Конспект классного часа «Моя семья — моя опора» 5 класс


Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа












Классный час «Моя семья — моя опора»

(5 класс)









Разработал: Кузиков Владимир Аркадьевич,

учитель истории и обществознания





с. Панаевск, 2013


Цель: Учить доброму и бережному отношению к своим близким, воспитывать гордость за свою семью, подвести к пониманию учащихся необходимость сохранять традиции и обычаи семьи.

Задачи:

  1. формирование нравственного долга детей перед родителями;

  2. определение роли детского участия в заботах по дому и в создании тёплых
    семейных отношений;

  3. развитие способностей коммуникативного общения;

  4. развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной проблемой.

Оборудование:

2 листа ватмана, фломастеры, бумага, авторучки, карточки с заданиями.


На доске:

Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Л.Н. Толстой.

Плакат, на котором изображено жёлтое солнце с 7-ю лучами, в центре 7-Я, рядом — тучка,


Высказывания великих людей (по усмотрению учителя).

1. «Характер и нравственное поведение ребёнка — это слепок с характера родителей. Он развивается в ответ на их характер и поведение».

Эрих Фром

2. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители — пример ему».

Себастьян Брандт (XVI век)

3. «Брак — это многолетний героический труд отца и матери, поднимающих
на ноги своих детей!»

Бернард Шоу

4. «Мысль о том, что я сын хорошего отца, останавливала меня от дурных поступков».

А. Нащокин (Из письма А. С. Пушкину)

Ход занятия:

  1. Приветствие. Упражнение на сплочение класса «Назови число»

Каждый из участников, поочередно выступая в роли водящего, называет любое число от 1 до числа, равного количеству участников в группе. Должно одновременно встать столько человек, какое число названо. Если это удалось, то водящим становится следующий участник, если не удалось – прежний водящий называет новые числа до тех пор, пока задание не будет выполнено.

  1. Основная часть.

Мотивационный блок.

Ассоциации на выражение «Мой дом»

Вам известно выражение «Мой дом-моя крепость». А что для вас ваш дом, в котором живут близкие и родные вам люди? Крепость, колодец, парусник, корабль или что-то другое? Учащиеся высказывают свои ассоциации на выражение «мой дом».

Информационный блок. Беседа.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не об­манут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом тёплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в ваших семьях? Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело. Уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас много родных (бабушек, дедушек, дядь, тёть и т.д.), с ними мы свя­заны незримыми нитями. Все эти незримые нити образуют родословное дерево. Если пе­ревернуть рисунок, тогда дерево превратится в корень, из которого вы и выросли. Говорят: «У него крепкие корни». И тот род силён, который предков помнит и чтит.

Скажите только честно и откровенно:

  • Знаете ли вы откуда вы родом?

  • Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите? В честь кого вас назвали?

  • Пишете ли вы письма, шлёте ли поздравительные открытки вашим родст­венникам, которые живут далеко?

У каждого человека есть свой дом. Слова «Отчий дом», «семья» входят в на­ше подсознание с первых дней жизни. Семья — это великий дар.

И сегодня на классном часе мы поговорим о семье.

— Как вы считаете, что такое семья? (запись вариантов ответов на доске)

-Для чего человеку нужна семья?

Упражнение «Семья или…»

Мы разделимся на 2 подгруппы и будем разыгрывать ситуации. Первая группа – сторонники семейного образа жизни. Их задача – убедить своего партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым, здоровым. Он не сможет нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, такие люди чаще болеют и совершают преступления и т.д. Чтобы убедить, нужны не только слова, но и серьезные доводы, и аргументы, в том числе на примере своей семьи. Вторая группа – сторонники одиноко образа жизни. Их задача, отвечая на доводы и аргументы сторонников семейной жизни, отстоять свою точку зрения. Им также нужны определенные доводы, чтобы их смогли выслушать и согласиться, если эти аргументы будут убедительными.

После этого обсуждаются те аргументы, которые приводились за семью и против, классный руководитель записывает их на ватмане под заголовками «за» и «против». На основе записей делается вывод о необходимости семьи и об огромной роли семьи в современном обществе.

Метафорическая игра «Царевна – лягушка»

Классный руководитель предлагает участникам вспомнить русскую народную сказку «Царевна – лягушка».

Было у царя три сына, время шло, сыновья подросли и стали молодцами, пришла им пора жениться. Собрал отец сыновей и дал им свой наказ: «Дети мои милые, возьмите каждый по стреле, натяните свои луки, да пустите стрелы в разные стороны; на чей двор стрела упадет, туда и сватов пускайте».

У старшего брата стрела упала на боярский двор; у среднего – на купеческий двор, а у младшего — улетела стрела на грязное болото и подхватила ее лягушка – квакушка.

Вспомним, что Иван – царевич сказал лягушке – квакушке при встрече: «Как мне за себя квакушку взять? Квакушка мне не ровня!». Но делать нечего, и взял он ее во дворец…

— Сейчас вы, разделившись на 2 подгруппы, будете работать над этой сказочной ситуацией. Подгруппам «Иваны – царевичи» и «Царевны – лягушки» для удобства, чтобы не мешать друг другу, предлагаю разойтись в разные стороны кабинета.

Задание для «Иванов – царевичей»: напишите на ½ листа ватмана при каких условиях Иван – Царевич захотел бы жениться на лягушке? Варианты могут быть самыми невероятными.

Задание для лягушек: напишите на ½ ватмана что может предложить Ивану – Царевичу лягушка, чтобы он захотел жениться на ней. Варианты могут быть самыми необыкновенными.

Затем классный руководитель предлагает вывесить оба плаката рядом друг с другом и презентовать сначала решение «лягушек», а затем – «Иванов – царевичей». Классный руководитель подчеркивает те варианты, которые совпадают между собой, затем вычленяет новые варианты, которых нет у Ивана – Царевича, а также те, которые противоречат его идеям.

— Тема нашего сегодняшнего классного часа связана с семьей, супружескими отношениями. Посмотрите, Иван –Царевич –это потенциальный жених, супруг, а Лягушка – это потенциальная невеста, супруга. Однако, она мало привлекательная для него, но если выяснить, чего хочет Иван, его мотивы и интересы, то, возможно, мы сможем понять, по каким мотивам молодые люди стремятся создать семью.

— Итак, семья — это союз двух человек, мужчины и женщины, которые в процессе совместной жизни готовы разделять не только радости, но и трудности, а порою – горести.

Подумайте, из-за чего чаще всего у вас возникают конфликты в семье? Ребята обсуждают проблему в команде, затем высказывают свои мнения. Классный руководитель читает легенду.

В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у ста­рейшины семьи: «Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга»? В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?

Ребятам предлагается отгадать это слово. (ТЕРПЕНИЕ)

Вывод. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулиро­вать отношения с родными.

А у меня есть в жизни мама!

Она настойчива, упряма,

идет по жизни прямо, смело.

(Вот так бы я всегда умела).


У нас по-разному бывает:

Поссоримся – она прощает.

Я не права – берусь за дело,

Чтоб кухня к вечеру блестела!


И снова в доме мир, покой…

Тебе совет хочу дать свой:

Лишь только тот согласие познает,

Кто понимает все и уступает.

  1. Заключительная часть. Подведение итогов.

Вы тоже станете родителями! Какими вы будете мамами, папами? Задумыва­лись ли вы над этим вопросом?

Мы сегодня с вами выяснили, что «погода в доме» зависит во многом и от вас самих. Разгоним тучи над нашим домом!

Одна из заповедей Христа гласит: «Почитай отца своего и мать, да будет тебе благо».

В послании апостола Павла сказано почитай, а не люби. Чувствуете разницу? Речь идёт о долге перед родителями. Любить можно безотчётно. Долг же требует осмысления и душевной работы.

Добрые дети — дому венец, худые дети — дому конец. Видите, ребята, как много зависит от вас?

Сегодня, когда придёте домой, не забудьте позвонить своим родным и сказать, что вы их очень любите! А домашнее задание будет таким – написать мини-сочинение «Моя семья – моя опора».

Семья — это то, что мы делим на всех, Семья — это то, что с тобою всегда.

Всем понемножку: и слёзы и смех, Пусть мчатся секунды, недели, года,

Взлёт и падение, радость, печаль, Но стены родные, отчий твой дом —

Дружбу и ссоры, молчанья печать. Сердце навеки останется в нём!


















Список использованной литературы

  1. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. – М.: ВАКО, 2009

  2. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг: практическое применение. – СПб.: РЕЧЬ, 2001

  3. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/авт.-сост. Ю.А.Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Установка параметров страницы, редактирование"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: