«Муниципальное общеобразовательное учреждение Новоозёрская средняя общеобразовательная школа Тальменского района Алтайского края»
Комплексная программа
духовно-нравственного развития учащихся
в группе продлённого дня
Автор: Устьянцева Ольга Владимировна
Воспитатель группы продлённого дня.
Ст. Озерки 2011
Пояснительная записка
1. Общие положения
В соответствии с конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.
В послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации 2008 г определены духовные и нравственные ценности российского общества:
Справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как социальные гарантии.
Свобода – личная свобода, свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора рода занятий.
Жизнь человека, его благосостояние и достоинство. Межнациональный мир. Единство разнообразных культур.
Семейные традиции. Любовь и верность. Забота о младших и старших.
Патриотизм. Глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период трудно восполнить в последующие годы. Условия для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся обеспечиваются на основе взаимодействия школы с семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Социальный заказ современной общеобразовательной школе сформулирован в концепции духовно-нравственного развития как «система общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач». Социальный заказ образованию устанавливается в системе фундаментальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:
Нация – государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации.
Национальное государство – государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация – национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой.
Национальное самосознание – разделяемое всеми гражданами представление ос своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые ценности и общая историческая судьба.
Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город и сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
Гражданское общество — общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся общественные группы, организации, формы прямого волеизъявления. Гражданское общество предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.
Многообразие культур и народов – культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков. Культурное многообразие и свобода культурного выбора является условием развития, стабильности и гражданского согласия.
Межэтнический мир и согласие – единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан, независимо от национальности, политика интеграции, предотвращения напряженности и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе.
Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общественных отношений.
Развитие – процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.
Воспитание – педагогически-организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.
Базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Духовно – нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически-организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество.
2. Цели и задачи:
Цель: Воспитание, социальная поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
Воспитание обучающихся должно обеспечить:
— готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
-готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе непрерывного образования и духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
-способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
-трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
-осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
-осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
-развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
— осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
-понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
-мотивация к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах.
Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в современных социокультурных условиях. Современный национальный нравственный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Модель, принятую на заседании Совета Учреждения при участии учащихся, родителей, учителей, можно представить следующим образом:
Модель выпускника начальной школы:
любознательный, проявляющий исследовательский интерес
активно познающий мир
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера
уважительно относящийся к окружающим, к иной точке зрения
умеющий учиться, способный к самоорганизации
готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой
имеющий навыки самоорганизации и ведения здорового образа жизни
Модель выпускника основной школы:
готовый к выбору
имеющий избирательные интересы
познающий себя, утверждающий себя в роли взрослого человека
готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми
умеющий действовать с ориентацией на другую позицию
умеющий работать в группе и индивидуально
осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни
Модель выпускника старшей школы:
имеющий личную профессиональную перспективу
осознающий себя личностью
способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность
понимающий ценности образования как основы будущего успеха
креативный, критически мыслящий
готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата
разделяющий ценности здорового и безопасного образа жизни
3. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
Организация социально-открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России осуществляется на основе:
—нравственного примера воспитателя (Нравственность воспитателя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, к коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания воспитанников);
—социально- педагогического партнерства (Выстраивание педагогически целесообразных партнерских отношений с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями, традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ);
—индивидуально-личностного развития (Педагогическая поддержка самоопределения личности, ее способностей, таланта, передача ей системных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации. Воспитание ценности жизни, труда, семьи, других людей, общества, Отечества, всего того, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность);
—интегративности программы духовно-нравственного воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную;
—социальной востребованности воспитания (Духовно-нравственное воспитание эффективно, когда оно становится актуальным для самого обучающегося, когда оно открывает пред ним возможности для нравственного поступка, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора)
4. Содержание программы:
Подпрограмма «Семья»
Цели и задачи:
■ Просветительская: учить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;
■ Консультативная: совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;
■ Коммуникационная: обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
■ Воспитательная: формирование ценностного отношения к семье, социальные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки. Жизнь близких как «забота моего Я».
Центральная идея:
Идея личностно-организационного подхода на основе координации воспитательной деятельности школы и семьи воспитанника, забота о развитии ребенка.
Основные подходы:
1.Формирующий подход: формирование нравственно-ценностных качеств личности;
2.Развивающий подход: создание условий востребованности творческих задатков личности, способствующих личностному развитию.
Основные принципы:
Отказ от репрессивного характера общения воспитателя и родителя, родителя и ребенка;
Диагностичность процесса воспитания, которая позволяет своевременно выявить и корректировать воспитательный процесс в школе и в семье;
Личностное ориентирование, которое основывается на дифференцированном подборе основных средств воспитания, на создании ситуации успеха;
Конструктивный характер общения с родителями на основе анализа результатов наблюдения, педагогических рекомендаций;
Уважение родителей;
Уважение воспитателя, учителей.
Основные методы взаимодействия с родителями детей:
® Педагогическое просвещение;
® Родительский педагогический анализ;
® Родительское осмысление воспитания детей;
® Родительское соучастие в работе воспитателя;
® Родительское сотворчество;
® Родительское научение, тренинг.
Основные формы взаимодействия с родителями:
КОЛЛЕКТИВНЫЕ:
* Совет Школы;
* Родительское собрание (классное, общешкольное);
* Родительский комитет;
* Педагогический лекторий;
* День открытых дверей;
* Родители – члены экзаменационных комиссий;
* Родители – организаторы и участники школьных мероприятий;
* Тематические педагогические консультации;
* Праздничные концерты и вечера как сотворчество с детьми;
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ:
* Индивидуальные беседы;
* Индивидуальные консультации;
* Письменные обращения;
* Педагогические поручения;
* Посещение семей воспитанников группы продлённого дня ;
* Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми;
* Беседа детей с родителями в роли гостей группы;
* Индивидуальная помощь школе родителей учеников;
* Анкетирование.
Ключевые слова программы:
Семейное воспитание — непрерывный процесс всестороннего воздействия на поведение и эмоциональную сферу ребенка. Важно чтобы оно было положительно ориентировано, чтобы ребенок чувствовал значимость своего существования.
Забота о развитии воспитанника — забота о его самочувствии, состоянии души физического и психологического здоровья, успешности деятельности, положении в группе групповом статусе, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах их развития особенностях характера и их учете в общении с ребенком, в итоге о счастье подрастающее личности , входящей в контекст современной культурной жизни.
Родители — главные люди в жизни ребенка, формирующие своим примером нравственный облик ребенка. Непосредственно занимаются воспитанием своего ребенка, при необходимости обращаются за педагогической помощью в школу.
Воспитанник — объект воспитания, личность, которую нужно развивать, формируя ценностные ориентиры будущего семьянина, помогать преодолевать негативные поступки и проявления в поведении.
Семья — первооснова нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству, основанная на любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
Совет Школы; Родительский комитет органы школьного и родительского самоуправления.
Диагностика процесса воспитания — анализ воспитанности детей в семье, анкетирование родителей, ознакомление родителей с результатами изучения проявления, формирующегося деятельностно — волевого характера ребенка.
Воспитание — деятельность по развитию духовного мира личности, оказании педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа, как процесс; самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих внешней инициативы. Это обучение правилам жизни, совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на развитие способности порождать, придавать смысл.
Единство и взаимосвязь школы и семьи:
Фундаментальным основанием взаимодействия является уважение. Уважение к родителям безусловно. Оно не исключается никакими обстоятельствами, не уничтожается даже при условии низкого поведения родителей. Уважение к педагогу — это другая сторона фундаментального основания. Уважение к себе педагог строит самостоятельно, опираясь на психологические нормативы, направляя поведение родителей, инициируя культурные формы, поддерживая родителей незаметно в наилучших проявлениях. Для сообщения родителям не только о недостатках, но и об успехах используется дневники, письменные обращения к родителям, приглашение родителей для беседы или для посещения урока, родительские собрания и т.д. Координатором помощи родителей школе, их участия в школьной жизни является родительский комитет.
Содержание деятельности:
Этап | Цели и задачи | Формы и методы работы | Ожидаемые результаты | |
1 | Подготовительный период — работа с дет. коллективом и их родителями | Ознакомление детей. с их обязанностями, правилами поведения в школе, при поездках в школьном автобусе, режимом и планом работы на год. | беседа | Понимание целей и задач воспитания ценности семейных отношений |
2 | Начальная школа | — диагностика семьи и составление характеристик семей воспитанников; — активное включение в работу с семьей педагога-психолога, воспитателей; — оказание помощи родителям в умении видеть и понимать изменения происходящие с детьми; — оказание помощи в формировании у детей нравственных устоев семейной жизни; — создание системы единых подходов в воспитании ребенка в семье и в школе; — создание системы организации совместной общественно-значимой деятельности и досуга родителей и детей; — внедрение в семейное воспитание таких традиционных нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. | Беседы Праздники Выставки Ремонт Субботники Лекторий для родителей Конкурсы КВН Ролевые игры
| Сформированность у обучающихся ценностного отношения к семье, понимание социальных ролей отца, матери, сына, дочери, внука, внучки, заботливого отношения к младшим и к старшим. |
3 | Среднее и старшее звенья | создание условий для формирования культуры взаимоотношений в семье. Модели поведения мальчик-девочка, парень-девушка, мужчина-женщина | Выставки Ремонт Субботники Лекторий для родителей Ролевые игры Диспуты | Сформированность уважительного отношения к личности, способности к эмпатии во взаимоотношениях в семье. |
4 | Итоговый период: | отслеживание самореализации воспитанников после окончания школы | Анкетирование Собеседование
| Анализ эффективности помощи школы семье в воспитании детей |
Ожидаемые результаты:
I. Сформированность у родителей умения видеть и понимать изменения происходящие
с детьми, их сильные и слабые стороны, умение воздействовать на него положительно, уважительное отношение к ребенку как к личности и гордость за его достижения в саморазвитии;
II. Обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры
взаимодействия ребенка и родителей;
III. Воспитание будущего семьянина, способного строить семейные взаимоотношения на основе любви, взаимоуважения.
Организационно-методическое и кадровое обеспечение программы:
В группе проблемами взаимодействия с семьей занимаются:
Зам. директора по ВР;
Воспитатель,учитель;
Классный руководитель;
Педагог-психолог;
Социальный педагог.
Подпрограмма «Нравственность»
Гуманность – необходимое условие нравственной устойчивости личности. Компонентами гуманности являются уважение, чуткость, чувство справедливости, сочувствие, доверие, самокритичность, мужество, а также терпимость, уступчивость, требовательность, скромность.
Нравственным началом в человеке является духовность, которая выражает его духовный мир. Духовность – это выражение ценностного сознания. Поэтому формирование нравственности у детей следует осуществлять через различные виды деятельности на основе духовных достижений человечества: Истина, Добро, Красота во всех их частных проявлениях.
Современные нравственные качества: уважение к государству, государственной символике, законам, Конституции, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, социальная активность, милосердие.
Цели и задачи:
Начальная ступень
Формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений.
Формирование навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.
Воспитание уважительного отношения к своему роду, семье.
Формирование стремления к миру, миролюбию
Основная ступень
Изучение и воспитание у учащихся ценностного отношения к себе и другим людям.
Понимания смысла человеческого существования.
Понимание и соблюдение общепринятых норм поведения.
Формирование внутренней этической нормативности
Старшая ступень
Создавать благоприятный, эмоционально-психологический и нравственный климат для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности, в признании, в уважении, в самоутверждении.
Формировать самостоятельность, инициативность и ответственность учащегося
Содержание деятельности:
Этап | Цели и задачи | Формы и методы работы | Ожидаемые результаты | |
1 | Начальное образование | Формирование нравственных качеств у учащихся, устойчивого нравственного поведения; воспитание добродетелей, повышение уровня воспитанности учащихся.
| -игры-инсценировки, -выставки, беседы, -акции, -практические занятия и тренинги, -день милосердия -рефлексия своих поступков | Умение показывать положительный пример поведения, проявление нравственных качеств – доброты, дружелюбия, заботы, внимания к близким, младшим, больным, уважительное отношение к окружающим людям. |
|
| Формирование гражданских патриотических чувств у учащихся, ответственности, терпимости, любви к своей Родине; воспитание уважения к народным традициям, расширение представлений учащихся об их правах и правах другого человека. | -участие в классных часах, «Наши права и обязанности», «С чего начинается Родина?», «Друг в беде не бросит» и т.п. -посещение музеев и выставок, -встречи с ветеранами ВОВ, локальных войн, -экскурсии по району и краю, -участие в военно-спортивных праздниках, -концертах к Дню Победы. | Знание воспитанниками своей родословной, традиций своей семьи, школы, страны; знание своих прав и уважение прав другого человека; соблюдение. |
|
| Формирование интереса к трудовой деятельности; навыков учебного труда. | -участие в дежурстве класса и школы, -участие в классных часах, -субботниках, -конкурсах лучших воспитанников по предметам, — участие в практикумах «Мои любимые дела», «Умей себе помочь», «Правила успешной учебы» | Навыки учебного и полезного труда, позитивное отношение к общественно-полезному труду, развитие трудолюбия. |
|
| Формирование представлений о речевом этикете, учение вежливости; воспитание культуры взаимоотношений, формирование представлений о красоте поступка, усвоение воспитанниками правил культуры поведения в группе. | -день вежливости, -игры, -беседы, -Тесты-упражнения, -тренинги, -занятия, -праздники. | Знание речевого этикета учащимися; владение азами невербального этикета, развитие внимательности, заботливости, женственности и мужественности у учащихся, знание и соблюдение учащимися правил поведение в группе |
2 | Основная ступень | Формирование нравственных качеств личности ребенка: гуманизм, патриотизм, честность, справедливость, ответственность, уважение к окружающим людям, чувство собственного достоинства | -часы общения, знакомства с нормами поведения, Кодексом Чести, -беседы о бережном отношении к имуществу школы, -беседы, тренинги, практические занятия по составлению эталонов поведения для мальчиков и девочек, — «Азбука нравственности», -неделя этикета, -этическая грамматика, -занятия о мужестве, памяти, — Участие военно-спортивных играх; -профилактические беседы о предупреждении правонарушений; -Часы общения «Человек и Закон»; -встречи-беседы с работниками милиции; -турниры по правоведению, -уголок правовых знаний, -социальные проекты. | Сформированность системы нравственно-этических ценностей личности. Устойчивое нравственное поведение |
| Старшая ступень | Создавать благоприятный эмоционально-психологический и нравственный климат ля удовлетворения базовых потребностей личности ребенка в защищенности, в признании, в уважении, в самоутверждении; формировать самостоятельность, инициативность и ответственность воспитанника. | -организованная совместная полезная деятельность в различных сферах: учебная, трудовая, исследовательская, досуговая; участие в работе органов школьного самоуправления. | Сформированность идеала жизни, идеала человека, жизненной позиции. Умение быть субъектом своей жизни, находить достойные способы строить свое поведение, производить достойный человека выбор жизненной позиции, ценя достоинства своего «Я» |
Ожидаемые результаты:
Создание системы гражданско-патриотического, нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей осознанию детей их причастности к судьбе Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека.
Подпрограмма «Здоровый ученик — успешный ученик»
Цели и задачи:
Создание благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни, как к главному из путей к достижению успеха;
Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта, краеведения, туризма;
Отработка механизмов подготовки детей по различным видам спорта;
Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
Невозможно быть здоровым человеком, ничего не зная о здоровом образе жизни. Развитие знаний о здоровье формирует у учащихся понимание, и желание заботься о своём здоровье. Сохранение и укрепление здоровья через физическую активность прослеживается как на уроках (в том числе на уроках физической культуры), так и во внеурочное время. Следующим шагом на пути к здоровью стала грамотная организация горячего питания в школьной столовой. В системе работы большая роль отводится системе лечебно-профилактических мероприятий. В процессе оздоровления детей особое внимание уделяется интерьеру школы. Благодаря совместной деятельности родителей, учащихся, обслуживающего персонала школы выполняются санитарно-эпидемиологические требования учреждения.
В данном проекте представлена система деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья. Система здоровьесберегающей среды:
Схема № 1
Содержание деятельности:
Этап | Цели и задачи | Формы и методы работы | Ожидаемые результаты | ||
1 | Начальное образование | Расширение опыта сохранения и укрепления здоровья; приобщение к здоровому образу жизни
| -комплексы упражнений под музыку -игровые программы, -выставки рисунков и поделок, — беседы, -кЧасы общения с детьми «Разговор о правильном питании»; -акции, -практические занятия и тренинги, -спортивные праздники -психотехнические игры и упражнения на саморегуляцию | Знание учащимися правил личной гигиены, режима дня, режима питания. Посещение спортивных секций. Приобретение элементарных навыков саморегуляции. | |
2 | Средняя и старшая ступень | -укрепление здоровья, правильное физическое развитие; -развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.); -воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма) | — Работа в туристско-краеведческих кружках; — Соревнования по различным видам спорта; — Занятие в спортивных секциях, кружках; — Прохождение медосмотров; — Беседы; — Участие детей в конференциях; -Посещение детьми встреч с мед. работниками; — Анкетирование и тестирование; — Выпуск информационных бюллетеней; — Оформление уголка здоровья; — Деловые игры; — Акции — Природоохранительная работа (операции, акции); -Участие в конкурсах плакатов, рисунков, вечерах, конкурсах,
| Сформированность гигиенических навыков, -повышение умственной и физической работоспособности; -потребность в постоянных и систематических занятиях спортом и физкультурой -стремление быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим; -понимание значения экологического фактора, влияния экологии окружающей среды на здоровье и качество жизни человека |
Ожидаемые результаты:
Здоровый человек с выработанным иммунитетом против вредных привычек и пристрастий, стремящийся заниматься физкультурой, спортом, туризмом, сознательно заботящийся об окружающей среде.
Подпрограмма «Культура»
Цели и задачи:
Создать условия для приобщения учащихся к культурному наследию, для формирования эстетических идеалов и вкусов у воспитанников;
Формирование умения видеть красоту, стремления создавать красоту, понимать и беречь ее;
Развитие творческих способностей учащихся, интересов, склонностей;
Приобретение теоретических знаний об искусстве и способах самовыражения, формирование практических умений;
Воспитание толерантности к проявлениям чужой культуры и традиций
Содержание деятельности:
Этап | Цели и задачи | Формы и методы работы | Ожидаемые результаты | |
1 | Начальное образование | Развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у учащихся, развитие творческих способностей
| -выставки рисунков -музыкальные гостиные -смотры-конкурсы прикладного искусства -экскурсии в музеи, театры, на выставки -экскурсии на природу -встречи с художниками, писателями, музыкантами. -деятельность в кружках творческого направления — творческий экзамен | Активная жизненная позиция, развитие личности учащегося через реализацию творческих способностей. |
2 | Основная и старшая ступень | Развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у учащихся, развитие творческих способностей; Знакомство с культурным наследием народов мира Воспитание терпимости, толерантности.
| -персональные выставки -музыкальные гостиные -смотры-конкурсы -концерты -экскурсии в музеи, театры, на выставки -экскурсии на природу -встречи с художниками, писателями, музыкантами. -деятельность в кружках творческого направления — участие в конкурсах творчества юных — творческий экзамен | Активная жизненная позиция, развитие личности учащегося через реализацию творческих способностей. Умение видеть красоту, стремление к созданию красоты. Богатый культурный кругозор. |
Ожидаемые результаты:
Развитие чувства прекрасного, любовь и интерес к культуре Отечества, мировой культуре, сформированное умение найти свое место в творчестве, массовое участие в культурном досуге.
Толерантность к культуре и традициям других народов.
Подпрограмма «Интеллект»
Сознательное освоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований.
Цели и задачи:
Развитие интеллектуальных способностей;
Создание условий для получения соответствующего современным представлениям качественного образования, для развития эрудиции. Формирование потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень образовательной подготовки;
Формировать готовность развивать и углублять знания, изучать отдельные области научных знаний;
Развитие познавательных интересов, формирование познавательной активности.
Содержание деятельности:
Этап | Цели и задачи | Формы и методы работы | Ожидаемые результаты | |
1 | Подготовительный этап | Создание и совершенствование «Интеллектуального паспорта класса» | -диагностика; -тестирование | Интеллектуальный паспорт класса включает: -учебные интересы учащихся -отношение учеников к процессу учения и к отдельным предметам -степень работоспособности и организованности учащихся -степень развитости общеучебных умений и навыков детей -уровень интеллектуального развития успеваемости -результаты успеваемости |
| Начальное образование | Формирование познавательных мотивов деятельности: развитие интеллектуальных способностей учащихся, учебно-познавательного интереса, расширение кругозора. Создание условий для творческой активности учащихся. | -Решение кроссвордов, головоломок. -викторины -конкурс «Сочиняем сами!» -интеллектуальные игры -участие в школьной олимпиаде, -участие в международных и всероссийских конкурсах «Кенгуру», «Медвежонок» и др. -выпуск познавательных газет -День науки и техники | Развитие эрудиции, творческой активности, самоопределение школьников в выборе интересов и занятий. |
| Средняя и старшая ступень | — Развитие информационного кругозора — Развитие познавательных интересов — Аналитическая деятельность — Научная организация труда -Воспитание стремления к постоянному интеллектуальному саморазвитию, самосовершенствованию
| Беседы о развитии науки, техники, жизни замечательных людей; — Читательские Конференции; — Выставки книг; — Библиотечные уроки; — Диспуты; — Предметные кружки; — Факультативы; — Олимпиады; — Создание групп поддержки, взаимопомощи; — Предметные дни недели; — Интеллектуаль-нопознавательные игры; — Викторины; — Турниры смекалистых, эрудитов; — Беседы о культуре и гигиене умственного труда; — Использование СМИ для пропаганды знаний; — Проведение исследовательской работы (доклады, рефераты)
| Самоопределение в выборе будущей профессии. Способность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Понимание ценности образования как основы будущего успеха. Развитие креативности, критического мышления. Готовность к сотрудничеству для достижения совместного результата. |
Ожидаемые результаты:
Максимальное развитие генетических возможностей и способностей личности, устойчивые естественно — научные взгляды на природу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. Под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой.-М.:Просвещение, 1997;
2 Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе. Православная педагогика: традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
3 Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М.: «Педагогика», 1988;
4 Саляхова Л.В. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы.-М.:Глобус, 2007;
5 Энциклопедия семейного воспитания и обучения – протоиерей А.И.Маляревский. https://pedagog.eparhia.ru/
6 Духовно-нравственное воспитание младших школьников. http:5 ballov.qip.ru/
7 Макаренко А.С. Книга для родителей. –М. «Педагогика», 1988;
8 Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод.рекомендации. Ом. Гос. Пед. Ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991;
9 Журналы «Классный руководитель»;
10 Журналы «Завуч начальной школы».