Конспект литературно-музыкальной композиции «В те дни мы в войну не играли — мы просто дышали войной»


ГБОУ СОШ № 733 ЮВАО г. Москвы













КОНСПЕКТ ЛИТЕРАТУРНО — МУЗЫКАЛЬНОЙ

КОМПОЗИЦИИ

«В те дни мы в войну не играли – мы просто дышали войной…»







составила учитель русского языка и

литературы

Казакова Ирина Александровна




















2012г.



Цели:

  1. Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России и её граждан в судьбе мира.

  2. Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, сопричастность поколений к истории Отечества.

  3. Воспитание уважения к подвигам героев.

  4. Воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.



(Звучит музыка военных лет)


Чтец №1


Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям в нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Почему сыновья не вернулись домой,

Столько жён потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров,

А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.


Чтец №2

Тем, чьё детство опалено огнём Великой Отечественной, посвящается…


Его я узнал не из книжки-

Жестокое слово-война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.


Чтец № 3

Дети и война — понятия несовместимые. Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребёнку, прошедшему через ужас войны? Что поняли, увидели, запомнили дети войны? Об этом наш рассказ.

( Звучит мелодия на фортепьяно. На фоне мелодии – чтение стихотворения В.Вольтман-Спасской «Девочка у рояля»)


Чтец № 4

Стрелки непочиненных часов,

Как трамваи, неподвижно стали.

Но спокойно, под набат гудков,

Девочка играет на рояле.


У неё косички за спиной.

На диване в ряд уселись куклы.

Бомба, слышишь? В корпус угловой…

Дрогнул пол…Коптилка вдруг потухла.


Кто-то вскрикнул. Стёкла, как песок,

Заскрипели под ногой. Где спички?

Девочка учила свой урок,

В темноте играя по привычке.


Так ещё не пел нам Мендельсон,

Как сейчас в тревогу. И весь дом был

Музыкой нежданной потрясён

В грозный час разрыва близкой бомбы.


И наутро, в очередь идя,

Постояла я под тем окошком.

Ты играешь, ты жива, дитя.

Потерпи ещё, ещё немножко.


Зимовать остался Мендельсон.

Как надежда, музыка бессмертна.

Стали стрелки. Город окружён.

До своих – большие километры.


Хлеб, как пряник, съеден по пути.

Раскладушка в ледяном подвале.

Но, как прежде, ровно с десяти

Девочка играет на рояле.


Чтец № 5

Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.


Чтец № 6

Мы – маленькие очевидцы,

Последние из могикан,

Нам до сих пор тревога снится,

И до сих пор отбой не дан.

Из тёплой, полной снов постели,

Из комнат, где цвели цветы,

В бомбоубежища и щели

Мы ночью с бабушками шли.

Мы слёз тогда уже не лили,

Мы знали вкус полынь-травы.

И с вами всю беду делили,

Как с нами хлеб делили вы.


Чтец № 7

Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своём военном детстве инженеров, военных, врачей, рабочих.

— В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпиталь.

А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбёжек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.


Чтец № 8

— Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было 9 с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й армии…


Чтец № 9

( чтение стихотворения К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…)


Звучит песня «Серёжка с Малой Бронной…»


Чтец № 10

Сыны полка… Голодных и промёрзших, их привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлёбкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Чаще всего мальчишки молчали. Их всё-таки отправляли. Но через неделю-другую они снова появлялись в соседнем подразделении. Многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции. Бесстрашными и мужественными были эти мальчишки и девчонки – орлята, так их называли.


Звучит песня «Орлёнок».


( На экране – портреты пионеров-героев Вали Котика, Зины Портновой,

Вити Коробкова, Лары Михеенко, Марата Козея, Володи Дубинина, Лёни Голикова)


Звучит «Песня о маленьком трубаче».


Чтец № 11

Горнили к бою трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый фланг, в солдатский строй.


Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать,

Но всё равно в бою они умели

Не отступать и побеждать.


Жила в сердцах их взрослая отвага,

В 12 лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до Рейхстага –

Сыны полков своей страны.


( На экране – дети блокадного Ленинграда)


Чтец № 12

В блокадных днях

Мы так и не узнали,

Меж юностью и детством

Где черта?

Нам в 43-ем выдали медали,

И только в 45-м паспорта.

— Ленинградские дети… Они вместе со взрослыми несли все тяготы в условиях блокады. Об этом свидетельствует дневник Тани Савичевой:

« Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра, 1941год. Бабушка

умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лёка умер 17 марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года… Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».


Звучит фрагмент 7-ой симфонии Д. Шостаковича.


Чтец № 14


Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.


Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.


Вдруг сразу словно ветер свежий

Пройдёт по детскому лицу,

И, оживлённая надеждой,

Она бросается к бойцу.

Защиты ищет у него:

— Убей их всех до одного!

( А. Барто)


Чтец № 15

Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.

Уже в освобожденных лагерях советские солдаты обнаружили целые груды кукол и прочих детских игрушек. А волосы убитых людей нацисты использовали как материал для набивания матрасов. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представитьдаже маленькую толику того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти.


Звучит песня «Саласпилс».


Чтец № 16

Такого не забудешь дня.

Здесь память входит в силу:

В Берлине девочка меня

Дать хлеба попросила.

Ей кажутся темней теней

Земля, руины, небо.

Забыли взрослые о ней

И не дают ей хлеба.

Ей не понятно, почему

Ты, небо, так устало,

Что даже Богу самому

Не до неё вдруг стало.

Страшнее самых страшных снов

Тот взгляд, упрёк тот жёсткий.

Старушка девяти годов

Стоит на перекрёстке.

раскрою вещмешок, отдам

Свой хлеб. Но где взять средство,

Чтоб годы возвратить годам

И вновь дать детству детство?

Чтоб сбросить груз невзгод и зла,

Сдавившего ей плечи…

Когда б она понять могла

Значенье нашей встречи!

Молчит. Одни глаза живут.

Мрачна и безымянна…

Боится.

— Как тебя зовут?

Чуть слышно:

— Иоанна.

(Ю.Окунев «Иоанна»)


Звучит песня «День без выстрела на Земле».

( Выходят чтецы с плакатами)


— Я нарисую яркое солнце!

— Я нарисую синее небо!

— Я нарисую свет в оконце!

— Я нарисую колосья хлеба!

— Мы нарисуем осенние листья,

Школу, ручей, друзей беспокойных.

И зачеркнём нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны!












Список используемой литературы:

1.Сборник «Час мужества. Стихи о войне», изд. Олимп,2005.

2.Лирика военных лет. М., изд. Московского университета, 1985.

3.Н.И.Дереклеева. Классные часы по теме «Нравственность», ООО «5 за знания», 2006.

Свежие документы:  консультация для родителей "Поговорим об ОРЗ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: