Конспект НОД для детей старшей группы «Народный праздник Покров»


МДОУ детский сад №43 комбинированного вида Управления образования Администрации г. Апатиты Мурманской области





Конспект НОД

для детей старшей группы

«Народный праздник Покров»





Подготовила

воспитатель Галкина Татьяна Борисовна












Апатиты, 2015 г.

Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление.

В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус.

Цель: Приобщение детей к истоками народной культуры.


Задачи:

  1. Обучающие:

  • Развитие умения выделять признаки ранней и поздней осени, сравнивать пейзаж (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»);

  • Знакомство детей с русским народным праздником «Покров», историей возникновения, традициями и обычаями проведения;

  • Знакомство с традицией изготовления Павлопосадских шалей, как произведения искусства.

  1. Развивающие:

  • Способствовать развитию устойчивого интерес к декоративно-прикладному искусству русского народа;

  • Способствовать развитию эмоционально-эстетических чувств, оценок, суждений;

  • Развитие умения применять полученные знания о Павлопосадских шалях, создавать нарядные шали, украшенные орнаментом и растительным узором (рисование на ткани с использованием трафаретов);

  • Развитие интереса к художественному слову (загадки, эпитеты, стихи).

  1. Воспитательные:

  • Вызвать интерес к прошлому своего народа, желание продолжать соблюдать и сохранять русские традиции;

  • Формирование сообразительности, артистичности, дружеских качеств, культуры общения;

  • Формирование аккуратности в выполнении работы (рисование на ткани с использованием трафаретов).

Методы:

Словесный;

Наглядный;

Игровой;

Информационный.

Словарная работа:

  • Развитие словаря за счет слов-прилагательных: ранняя, прекрасная, золотистая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая, солнечная, поздняя, скучная, унылая, пасмурная…

  • Развитие интереса к речи, как особому объекту познания (Покров, покрывать, накрывать, покрывало, покрытие, покрышка…)

  • Обогащение словаря за счет слов: Павлопосадские шали, бахрома, город Павлопосад.

Материал:

  • Мультимедийная презентация «Покров»,

  • Видеоаппаратура, Павлопосадские шали,

  • Репродукции картин (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»).

  • Салфетки из ткани,

  • Краски, трафареты для украшения «шалей»

Предварительная работа:

  • Наблюдение за осенними признаками природы на прогулке;

  • Экскурсия в осенний парк;

  • Рассматривание иллюстраций об осени, цветах.

  • Заучивание стихотворений («Ходит осень по дорожке», «Мокрые деревья голые стоят…»)

  • Работа с тканью (изготовление бахромы)

  • Слушание и исполнение песен («Лист календаря», «Разноцветная игра», «Осень наступила»)













Ход занятия:


Дети сидят на стульях полукругом

1. Беседа об осени

Педагог:

— Дети, отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья

— Почему вы так думаете? (предложить объяснить свое мнение)

— Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

— Какие осенние признаки вы можете вспомнить и назвать? (Дни становятся короче, погода становится холоднее, все реже светит солнце, чаще идет дождь…)

— Осень делиться на два совершенно разных периода: раннюю и позднюю.

— Посмотрите на картины и скажите на какой картине изображена ранняя (поздняя) осень. Объясните почему вы так решили (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»)

— Как вы думаете, ранняя осень – какая? (Радостная, золотая, пышная, богатая, разноцветная, солнечная, щедрая урожаем)

— Поздняя осень – какая? (Грустная, неприглядная собой, скучная, унылая, поздняя, пасмурная, с тяжелыми тучами на небосводе…)

2. Народный праздник Покров

— Знаменита осень народным праздником «Покров». Вам знакомо слово «Покров»? Как вы думаете, что оно обозначает?

— Какие родственные слова вы знаете? (Покрывало, покрыть, накрывать, покрышка, крышка, кровля, крыть, покрытие…)

— Старые люди говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». Что это значит? (ответы детей)

— Какие головные уборы носили женщины в старину? (Платок, косынку, шаль) В старину только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой, у женщин голова должна быть всегда покрыта.

— Платок – это что такое? (Предложить рассмотреть и сделать вывод, что платок – головной убор квадратной формы; косынка – это половинка, то есть разрезанный по «косой» квадрат ткани; шаль – платок большого размера, часто с красивой бахрамой по краям)

— Ребята, посмотрите на изображение платка, косынки и шали. (Детям предлагается закрепить свои знания и еще раз показать платок, косынку и шаль, и назвать характерные отличия)

— Как вы думаете, сохранился ли обычай покрывать голову сейчас? (В день свадьбы голова невесты покрыта фатой – свадебным покрывалом. В храм могут заходить женщины и даже девочки тоже с покрытой головой)

(Детям предлагается посмотреть на слайд и обратить внимание на покрытую голову невесты)

4. Игра «Облупа»

Предлагаю вам поиграть с платком в русскую народную игру «Облупа».

(Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза)

Дети садятся на стулья.

5.Происхождение праздника «Покров»

— Как вы думаете, почему Покров – осенний праздник? (С наступлением холодов девушки и женщину одевали на голову платок. Земля покрывалась снегом – снежным покрытием, как покрывалом.)

— Вам интересно узнать о происхождении праздника?

— По преданию один священнослужитель и его ученик во время богослужения были свидетелями явления Божье Матери, которая раскрыла головное покрывало – омофор – над молящимися людьми в знак своего заступничества от невзгод и страданий. Этим покрывалом, считали старые люди, Богородица оберегает людей и шлет им любовь и радость, а так же исцеляет от болезней и незгод. С тех пор и возник праздник — именно в тот день, когда и было это видение.

— Посмотрите, ребята, на изображение Богородицы, которое называется икона.

6. Покровские ярмарки

— Издавна известны в народе Покровские ярмарки. Там товару всякого видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей.

— Вы хотите побывать на ярмарке?

(Дети хором повторяют скороговорку)

Еле-, Еле-, Елизар

Едет, едет на базар.

А с базара, а с базара

Не догонишь Елизара

— Я приглашаю вас на ярмарку. Посмотрите, какие красивые шали!

(Дети подходят к выставке платков. Предлагается посмотреть и потрогать шали. Девочки одевают на плечи шали)

— Эти шали делают в городе Павлопосад, поэтому они называются Павлопосадские. Изготавливаются они из тонкой шерсти. На шалях изображают цветы, а по краям бахрома.

— Шаль в старину одевали по праздникам. Шаль – это украшение женской одежды. Они бывают разные по размеру, по расцветке. Бахрома и кисти тоже разные.

Дети садятся на стулья.

— Отгадайте, какими цветами украшали шали?

(демонстрация иллюстраций с изображением цветов)

Вот чудесные цветы

Небывалой красоты

Яркие, пахучие

Ай, ай, ай! Колючие! (Роза)


Стоит в поле кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое

Что это такое? (Ромашка)


Не зовет на перемену

И обратно на урок,

Потому что это просто

Голубой лесной цветок (Колокольчик)


Нам запах свежести лесной

Приносит поздней весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной (Ландыш)

— Посмотрите на экран и вы увидите какие еще бывают разные по расцветке Павлопосадские шали и платки. Обратите внимание на фон платка, растительный орнамент. (Дети по очереди описывают понравившийся им платок)

7. Русская народная игра «Арина»

— Ребята, а хотите немного поиграть в русскую народную игру «Арина».

Дети встают в круг.

Считалкой выбрать водящего. Играющие встают в круг, в середине – водящий (Арина). Ему завязывают глаза.

Все водят хоровод и поют:

Долгая Арина

Встань выше овина,

Рученьки сложи,

Чье имя скажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль каравая,

Вдоль по караваю.

Кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается его имя (наощупь). Чье имя отгадает, тот будет Ариной. Игра повторяется 2-3 раза.

Дети садятся на стулья.

8. Итог занятия

— Ребята, скажите о каком осеннем празднике, мы сегодня говорили? (Покров)

— А почему его так называли? (Потому что землю покрывает белый снег, как покрывало. Природа засыпает под покрывалом до весны)

— С чем мы сегодня еще познакомились на занятии? (С Павлопосадскими шалями и платками)

9. Изготовление салфеток

— Ребята, мы с вами заранее приготовили салфетки и сделали бахрому. Сегодня мы будем украшать салфетки цветами. Для этого нам понадобятся трафареты и краски (Рисование цветов с помощью трафаретов на салфетках).

Дети садятся за столы, на которых приготовлены салфетки, трафареты и краски. Дети выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь.

После окончания работы дети встают полукругом, в руках держат свои работы.

Дети « змейкой» выходят из группы.





































Список литературы


1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400c.

2. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168с.

4. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. — №9. – С.16-20.

5. Детские подвижные игры народов СССР / Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.

6. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др. – Спб: Детство-пресс, 2001. – 400с.

Свежие документы:  Интерактивное обучение на занятиях по инженерной графике

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: