Министерство образования и науки Самарской области
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов
«Региональный социопсихологический центр»
Конспект родительского собрания
на тему «Особенности подросткового возраста. Подросток и родители»
подготовила
педагог-психолог
Халтурина Анна Викторовна
г. о. Тольятти
2011
Конспект родительского собрания
(8 класс)
Халтурина Анна Викторовна,
педагог — психолог первой категории
Регионального социопсихологического центра,
работающая в МОУ лицее №67 г. о. Тольятти, Самарской области
Тема: «Особенности подросткового возраста. Подросток и родители».
1 блок
Информационный
Древняя мудрость гласит:
«Обращайся с сыном до 5 лет как с царем,
до 12 — как со слугой,
а после 12 — как с другом»
Многие родители подростков сталкиваются со «стеной непонимания» в отношениях со своими детьми.
Основные изменения в поведении, в характере ребенка связаны с особенностями подросткового возраста. В этом возрасте они, как правило, противоречивы:
стремятся быть признанными взрослыми и сверстниками и демонстрируют свою «независимость»;
они борются с общепринятыми правилами и идеалами и отождествляют случайных кумиров.
Часто отсутствие взаимопонимания между детьми и взрослыми приводит к разнообразным нарушениям поведения. («Главная беда родителей в том, что они знали нас маленькими» — мальчик 15 лет).
Ребенок находится как бы в оппозиции родителям: возможно, это реакция на чрезмерные претензии к ребенку, непосильную для него нагрузку – требованиям быть отличником, преуспевать в занятиях спортом, музыкой. Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или резкого уменьшения привычного внимания со стороны близких (возможны прогулы, побеги из дома). Все эти демонстрации как бы говорят: «Обратите на меня внимание».
Сильная опека со стороны родителей, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и свободы проявляется в стремлении ребенка высвободиться из-под опеки, контроля родителей и учителей. Это может выражаться в настойчивом желании всегда и везде поступать «по- своему», «самостоятельно», в нарушение установленных старшими порядков и правил.
Самое главное для подростков — общение со сверстниками, группа становится главным регулятором поведения, они как бы сливаются с группой.
Негативное отношение многих взрослых к «пустому времяпрепровождению» (стремление подростка сбежать из дома в свою компанию, к друзьям) связано с недопониманием острой потребности в принадлежности к группе. Они еще не имеют ясно осознанного «образа Я» и чаще чувствуют себя более защищенными в среде себе подобных.
В этом возрасте у ребят, как правило, непродолжительные сменяющие друг друга увлечения, интересы.
И уже сейчас многим надо определиться с будущей профессией.
2 блок
Сообщение результатов диагностики
Здесь сообщаются результаты диагностики профессиональных предпочтений по тестам:
Теория выбора профессии Дж. Л. Голланда;
Дифференциально – диагностический опросник Е.А. Климова;
Карта интересов А.Е. Голомштока.
(Сообщаются адрес и телефоны центра профориентации для более детальной консультации).
3 блок
Причины и рекомендации
Причины неблагополучия подростков:
безнадзорность ребенка в семье, как следствие, воздействие отрицательных примеров;
отсутствие у родителей единых взглядов на воспитание детей ведет к слабохарактерности детей, неуверенности и безответственности;
избалованность ребенка, недостаточная требовательность к нему;
применение физических наказаний может привести к возникновению лживости, трусливости;
отсутствие четкого режима дня в семье приводит к беспорядочности, рассеянности, неаккуратности ребенка.
Если не удовлетворять потребности ребенка быть или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему как к ребенку часто приводит к закреплению упрямства, капризности, негативизма, грубости или еще хуже – может вызвать крупные и продолжительные конфликты.
Плохо, когда родители не обращают внимания на повышенную возбудимость, неуравновешенность, обидчивость или полную безучастность ребенка, на такие симптомы как бессонница, головные боли, тики, неоправданная слезливость. В этих случаях надо немедленно обращаться к врачу.
Рекомендации:
Предоставить подростку самому определять свои главенствующие интересы в жизни. Навязывание педагогами и родителями ребенку собственных стандартов вызывает качества неуверенности, неполноценности, ущербности или агрессии.
Поощрять активность: активных и неорганизованных детей рекомендуется загружать полезной и увлекательной деятельностью, не оставляя им много времени для безделья.
Обеспечить эмоциональный комфорт: нежелательно, чтобы ребенок воспринимал взрослого как настроенного против него чужого человека.
Признавать собственные ошибки и в случае необходимости приносить извинения.
И не забывайте: « До пяти лет общайся с сыном как с царем, до двенадцати – как со слугой, а после двенадцати – как с другом».
Список использованной литературы
Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. — 379 с.
Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях: Метод. рек. / Сост.: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. — Обнинск: Б.и., 1992. — 22 с.
Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. — Ереван: Луис, 1980. — 254 с.
Байярд Р.Т., Байярд Т. Ваш беспокойный подросток. — М., 1995.
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений /пер. с англ. Ю.Брянцевой и Б.Красовского. — М., 1999. — 512 с.
Башкатов И.П. Психология неформальных подростково — молодежных групп. — М., 2000.
Беличева С.А. Сложный мир подростка. — Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. — 129 с.
Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. — М.: Знание, 1982. — 94 с.
Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. — 1986. — № 4.
Ваш проблемный подросток / Под ред. Л.А. Регуш. — СПб., 1999.
Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. — Т.4. — М., 1984.