Комплексная программа духовно-нравственного развития учащихся в группе продлённого дня


«Муниципальное общеобразовательное учреждение Новоозёрская средняя общеобразовательная школа Тальменского района Алтайского края»











Комплексная программа


духовно-нравственного развития учащихся


в группе продлённого дня



























Автор: Устьянцева Ольга Владимировна

Воспитатель группы продлённого дня.


Ст. Озерки 2011


Пояснительная записка

1. Общие положения

В соответствии с конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.

В послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации 2008 г определены духовные и нравственные ценности российского общества:

Справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как социальные гарантии.

Свобода – личная свобода, свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора рода занятий.

Жизнь человека, его благосостояние и достоинство. Межнациональный мир. Единство разнообразных культур.

Семейные традиции. Любовь и верность. Забота о младших и старших.

Патриотизм. Глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период трудно восполнить в последующие годы. Условия для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся обеспечиваются на основе взаимодействия школы с семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Социальный заказ современной общеобразовательной школе сформулирован в концепции духовно-нравственного развития как «система общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач». Социальный заказ образованию устанавливается в системе фундаментальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

Нация – государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации.

Национальное государство – государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация – национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой.

Национальное самосознание – разделяемое всеми гражданами представление ос своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые ценности и общая историческая судьба.

Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город и сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

Гражданское общество — общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся общественные группы, организации, формы прямого волеизъявления. Гражданское общество предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.

Многообразие культур и народов – культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков. Культурное многообразие и свобода культурного выбора является условием развития, стабильности и гражданского согласия.

Межэтнический мир и согласие – единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан, независимо от национальности, политика интеграции, предотвращения напряженности и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе.

Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общественных отношений.

Развитие – процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.

Воспитание – педагогически-организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.

Базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно – нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически-организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество.

2. Цели и задачи:

Цель: Воспитание, социальная поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи:

Воспитание обучающихся должно обеспечить:

— готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

-готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе непрерывного образования и духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

-способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

-трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

-осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

-осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

-развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

— осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

-понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

-мотивация к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах.

Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в современных социокультурных условиях. Современный национальный нравственный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Модель, принятую на заседании Совета Учреждения при участии учащихся, родителей, учителей, можно представить следующим образом:

Модель выпускника начальной школы:

  • любознательный, проявляющий исследовательский интерес

  • активно познающий мир

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера

  • уважительно относящийся к окружающим, к иной точке зрения

  • умеющий учиться, способный к самоорганизации

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой

  • имеющий навыки самоорганизации и ведения здорового образа жизни

Модель выпускника основной школы:

  • готовый к выбору

  • имеющий избирательные интересы

  • познающий себя, утверждающий себя в роли взрослого человека

  • готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми

  • умеющий действовать с ориентацией на другую позицию

  • умеющий работать в группе и индивидуально

  • осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни

Модель выпускника старшей школы:

  • имеющий личную профессиональную перспективу

  • осознающий себя личностью

  • способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность

  • понимающий ценности образования как основы будущего успеха

  • креативный, критически мыслящий

  • готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата

  • разделяющий ценности здорового и безопасного образа жизни

3. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

Организация социально-открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России осуществляется на основе:

нравственного примера воспитателя (Нравственность воспитателя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, к коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания воспитанников);

социально- педагогического партнерства (Выстраивание педагогически целесообразных партнерских отношений с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями, традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ);

индивидуально-личностного развития (Педагогическая поддержка самоопределения личности, ее способностей, таланта, передача ей системных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации. Воспитание ценности жизни, труда, семьи, других людей, общества, Отечества, всего того, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность);

интегративности программы духовно-нравственного воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную;

социальной востребованности воспитания (Духовно-нравственное воспитание эффективно, когда оно становится актуальным для самого обучающегося, когда оно открывает пред ним возможности для нравственного поступка, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора)



4. Содержание программы:


Подпрограмма «Семья»


Цели и задачи:


■ Просветительская: учить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;

■ Консультативная: совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;

■ Коммуникационная: обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

■ Воспитательная: формирование ценностного отношения к семье, социальные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки. Жизнь близких как «забота моего Я».



Центральная идея:


Идея личностно-организационного подхода на основе координации воспитательной деятельности школы и семьи воспитанника, забота о развитии ребенка.


Основные подходы:


1.Формирующий подход: формирование нравственно-ценностных качеств личности;

2.Развивающий подход: создание условий востребованности творческих задатков личности, способствующих личностному развитию.


Основные принципы:


  • Отказ от репрессивного характера общения воспитателя и родителя, родителя и ребенка;

  • Диагностичность процесса воспитания, которая позволяет своевременно выявить и корректировать воспитательный процесс в школе и в семье;

  • Личностное ориентирование, которое основывается на дифференцированном подборе основных средств воспитания, на создании ситуации успеха;

  • Конструктивный характер общения с родителями на основе анализа результатов наблюдения, педагогических рекомендаций;

  • Уважение родителей;

  • Уважение воспитателя, учителей.


Основные методы взаимодействия с родителями детей:


® Педагогическое просвещение;

® Родительский педагогический анализ;

® Родительское осмысление воспитания детей;

® Родительское соучастие в работе воспитателя;

® Родительское сотворчество;

® Родительское научение, тренинг.










Основные формы взаимодействия с родителями:


КОЛЛЕКТИВНЫЕ:

* Совет Школы;

* Родительское собрание (классное, общешкольное);

* Родительский комитет;

* Педагогический лекторий;

* День открытых дверей;

* Родители – члены экзаменационных комиссий;

* Родители – организаторы и участники школьных мероприятий;

* Тематические педагогические консультации;

* Праздничные концерты и вечера как сотворчество с детьми;


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ:

* Индивидуальные беседы;

* Индивидуальные консультации;

* Письменные обращения;

* Педагогические поручения;

* Посещение семей воспитанников группы продлённого дня ;

* Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми;

* Беседа детей с родителями в роли гостей группы;

* Индивидуальная помощь школе родителей учеников;

* Анкетирование.


Ключевые слова программы:


Семейное воспитание — непрерывный процесс всестороннего воздействия на поведение и эмоциональную сферу ребенка. Важно чтобы оно было положительно ориентировано, чтобы ребенок чувствовал значимость своего существования.

Забота о развитии воспитанника — забота о его самочувствии, состоянии души физического и психологического здоровья, успешности деятельности, положении в группе групповом статусе, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах их развития особенностях характера и их учете в общении с ребенком, в итоге о счастье подрастающее личности , входящей в контекст современной культурной жизни.

Родители — главные люди в жизни ребенка, формирующие своим примером нравственный облик ребенка. Непосредственно занимаются воспитанием своего ребенка, при необходимости обращаются за педагогической помощью в школу.

Воспитанник — объект воспитания, личность, которую нужно развивать, формируя ценностные ориентиры будущего семьянина, помогать преодолевать негативные поступки и проявления в поведении.

Семьяпервооснова нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству, основанная на любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

Совет Школы; Родительский комитет органы школьного и родительского самоуправления.

Диагностика процесса воспитания — анализ воспитанности детей в семье, анкетирование родителей, ознакомление родителей с результатами изучения проявления, формирующегося деятельностно — волевого характера ребенка.

Воспитание — деятельность по развитию духовного мира личности, оказании педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа, как процесс; самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих внешней инициативы. Это обучение правилам жизни, совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на развитие способности порождать, придавать смысл.






Единство и взаимосвязь школы и семьи:


Фундаментальным основанием взаимодействия является уважение. Уважение к родителям безусловно. Оно не исключается никакими обстоятельствами, не уничтожается даже при условии низкого поведения родителей. Уважение к педагогу — это другая сторона фундаментального основания. Уважение к себе педагог строит самостоятельно, опираясь на психологические нормативы, направляя поведение родителей, инициируя культурные формы, поддерживая родителей незаметно в наилучших проявлениях. Для сообщения родителям не только о недостатках, но и об успехах используется дневники, письменные обращения к родителям, приглашение родителей для беседы или для посещения урока, родительские собрания и т.д. Координатором помощи родителей школе, их участия в школьной жизни является родительский комитет.


Содержание деятельности:


п/п

Этап

Цели и задачи

Формы и методы работы

Ожидаемые результаты

1

Подготовительный период — работа с дет. коллективом и их родителями

Ознакомление детей. с их обязанностями, правилами поведения в школе, при поездках в школьном автобусе, режимом и планом работы на год.

беседа

Понимание целей и задач воспитания ценности семейных отношений

2

Начальная школа

— диагностика семьи и составление характеристик семей воспитанников;

— активное включение в работу с семьей педагога-психолога, воспитателей;

— оказание помощи родителям в умении видеть и понимать изменения происходящие с детьми;

— оказание помощи в формировании у детей нравственных устоев семейной жизни;

— создание системы единых подходов в воспитании ребенка в семье и в школе;

— создание системы организации совместной общественно-значимой деятельности и досуга родителей и детей;

— внедрение в семейное воспитание таких традиционных нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

Беседы

Праздники Выставки

Ремонт

Субботники

Лекторий для родителей

Конкурсы

КВН

Ролевые игры


Сформированность у обучающихся ценностного отношения к семье, понимание социальных ролей отца, матери, сына, дочери, внука, внучки, заботливого отношения к младшим и к старшим.

3

Среднее и старшее звенья

создание условий для формирования культуры взаимоотношений в семье. Модели поведения мальчик-девочка, парень-девушка, мужчина-женщина

Выставки

Ремонт

Субботники

Лекторий для родителей

Ролевые игры

Диспуты

Сформированность уважительного отношения к

личности, способности к эмпатии во взаимоотношениях в семье.

4

Итоговый период:

отслеживание самореализации воспитанников после окончания школы

Анкетирование Собеседование


Анализ эффективности помощи школы семье в воспитании детей


Ожидаемые результаты:


I. Сформированность у родителей умения видеть и понимать изменения происходящие

с детьми, их сильные и слабые стороны, умение воздействовать на него положительно, уважительное отношение к ребенку как к личности и гордость за его достижения в саморазвитии;

II. Обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры

взаимодействия ребенка и родителей;

III. Воспитание будущего семьянина, способного строить семейные взаимоотношения на основе любви, взаимоуважения.


Организационно-методическое и кадровое обеспечение программы:


В группе проблемами взаимодействия с семьей занимаются:

  • Зам. директора по ВР;

  • Воспитатель,учитель;

  • Классный руководитель;

  • Педагог-психолог;

  • Социальный педагог.

Подпрограмма «Нравственность»

Гуманность – необходимое условие нравственной устойчивости личности. Компонентами гуманности являются уважение, чуткость, чувство справедливости, сочувствие, доверие, самокритичность, мужество, а также терпимость, уступчивость, требовательность, скромность.

Нравственным началом в человеке является духовность, которая выражает его духовный мир. Духовность – это выражение ценностного сознания. Поэтому формирование нравственности у детей следует осуществлять через различные виды деятельности на основе духовных достижений человечества: Истина, Добро, Красота во всех их частных проявлениях.

Современные нравственные качества: уважение к государству, государственной символике, законам, Конституции, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, социальная активность, милосердие.

Цели и задачи:

Начальная ступень

  • Формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений.

  • Формирование навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

  • Воспитание уважительного отношения к своему роду, семье.

  • Формирование стремления к миру, миролюбию

Основная ступень

  • Изучение и воспитание у учащихся ценностного отношения к себе и другим людям.

  • Понимания смысла человеческого существования.

  • Понимание и соблюдение общепринятых норм поведения.

  • Формирование внутренней этической нормативности

Старшая ступень

  • Создавать благоприятный, эмоционально-психологический и нравственный климат для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности, в признании, в уважении, в самоутверждении.

  • Формировать самостоятельность, инициативность и ответственность учащегося



Содержание деятельности:



п/п

Этап

Цели и задачи

Формы и методы работы

Ожидаемые результаты

1

Начальное образование

Формирование нравственных качеств у учащихся, устойчивого нравственного поведения; воспитание добродетелей, повышение уровня воспитанности учащихся.


-игры-инсценировки,

-выставки, беседы,

-акции,

-практические занятия и тренинги,

-день милосердия

-рефлексия своих поступков

Умение показывать положительный пример поведения, проявление нравственных качеств – доброты, дружелюбия, заботы, внимания к близким, младшим, больным, уважительное отношение к окружающим людям.



Формирование гражданских патриотических чувств у учащихся, ответственности, терпимости, любви к своей Родине; воспитание уважения к народным традициям, расширение представлений учащихся об их правах и правах другого человека.

-участие в классных часах, «Наши права и обязанности», «С чего начинается Родина?», «Друг в беде не бросит» и т.п.

-посещение музеев и выставок,

-встречи с ветеранами ВОВ, локальных войн,

-экскурсии по району и краю,

-участие в военно-спортивных праздниках,

-концертах к Дню Победы.

Знание воспитанниками своей родословной, традиций своей семьи, школы, страны; знание своих прав и уважение прав другого человека; соблюдение.



Формирование интереса к трудовой деятельности; навыков учебного труда.

-участие в дежурстве класса и школы,

-участие в классных часах,

-субботниках,

-конкурсах лучших воспитанников по предметам,

— участие в практикумах «Мои любимые дела», «Умей себе помочь», «Правила успешной учебы»

Навыки учебного и полезного труда, позитивное отношение к общественно-полезному труду, развитие трудолюбия.



Формирование представлений о речевом этикете, учение вежливости; воспитание культуры взаимоотношений, формирование представлений о красоте поступка, усвоение воспитанниками правил культуры поведения в группе.

-день вежливости,

-игры,

-беседы,

-Тесты-упражнения,

-тренинги,

-занятия,

-праздники.

Знание речевого этикета учащимися; владение азами невербального этикета, развитие внимательности, заботливости, женственности и мужественности у учащихся, знание и соблюдение учащимися правил поведение в группе

2

Основная ступень

Формирование нравственных качеств личности ребенка: гуманизм, патриотизм, честность, справедливость, ответственность, уважение к окружающим людям, чувство собственного достоинства

-часы общения, знакомства с нормами поведения, Кодексом Чести,

-беседы о бережном отношении к имуществу школы,

-беседы, тренинги, практические занятия по составлению эталонов поведения для мальчиков и девочек,

— «Азбука нравственности»,

-неделя этикета,

-этическая грамматика,

-занятия о мужестве, памяти,

— Участие военно-спортивных играх;

-профилактические беседы о предупреждении правонарушений;

-Часы общения «Человек и Закон»;

-встречи-беседы с работниками милиции;

-турниры по правоведению,

-уголок правовых знаний,

-социальные проекты.

Сформированность системы нравственно-этических ценностей личности.

Устойчивое нравственное поведение


Старшая ступень

Создавать благоприятный эмоционально-психологический и нравственный климат ля удовлетворения базовых потребностей личности ребенка в защищенности, в признании, в уважении, в самоутверждении; формировать самостоятельность, инициативность и ответственность воспитанника.

-организованная совместная полезная деятельность в различных сферах: учебная, трудовая, исследовательская, досуговая; участие в работе органов школьного самоуправления.

Сформированность идеала жизни, идеала человека, жизненной позиции. Умение быть субъектом своей жизни, находить достойные способы строить свое поведение, производить достойный человека выбор жизненной позиции, ценя достоинства своего «Я»


Ожидаемые результаты:

Создание системы гражданско-патриотического, нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей осознанию детей их причастности к судьбе Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека.









Подпрограмма «Здоровый ученик — успешный ученик»


Цели и задачи:


  • Создание благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни, как к главному из путей к достижению успеха;

  • Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта, краеведения, туризма;

  • Отработка механизмов подготовки детей по различным видам спорта;

  • Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

Невозможно быть здоровым человеком, ничего не зная о здоровом образе жизни. Развитие знаний о здоровье формирует у учащихся понимание, и желание заботься о своём здоровье. Сохранение и укрепление здоровья через физическую активность прослеживается как на уроках (в том числе на уроках физической культуры), так и во внеурочное время. Следующим шагом на пути к здоровью стала грамотная организация горячего питания в школьной столовой. В системе работы большая роль отводится системе лечебно-профилактических мероприятий. В процессе оздоровления детей особое внимание уделяется интерьеру школы. Благодаря совместной деятельности родителей, учащихся, обслуживающего персонала школы выполняются санитарно-эпидемиологические требования учреждения.

В данном проекте представлена система деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья. Система здоровьесберегающей среды:




Схема № 1






























Содержание деятельности:


п/п

Этап

Цели и задачи

Формы и методы работы

Ожидаемые результаты

1

Начальное образование

Расширение опыта сохранения и укрепления здоровья; приобщение к здоровому образу жизни


-комплексы упражнений под музыку

-игровые программы,

-выставки рисунков и поделок, — беседы,

-кЧасы общения с детьми «Разговор о правильном питании»;

-акции,

-практические занятия и тренинги,

-спортивные праздники

-психотехнические игры и упражнения на саморегуляцию

Знание учащимися правил личной гигиены, режима дня, режима питания. Посещение спортивных секций. Приобретение элементарных навыков саморегуляции.

2

Средняя и старшая ступень

-укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

-развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

-воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма)

— Работа в туристско-краеведческих кружках;

— Соревнования по различным видам спорта;

— Занятие в спортивных секциях, кружках;

— Прохождение медосмотров;

— Беседы;

— Участие детей в конференциях;

-Посещение детьми встреч с мед. работниками;

— Анкетирование и тестирование;

— Выпуск информационных бюллетеней;

— Оформление уголка здоровья;

— Деловые игры;

— Акции

— Природоохранительная работа (операции, акции);

-Участие в конкурсах плакатов, рисунков, вечерах, конкурсах,


Сформированность гигиенических навыков,

-повышение умственной и физической работоспособности;

-потребность в постоянных и систематических занятиях спортом и физкультурой

-стремление быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим;

-понимание значения экологического фактора, влияния экологии окружающей среды на здоровье и качество жизни человека


Ожидаемые результаты:


Здоровый человек с выработанным иммунитетом против вредных привычек и пристрастий, стремящийся заниматься физкультурой, спортом, туризмом, сознательно заботящийся об окружающей среде.







Подпрограмма «Культура»


Цели и задачи:


  • Создать условия для приобщения учащихся к культурному наследию, для формирования эстетических идеалов и вкусов у воспитанников;

  • Формирование умения видеть красоту, стремления создавать красоту, понимать и беречь ее;

  • Развитие творческих способностей учащихся, интересов, склонностей;

  • Приобретение теоретических знаний об искусстве и способах самовыражения, формирование практических умений;

  • Воспитание толерантности к проявлениям чужой культуры и традиций


Содержание деятельности:


п/п

Этап

Цели и задачи

Формы и методы работы

Ожидаемые результаты

1

Начальное образование

Развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у учащихся, развитие творческих способностей


-выставки рисунков

-музыкальные гостиные

-смотры-конкурсы прикладного искусства

-экскурсии в музеи, театры, на выставки

-экскурсии на природу

-встречи с художниками, писателями, музыкантами.

-деятельность в кружках творческого направления

— творческий экзамен

Активная жизненная позиция, развитие личности учащегося через реализацию творческих способностей.

2

Основная и старшая ступень

Развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у учащихся, развитие творческих способностей;

Знакомство с культурным наследием народов мира

Воспитание терпимости, толерантности.


-персональные выставки

-музыкальные гостиные

-смотры-конкурсы

-концерты

-экскурсии в музеи, театры, на выставки

-экскурсии на природу

-встречи с художниками, писателями, музыкантами.

-деятельность в кружках творческого направления

— участие в конкурсах творчества юных

— творческий экзамен

Активная жизненная позиция, развитие личности учащегося через реализацию творческих способностей. Умение видеть красоту, стремление к созданию красоты.

Богатый культурный кругозор.

Ожидаемые результаты:

Развитие чувства прекрасного, любовь и интерес к культуре Отечества, мировой культуре, сформированное умение найти свое место в творчестве, массовое участие в культурном досуге.

Толерантность к культуре и традициям других народов.











Подпрограмма «Интеллект»


Сознательное освоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований.

Цели и задачи:


  • Развитие интеллектуальных способностей;

  • Создание условий для получения соответствующего современным представлениям качественного образования, для развития эрудиции. Формирование потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень образовательной подготовки;

  • Формировать готовность развивать и углублять знания, изучать отдельные области научных знаний;

  • Развитие познавательных интересов, формирование познавательной активности.

Содержание деятельности:


п/п

Этап

Цели и задачи

Формы и методы работы

Ожидаемые результаты

1

Подготовительный этап

Создание и совершенствование «Интеллектуального паспорта класса»

-диагностика;

-тестирование

Интеллектуальный паспорт класса включает:

-учебные интересы учащихся

-отношение учеников к процессу учения и к отдельным предметам

-степень работоспособности и организованности учащихся

-степень развитости общеучебных умений и навыков детей

-уровень интеллектуального развития успеваемости

-результаты успеваемости


Начальное образование

Формирование познавательных мотивов деятельности: развитие интеллектуальных способностей учащихся, учебно-познавательного интереса, расширение кругозора. Создание условий для творческой активности учащихся.

-Решение кроссвордов, головоломок.

-викторины

-конкурс «Сочиняем сами!»

-интеллектуальные игры

-участие в школьной олимпиаде,

-участие в международных и всероссийских конкурсах «Кенгуру», «Медвежонок» и др.

-выпуск познавательных газет

-День науки и техники

Развитие эрудиции, творческой активности, самоопределение школьников в выборе интересов и занятий.


Средняя и старшая ступень

— Развитие информационного кругозора

— Развитие познавательных интересов

— Аналитическая деятельность

— Научная организация труда

-Воспитание стремления к постоянному интеллектуальному саморазвитию, самосовершенствованию


Беседы о развитии науки,

техники, жизни замечательных людей;

— Читательские Конференции;

— Выставки книг;

— Библиотечные уроки;

— Диспуты;

— Предметные кружки;

— Факультативы;

— Олимпиады;

— Создание групп поддержки, взаимопомощи;

— Предметные дни недели;

— Интеллектуаль-нопознавательные игры;

— Викторины;

— Турниры смекалистых, эрудитов;

— Беседы о культуре и гигиене умственного труда;

— Использование СМИ для пропаганды знаний;

— Проведение исследовательской работы (доклады, рефераты)


Самоопределение в выборе будущей профессии.

Способность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Понимание ценности образования как основы будущего успеха.

Развитие креативности, критического мышления.

Готовность к сотрудничеству для достижения совместного результата.







Ожидаемые результаты:


Максимальное развитие генетических возможностей и способностей личности, устойчивые естественно — научные взгляды на природу.
















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. Под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой.-М.:Просвещение, 1997;

2 Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе. Православная педагогика: традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

3 Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М.: «Педагогика», 1988;

4 Саляхова Л.В. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы.-М.:Глобус, 2007;

5 Энциклопедия семейного воспитания и обучения – протоиерей А.И.Маляревский. https://pedagog.eparhia.ru/

6 Духовно-нравственное воспитание младших школьников. http:5 ballov.qip.ru/

7 Макаренко А.С. Книга для родителей. –М. «Педагогика», 1988;

8 Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод.рекомендации. Ом. Гос. Пед. Ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991;

9 Журналы «Классный руководитель»;

10 Журналы «Завуч начальной школы».


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: