Конспект урока для 5 класса «Дидактические игры на формирование нравственных качеств у старших дошкольников»


Дидактические игры на формирование нравственных качеств у старших дошкольников.


1.Дидактическая игра: «Ласковое слово для мамы»

Цель: Воспитывать внимание, любовь и уважение, заботливое отношение к родным.

Дети –игроки встают парами друг против друга и делают шаги друг другу навстречу. Условия игры такие: шаг можно сделать, только сказав нужное слово. Задача игроков- поочередно произносить вежливые слова. Называя слово правильно, игрок делает первый шаг вперед. Тот, кто затрудняется с ответом, пропуская ход.


2. Дидактическая игра «Добрые картинки»

Цель: Из группы сюжетные картинки выбрать те, на которых изображены хорошие поступки детей и взрослых, и точно обозначить словом нравственную категорию: доброта, забота, щедрость, вежливость, справедливости, смелость, трудолюбие и тр.

Дети делятся на микрогруппы, поощряются инициативности и самостоятельность в коллективном обсуждении, совете, принятии общего решения, умение высказывать собственную точку зрения, отличную от других.

Малоподвижная игра «Дед Мазаль» .

Дети: Здравствуй дедушка Мазаль.

С длинной белой бородой.

С карими глазами, с белыми усами.

Мазаль: Здравствуйте дети.

Где вы были? Что делали?

Дети: Где мы были мы не скажем,

А что делали покажем!

Дети изображают движения.


3.Дидактическая игра: «Волшебные слова»

Угадай по голосу, кто тебя приветствует и ответь на приветствие, называя имя.

Воспитатель: А какие слова мы употребляем, если обращаемся с просьбой? – ответы детей :Будьте добры. Будьте так любезны. Простите, вы не подскажете.

Воспитатель: А когда благодарим? –дети: Вы так любезны. Благодарю вас. Большое спасибо.

Воспитатель: Я вам прочту стихотворение: «Простите». Послушайте и скажите, какое волшебное слово вы здесь услышали?

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашёлся, взглянул им в глаза.

И робко, и тихо « Простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже.

«Мы купим другую, есть лучше в продаже».

«Простите!» Казалось бы, что в нём такого.

А вот ведь какое чудесное слово!

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения «Добрые слова».

Встретил Витю я, соседа,- встреча грустная была:

На меня он, как торпеда, налетел из-за угла!

И представьте – зря от Вити

Ждал я слова……

Воспитатель: Что Витя должен был сказать соседу? –дети: Извините!

Воспитатель: Ребята, нам часто приходится извинятся. Давайте вспомним, как правильно извиниться? –ответы: (Извините. Прошу прощения. Виноват. Прошу простить, я не хотел вас обидеть. Я виноват перед вами. Извините, я не хотел).

Воспитатель: Сила «волшебных слов» зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо или резким тоном, отвернувшись в сторону.

Свежие документы:  Мир открытий. КТД "В мире интересного"


4. «Вспомним вежливые слова»

В ходе беседы обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.

Представьте себе, что люди вдруг забыли слова вежливости. Что бывает, когда люди перестают быть вежливыми, вы узнаете из сказки «Праздник вежливости».

Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались. «Какой невежливый! Не буду больше с ним разговаривать», — подумал каждый из них. Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришел путник из другой страны. Встретил он первого жителя и сказал: «Здравствуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидания», «спасибо». Жители города, устроили праздник, салют, приготовили угощение. Одна злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и ушла навсегда из города в дремучий лес.

Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».

Воспитатель читает детям стихотворение Г. Ладонщикова:

Петя ловко ловит рыбу, может плотик смастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо» не умеет говорить!

  • Чему Петя научился?

  • Чему Петя должен учиться?

Теперь вам известно, что надо не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить, когда это необходимо.



5. Ролевой тренинг по рассказу Фоминой “Подруги”.

— Сейчас девочки покажут вам сценку.

После просмотра задать вопрос: “Как вы думаете, умеют ли девочки дружить? Можно их назвать настоящими подругами? Почему?”

(Они заботливые, внимательные, чуткие, отзывчивые).

Девочки посочувствовали Лизе, придумали, как развеселить ее, поиграли с ней, и она забыла, что у нее болит зуб.

Жить на свете очень туго без подруги или друга,

Без тебя и твой щенок нестерпимо одинок.

-А какой может быть дружба? (Крепкой, долгой, вечной, настоящей).


Игра «Клубочек»

Цель воспитывать чувства сплоченности.

Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель запевает песенку обматывает большой палец левой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называет его в песенке по имени и так далее

Когда песенка заканчивается- все дети и воспитатель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к воспитателю, проделав полный круг.

Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальца и кладу на пол.

Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут крепко дружить. В заключении дети повторяют поговорки о дружбе.


6. Дидактическая игра: «Живые картинки о друзьях».

-Придумайте, как можно показать, чтобы мы догадались, что на картинке двое друзей. Одни будут показывать картинки, а другие будут догадываться, и оценивать, получилось или нет. А теперь поменяйтесь ролями.

(Разыгрывание ситуации).

А сейчас будем играть так, как обычно играете вы “Сережа играл в пароход”. Он был капитаном, а с ним играл его друг Вова.

Им было интересно. Вдруг Сережа услышал, что плачет Владик. “Вова, — спросил он друга, — почему Владик плачет?”

А пусть себе ревет, у него Колька забрал машину, я видел, Поплыли дальше. Поревет и перестанет”.

Вопросы:

Какими вам кажутся Сережа и Вова?

(равнодушными, невнимательными, неотзывчивыми, безжалостными).

Расскажите, что вы думаете о друзьях?

(они не посочувствовали Владику, не пришли на помощь, не объяснили правила дружбы, не проявили заботу).

А как бы вы поступили на их месте?

(Я бы подошел к Владику и разобрался, утешил, успокоил, посочувствовал ему и объяснил, что надо договариваться играть по очереди или вместе).

— Молодцы! Вы знаете, как поступить, если друг оказался в беде.

Релаксационная музыкальная пауза.

— Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

7. Дидактическая игра «Кому что для работы надо?»

Цель: закреплять у детей знания материалов, инструментов и оборудования, необходимых людям для разных профессий. Воспитывать уважение к труды взрослых и трудолюбию.

Ход игры.

Воспитатель называет предмет, а дети –профессию человек4а, которому этот предмет необходим для работы. Например: шприц, пульт управления, ножницы, гвоздь, кассовый аппарат и другие. Дети отвечают что шприц нужен врачу, ножницы парикмахеру, гвоздь плотнику и так далее.

Мало подвижная игра «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

Один ребенок должен угадать что изображают другие. Например пол моют, забивают гвоздь и так далее.

8.Дидактическая игра «Назови профессию»

Воспитатель называет транспортные машины а дети называют профессию.

Трактор- тракторист

Машина-шофер

Поезд-машинист

Самолет-летчик

Пожарная машина- пожарник

Корабль-капитан

Космический корабль- космонавт


Дидактическая игра «Назови профессию»

Воспитатель называет животное а дети называют профессию.

Теленок- телятница

Олень-оленевод

Сад- садовник


Дидактическая игра «Угадай профессию по предмету»

Воспитатель показывает карточки с изображением предмета а дети называют профессию.

Ведро и швабра- уборщица

Билет- кондуктор

Цветы-цветовод

Касса-кассир

Мастерок-штукатур

Огнетушитель-пожарный

Молот и наковальня- кузнец

Краска и кисть- штукатур рубанок- столяр

Шприц — медсестра



9. Игра «Угадай сказку»

Цель: развивать критический взгляд на композицию произведения, позволяет вспомнить и по новому взглянуть на ранее прочитанные сказки, развивает творческие способности, а также способствует нормальному психологическому климату в коллективе, учит ребят совместной деятельности.

Для этой игры понадобятся карандаши, бумага и ножницы. Вначале командам раздаются наборы карточек с условным изображением сказки. Участники должны угадать, что это за сказка и расположить карточки в правильном порядке в соответствии с сюжетом сказки.

Например, «Сказку о Царе Салтане…» А.С. Пушкина можно нарисовать следующим образом: 1карточка: Изображается окно и ухо; 2- два обручальных кольца и корона; 3- зверушка в пелёнках; 4-бочка; 5- остров; 6- лебедь и т.д. Команда, которая первая угадает свою сказку получает очко.

Затем каждой команде предлагается нарисовать по одной сказке на карточках, а потом поменяться карточками и попробовать эти сказки угадать.










Свежие документы:  Эссе "Я - учитель!"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: