Конспект урока на тему «Будущее любой страны заключается в её детях»


Статья о социальной адаптации и реабилитации трудных подростков и детей находящихся в конфликте с законом .

МБОУ СОШ №2 г.Лакинска

Номинация «Работа над ошибками»



«Будущее любой страны заключается в её детях». Известная истина, часто повторяющаяся в педагогической литературе. Давайте посмотрим вокруг – мир полон детей. Приходя в мир, ребенок вправе ожидать счастливого будущего и гармоничного развития. Жизнь идет и вместе с особенностями развития у ребенка проявляются также и социально-психологические трудности, а у родителей и педагогов возникают многочисленные вопросы.


В последнее время проблема общения с «трудными» детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность таких детей неуклонно растет. Они уходят из дома, начинают бродяжничать, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются себе, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером.


Если в раньше «трудными» детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам  педагоги и воспитатели применяют выражение «трудный ребенок».


Стоит ребенку однажды попасть в список «трудных»  детей, часто за ним по жизни тянется шлейф дурной репутации. С ним мучаются все: и родители, и воспитатели, и педагоги. Никто не хочет такого ребенка принимать в детский сад или в школу, включать в детский коллектив или дружескую компанию. Перед ним всюду возникает стена, запрет или отказ.


Основа работы с трудными — это вопрос: «Как выйти из кризиса?» Первое, нам с учеником, второе, ученику с его окружением.


Что делать? Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей. Но нередко поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных».


Когда говорят о трудных детях, обычно имею в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления — трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая  — трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

Свежие документы:  Контрольно-измерительный материал Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве


Что же делать педагогу? Относиться к школьным трудностям спокойно. Не считать любую трудность непреодолимой преградой. Разобраться в её причинах и, если возможно, объяснить это ученику.


При работе с трудными детьми мы должны помнить о ряде условий, которые помогут достичь успеха в работе:

первое — установить контакт с подростком, чтобы общение дало возможность его познать.

Познание ребенка — это второе, о чем должен помнить педагог. Знать его мысли, стремления, реакции.

Третье — установить добрые отношения, что поможет в его реабилитации.


Мы должны: быть терпеливыми в стремлении помочь ребенку, быть предельно доброжелательными в общении с ним; не проявлять негативного отношения к ученику ни словом, ни жестом, ни выражением лица; избегать оценочных суждений; не сравнивать ребенка со сверстниками; хвалить ребенка при всех, обсуждать его проблемы наедине с ним.


При работе с трудными детьми отмечается необходимость взаимодействия работников всей социально-педагогической службы школы: заместитель директора по воспитательной работе, социального педагога, педагога-организатора. Все направления и виды работы должны планироваться единым координационным планом. Работа, безусловно, должна начинаться с составления плана совместной деятельности. Планируется выявление и учет несовершеннолетних, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи, находящихся в социально-опасном положении.


Выявление трудных детей, сбор аналитической информации от родителей, педагогов, медсестрой школы проводится параллельно всеми участниками учебно-воспитательного процесса: классными руководителями, социальным педагогом, педагогом-организатором.


Коррекционная работа по профилактике правонарушений в нашем образовательном учреждении планируется с самого раннего возраста, начиная с первого класса. Уже  в начальной школе мы говорим на классных часах, проводим беседы, организовываем конкурсы рисунков по темам «Профилактика вредных привычек», «Здоровьесбережения», по профилактике правонарушений. Классные руководители организуют встречи с медсестрой школы, проводят уроки здоровья, организуют театрализованные представления, ролевые игры.


Безусловно, основная профилактическая работа как с обучающимися, так и с родителями выполняется по общему плану. В этой работе мы стараемся объединить усилия педагогов дополнительного образования, классных руководителей. Совместные проведения мероприятий — акции, организация факультативов, кружков, клубов — это возможность психолого-педагогической реабилитации и профилактики асоциального, проблемного поведения.


Только совместными усилиями мы можем добиться успеха и наша работа принесет желаемый результат.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: