Классный час «Проблема XXI века. Экология в цифрах» 11 класс



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

г.Исилькуль











Классный час — брифинг

Проблема XXI века Экология в цифрах

11 класс










Классный руководитель:

Пономаренко Татьяна Анатольевна





2013г.


Цели: помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков; осознать свою моральную ответственность

за судьбу родной земли;

формировать навыки экологической культуры.


Оборудование: сообщения учащихся, карточки для индивидуальной работы, презентация, видео ролик «Наша планета земля»


Примечание. На классном часе принимают участие:

эколог,

представитель комитета по охране природы,

медицинский работник,

экономист.

В их роли выступают учащиеся класса, подготовившие свои выступления заранее по рекомендованной учителем литературе.


Ход классного часа

  1. Вступительное слово учитель

Видео ролик «Наша планета земля»

Тема нашего классного часа – «Проблемы XXI века. Экология в цифрах». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для нас сегодняшних и для последующих поколений? Сегодня на классном часе присутствуют: эколог …, представитель Комитета по охране природы …, медицинский работник …, экономист …, в роли которых выступают учащиеся нашего класса.

Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?

2. Выступления ученика (слайд 2)

С информацией выступает эколог …

Глобальный экологический кризис – это состояние нарушения устойчивости биосферы, в результате которого происходят быстрые изменения характеристик окружающей среды.

Влияние на облик планеты (слайд 3)
До человека, в промежутках между геологическими катаклизмами облик планеты определяла эрозия. Реки тогда выносили  в море около 10 миллиардов  тон осадков ежегодно.
После того, как люди стали интенсивно заниматься сельским хозяйством – эта величина увеличилась до 28 миллиардов  тонн.
Человек добывает около 7 миллиардов тонн угля и 2,3 миллиардов тонн железной руды ежегодно. Чтобы добраться до этих ресурсов – мы перемещаем большую массу горных пород.
Добавим сюда наполнители для строительных конструкций (песок, щебень), которых только в США используется  2,5 млрд. тонн каждый год. А еще —  три миллиарда тонн известняка для производства цемента.
Получается, сегодня мы изменяем облик поверхности Земли в несколько раз сильнее, чем естественные процессы эрозии и выветривания, которые господствовали на планете миллионы лет до нас.  
Влияние на состав атмосферы и океана (слайд 4)
Благодаря человеческой деятельности в атмосферу выделяется в 5 раз больше двуокиси серы, чем при
  извержениях вулканов.
Человечество выделяет в 100 раз больше углекислого газа, чем все вулканы, вместе взятые. Благодаря деятельности человека, кислотность океанской воды увеличилась на 25% . Это влияет уже не только на биосферу (те же кораллы, например), но и на  геологические процессы, происходящие на океанском дне.
Воздействие на энергетику Земли (слайд 5)
Оказывается, мощность, на которой «работает» Земля, можно оценить. Она составляет в среднем 44 триллиона
  ватт – и «расходуется» на дрейф континентов, извержения вулканов, землетрясения и прочие тектонические процессы.
По оценке Международного энергетического агентства, «энергосистема человечества» работает сейчас с мощностью 16 триллионов ватт (эта та энергия, которая выделяется напрямую вследствие экономической деятельности людей).
Таким образом, мы уже сейчас вносим заметный вклад в энергетический баланс  Земли (примерно 1/3). Если существующие тенденции сохранятся (поскольку потребление энергии удваивается каждые 34 года), человечество станет доминирующей силой в «энергосистеме»  Земли до конца этого столетия. Но здесь говорилось только о той энергии, которая вырабатывается человеком непосредственно для своих нужд. Еще больший вклад в нарушение энергетического баланса Земли вносит та энергия, которая «застревает» в земной атмосфере благодаря т.н. парниковому эффекту.
Подсчитано, что удвоение концентрации CO в атмосфере дает  1300 триллионов ватт «лишней» энергии – в 28 раз больше, чем выделяется вследствие тектонической активности.
И мы действительно близки к тому, чтобы удвоить количество углекислоты в атмосфере. За годы индустриальной цивилизации  ее концентрация уже увеличилась примерно на  40%.
Почему это важно (слайд 6)
Мы не знаем, как получилось, что на земле сформировались и поддерживаются благоприятные условия для жизни. Ближайшие к нам планеты для жизни непригодны. Ясно только, что на Земле сложилась некая уникальная саморегулирующаяся система, благодаря которой и поддерживается жизнь.
На сегодня – нет надежных моделей, позволяющих просчитать,  как повлияет на эту систему то или иное внешнее вмешательство.  Известно, что у любой сложной  системы есть некоторый запас устойчивости к внешним воздействиям, после превышения  которого она идет вразнос  с катастрофическим последствиями.
Судя по этим цифрам, на сегодняшний день  мы стали достаточно сильны, чтобы перекрыть этот запас. Но недостаточно умны, чтобы просто осознавать это. За последние 25 – 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2 – 3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к потеплению, к частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.


Ведущий. Приведенные экологом факты тревожны. Оной из важных проблем на сегодняшний день является переработка мусора.

3.Проблемное задание (индивидуальные карточки)

Для естественной переработки отбросов требуются долгие годы и даже столетия. Как вы думаете, сколько потребуется лет для естественной переработки следующих отходов:

— стеклянная бутылка – 1 млн. лет или 100лет

— консервная банка – 80-100 лет или 10лет

— резина – 50-80 лет или 20 лет

— кожа – 50 лет или 100лет

— нейлон – 30-40 лет или 10 лет

— пластмасса – 20-30 лет или 5 лет

— полиэтилен – 10-20 лет или 2 года

Ведущий: Какова же экологическая обстановка в нашей стране?

3.Выступления ученика

Слово предоставляется представителю комитета по охране природы.

(слайд 7,8,9)

Экологическая обстановка в нашей стране тоже вызывает беспокойство. В Книгу рекордов занесены следующие исконно русские достижения: город Дзержинск был признан самым загрязненным городом мира. В его почвенных водах содержится фенол, концентрация которого превышает ПДК в 17 000 000 раз. Республика Коми – самая большая по площади загрязненная территория в мире. На Чукотке по маршрутам Северного завоза разбросано около 12 млн железных бочек с остатками нефтяного топлива. Около 15% территории России, на которых сконцентрировано около 60% населения, можно охарактеризовать как «экологически неблагополучные». Самыми загрязненными считаются европейская часть РФ, а также юг Западной Сибири и Дальнего Востока. Но есть и нетронутые регионы – около 11 000 тыс. кв. км, т.е. 65% территории страны, но 20% территории России находится в критическом экологическом состоянии


(слайд 10)

И только ахает Природа …


Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве – там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья и мазут.

Весь берег стал похож на свалку –

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет…

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

И сокрушается Природа:

Зачем все это, Человек?!

Иду таежною долиной…

И снова – горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах – черные болячки –

Беда, куда ни погляди…

И разъяснил мне егерь мрачно:

А что? Кислотные дожди…

Лес плакал точно в непогоду

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал стон Природы:

Что натворил ты, Человек?!

Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой –

Шибали запахи волной.

Не море – сточная канава

Плескала тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы – Ее созданье – Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг.

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Все может быть, все может статься…

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.

Ракеты бьют по небосводу,

Тревожа мирный наш ночлег,

И только ахает Природа:

Да сын ли ты мне, Человек



Ведущий: Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?

4. Выступления ученика .

С информацией выступает медицинский работник … (слайд 11)

Загрязнение воздуха на 43 – 45 % повинно в ухудшении здоровья населения. 70 млн человек дышат воздухом, насыщенным опасными для здоровья веществами. В Амурской, Курганской, Кемеровской, Новгородской областях и Мордовской республике установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов беременности, увеличении мертво рождаемости и врожденных аномалий.

На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. Все острее становится проблема источников чистой пресной воды. Около 50% потребляемой российским населением питьевой воды не отвечает гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим нормам. Из-за диоксинового загрязнения водоемов каждый год в РФ погибает 20 000 чел. Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций. Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом. На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, эндокринными заболеваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17 – 24 %.

Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья, средняя продолжительность жизни в России 69,5 лет, что на 8-10 лет меньше, чем в 44 капиталистических странах.

Каждая четвертая женщина в России не может родить по генетическим обстоятельствам здорового ребенка. Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействие так называемых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.

Ведущий: Что необходимо сделать для сохранения природы?


5. Выступления ученика . Слово экономисту … (слайд 12)


Что представляет собой экология в цифрах

  1. площадь антропогенных пустынь достигает 8% суши

  2. города и промышленные зоны занимают 2% суши

  3. ежегодно в мире вырубается 7-20 млн га леса

  4. тропические леса вырублены на 50%

  5. леса умеренного пояса вырублены на 40%

  6. более 50% сернистого газа имеет техногенное происхождение

  7. почвы и растения городов содержат в 20-30 раз больше свинца, чем за их пределами

  8. 30% поверхности океана содержит нефтепродукты (слайд 13)

Лауреат Нобелевской премии Д.Медоуз «Новые границы роста»

вывел формулу «Причины деградации и разрушения природной среды»

Формула «глобального развития»

J = Р × А × Т

J – нагрузка на окружающую среду

Р – население

А – благосостояние

Т – технология


Рост населения Земли (слайд 14)

1830г. – 1 млрд 1930г. – 2 млрд 1960г. – 3 млрд

1975г. – 4 млрд 1999г. – 6 млрд 2007г. – 7млрд

Происходит постоянное увеличение среднедушевого потребления ресурсов

Развитые страны (15 % населения) потребляют:

  1. 50% продовольствия

  2. 53% энергии

  3. 33% удобрений

  4. 70% деловой древесины

Производят выбросов:

  1. 40% общего СО2

  2. 50% хлорфторуглеродов

  3. 82% особо опасных отходов

США (4,8% населения Земли):

  1. производят 21% товаров и услуг

  2. используют 1/3 энергетических и минеральных ресурсов

  3. приходится 1/3 мирового загрязнения

«Миллионы транзисторов не заменят куска хлеба голодному, миллиард телевизоров не спасет от жажды, триллион автомашин не даст глотка воздуха задыхающемуся. Умереть под горой технических побрякушек – удел лишь жадных глупцов». Н.Ф.Реймерс

«Чем большим количеством вещей мы владеем, тем больше попадаем под их власть». Т.Миллер



  1. Выступление ученика

Информационный блок «Законы экологии». Экологический календарь. (слайд 15)

Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.


Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

И сегодня перед людьми стоит задача сохранить природные богатства для будущих поколений. Поэтому был создан специальный экологический календарь, включающий в себя особые дни. (слайд 16)

16 сентября Международный день охраны озонового слоя Земли.

20 сентября День леса.

27 сентября День моря.

4 октября День защиты животных.

29 декабря День 6иологического разноо6разия.

22 марта Всемирный день воды.

1 апреля День птиц.

18-22 апреля Дни заповедников и национальных парков.

22 апреля День Земли.

5 июня День охраны окружающей среды.

17 июня День борьбы с опустыниванием и засухой.


Ведущий. Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами ее мыслящие частицы. Это налагает огромную ответственность за сохранность природы на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле. (слайд 17-18)












Литература


  1. Берегите эти земли, эти воды…Книга – интервью. – М.: Знание, 1988 – (Нар. ун-т. Естественнонаучный фак.)

  2. Ноосфера: духовный мир человека. /Сост. А.В. Коротнян. – Л.: Лениздат, 1986.

  3. Экология. – Курган: ГИПП «Зауралье», 1997 – (Учебники и учебные пособия высш. учебн. заведений).


Интернет — ресурсы

http://prezentacii.com

http://900igr.net/prezentacii

http://powerp.ru

http://powerpt.ru

https://www.openclass.ru


Свежие документы:  Урок на тему "Адаптация первоклассников к школьной жизни как социально-педагогическая проблема"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: