литературного языка. Литературный язык мы используем преимущественно в письменной речи в сферах официального общения — сленг служит средством неформального, дружеского общения прежде всего в устной речи. 
Жаргон как вариант национального языка всегда имеет ограничение с точки зрения его носителей. Так, носителей молодёжного жаргона «объединяет» возраст; носителей жаргона программистов — профессия. Когда же отдельные жаргонные словечки становятся общим достоянием (баксы, кайф, комп, кликать, тусовка, тачка, чайник и т.п.), можно говорить о сленге.

Происхождение русской обсценной лексики.

Хочется кому-то или нет, но бранные слова являются неотъемлемой частью нашего языка и жизни. Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз в своей жизни не ввернул крепкое словцо. Ругательства — это палка о двух концах. Ими можно оскорбить и рассмешить, спровоцировать конфликт и, напротив, получить психологическую разрядку. Большинство из ныне употребляемых ругательств произошли от слов, которые изначально имели совершенно невинные значения.

 Версий появления славянского мата достаточно много, какая из них верна? Этого никто толком не знает. Начнем, пожалуй, с наименее вероятной:

  1. Мат на земли русские занесли татаро-монгольские орды (версия маловероятна: из летописей известно, что матерились в России и до ордынского ига).

Действительно ли мат принесли на Русь монголы? В чем именно проявлялось монголо-татарское иго? А в том, что, покорив Русь, монголы провели перепись населения, наложили на него определенную дань и отбыли обратно в свои улусы. При такой постановке «ига» монголы никакого влияния на русскую культуру и русский язык оказать не могли! На это обратил наше внимание еще Лев Гумилев: «Так как монголы нигде не оставляли гарнизонов, то… после ухода монгольского войска жители возвращались домой, и все шло по-старому».

О какой «монголизации» древнерусского языка при этом может идти речь? Пусть кто-нибудь отыщет в русском языке хоть десять монгольских слов, не путая их с тюркскими, ведь последние в изобилии существовали в древнерусском языке задолго до нашествия орд Бату-хана. Вряд ли это удастся!

  1. Русские матерные слова когда-то имели 2 разных значения, впоследствии вытеснив одно из значений или слившись воедино и превратив значение слова в негативное.

Первоначально древнерусский глагол «блядити» значил «ошибаться, заблуждаться, пустословить, лгать». То есть, ежели ты трепал языком наглую ложь (неважно, осознавая это или нет), тебя вполне могли назвать бл…ю, невзирая на пол. Исследователи считают, что истоки слова лежат в праиндоевропейском корне bhla — «дуть».

В это же самое время в славянских языках есть другое, весьма похожее по звучанию, слово «блудити», которое означало «блуждать». Постепенно словом «блуд» стали определять  и беспорядочную «блуждающую» половую жизнь. Появились слова «блудница», «блудолюбие», «блудилище» (дом разврата). Сначала оба слова существовали обособленно, но затем постепенно стали смешиваться. Уже Даниил Заточник в XIII веке писал: «Девиця бо погубляет красу свою …ляднею, а мужество татьбою (т. е. воровством)». Этому способствовала не только схожая фонетика, но и схожесть значений. Гулящая женщина  считалась заблудившейся, сошедшей с истинного пути.  Но уже к XVIII веку это слово употребляется только в значении «распутство», а в 1830-х оно переходит в разряд неприличных, нецензурных. Постепенно, как и многие ругательства, оно приобрело также значение эмоциональной вставки, выражающей глубокую досаду  (в смягченном варианте — всем хорошо известный «блин»).[ 6 ]

  1. Мат был и остается неотъемлемой частью оккультных и языческих обрядов, существующих у разных народностей и в разных языках.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

  • Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.

  • Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.

  • Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

  • Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера — оскорбится водяной.

        Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место — поле. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. С помощью матерной брани земледелец-славянин  отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка.

         Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое — это поле матерной ругани.

Функции употребления ненормативной лексики.

Специалисты называют различные функции употребления обсценной лексики в речи:

  • повышение эмоциональности речи;

  • разрядка психологического напряжения;

  • оскорбление, унижение адресата речи;

  • демонстрация раскованности, независимости говорящего;

  • как средство вербальной агрессии;

  • как междометие;

  • демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;

  • демонстрация принадлежности говорящего к «своим» и т. п.

Исследователи классифицирует русскую бранную лексику по функционально-тематическому принципу, выделяя следующие основные группы:

  • наименования лиц с подчеркнуто отрицательными характеристиками типа:

глупый, непонятливый человек; подлый, низкий человек; ничтожный человек, ничтожество; проститутка, продажная женщина;

  • наименования «неприличных», социально табуированных частей тела — «срамные слова»;

  • наименования процесса совершения полового акта;

  • наименования физиологических функций (отправлений);

  • наименования «результатов» физиологических отправлений.

Указанные группы бранной и обсценной лексики в целом представлены практически во всех языках. Национальное своеобразие русского языка состоит не в самом наборе лексики, а в её частотном распределении. Ядро русской матерщины, как отмечают все исследователи, составляет очень частотная «сексуальная» триада: ………. Число производных от данных словообразовательных основ и  используемых для их замены, поистине неисчислимо, ибо они постоянно генерируются живой речью. Чрезвычайно активно эта же триада используется и во фразеологии.

Исследование. Роль нецензурных выражений в процессе коммуникации молодежи.

Цель исследования — охарактеризовать отношение подростков в возрасте 13-17 лет к нецензурным выражениям. Анкета (Приложение 1.)

Результаты анкетирования просто шокирующие: из 130 опрошенных лишь

18 человек (14%) не употребляют в своей речи нецензурные слова совсем

(13 %) признались, что прибегают к нецензурной лексике довольно часто, используя ее в больших количествах

остальные участники (73%) опроса употребляют маты в умеренной степени

среди девушек 17 % не прибегают к матам вообще

среди юношей всего 9 %.

20% молодежи к нецензурным словам абсолютно терпимы и относят их к разговорному сленгу (чаще всего такие определения давались юношами)

28 % респондентов считают маты всего лишь невежливыми

сознательных школьников, которые относятся к нецензурным выражениям, как к неприличным словам оказалось 52%.

 среди подростков 43% считают ненормативную лексику неприличной,

в юношеском возрасте, уже 66%, оценивая употребление нецензурных выражений как вредную привычку, от которой следует избавляться

Только 37 человек из 128 опрошенных расставаться с употреблением мата не желают, считая, что он не заменим в их коммуникативной среде.

Небольшая группа респондентов (10%) не прочь пустить пару словечек, но в нужное время и в нужном месте.

(55%) начали использовать нецензурные выражения в возрасте 10- 13 лет

на дошкольный возраст приходится 11 %

начинает материться в период начальной школы 8 %.

70 % молодежи прибегает к подобной лексике в приступе гнева. Такое может случиться и на уроке, например, время уже поджимает, а ученик не успел дописать самостоятельную работу. Все мы когда-то ссоримся, а как лучше дать понять человеку свое отношение к нему, как не с помощью мата? Абсолютно все школьники придерживаются девиза матом на мат, поэтому наибольший пик соблазна употребить нецензурное словечко есть конфликтная ситуация.

25% как юношей, так и девушек прибегают к матам просто так, возможно, по привычке или для того, чтобы чувствовать себя более раскрепощенно.

10 % мужского пола и 6% женского используют нецензурщину только в кругу очень близких людей, это может быть всего один или два друга, которых ты не стесняешься и можешь полностью излить душу.

Только 4% участников опроса отметили, что слышат нецензурные выражения от ваших родителей. Если бы это действительно было так, то наше старшее поколение можно считать практически идеальным. Откуда же детям знать такие слова, как не от взрослых. Ведь мат как устное народное творчество передается из поколения в поколение. Не может быть такого, что среди наших мам и пап 96 % не ругающихся, а среди нашего возраста таких 18%.Такой недостоверный ответ можно считать признаком стыда за наших некультурных родителей, а если мы стесняемся этого, значит, все же не относим явление нецензурщины к вполне нормальному. Таким образом, социально — культурные функции, которые выполняет мат в процессе коммуникации тинэйджеров, очень многогранны. Либо это просто придание речи экспрессивности либо же самооборона от нападков внешнего мира, как в процессе трудовой жизни, так и в межличностных конфликтах. Молодежь выбирает грязный путь развития языка, так как он легок в освоении, понятен каждому и применим в любых ситуациях.

Ненормативная лексика и общество.

Жёсткий запрет на публичное употребление обсценной лексики и фразеологии, связанных с запретной темой секса и сексуальной сферы, сложился у восточных славян- предков русских, украинцев, белорусов — ещё в языческую эпоху в качестве прочной традиции народной культуры, и строго поддерживался Православной церковью. Поэтому данное табу обрело для русского народа давнюю традицию, освящённую не одним тысячелетием.

В связи с этим характерны опубликованные информационным агентством «Интерфакс» данные социологического опроса по вопросу об отношении россиян к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, проведённого в июле 2004 Всероссийским центром изучения общественного мнения. Подавляющее большинство россиян (80 %) негативно относится к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию, считая употребление матерных выражений недопустимым проявлением распущенности.

13 % опрошенных допускают употребление мата в тех случаях, когда он используется в качестве необходимого художественного средства. И только 3 % полагают, что если мат часто употребляется в общении между людьми, то попытки запретить его на эстраде, в кино, на телевидении — это просто ханжество.

Несмотря на распространённость нецензурных выражений во всех слоях русского общества на всех этапах его истории, в России традиционно существовало табу на использование обсценной лексики в печатном виде (отсюда, очевидно, и идёт название «нецензурная брань»). Это табу несколько ослабло в последнее время в связи с демократизацией общества и ослаблением государственного контроля над печатной сферой (первой в истории России отменой цензуры на длительный срок), переменами в общественной морали после распада СССР, массовой публикацией литературных произведений и переписки признанных русских классиков, писателей-диссидентов и нынешних постмодернистов. Снятие запрета на освещение определенных тем и социальных групп привело к расширению рамок приемлемой лексики в письменной речи. Мат и жаргон вошли в моду, став одним из средств пиара.

Использование ненормативной лексики в искусстве и СМИ.

Табуирование обсценной лексики — явление сравнительно позднее: ещё в документах и переписке петровского времени она встречается сравнительно свободно. Однако ко второй половине XVIII века её использование в печатных изданиях перестало быть возможным, и широко использующие обсценную лексику стихотворения Ивана Баркова распространялись исключительно в списках. На протяжении всего XIX века обсценная лексика также оставалась уделом «неофициальной» части творческого наследия поэтов и писателей: нецензурные эпиграммы и сатирические стихотворения Пушкина, Лермонтова и других авторов ими самими не публиковались и вообще в России обнародованию не подлежали (политические эмигранты из России начали публиковать их в Европе лишь во второй половине XIX века).

Первые попытки снять табу с обсценной лексики были предприняты в 1920-е гг. и не носили массового характера; интерес к матерным словам у большинства авторов не был в это время самодовлеющим и увязывался в основном со стремлением свободно говорить о сексуальной сфере.

С 1990-х гг., когда цензурные запреты исчезли, обсценная лексика шире проникает в литературу, используясь в различных функциях. Самая простая из этих функций — реалистическая передача разговорной речи: если в жизни люди матерятся, то было бы странно, если бы в книгах точно такие же люди этого не делали. У некоторых авторов персонажи не злоупотребляют обсценной лексикой (так в книгах Виктора Пелевина она почти всегда присутствует, но в очень небольших количествах), у других речь персонажей изобилует сильными выражениями (так в романах Баяна Ширянова из жизни наркоманов герои, в соответствии с принципом жизненной правды, не стесняются в выражениях). В  сатирическо-комедийных пьесах Леся Подервянского она помогает показать принадлежность героев определённым слоям населения.[12 ]

В 1 июля 2014г вступил в силу резонансный закон, который запрещает использовать ненормативную лексику в кинофильмах, театральных постановках, на концертах, в литературе и музыке.

Если автор не сможет удержать себя в новых рамках, то его произведения должны продаваться с наклейкой или маркером «содержит нецензурную брань».

А фильмам, где используются матерные слова, не будут выдавать прокатные удостоверения. Тем, кто не соблюдает закон, грозят штрафы: от 2 до 2,5 тысяч рублей для граждан и до 50 тысяч рублей для юридических лиц.

Произведения с ненормативной лексикой выходили из-под пера Александра Пушкина, Эдуарда Лимонова, Сергея Довлатова, Венедикта Ерофеева, Владимира Сорокина, Виктора Пелевина, Сергея Есенина, Виктора Астафьева, Людмилы Петрушевской и др.

Фильмы с ненормативной лексикой снимали Никита Михалков, Алексей Балабанов, Андрей Звягинцев, Валерий Тодоровский, Федор Бондарчук, Егор Кончаловский, Владимир Хотиненко, Петр Буслов, Кирилл Серебренников, Алексей Мизгирев, Алексей Попогребский, Валерия Гай Германика, Светлана Баскова и др.

Песни с ненормативной лексикой пели Владимир Высоцкий, Александр Розенбаум, Аркадий Северный, Егор Летов, Александр Васильев, Сергей Шнуров, Янка Дягилева, Александр Лаэртский, Юрий Клинских, группы «Тату», «Ногу свело» и др.

Среди пользователей компьютерных сетей распространена замена некоторых букв в матерных словах специальными символами («*!@#$%^&»), например: «это ох#@тельно», «I f*ed up my system» и тогда можно встретить осквернение совершенно безобидных выражений, например «ходовы ~ ~ ~ ~ ки» вместо «ходовые балки».

Что говорит наука о том, как ругань влияет на нас?

  1. Матерная брань — это язык бесов. Матерящийся человек окружает себя сонмом нечистой силы, бесовщины. Поведение его  зачастую может стать бесноватым.

  2. Матерщина — вредная привычка. Это грех, а «творя грех, ты раб есть греха». Бросить ругаться не легче, чем бросить курить.

  3. Матерная лексика культурно обедняет человека. Если убрать из языка сквернослова все матерные слова, сразу станет видно, насколько беден его словарный запас. При этом разговор оставляет в душе всегда тягостное впечатление, так как любое матерное выражение несёт в себе эмоциональный оттенок жестокости, пошлости, цинизма и хамства.

  4. Употребляя скверные слова, матерщинник часто подсознательно хочет заглушить голос совести, стыд, чтобы дальше уже было легче совершить постыдные поступки.

  5. Мат оскверняет человека, убивает его душу

  6. В компании матерящихся людей возникает ложный стыд сказать искреннее, доброе  слово.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

ДЛЯ ДЕВУШЕК

        Косметологи знают, что в молодежных компаниях, где матерная скабрезная речь становится обыденной, у некоторых девушек возникает избыточное оволосение, портится кожа, начинает ломаться голос, как у мальчиков, — то есть возрастает продукция мужских половых гормонов. Если мужчина не хочет причинить девушке и женщине вред, при них выражаться нельзя, матерная речь им вредна, провоцирует гормональные нарушения. Особенно это опасно, если матерятся дети, если скабрезности становятся частью их интересов, гормональное развитие нарушается. 

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

        Подросток, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек — не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним.[11 ]

ОБСУЖДЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ

  1. ДНК реагируют на нашу речь. Воздействие брани (матерных слов) равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. Выходит, что матерное слово — это оружие, действующее на генетическом уровне. Чем больше ругаешься, тем худшую генетику передаешь своим  детям.

  2. А вот исследования психологов доказали, что нецензурная брань может снизить физическую боль и снимает стресс.

  3. Но точно такие же исследования психологов доказали, что водка и никотин тоже снижают стресс, способствуют общению и доставляют еще много удовольствий. Но все знают, какой ценой нужно платить за эти удовольствия.

  4. Правильно, чтобы не чувствовать боли в животе — сломай себе палец. Очень разумно с точки зрения официальной медицины. Впрочем, чего хорошего от нее можно ждать.

  5. Мат — часть языка. Не хочешь — не используй, но не надо таких теорий наворачивать!

  6. Матерное слово — это часть речи в русском языке. Никуда вы от него не денетесь.

  7. Кто разговаривает матом – это недалекие и неприятные люди. Особенно противно, когда видишь, что от своей тупости они не знают, какое слово в свою жалкую речь вставить и хватаются за мат

  8. Слова — не стрелы, ранят только глупцов.

  9.  Есть такая информация, что, когда человек матерится, его душа улетает за многие километры. Вопрос — что в него войдёт за это время и что управляет его телом?

  10.  Овцы, хватит блеять. Совет по примирению: сначала пошлите куда подальше, а потом извинитесь.

  11.  Сам баран. Ни одного слова матерного не сказала. И не скажу.

 Ответственность за нецензурную брань.

Статья 20.1 кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, — влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, — влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Упражнение “Дерево добра. Святая сила слова”.

Педагог предлагает посадить “Дерево добра”. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым участники должны удобрить его добрыми словами.

Студенты все вместе изображают дерево, у которого корень — это сила слова, а листва  — это непосредственно слова, несущие добро, взаимопонимание, уважение, вежливое отношение. Студенты должны нарисовать дерево, и каждый из них пишет на нем доброе слово, которое он хотел бы сказать товарищу. Эти слова и образуют крону дерева.

Маленький хит-парад обидных слов.
Слово шаромыжники пришли в Россию из Франции во время Отечественно: войны 1812 года. Господа французы, отступая и попрошайничая, обращалис к русским — сЬег апн (дорогой друг). Так их и прозвали — шерамыжниками. Позже слово превратилось в шаромыжника по аналогии с диалектическим «шаром-даром».
А слово «урода» — по-польски Красота. Так даже журнал мод назывался.

10 место: Идиот. Происхождение слова в высшей степени благородное. Греческое «Идиотэс» означало вовсе не дурень, а «частное лицо». В языке византийского христианского духовенства этим словом обозначали мирянина, нецерковника, а так как мирян не уважали, слово приобрело негативный оттенок.
9 место: Олух произошло от «волоха» (пастух). Так что если назвали «пастухом царя небесного», это даже комплимент.
8 место: Болван — в древнерусском «массивная глыба», «скала».
7 место: «Подлец» в польском языке означало «простой, незнатный человек».
6 место: Поганец (пришло из латыни)- селянин. Деревенский житель. 5 место: Кретин (из латыни) — христианин.
4 место: Слово «скотина» произошло от германского «Скат». Оно первоначально означало «деньги», «богатство», «сокровище». «Сволочами» в древнем русском языке называли людей, которые собрались (то есть сволоклись) в какое-то определенное место. Это слово — однокоренное со словом «волость».
3 место: Не относилось к бранным словам и слово «негодяй». Оно обозначало «рекрут, непригодный к воинской службе».
2 место: Иной смысл имело и слово «зараза». Если бы так лет 250 назад назвали девушку, она бы не обиделась, а поблагодарила бы за комплимент. В те времена фраза «Какая вы зараза!» означало «Какая вы прелесть, само очарование!»
1 место: Слово «ряха» не имело никакого отношения к лицу. Это было определение опрятного, аккуратного человека. Теперь же осталось одно «неряха», а антоним почему-то приобрел совершенно неожиданный смысл. 

Итак, у того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

 Выскажите своё мнение в отношении фразы: «Бороться с матом бесполезно».

— Ответьте на вопрос: над чем задумались вы в ходе сегодняшнего занятия?


Подведём итог нашей с вами встречи стихотворением Татьяны Светлицкой «Говорите слова, говорите» и просмотром 235 серии телевизионной программы «Ералаш» под названием «Ненормативная лексика».

Говорите слова, говорите

Говорите красивые слова,

Говорите добрые слова,
И чтобы не кружилась голова,
А было так тепло и радостно
И в будний день, и в праздники
Слово ранит, и слово лечит
Давайте мир увековечим
От добрых слов, красивых слов
Лица озаряются и, если есть,
Морщинки расправляются
И каждая бабушка опять молодица
Ей чудо-слова помогли возродиться
Добрые слова говорить, комплименты —
Давайте в норму возведем
Зачем нам редкие моменты?
Без красивых слов любви не бывает
Любовь — основа основ
Пусть будет явью, а не сном
Говорите слова, говорите…     Татьяна Светлицкая

























Список литературы

1. Влияние слова на механизм наследственности. https://festival.1september.ru/articles/579264/

2. Словарь В. И. Даля  

3.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М: Изд-во «Наука», 1983. —
370 с.

4. Соколов Дмитрий. Сколь велико значение слова… URL: https://www.sunhome.ru/poetry/566234 

5. Изъюрова Е. “Выражается сильно русский народ” — мнение известных литераторов и режиссеров об употреблении ненормативной лексики в произведениях искусства.// Ломоносовские студенческие и аспирантские научные чтения, г. Архангельск, 16-27 апреля 2001 г. //https://www.pomorsu.ru

6.  Хип хоп // Статья с сайта: https://sub-culture.ru/hip.php

7. Михаил Вершинин, Евгения Макарова «Современные молодежные субкультуры: рэперы» // точка Интернет доступа: https://psyfactor.org/rap.htm

8. Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке). дис. канд. наук. — М., 1985.

9. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. — М., 1987.

10. Ильясов Ф.Н.  Мат в три хода, Человек. 1990. №3. С. 198-204.

11. Сидоров В. Как бороться со сквернословием, или Здесь русский мат, здесь Русью пахнет…https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-3218/, дата обращения 12.10.2012Литература.

13. Андросова Ю. Вирус сквернословия // Школьный психолог. — 2008 — № 20.

14. Виноградов С. Сквернословие. // Наука и жизнь — 1993 — № 4.

15. Кравцова М. Плохие слова // Школьный психолог. — 2004 — № 15.

16. Лекция о сквернословии. https://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206 

17.Интернет ресурсы:

https://www.stihi.ru/2009/07/27/4461


Приложение 1.


Анкета для студентов


Вопрос по теме «Сквернословие в моей жизни»

да

нетнененене

нет

иногда

1

Употребляете ли вы ненормативную лексику в своей речи?




2

Случается ли такое, что ваши родственники (мама, папа, сестра, брат) употребляют  ненормативную лексику?




3

Слышите ли вы ненормативную лексику от воспитателей?




4

Используете ли вы бранные слова, чтобы выпустить свои эмоции или снять стресс?




5

Прибегаете ли вы к ненормативной лексике с целью оскорбить или обидеть собеседника?




6

Нравится ли вам, когда в вашем присутствии употребляется ненормативная лексика?




7

Нужно ли искоренять ненормативную лексику в обществе?




8

Знаете ли вы, что в Российском законодательстве существует закон о взыскивании штрафа за употребление ненормативной лексики? (да или нет)




9

Как вы думаете бранные слова плохо влияют на наше здоровье?  




10

Вы перестанете употреблять бранные слова, если вам приведут доказательства негативного влияния сквернословия на здоровье?




11

Слушаете ли вы РЭП?




12

Есть ли в вашем окружении люди, которые слушают подобную  музыку?




13

Вам нравится образ жизни рэперов?




14

Может ли РЭП, считаться  точным выражением  мыслей и желаний современного подростка?




15

Как вы считаете, РЭП пропагандирует аморальный образ жизни?




16

Могут ли люди в современном мире выражать свои мысли без ненормативной лексики?




17

Уместно ли употреблению   бранных слов в речи, в музыке, в литературе, кинофильмах?




18

Хотите, чтобы ваши будущие дети слышали и использовали эти слова?




19

Стоит ли  искоренять ненормативную лексику и пропаганду аморального образа  жизни в молодёжной среде?






Свежие документы:  Рабочая программа по музыке 7 класс (Сергеева Г.П., Критская Е.Д.)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: