Мамченко Наталья Викторовна, учитель начальных классов.
Тема выступления: «Формирование и развитие личности ребёнка в процессе исследовательской деятельности младших школьников».
Образован не тот, кто много знает,
а тот, кто хочет много знать и кто
умеет добывать эти знания.
В.П. Вахтеров
Хорошо известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру. Развитие исследовательского отношения к миру непосредственно связано с развитием познавательных интересов, которые становятся пусковым механизмом для осуществления детьми больших и малых исследований, позволяющих им не только узнать много нового об окружающем мире, но и приобрести универсальные способы его познания – исследовательские умения.
Как справедливо отметил В.П. Вахтеров, ребёнок и в своей обыденной жизни, и в школе, и в играх всё время наблюдает и производит опыты, сравнивает, систематизирует, анализирует и обобщает, т.е. делает то, что характеризирует деятельность учёного. Разница заключается только в том, что делает это он неумело, пользуясь самыми примитивными и доступными ему приёмами.
Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Как направить деятельность обучающихся на достижение личностных результатов?
В условиях внедрения в школу ФГОС реализуется программа внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Воспитательным эффектом внеурочной деятельности является влияние того или иного духовно – нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка (последствие результата).
Направления внеурочной деятельности разные, но я отдала предпочтение программе « Я – исследователь», потому что:
в – первых, в учебном тематическом плане часы разделены на теоретические и практические, аудиторные и внеаудиторные. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер;
во – вторых, проектно – исследовательская деятельность младших школьников имеет свои отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одарённостей к различным видам деятельности.
Программа «Я — исследователь» создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. У программы есть свои отличительные особенности, свои принципы.
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманности
Уважение к личности ребёнка.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей не всех этапах – исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценён, то в последующих делах он будет ещё более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Вашему вниманию я предлагаю:
Учебно — тематический план программы.
Наименование разделов
| Количество часов | |||
1кл | ||||
|
| Аудиторные | Внеаудиторные | Всего |
1. | Проект | 1 | 2 | 3 |
2. | Структура учебно-исследовательской деятельности | 3 | 3 | 6 |
3. | Самостоятельная исследовательская практика | 5 | 6 | 11 |
4. | Мониторинг исследовательской деятельности учащихся | 4 | 9 | 13 |
Итого: 13 20 | 33 |
Рассмотрим, как формируется и развивается личность ребёнка в процессе исследовательской деятельности на разных её этапах.
Исследовательская деятельность младших школьников.
1.Этап мотивации, или создания проблемной ситуации, выбор темы исследования.
Любой поиск нового знания начинается с возникновения у ребёнка какого-то вопроса, трудности, невозможности что-то осуществить, т.е. проблемы. Если у ребёнка вопрос не возник и проблема не сформулирована в той или иной форме, то не может быть и подлинного исследования, предполагающего творческий поиск решения проблемы, возникшей у ребёнка. Формулирование проблемы или исследовательского вопроса ведёт к готовности и способности обучающихся к самоопределению, саморазвитию, пониманию смысла своей деятельности. Формируются личностные действия – Я ХОЧУ. Для создания проблемных ситуаций применяю три основных способа:
приём ключевых слов;
приём загадки – интерпретации;
выполнимое/невыполнимое действие.
Личностными результатами будут:
— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
— умение формулировать исследовательские вопросы;
-умение формулировать гипотезы и обосновывать их.
2. Этап исследования, поиск вариантов решения и сбор информации.
Актуализация поиска новой информации создаёт прекрасную почву для привлечения ребёнка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. В качестве источников информации могут выступать отдельные предметы (книги, фильмы), организации (музеи, библиотеки, научные институты, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя старших классов); методы (наблюдение и эксперимент). Формируются личностные действия – Я МОГУ.
Результатами будут:
— осмысление организации собственной деятельности;
— формирование умения добывать нужную информацию разными способами;
— формирование навыков взаимодействия с окружающими людьми и событиями;
— формирование уважительного отношения и терпимости к иному мнению;
— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
3. Этап обобщения полученных знаний и подготовка к представлению результатов (обмен информацией).
Как проанализировать и обобщить полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить? Здесь первое время никак не обойтись без деликатной помощи взрослого.
Личностными результатами будут:
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;
— знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями;
— развитие навыков исследовательской деятельности, воспитание интереса к предмету;
— раскрытие красоты науки, развитие к ней интереса;
— развитие навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.
4. Этап защиты результатов исследования и применения знания.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.
Презентация проекта.
Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь. Формируются личностные действия – Я ЗНАЮ.
Этот этап может послужить источником для возникновения и постановки новых вопросов, разрешение которых вызывает необходимость проведения следующего дедуктивного или индуктивного исследования.
Основными результатами будут:
— возможность использования найденного принципа или идеи в других условиях, применение;
— мотивация возникновения проблемной ситуации для проведения ещё одного исследования;
-развитие способности к самоуправлению своей деятельностью – рефлексивной саморегуляции;
— готовность и способность вести монолог и диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
В заключение хочу отметить, что отличительной чертой такого занятия- исследования является целостность, т.е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее и обеспечиваются двумя важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением.
Используемая литература:
«Развитие исследовательских умений младших школьников» Под редакцией Н.Б. Шумаковой Москва «Просвещение» 2011г.
«Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения» Л.А.Чистякова Иркутск 2012г.