9
Код автора: № SC-3236
Автор: Булатова Светлана Анатольевна
учитель профессионально — трудового обучения
ГКС(к)ОУ «Котовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Тема опыта: Дифференциация и индивидуализация на уроках трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
Актуальность опыта.
Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения. Но если для массовых школ, реализуя дифференцированный и индивидуальный подходы в процессе обучения, основной целью является раскрытие более высокого потенциала каждого ребенка, развитие творческой, самостоятельной личности, повышение качества обучения, то для нашей школы, дифференцированный подход – это одна из форм коррекционной работы, которая ставит своей основной целью, опираясь на сохранные свойства учащихся и возможности их развития, исправление наиболее нарушенных процессов деятельности.
В своей работе в данном направлении ставлю перед собой следующую цель
ЦЕЛЬ: Создание условий для раскрытия потенциала каждого ученика и развития их умственных и физических возможностей с учетом индивидуальных особенностей, реализуя на своих уроках дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.
В соответствии с поставленной целью, решаю следующие задачи:
ЗАДАЧИ:
Выявление уровня обучаемости и здоровья учащихся
Выявление уровня обученности детей по предмету, используя критерии оценки каждого уровня.
Отбор содержания учебного материала для работы с детьми каждого уровня и определение методов, форм и методических приемов, способствующих применению уровневой дифференциации на уроках
Контроль влияния уровня развития обученности детей на качество знаний, познавательный интерес к предмету, психологический климат на уроке.
Технология опыта.
Для реализации поставленной цели свою работу строю следующим образом:
Входная диагностика (определение критериев, на основе которых выделяю типологические группы учащихся для дифференцированной работы).
Распределение детей по типологическим группам с учетом результатов диагностики.
Выбор форм и приемов дифференциации. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока и во внеурочной деятельности.
Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может меняться состав групп и характер дифференцированных заданий.
Входная диагностика. Определение критериев, на основе которых выделяю типологические группы учащихся для дифференцированной работы.
Свою работу по дифференцированному обучению начинаю с определения критериев, на основе которых выделяю типологические группы учащихся для дифференцированной работы с ними. При этом учитываю индивидуальные особенности каждого учащегося (физические, психологические, личностные, в том числе особенности мыслительной деятельности), опираясь на совместную работу с классными руководителями, воспитателями и результатами обследований, проводимых психологом.
Основные критерии:
Организация рабочего места
Соблюдение правил техники безопасности
Умение работать по готовому плану
Умение составлять план предстоящей работы самостоятельно
Навык работы на швейной машине
Качество выполненной работы
Самоанализ выполненной работы
Данные критерии выбраны в связи со спецификой предмета. Для определения результатов применяю следующие формы:
Проведение контрольных срезов и практических работ в начале года в каждом классе по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения с целью определения фактического уровня знаний детей, выявления факторов, влияющих на качество знаний, планирование и проведение коррекционных мероприятий по повышению уровня обученности.
По результатам диагностического тестирования составляю индивидуальную карту учёта сформированности учебных умений и навыков, в данном случае, по швейному делу на каждую ученицу, которая помогает мне распределить учащихся по типологическим группам и организовать учебную деятельность с учетом выявленных особенностей.
Распределение детей по типологическим группам с учетом результатов диагностики.
На основе полученных данных выделяю типологические группы учащихся, отличающихся:
Различным уровнем усвоения материала на данный момент;
Уровнем работоспособности и темпом работы;
Особенностями восприятия, памяти, мышления;
Уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
1 группа. Учащиеся данной группы в основном успешно справляются с обучением во фронтальной работе. К ним нет необходимости систематически применять дифференцированный подход с задачей преодоления отставания в учебе. Они способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводят его самостоятельно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы самоконтроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного уровня усваиваются успешно.
2 группа: Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Общую конструкцию изделия запоминают верно, но допускают ошибки в деталях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональными приемами, работоспособность средняя. Эффективное обучение учащихся 2 группы возможно лишь при условии систематического дифференцированного подхода.
3 группа: Основная трудность для данных учащихся состоит в том, что программа по трудовому обучению предусматривает конструктивно и технологически изготовление новых изделий. Но учащиеся данной группы могут овладевать простейшей профессиональной деятельностью лишь при условии, если одно и то же учебное задание повторяется несколько раз, при этом образ изделия и план предстоящей работы, в основном, усваивается во время практического выполнения задания. Поэтому для обучения данной группы учащихся в организации учебной деятельности целесообразно применение индивидуального подхода на различных этапах урока и во внеурочной деятельности. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняет с ошибками, темп работы низкий.
Распределение учащихся по типологическим группам помогает мне организовать не только внутреннюю дифференциацию (внутри класса), но и внешнюю, предполагающую обучение разных классов в одной параллели по программам, отличающимся глубиной и широтой изложения материала, сложностью изготавливаемого объекта труда, что помогает в полной мере усвоить учебный материал всем учащимся.
В этом году для 8а и 8в классах составила рабочие программы с учетом типологических групп, входящих в данные классы, отличающихся объемом и сложностью материала.
Выбор форм и приемов дифференциации. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока и во внеурочной деятельности.
Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
Дифференцированный подход применяю на всех этапах урока, распределяя предлагаемые задания по разным уровням учебной деятельности:
Задания по уровню сложности.
Самой распространенной формой внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий разного уровня сложности (посильности заданий для разных групп учащихся). Такую форму дифференциации применяю при повторении пройденного и закреплении нового материала.
Предлагаемые мной задания по уровню сложности делятся на три уровня:
(НАПРИМЕР, вставить пропущенные слова в данные предложения.)
I уровень: наиболее сложные типовые задания, которые предполагают мыслительную деятельность продуктивного (творческого) характера, и они по силам 1 группе учащихся. В эту группу входят задания, требующие нестандартных действий, нахождения оригинальных технологических решений.
Задания II—ого и III –его уровней отличаются тем, что при их выполнении требуется репродуктивная (воспроизводящая) деятельность. Кроме того, задания для II –ого и III –его уровня незначительно отличаются по своей сложности.
(НАПРИМЕР, выполнить задание на восстановление последовательности).
В заданиях для II уровня предполагается частичное или полное воспроизведение усвоенных ранее теоретических сведений, или их применение в стандартных ситуациях (задания подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза, иной существенный элемент), конструктивные задания, выполнение которых связано с самостоятельным воспроизведением учащимися технологических сведений или с графической разработкой рисунка.
(НАПРИМЕР, выбрать один из предложенных ответов).
III уровень: включает в себя программированные задания на опознание, различие, классификацию и упорядоченность, причем все задания имеют подсказку в виде программированных ответов или в самом условии задания, они несложны в выполнении и посильны для третьей группы учащихся.
Чаще всего это работа по карточкам, тестовые задания с разным уровнем сложности, которую применяю при письменном опросе на разных этапах урока.
Задания по объему учебного материала.
В основе работы с сильными учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся по объему нагрузка. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности учащихся, распределяю объем работы дифференцированно, чаще всего это задания практического характера.
Например, изготовление изделия — учащиеся, относящиеся к первой группе, выполняют в натуральную величину, причем с элементами моделирования, вторая типовая группа стандартное изделие, а третья группа учащихся в масштабе 1:2.
Тем самым все учащиеся усваивают программный материал, но в разном объеме.
По характеру помощи учащимся:
На своих уроках часто применяю такую форму дифференциации, как дозирование помощи учителя, которое предполагает оказание учителем одной из видов помощи учащимся:
Образец выполнения задания – для детей первой группы предлагаю выполнить практическое задание по готовому образцу-эталону;
Задания с инструкцией, планом, алгоритмом — для учащихся второй группы предлагаю составить план предстоящей работы, состоящего из отдельных этапов письменной инструкции;
Работа с подкреплением наглядной модели – эталона — со слабыми учащимися повторяем весь ход предстоящей работы по готовому плану, состоящего из предметных элементов плана и подробного описания каждого этапа.
Чаще всего такую форму дифференциации использую при закреплении нового материала, при проведении практических работ, на этапе повторения ранее изученного материала. При этом все учащиеся выполняют одинаковые упражнения, но одни делают самостоятельно, а другие под руководством учителя.
Чтобы разнообразить процесс обучения и активизировать деятельность учащихся, особенно на уроках проверки знаний, часто использую такую форму, как урок – игра, которая позволяет включать различные формы дифференциации и индивидуализации на каждом этапе проверки знаний по теме или разделу предмета.
На таких уроках использую следующие приемы дифференциации:
Работа в группах.
Делю класс на две команды, в которые входят ученицы разных типологических групп, с целью осуществления взаимопомощи и взаимоконтроля в процессе работы, где ученицы первой группы выступают в роли консультантов, и помогают справиться с практическими заданиями слабым ученицам.
Задания занимательного характера
Это сканворды, анаграммы, пазлы, ребусы
Задания на соответствие, классификацию, сравнение
Разнообразить формы дифференциации помогает на уроках использование ИКТ, способствующее положительной мотивации и активизации знаний учащихся по предмету.
Вывод: Такие формы организации учебной деятельности способствуют созданию у школьников положительного эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, позволяют даже самым неуспешным ученикам справиться с заданием и даёт возможность многократно повторить один и тот же материал.
Дифференциация по уровню творчества
Для выявления и развития творческих способностей каждого ребенка в своей работе на протяжении нескольких лет веду кружковую работу, где девочки выполняют, как индивидуальные творческие работы, так и коллективные, подбирая вид и технику декоративного творчества индивидуально, с учетом особенностей и возможностей каждой ученицы. Такая форма индивидуализации позволяет развивать у учащихся инициативу, самостоятельность, умение работать в коллективе, а когда дети видят результат своего труда и его высокую оценку, повышается мотивация к творческой деятельности и появляется уверенность в свои возможности.
Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может меняться состав групп и характер дифференцированных заданий.
При осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода сравниваю результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не успехами других детей. Отметка может быть выставлена не только за конечный или промежуточный результат труда, а за любое продвижение в развитии.
Любой результат успеха должен быть оценен
– для ученика это повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к трудовой деятельности;
— для учителя, проводя анализ динамики развития учащихся, позволяет сделать выводы:
1. об объекте коррекции (т.е. сразу видно, что надо развивать, что корригировать, над какими трудностями учащегося работать);
2. О развитии учащихся (переходит ли ученик от одной группы к другой (3-2, 2-1).
Диагностический контроль за результатами работы учащихся позволяет мне составить дальнейший план индивидуальной и дифференцированной работы с данными учащимися.
Положительные аспекты дифференцированного и индивидуально подхода:
Отсутствие в классе отстающих учащихся;
Полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню;
Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;
Повышение познавательного интереса и мотивации к обучению;
Развитие способностей учащихся.
Трудности в реализации дифференцированного и индивидуально подхода:
Большая подготовительная работа к уроку;
Переработка содержания учебного материала;
Дидактическое обеспечение урока;
Подготовка учащихся к такой форме работы;
Проведение мониторинга.
Рекомендации: для учителя при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, своевременное оказание помощи, активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов, благоприятная атмосфера между учителем и учениками.
Презентация прилагается .
ЛИТЕРАТУРА.
Л.С. Выготский, «Основы дефектологии» т.4,т.5 Москва «Педагогика», 1984.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Психология умственно отсталых школьников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г.Петрова, И.В.Белякова.-2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б.Епифанцева.-2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: под редакцией В.В.Воронковой- М.: Изд. «Школа-Пресс», 1994.
Коррекционная педагогика: учеб. пособие / Т.Г.Никуленко, С.И.Самыгин.- изд. 2-е, -Ростов н/Д : Феникс, 2009.
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: СБ.1.-М.: гуманит. изд. центр, ВЛАДОС, 2007.
С.Л.Мирский, Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М. Просвещение. 1980.
С.Л.Мирский, Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М. “Педагогика”, 1990г.
Г.Н.Мерсиянова, Выполнение практических заданий учащимися вспомогательной школы, / НИИ педагогики.-К: Рад. шк., 1985.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании, хрестоматия/ Составили: Н.Д.Соколова, Л.В.Калиникова- М.:издательство ГНОМ и Д, 2001.
Г.К. Селевко, Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов. М., 1998.