Конспект урока на тему «Диагностика уровня знаний по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»


ДИАГНОСТИКА

по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.





Автор: Цветкова Елена Петровна, старший воспитатель МДОУ № 105, город Кемерово

















































Вопросник для исследования знаниевого компонента уровня экологического воспитания старших дошкольников.





ОЦЕНКИ:

правильный ответ – 5 баллов;

частично – 2 балла;

не отвечает – 0 баллов.

  1. Живая природа.

  1. Птицы:

— Назови птиц, которых ты знаешь? (Вспомни, каких птиц ты видел чаще всего в на улице, за окном, во дворе, в книжках?)

— Как выглядят птицы? Какие части тела у них есть? (Чем отличаются птицы от человека? Чем они едят, ходят, чем берут пищу?)

— Как птицы передвигаются? Что сделают, если увидят еду? (Вспомни ворону или голубя – как они подходят к хлебным крошкам или семечкам? А воробей?)

— Как поют ворона, воробей, голубь? Какие звуки они издают?

— Как птицы выводят птенцов?

2. Животные:

— Назови животных, которых ты знаешь? (Вспомни животных из сказки? Какие животные участвовали в сказке «Репка», «Колобок»?)

— Чем питаются разные животные? (Кто питается корой деревьев, травой? А кто – ловит и убивает других животных?)

— Как называются животные, которые едят траву, разные растения, кору деревьев? А как называются те животные, которые едят мясо?

— Как хищные животные ловят травоядных? Что они делают, чтобы поймать? (Что делает хищник, чтобы быть незамеченным жертвой? Как он подходит к жертве?)

— А что делают травоядные животные, чтобы их не поймали?

3. Насекомые:

— Назови насекомых, которых ты знаешь? (Какие насекомые летают по воздуху, ползают по земле, прыгают по травинке?)

— Какие насекомые и как передвигаются? (Что делают бабочка, божья коровка, жук, если заметят тебя? А что они делают, чтобы добраться до цели?)

— Как они выглядят? (Чем насекомые отличаются от человека? Чем они передвигаются?)

— Можно ли брать их в руки? (Почему нельзя? Что будет с бабочкой, если взять ее за крылышки? Сможет ли она летать? А что сделает божья коровка, если посадить ее на ладонь? А жук?)

— Что происходит с насекомыми зимой? (Они могут выжить, перезимовать?)

4. Червяки:

— Как выглядит червяк? (Чем он отличается от человека? Как он передвигается?)

— Почему он так выглядит? (Как он передвигается?)

— Для чего нужны червяки в природе? (Что происходит с землей, когда они прячутся в нее? Что делает мама с домашними растениями, чтобы они «дышали»?)

5. Деревья:

— Какие деревья ты знаешь?

— Как выглядят деревья? Из каких частей состоят? (К какой части дерева мы можем прикоснуться –как она называется? А какая – спрятана в земле? Что на верхушке дерева?)

— Как меняются деревья летом, осенью, зимой?

— Как выглядят листья деревьев? Чем отличается лист ели? (Какоцй формы листья рябины, клена, березы, тополя, какого они размера? А какие листья у ели?)

— Весной на березах и кленах не сразу появляются листья. Что сначала вырастает на веточках берез и кленов? (Из чего появляются листики березы? А клена?)

— А что появляется осенью на веточках рябины? И для чего? (Кто-нибудь кушает ягоды рябины?)

6. Травянистые растения:

Назови растения, которые ты знаешь? (Какие растения появляются весной раньше всех? Какие их них имеют цветы? Какие растения есть в саду, поле?)

— Из каких частей состоит трава, растение? (Все растения имеют только листики? Вспомни домашние растения и растения на лугу – чем они отличаются?)

— Что произойдет с травкой, если ее поливать? А если – вырвать?

— Как изменяется трава летом, осенью?

— Как выглядят цветы одуванчика, ромашки, колокольчика?

— Можно поливать траву и цветы в жаркую солнечную погоду? (Что может произойти с обильно политыми растениями от сильного солнца? Вспомни, что происходит с водой в жаркую погоду?)

7. Овощи:

— Назови овощи, которые ты знаешь?

— Какие из них растут в земле, а какие – на поверхности? (Видим ли мы, как растет морковка? А капуста?)

— Как выглядят морковь, свекла, огурец, помидор, репа, кабачок, тыква?

— Как называют семена лука? А гороха?

— Что происходит с овощами весной, летом, осенью? (Сразу овощи вырастают, как только их посадили? Что нужно делать, чтобы овощи выросли?)

  1. Неживая природа.

  1. Ветер:

— Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

— Что происходит с деревьями, когда дует ветер? А с вертушкой?

— Что происходит с облаками, когда дует ветер? А когда ветер не сильный?

— А что происходит с ветками деревьев, когда ветер очень сильный? Как называется такой ветер?

2. Дождь:

— Зачем нужен дождь в природе? Как меняется природа, улица после дождя? (Что было бы с растениями и деревьями, если бы не было дождя?)

— Что появляется после дождя на городских улицах?

— Что произойдет с лужей, если по ней проедет машина? А с человеком, который бежит по луже – что произойдет?

3. Небо:

— Как меняется небо весной, летом, зимой?

— Почему небо кажется белым? Или серым? Что может закрывать небо, «застилать» его?

— Если на небе темные тучи осенью или летом – как изменится погода? А если небо темное зимой – как изменится погода?

— Что бывает с небом во время и после дождя?

4. Вода:

— Какого цвета может быть вода?

— Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

— Зачем нужна вода?

— Что произойдет с водой, если зачерпнуть ее в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть).

5. Песок:

— Чем отличается сухой песок от мокрого?

— Что произойдет, если наступить на влажный песок?

— Если ты поиграл(а) с сухим песком, как очистить от него руки? А от мокрого?

6. Космос:

— Какую форму имеет наша планета?

— Чего больше на земле – суши или воды? (Почему Землю называют «Голубой планетой»?)

— Как называются участки суши на земле? Какие материки ты знаешь?

— Какие планеты ты знаешь кроме Земли?

— А Солнце – это планета или звезда?

— Как солнце изменяет погоду на улице?

— Что происходит с водой на солнце?

— А как Солнце влияет на время суток?

— Как ты представляешь себе мир, где находятся планеты, Солнце, другие звезды, Луна? Как называется это пространство?

— Всегда ли существовала Вселенная? Как она образовалась?































Проблемные ситуации для оценки аффективного компонента уровня экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

ОЦЕНКИ:

правильный ответ – 3 балла;

частично – 2 балла;

не отвечает – 0 баллов.

  1. Нефть разлилась и затопила воды близлежащего озера. Что произойдет с жителями озера? Что нужно сделать, чтобы этого не произошло?

  2. Как вы считаете, в городе человек дышит свежим воздухом? Что загрязняет наш воздух в городе? Что нужно сделать, чтобы этого не происходило или происходило меньше?

  3. Автомобили ездят благодаря бензину, троллейбусы – благодаря электроэнергии. Есть ли средство передвижения, которому не требуется каких-либо веществ для того, чтобы человек мог передвигаться на нем на большие расстояния? (велосипед, машины на солнечном топливе)

  4. Мусор с местной свалки в одном из дворов не вывозился четыре дня. В результате мусор начал разлагаться. Когда его отвезли на свалку, закопали под слоем земли и глины. В результате мусор стал разлагаться очень медленно. Что нужно сделать с мусором, чтобы уничтожить его быстро и не навредить здоровью горожан?

  5. В Антарктиде происходит таяние ледников. Таяние ледников происходит также в Северном Ледовитом океане. Можно ли сравнить нашу планету с домом, у которого дырявая крыша? Что защищается Землю от воздействия прямых солнечных лучей? Почему защита ослабела?

  6. Сибирский лес богат разными видами животных: медведь, волк, рысь, росомаха, лось, олень-морал, косуля. Какие из этих животных являются хищниками, а какие – травоядными? Почему травоядных больше? (Может ли это быть связано с богатством растительного мира?)







Сводная таблица результатов оценки знаниевого компонента экологического воспитания старших дошкольников


ФИО



Вопрос

А. А.

В. Б.

Ж. Б.

А. Б.

Т. Д.

И. Д.

Е. И.

А. И.

Д. К.

Я. К.

Е. Н.

Т. Н.

Е. О.

О. П.

Н. Р.

А. Р.

И. С.

  1. Живая природа

  1. птицы


















  1. животные


















  1. растительный мир


















  1. насекомые


















  1. червяки


















  1. Неживая природа

1) ветер


















2) дождь


















3) небо


















4) вода


















  1. песок


















Основы космоса

  1. Вселенная


















  1. Солнце


















  1. Земля


















  1. Создание Вселенной


















уровень

в

в

с

н

с

с

в

н

н

с

с

с

с

с

в

н

с



















Сводная таблица результатов оценки аффективного компонента экологического воспитания старших дошкольников во II констатирующем эксперименте


ФИО




А. А.



В. Б.



Ж. Б.



А. Б.



Т. Д.



И. Д.



Е. И.



А. И.



Д. К.



Я. К.



Е. Н.



Т. Н.



Е. О.



О. П.



Н. Р.



А. Р.



М. С.



Ситуация

Вопрос

1

1


















2



















2

1


















2


















3


















3

1


















4

1


















5

1


















2


















3


















6

1


















2



















в

в

с

н

с

с

в

н

н

с

с

с

с

с

в

н

с

























Библиография

  1. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании [Текст] / А. Савенков // Дошкольное воспитание. – 2005. — № 12. – с. 6 – 11.

  2. Савенков А. И. Теоретические, эмпирические и фантастические исследования в домашнем обучении [Текст] / А. Савенков // Исследовательская работа школьников. — 2002. — № 2. — с. 73–78.

  3. Скалон Т. А. Экология для детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие [Текст] / Т. А. Скалон; Под общ. ред. О. А. Свиридовой, О. А. Никифоровой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008.



Свежие документы:  Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: