Конспект урока на тему «Формирование навыка беглого, выразительного чтения как способ развития познавательных УУД»


25


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49 города Шахты

Ростовской области

Статья

«Формирование навыка беглого, выразительного чтения как способ развития познавательных УУД».

подготовила

учитель начальных классов

Лукина Вера Викторовна

г. Шахты

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. Введение. 3

  2. Техника чтения – главная задача обучения младших школьников. 5

  3. Организация работы по выработке беглого осознанного чтения у учащихся начальной школы чтения : 8

    1. виды работ над текстом; 8

    2. регуляция темпа чтения; 11

    3. применение упражнений для развития гибкости

и скорости чтения; 13

    1. чтение книг – любимое занятие детей; 14

    2. упражнения для выработки выразительного чтения; 15

    3. использование активных методик на уроках чтения; 17

    4. упражнения для понимания смысла текста; 19

    5. система отслеживания результатов; 20

    6. виды контроля и урок развития речи –

как форма контроля за уровнем ребенка. 22 4. Заключение. 23

  1. Литература. 25

  2. Приложения. 26

























ВВЕДЕНИЕ


«Чтение, — писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н.Ф.Бунаков, — главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность». «Чтение, — продолжал и углублял эту мысль выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский, — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Действительно, чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Чтение – это то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают, это то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов.

Совершенствование техники чтения – это одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

Чтобы научить ребенка читать, необходимо его вооружить техникой чтения (т.е. чтением вслух и молча), сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно познавательного текста, детской книги, научить работать с книгой, текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения.

Большая ответственность за будущие успехи ученика ложится на учителя начальных классов. Перед ним стоит задача – научить читать детей в темпе разговорной речи. Поэтому 100-120 слов самый оптимальный темп чтения. Надо помнить, что при повышенной скорости чтения, равно как и при пониженной, ухудшается понимание текста, осмысление материала.

Плохое чтение, скорость, заниженная по отношению к оптимальной, влекут за собой почти все беды школьной системы, т.е. скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивость, удовольствие от чтения книг.


  1. Техника чтения – главная задача обучения младших школьников.


За последние годы произошли значительные изменения в системе начального образования: изменилась его цель, а вместе с новой целью, ориентирующей на развитие личности ребенка, гуманизации образования, претерпело и претерпевает изменения содержание обучения. Оно не может более ограничиваться тремя известными компонентами – знаниями, умениями и навыками (ЗУНами).

Психологами установлено, что на каждом возрастном этапе развития человека формируется ведущий тип деятельности, способствующий развитию личности. Для младших школьников – это учебная деятельность, в процессе которой ученик осваивает теоретические знания и одновременно развиваются произвольность поведения, отвлеченное мышление и память.

Общие структурные элементы учебной деятельности: учебная задача, цель и мотив, ориентировочные и исполнительские действия, самоконтроль и самооценка продукта деятельности – должны присутствовать в обучении всегда.

Следовательно, содержанием обучения должны стать не только предметные знания, умения и навыки, но и деятельность по их усвоению. Опора на мотивацию учения, знания способов действия решения задач, операций по усвоению знаний – это то новое, что постепенно вносится в практику начальной школы.

Обучение чтению неотделимая часть системы формирования учебной деятельности.

Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребенка по другим предметам.

Чтение, как один из видов речевой деятельности с общей структурой деятельности, в том числе и учебной, поэтому навык чтения не может формироваться полноценно без мотивации учения, без наличия ориентированных и исполнительских действий в процессе его усвоения, а также без воспитания при этом у учащихся чувства самоконтроля и самооценки.

Необходимо использовать в обучении природу чтения – его отнесенность к одному из видов речевой деятельности и функционирования чтения как читательской способности индивида.

Основной же проблемой для нас является формирование читателя на начальном этапе его развития, а именно: овладение прочными навыками чтения и способами работы с художественным и научно-популярным текстом.

Несмотря на то, что начальная школа – школа навыка, ученые утверждают, что навык чтения формируется только на уровне букваря. И даже при первоначальном обучении не используется принцип позиционного чтения (Д.Б.Эльконин). и действие «предупреждающего» синтеза (Н.И. Жилкин), недооценивается звуковой анализ, введение ребенка в звуковой строй. Далее навык чтения развивается спонтанно и не управляется.

Вот почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Следовательно, эти дети с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание, при однократном чтении затрудняются вычленить главное в учебном тексте.

Почему же многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения становятся скучными?

Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к учению, обилие источников информации, помимо чтения. Но, главной причиной такого явления все-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Под читательской деятельностью подразумевается чтение как коммуникативная речевая познавательная деятельность, направленная на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение читаемого. В процессе чтения имеют место как технические действия (восприятие знаковой системы данного языка), так и осмысление текста (переведение авторского кода на свой смысловой код).



  1. Организация работы по выработке беглого осознанного чтения

у учащихся начальной школы чтения


«Литературное чтение» В.Ю. Свиридовой позволило мне по-новому организовать работу по формированию навыка чтения.

Назначение этой книги – не только научить детей читать, но и подготовить их к систематическому изучению литературы в средней школе.

Цель уроков по этой книге – вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • формирование у детей техники чтения на базе устойчивого интереса к чтению.

  • Приобщение детей к литературе как искусству слова через анализ текстов и практическое ознакомление с некоторыми литературными понятиями;

  • развитие устной и письменной речи, развитие творческих способностей детей;

  • введение через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Решая эти задачи, в основу своей работы по обучению взяла элементы опыта и технологические приемы В.И.Зайцева, дополнила своими материалами, подготовила тексты, разработала технологическую карту развития навыка чтения.


3.1. виды работ над текстом

При работе с текстом включаю разные виды чтения

  1. Чтение всего текста и деление его на части. Составление плана.

  2. Чтение и пересказывание.

  3. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

  4. Чтение с сокращением текста. Подготовка сжатого пересказа.

  5. Чтение цепочкой по предложению (по абзацу).

  6. Чтение, нахождение отрывка к рисунку

  7. Чтение самого красивого места в рассказе и стихотворении.

  8. Нахождение по заданному началу или концу предложения всего предложения.

  9. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

  10. Чтение, нахождение предложений, которые тали поговорками (для басен).

  11. Установление причинно-следственных связей.

  12. Чтение по ролям.

  13. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

  14. Нахождение отрывка, который можно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально.

  15. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

  16. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.

  17. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

  18. Нахождение в рассказе и чтение словосочетаний:

  • существительное + прилагательное;

  • существительное + глагол;

  • местоимение + глагол (можно наоборот).

  1. Чтение, пометка непонятных слов.

  2. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.

  3. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинений.

  4. Иллюстрации отдельных отрывков произведения.

  5. Составление плана из рисунков.

Использовать эти задания можно на любом этапе урока. Все они дают хорошие результаты, помогая детям читать произведения более осознанно.

Для развития техники чтения использую следующие упражнения:

  1. Бинароное чтение. (Один текст читают два ученика одновременно).

  2. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.

  3. «Прыжки». Чтение через слово.

  4. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.

  5. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке; первого и последнего слова в предложении.

  6. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начитается на букву а; состоит из двух слогов; с дарением в конце слова и т.д).

  7. «Круговое чтение». Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.

  8. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

  9. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами спрятаны целевые слова. Их нужно найти..

  10. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

Мною также широко используется выборочное чтение.

Выборочное чтение – это целенаправленное чтение, включающее чтение вслух, чтение шепотом или про себя, «глазами», с целью нахождения текста для ответа на вопрос. Выборочное чтение является и приемом обучения чтению, и средством обучения пониманию текста.

Учащиеся самостоятельно находили текст для ответа на вопрос учителя в любой части рассказа, сказки, стихотворения.

Разные приемы чтения вводились в урок не только как простая техническая тренировка. Каждое перечитывание имело определенную смысловую задачу, посильную и интересную для ребенка. Обучение навыку чтения мы вели параллельно с работой над текстом произведения.


    1. регуляция темпа чтения

Для регуляции темпа чтения использую метроном, отстукивание темпа, скандирующее чтение и другие.

Для развития четкости произношения я отобрала и систематизировала материал для упражнений, которые помогают развивать фонематический слух, дикцию, темп речи: чистоговорки, скороговорки и пословицы. Параллельно с чистоговорками и скороговорками включила упражнения по отработке сочетаний гласных и согласных.

Скороговорки:

На воре трава, на траве дрова,

Не руби дрова на траве двора.

Проворонила ворона вороненка.

И швец, и жнец, и на дуду игрец.

Мама мыла Милу мылом.

Кроме чистоговорок и скороговорок с целью выработки правильного произношения привлекались пословицы, сочетания и предложения из текста, предложенного для работы в классе и дома.

Параллельно с чистоговорками, скороговорками, пословицами мы включали упражнения по отработке сочетаний гласных и согласных.

Начали мы с показа артикуляции основных гласных: а, о, у, ы, и, э. Сначала учащиеся хором тренировались в произношении этих гласных по порядку, затем давались сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т.д.

Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата. Дома перед зеркалом учащиеся упражнялись самостоятельно. Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности, нечеткости произношения, мы давали упражнения в качестве разминки чтением.

После отработки произношения гласных мы включили сочетания согласных и гласных: ба, бо, бу, бы, бэ. би; ва, во, ву, ви и т.д.

Сначала читали первые десять согласных, затем – последующие десять.

Практически разминки на уроке проводились таким образом: на доску выписывались гласные, а дети по алфавиту подсоединяли к ним согласные. Чтение проводилось хором и индивидуально, практиковали соревнования по рядам.

Далее мы тренировали учащихся на чтении разного рода сочетаний гласных, например: аоуоэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж, ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Затем гласные и согласные читались в словах, предложениях: электрификация, портфель. В январе много снега на дворе.

Текст отбирали из читаемых произведений; учащиеся собирали чистоговорки, скороговорки, слова с трудными случаями произношения. Были прочитаны все так называемые словарные слова.

Ежеурочные пятиминутки (жужжащее чтение) способствует развитию скорости чтения.


3.3. применение упражнений для развития гибкости и скорости чтения

Применяю упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча: «Угадай», «Фотоглаз», «Финиш».

Упражнение «Финиш»

Я называю текст (по учебнику) или раздаю карточки с текстом для чтения молча и указываю слово (группу слов), до которого дети как можно быстрее дочитать текст (слова подбирались из второй половины текста, чтобы они встречались в тексте только один раз). Дочитав до заданного слова, дети поднимали руку. Я выборочно проверяю правильность. Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно было обязательно подготовить и задать контрольные вопросы по содержанию прочитанной части текста.

Для развития смысловой догадки (антиципационного восприятия текста) с момента перехода к чтению связных текстов вводится упражнение «Угадай».

Чтение молча проводилось во 2 классе на связном тексте: для развития смысловой догадки при чтении затушевывались отдельные буквы, окончания, части слов, нижние части текста (см. Приложение).

Для расширения фиксационного поля до размеров слова средней длины (пять – шесть букв) эффективно и дает результат упражнение «Фотоглаз».

Упражнение «Фотоглаз»

На прозрачной пленке написаны (сфотографированы) столбцы четырех-, пяти-, шестибуквенных слов, которые показывались по одному; время предъявления каждого слова фиксировалось: 1,0; 0,75; 0,5; 0,25 секунды. Дети считывают с экрана молча. Для контроля после каждого десятка слов спрашиваю, было ли представлено такое-то слово (названное слово в данной десятке могло отсутствовать).

В 3-4 классах данные упражнения даются в более усложненных формах.

Так, в упражнении «Фотоглаз», наряду со словами, состоящими из более чем шести букв, включалось словосочетание из двух-трех слов, состоящее из семи-десяти букв, считая также пробел между словами, например, «новый дом», «за два дня» и т.п. В упражнении «Угадай» увеличилось число элементов, которые дети должны антиципировать, кроме окончаний, опускались также приставки и коренные буквы. Работа велась в основном со связным тестом.

В упражнении «Финиш» ставилась задача читать текст до ответа на поставленный вопрос.

Позже вводились такие упражнения как «Буксир» и «Циферблат». Я громко читаю текст, варьируя темп чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения ученика. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучались менять скорость и ритм чтения адекватно содержанию и структуре самого текста. Средняя скорость чтения вслух с учителем должно несколько превышать скорость чтения про себя слабых учеников, побуждая их не отставать.

Упражнение «Циферблат» используется для развития внимания и тренировки переключения. Ученик должен найти кольца с одинаковыми элементами среди ряда других. Таких упражнений достаточно много.


3.4. Чтение книг – любимое занятие детей

Без эмоций и стимулирования невозможна любая деятельность. Если ребенок не любит читать, предлагаю родителям освоить режим щадящего чтения и ввести в семейную традицию чтение перед сном. На первом родительском собрании я обращаюсь к ним с просьбой почаще хвалить своих детей. Убеждаю замечать самое незначительное достижение ребенка, видеть больше хорошего в их учебе и поступках. Похвала поддерживает и окрыляет, придает уверенность в себе, в своих способностях. Так же на этом собрании я рассказываю родителям о важности чтения во всем процессе обучения. В овладении любым предметом. Прошу помочь мне привить детям любовь к чтению, к книгам. Учу, как это делать. Как заниматься с детьми чтением на первом этапе обучения так, чтобы им не надоело читать , не становилось скучно это делать. Особенно, когда приходиться читать один и тот же текст несколько раз. Я советую не просто давать читать ребенку текст 5 раз, а говорить: «Найди и прочитай слова, в которых есть буква н, буква у или любая другая». Когда дети ищут эти слова, глазами пробегают весь текст, делать им это интересно и необременительно. Когда же дети начнут читать, нужно привить им интерес к книге. Это должно происходить не навязчиво, ни в коем случае не заставлять. Чистит мама картофель, гладит белье, вяжет бабушка носки, попросите ребенка: «Мне скучно это делать, почитай вот эту книжку, она, наверное, очень интересная, и мне будет веселее работать».

Любой ребенок с удовольствием это сделает, с желанием будет читать, а рано или поздно встретится такая книга, которая по-настоящему затронет душу, и после нее ребенок будет читать с удовольствием, с радостью браться за каждую новую книжку.


3.5. упражнения для выработки выразительного чтения

В работе над выразительным чтением использую карточки с различными заданиями.

  1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.

  2. Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор)

  3. Чтение скороговорок.

  4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 сек.

  5. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.

  6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

  7. Чтение (выборочное) вопросительных и восклицательных предложений.

  8. Чтение одного предложения с разной интонацией.

  9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

  10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.

  11. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.

(«Папа Карло: — А я-то думал, / мы тут, по крайней мере, /найдем кучу золото и серебра, а нашли всего-навсего старую игрушку.)

  1. Чтение под музыку.

  2. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

  3. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.)

  4. «Замена». Чтение с изменением голоса героя. (например, слова кошки голосом мышки)

  5. Чтение по ролям без слов автора.

  6. Инсценирование.

  7. Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».

  8. Конкурс чтецов.

В результате практических упражнений в выразительном чтении создалась «Памятка» — последовательность действий при подготовке к выразительному чтению.


Схематично всю систему я представила в идеограмме (См.рис.1)


ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

ПОНИМАНИЕ

ВИДЕНИЕ

СОПЕРЕЖИВАНИЕ




СМЫСЛ



ПОДТЕКСТ


СВЕРХЗАДАЧА




РЕЧЕВЫЕ И ДРУГИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ



ПАУЗЫ

ТОН

МИМИКА

ТЕМПОРИТМ

ЖЕСТ



ПОВЫШЕНИЕ И ПОНИЖЕНИЕ ГОЛОСА


СИЛА ГОЛОСА


ОКРАСКА ГОЛОСА

ЛОГИЧЕСКИЕ И ФРАЗОВЫЕ УДАРЕНИЯ





Рис. 1.

В учебной деятельности использую метод коллективного взаимообучения через организационные формы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная


3.6. использование активных методик на уроках чтения

Уроки провожу на основе активных методик, что определяет выбор урока, уделяю особое внимание нетрадиционным:

  • урок-сказка;

  • урок-путешествие;

  • урок-игра;

  • урок-экскурсия;

  • библиотечные уроки.

Приемы работы разнообразны: чтение вслух, про себя, выборочное, ответы на вопросы, пересказ, беседа, наблюдение за лексикой, чтение по ролям, драматизация, сочинение сказки, продолжение сказки, рассказа.

В первом классе предпочтение отдаю обучению через игру. Игра – одно из средств активизации познавательных интересов детей. Игра помогает делать урок живым, вызвать творческий интерес к предмету. Использую игры: « Не ошибись», «Составим слово», «Доскажи словечко», «Добавь слог»

Часто использую сказочных героев (кукол). В присутствии кукол дети учатся выразительно читать. Куклы загадывают детям загадки, определяют самый интересный рассказ, а иногда начинают рассказ и предлагают ребятам закончить его, вручают сюрпризы.

Героев сказок я включаю в игру на различных этапах урока, но чаще всего, когда дети устали. А для того чтобы урок удался, чтобы дети не переиграли и не забыли главного, я продумываю весь ход урока до мелочей. Только разумное сочетание учебы и игры на уроке помогает мне плодотворно работать с детьми.

С первого класса я стараюсь не просто познакомить своих учеников с библиотекой, а делаю все, чтобы они подружились с ней, с книгами, с систематическим чтением. На своих уроках я, как правило, отвожу 5-7 минут для знакомства с дополнительной литературой. Данные занятия требуют выработки определенной системы по проведению таких уроков, более полно и более тонко учитывать психологию каждого ученика и класса в целом, чтобы такие уроки были не в ущерб программе. Чем же я занимаю детей эти 5-7 минут? Вначале это были задания типа: «Принеси завтра свою любимую книжку», «Подготовьте пересказ любимой сказки», «Подготовьте любимое стихотворение» и т.д. Дети рисуют иллюстрации к прочитанному, изображают, как могут, любимых героев, фантазируют в своих рисунках. В этом им помогают родители.


3.7. упражнения для понимания смысла текста

Для понимания смысла текста использую следующие упражнения:

Упражнения для понимания смысла текста.

  1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их логического значения.

  2. Озаглавливание текста.

  3. Деление текста на части, составление плана.

  4. Определение темы текста, главной мысли.

  5. определение типа текста.

  6. Подбор иллюстрации к тексту.

  7. По иллюстрации определите содержание текста.

  8. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом, используют для краткого пересказа.

  9. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

  10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.

  11. Чтение для подготовки к пересказу.

  12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящие по смыслу.

  13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются из частей, перемешиваются и даются ученику в конверте.

  14. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

  15. Распространение предложений.

  16. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:

  • придумать продолжение рассказа;

  • всем учащимся раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (один и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.

  1. Составление кроссвордов по тексту.

  2. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким произведениям.

  3. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героев.

  4. Подбор загадок к словам из текста.

  5. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

  6. Составление ребусов к словам из текста.


3.8. система отслеживания результатов

Для управления образовательным процессом необходимо иметь систему получения информации о его результативности, чтобы видеть отклонения или положительную динамику в этом процессе. Словом, необходим контроль и отслеживание результатов качества обучения учащихся. Через отслеживание результатов качества обучения учащихся я получаю картину по классу и индивидуально по каждому ученику для принятия соответствующих решений. Беглое чтение или как мы еще называем техника чтения – необходимое составляющее успешного обучения детей в среднем звене. Для успешного формирования навыка необходимы следующие условия:

  1. Задача научиться бегло читать, наряду с задачей формировать интерес к чтению должна быть поставлена перед учащимися со стороны учителя начальных классов.

  2. Эти задачи должны быть приняты учениками и их родителями.

  3. Дети и родители должны быть научены специальным упражнениям по технике чтения. Им необходимо понять, что чтение и работа над техникой чтения не одно и то же. Для этого необходимо организовать тематические родительские собрания и консультации.

  4. Овладение необходимой техникой чтения не должно сводиться к эпизодическим замерам.

  5. Работа над техникой чтения для учащихся, не достигших успеха, должна быть ежедневной. Условием контроля за самостоятельной работой ученика является ежедневное заполнение учащимися специальной формы отчета.

  6. Ежедневно техника чтения у детей не должна превышать 10-15 минут, но в каждом случае необходима проверка осмысления текста.

  7. После того, как я получаю от ученика отчет о самостоятельной работе, провожу контрольную проверку техники чтения. Успехи учащихся фиксирую в сводной таблице:

Дата

Кол-во слов в мин

Кол-во слов за вторую мин

Кол-во слов за третью мин

Кол-во лов за четвертую мин

Кол-во слов за пятую мин

Название и автор текста, вопросы, составленные учеником после чтения и осмысления текста

1.01







2.01









3.9. виды контроля и урок развития речи – как форма

контроля за уровнем ребенка.

Для более активного контроля разработала и применяю индивидуальные карты развития чтения «Листок учета техники чтения». Веду общую карту техники чтения в течение всего учебного года. Весь процесс обучения строю на идеях сотрудничества учителя и ученика. Использую формы контроля и самоконтроля: внешний (учителя), самоконтроль (ученика). При текущем контроле использую такие формы, как пересказ, чтение наизусть или с листа, ответы на вопросы, текстовые задания, уроки развития речи.

Уроки по развитию связной речи подразумевают решение следующих задач:

  • обучение детей с речевыми нарушениями умению вести диалог;

  • усвоение детьми лексико-грамматических категорий русского языка;

  • формирование монологической речи – развернутых высказываний, композиционно и грамматически оформленных;

  • приобщение детей к языковому богатству произведений русской литературы и устного народного творчества. Это пересказы, чтение по ролям, инсценировки сказок, и конечно же составление 3-5 предложений по картинке, отдельные занятия по развитию речи (см. Приложение).

Тематический контроль провожу в форме текстовой работы, сочинения, составление плана прочитанного текста с последующим пересказом.

Для итогового контроля подбираю доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты из сборника «300 учебных текстов, проверочных работ и текстов по чтению для начальной школы».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Осуществляемый контроль – важный этап процесса выработки у самих учащихся действий и операций самоконтроля и самооценки. Контроль является важным средством формирования мотивации обучения, эффективности всей учебной деятельности, следовательно, средством формирования личности ученика. Сложившаяся система отслеживания результатов техники чтения позволяет мне правильно строить учебный процесс, выбрать необходимую технологию, методы, формы и средства обучения. Результаты качества чтения представлены в таблице 1 (см. также рис.2).

Таблица 1

Год

Классы

Всего уч-ся

Читало

Норма

Выше нормы

Ниже нормы

Качест-венный уровень

2000-2001

3 класс

27

27

12

17

2

84%

2001-2002

5 класс

29

27

13

16

3

80%

2002-2003

1 класс (КО)

14

14

4

8

2

85%

2003-2004

2 класс (КО)

14

14

5

7

2

85%

2004-2005

3 класс (КО)

12

12

4

8

2

85%


Уровень качества чтения по данной таблице свидетельствует, что процент качества обучения остается стабильным на протяжении пяти лет. Дети растут, переходят из класса в класс, но интерес к чтению не ослабевает.

Рис.2.

Так комплексная работа помогла значительно интенсифицировать процесс обучения чтению, что сказалось на конечных результатах.

В итоге уровень качества обучения чтению остается достаточно высоким и в 5 классе. У детей наблюдается устойчивый интерес к чтению. Дети умеют проводить самостоятельный анализ и самоанализ, отвечать на поставленный вопрос, работать с основными компонентами учебника. Умеют рассуждать, доказывать мысль в ходе рассуждения, делать выводы. Могут самостоятельно подготовиться к выразительному чтению, чтению по ролям.

В процессе овладения читательскими знаниями, умениями, навыками, способами их формирования у детей развивается интерес к чтению, т.е. по сути дела, повышается мотивация не только самого чтения, но и к учебе в целом.

ЛИТЕРАТУРА


  1. А.В.Айшилева. Задания к урокам чтения. Начальная школа № 12, 2004г.

  2. Е.И.Бесчастная. Как я работаю над техникой чтения своих учеников. Начальная школа № 9, 2000г.

  3. Н.И.Иванов. Литературоведческий аспект методики чтения на материале фольклорных жанров. Начальная школа № 3, 1994г.

  4. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Развитие связной речи. Москва, 2002г.

  5. М.И.Оморокова. Совершенствование чтения младших школьников.

  6. М.И.Оморокова, А.И.Рапопорт, И.З.Постоловский. Преодоление трудностей. Опыт обучения чтению.

  7. Г.М.Петрова. Формирование круга детского чтения. Начальная школа № 12, 1999г.

  8. Н.Д.Путина. Организация эффективного контроля за формированием у учащихся навыка беглого чтения. Начальная школа № 3, 2002г.

  9. А.И.Степанова. Методика изучения крупнообъемных художественных произведений. Начальная школа № 12, 2001г.

  10. В.А.Синицын. Современные подходы к развитию речи школьников. Начальная школа № 2, 2003г.

  11. В.Ф.Шашкова. Не потерять интерес к чтению. Начальная школа № 5, 1994г.



Приложение.

УРОК 1.

Тема. Беседа по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».


Цели:

  1. Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели».

  2. Учить устанавливать смысловые ассоциации и находить поэтическое сходство между стихами о весне русских поэтов и картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

  3. Развитие диалоговой речи – самостоятельные ответы на вопросы.

  4. Составление и использование в речи распространенных предложений с однородными определениями, сказуемыми и другими членами предложения.

Предварительная работа

  1. Знакомство со стихами о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», А.Н.Плещеева «Весна», И.Токмаковой «Весна», С.Я.Маршака «Весенняя песенка», «Апрель». Выборочное заучивание наизусть.

  2. Чтение рассказа Э.Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце».

  3. Наблюдение примет наступающей весны в природе с воспитателями и родителями.

  4. Отгадывание и заучивание загадок о весне.

  5. Повторение перелетных птиц – игра «Улетели – прилетели»

  6. Повторение весенних месяцев – игра «До – между – за».


Оборудование.

Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели».


ПЛАН ЗАНЯТИЯ

    1. Вступительная беседа о весне.

Назовите, какое сегодня число, лень недели, месяц.

Назовите по порядку весенние месяцы

С чего начинается весна в природе?

Первые приметы наступающей весны.

Какая из них самая главная?

Вспомните стихи о ранней весне.

    1. Чтение наизусть стихов о ранней весне Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева, И.Токмаковой, С.Я.Маршака (по выбору детей).

    2. Рассматривание картины.

  1. Молчаливое целостное восприятие.

  2. Сообщение учителем названия картины, фамилии, имени художника.

Картину «Грачи прилетели» написал великий русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов.

  1. Беседа, осложненная грамматическим заданием (сложная инструкция):

    • пользоваться только полными ответами;

    • желательно использовать в своих ответах не менее двух признаков, действий предметов).

Вопросы учителя:

Какое время года изобразил на картине «Грачи прилетели» Алексей Кондратьевич Саврасов?

Докажите, что это весна.

Какая это весна, ранняя или поздняя?

Почему вы решили, что это ранняя весна?

Найдите в картине приметы ранней весны.

Какие стихи русских поэтов вы вспоминаете, глядя на картину А.К.Саврасова?

Подберите подходящие отрывки из этих стихов.


Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

Ф.И.Тютчев. Весенние воды.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Ф.И.Тютчев. Весна.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

А.Н.Плещеев.Весна.

Снег теперь уже не тот:

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед…

С.Я.Маршак. Весенняя песенка.

Черные проталины

На полях видны…

И.Токмакова. Весна.

Всмотритесь в небо на картине. Какое оно?

Посмотрите на землю. Что вы можете сказать о земле?

Что мы видим на картине справа?

Расскажите о березах на переднем плане картине. Какие они?

Что происходит на березах?

Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы?

Что виднеется вдали, за березами?

Что вы чувствуете, глядя на картину «Грачи прилетели»?

    1. Составление и распространение предложений по картине – игра «Волшебная цепочка». (при необходимости с помощью вопроса учителя).

Небо затянуло тучами.

На картине небо затянуто тучами.

На картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

небо затянуто тучами.

На картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

небо затянуто темными тучами.

На картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

серое, хмурое небо затянуто темными тучами.

Земля еще покрыта снегом.

Земля еще покрыта мокрым снегом.

Земля еще покрыта мокрым,

темным снегом.

Земля еще покрыта мокрым,

темным, грязным снегом.

Кое-где видны проталины.

Вдали кое-где видны проталины.

Вдали кое-где уже видны проталины.

Вдали кое-где уже видны

черные проталины.

Стоят четыре тонкие березы.

Около низины стоят четыре тонкие березы.

Около низины гордо стоят четыре тонкие березы.

Около низины гордо стоят четыре молодые

тонкие березы.

Около низины гордо стоят четыре молодые

тонкие стройные высокие красавицы-березы.

А впереди согнулись старые березы.

А впереди согнулись три старые березы.

А впереди согнулись три старые корявые березы.

А впереди согнулись три старые корявые

изогнутые березы.

На березах хозяйничают грачи

На березах хозяйничают и громко кричат грачи.

На березах хозяйничают, громко кричат

и устраивают гнезда грачи.

На березах хозяйничают, громко кричат

и дружно устраивают гнезда грачи.

На березах хозяйничают, громко кричат и дружно

устраивают гнезда вернувшиеся из теплых стран грачи.

Около старой березы расхаживает грач.

Около старой корявой березы расхаживает грач.

Около старой корявой березы важно

расхаживает грач.

Около старой корявой березы важно расхаживает

одинокий грач.

За березами виднеется постройка.

За березами виднеется деревянная постройка.

За березами виднеется старая деревянная постройка.

За деревянной постройкой – собор.

За деревянной постройкой – белокаменный собор.

За деревянной постройкой – белокаменный собор

с тремя куполами.

За деревянной постройкой – белокаменный собор

с тремя куполами и высокой колокольней.

При составлении и распространении предложений, в случае необходимости, по ходу работы учитель использует побуждающие, уточняющие, наводящие вопросы и прямые подсказки.


    1. Итог

О чем мы узнали, что почувствовали, что запомнили на занятии по этой картине? (название картины, ФИО художника, приметы ранней весны.)


Учитель:

Еще сыро и холодно. Еще не растаял почерневший снег. Еще небо хмурое и серое. Но в воздухе пахнет весной. Небо кое-где посветлело, уже край облака немного порозовел. Вот-вот прорвется сквозь тучи солнечный луч. Весна идет! Весна победит!

Закрепление вне занятия.

  1. Рассказать родителям о своих впечатлениях о картине А.К.саврасова «Грачи прилетели».

  2. Аппликация «Грач».

  3. Повторение стихов о весне.

  4. Распространение предложений – игра «Волшебная цепочка»:

Грачи прилетели. –

Солнце греет. –

Снег начинает таять. –

Ручейки журчат. –


Приложение.

УРОК 2.

Тема Пересказ рассказа «Грачи открыли весну» (по мотивам статьи из «Жизни животных» А.Э.Брема, рассказа В.Бианки «Грачи открыли весну» из «Лесной газеты», рассказа Н.Сладкова «Грачи прилетели»)

Цели:

  1. Развитие логического мышления – установление причинно-следственных связей между событиями в рассказе.

  2. Развитие диалоговой речи – упражнение в употреблении в диалоге проблемных вопросов и сложноподчиненных предложений с придаточными причины в ответах.

  3. Словообразование действительных причастий прошедшего времени по образцу.

  4. Пересказ рассказа по коллективно составленному плану.

  5. Упражнение в звуко-слоговом анализе слов.

Предварительная работа

Повторение и различение перелетных и зимующих птиц: игры и упражнения «Четвертый лишний», «Улетают – не улетают», «Кто где и как зимует».

Повторение рассказов В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» (кн. «Осень), И.Соколова-Микитова «Улетают журавли» (кн. «Осень), сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая шейка» (кн. «Осень).

Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Название перелетных птиц по цепочке.

  2. Отгадывание птицы по карточке-схеме.

(После этого выставляется предметная картинка с изображением грача)

  1. Образование родственных слов от слова грач:

Детеныши грача (птенцы) – грачонок, грачата

Их мать – грачиха

Их гнезда – грачиные

Скопление гнезд – грачевник.

  1. Чтение или рассказывание учителем рассказа «Грачи открыли весну» на фоне картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ.

Грачи – перелетные птицы, но зимуют они не в жарких странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятся морозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают они в поисках корма.

И возвращаются грачи с зимовки первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными оглушительными криками «гра-гра-гра» грачи осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по несколько гнезд на одном дереве.

Свои грачевники они устраивают в парках, рощах, скверах, застраивая все вершины деревьев.

Грачи – самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнезда, сообща защищают свои жилища от врагов, будь то кот или крупная хищная птица. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага, клюют и щиплют его до тех пор, пока не обратят его в позорное бегство.

Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным звукам, пению других птиц, голосам некоторых зверей.

Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах.

Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.





  1. Лексико-грамматические упражнения по прослушанному тексту – подбор признаков и действий к грачам.

Признаки Грачи Действия

(какие?) (что делают?)

синевато-черные летают

небольшие кричат

шустрые вьют гнезда

умные клюют

дружные защищают

общительные ловят жуков

крикливые уничтожают мышей

полезные открывают весну

перелетные возвращаются


  1. Беседа по содержанию рассказа.

    1. предлагаемые репродуктивные и поисковые вопросы детей:

Где зимуют грачи?

Какие птицы возвращаются первыми весной?

Когда возвращаются грачи?

Как грачи вьют гнезда?

Как называется место, где грачи свили гнезда?

Где грачи устраивают свои грачевники?

Как грачи защищают свои жилища?

Чем питаются грачи?

Какую грачи приносят пользу?

(учитель стимулирует, направляет и подсказывает при затруднении детей).

    1. Проблемные вопросы учителя, требующие полных мотивированных ответов сложноподчиненными предложениями с придаточными причины.

Образец:

Почему говорят, что грачи открыли весну?

Говорят, что грачи открыли весну потому,

что они возвращаются с зимовки первыми,

едва начинает таять снег.

Почему грачи возвращаются первыми ранней весной?

Почему осенью грачи улетают в более теплые края, ели они не боятся морозов?

Почему грачей называют дружными, общительными птицами?

Почему грачей считают большими друзьями полей, садов и огородов?

  1. Повторное чтение (рассказывание) учителем рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ.

  2. Коллективное составление вопросительного плана с помощью учителя (наводящие вопросы, подсказки) с установкой на запоминание последовательности:

Как зимуют грачи?

Где и как строят жилища?

Как ведут себя грачи в грачевнике?

Чем питаются грачи?

Какую пользу приносят грачи?

  1. Пересказ по цепочке по составленному плану.

  2. Игра «Эхо» — словообразование действительных причастий прошедшего времени по образцу.

Грачи вернулись в родные края.

    • Вернувшиеся в родные края грачи.

Грачи слетелись в старый парк.

    • Слетевшиеся в старый парк грачи.

Грачи построили гнезда.

    • Построившие гнезда грачи.

Грачи уничтожают вредетелей.

    • Уничтожающие вредителей грачи

Грачи громко кричали в роще.

    • Громко кричавшие в роще грачи.

Грачи защитили свои гнезда.

    • Защитившие свои гнезда грачи.

Грачи налетели на врага.

    • Налетевшие на врага грачи.

Грачи открыли весну.

Открывшие весну грачи.


Закрепление вне занятия

    1. Повторение рассказа «Грачи открыли весну» (рассказывание в кругу семьи).

    2. Подвижная игра «Летите ко мне» (различение перелетных и зимующих птиц)

    3. Припоминание родственных слов к слову грач, печатание под диктовку, выборочное составление схем слов.

    4. Игра «Эхо» — закрепление словообразования действительных причастий прошедшего времени.

    5. Счет 2 — 20 – защитившие свои жилища грачи.

    6. Спряжение в настоящем времени: наблюдать за вернувшимися в родные края грачами.

    7. Коллективная аппликация с элементами рисования красками «Грачевник».

Приложение.

УРОК 3.


Тема Составление описания грача.

Цели:

  1. Тренировка долговременной памяти.

  2. Развитие логического мышления – установление смысловых ассоциаций.

  3. Составление плана описания грача по аналогии.

  4. Составление описания грача по плану.

  5. Словообразование действительных причастий настоящего времени по образцу.

  6. Закрепление словообразования приставочных глаголов.

Предварительная работа:

Образование родственных слов от слов грач, журавль, соловей (повторение).

Повторение описаний журавля и дятла.

Повторение рассказа «Грачи открыли весну».

Предметная картинка «Грач».

Таблички для игры «Грачи прилетели» с надписями: «Парк», «Береза», «Поляна», «Улица», «Поле», «Гнезда», «Грачевник».

Шапочки «Грачи» для игры (на каждого ребенка).

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Припоминание и называние признаков и действий грача по цепочке.

  2. Игра «Эхо» — упражнение в словообразовании действительных причастий настоящего времени по образцу, закрепление представлений о грачах по рассказу «Грачи открыли весну».

Грачи возвращаются в родные края.

Возвращающиеся в родные края грачи.

Грачи слетаются в старый парк.

Слетающиеся в старый парк грачи.

Грачи осматривают старые гнезда.

Осматривающие старые гнезда грачи.

Грачи строят новые гнезда.

Строящие новые гнезда грачи.

Грачи громко кричат.

Громко кричащие грачи.

Грачи дружно защищают свой грачевник.

Дружно защищающие свой грачевник грачи.

Грачи дружно защищают своих грачат.

Дружно защищающие своих грачат грачи.

Грачи уничтожают вредителей.

Уничтожающие вредителей грачи.

Грачи приносят пользу полям, садам и огородам.

Приносящие пользу полям, садам и огородам грачи.

Грачи открывают весну.

Открывающие весну грачи.

Грачи на крыльях приносят весну.

Приносящие на крыльях весну грачи.

  1. Рассматривание грача на предметной картине.

    1. Учитель обращает внимание детей:

    • на размеры грача;

    • стройную осанку;

    • крепкий вытянутый клюв;

    • закругленную форму клюва;

    • плотное синевато-черное оперение.

    1. Беседа о граче по предметной картине и представлениям детей.

Дети самостоятельно задают вопросы репродуктивного и поискового характера.

Где зимуют грачи?

Какие птицы возвращаются первыми весной?

Когда возвращаются грачи?

Как грачи вьют гнезда?

Как называется место, где врачи свили гнезда?

Где грачи устраивают свои грачевники?

Как грачи защищают свои жилища?

Чем питаются грачи?

Какую грачи приносят пользу?

Учитель при необходимости подсказывает ключевое слово для постановки вопроса:

Образец: Размер грача – Какой грач, большой или маленький?

  1. Припоминание плана описания (журавля, дятла).

  2. Коллективное составление плана описания грача по аналогии с планами описания журавля, дятла.

Внешний вид грача (размер, строение, окрас, оперение).

Где и как зимует.

Жилище.

Детеныши.

Повадки.

Чем питается.

Какую приносит пользу.

  1. Составление рассказа-описания грача по предметной картине с опорой на представления детей (наблюдения в природе, рассказ «Грачи открыли весну») и составленный коллективный план.

  2. Подвижная игра «Грачи прилетели» — закрепление приставочных глаголов прилететь, перелетать, долететь, подлететь, облетать, отлететь, полететь, улетать, слететься…

Дети-грачи выполняют действия, соответствующие приставочным глаголам и табличкам по указанию учителя.

  1. Прямой и обратный счет 2- 20 – открывающие весну грачи, возвращающиеся в родные края грачи.

  2. Сопряжение в настоящем и прошедшем времени по образцу:

Встречать возвращающихся в родные края грачей.

  1. Итог. Что мы узнали и запомнили о грачах?

Закрепление вне занятия:

    1. Повторение описания грача.

    2. Подвижная игра «Грачи прилетели» (закрепление приставочных глаголов).

    3. Счет 2-20 – громко кричащие грачи.

    4. Спряжение в настоящем и прошедшем времени: встречать возвращающихся в родные края грачей (повт.).

    5. Рисование грача по клеткам (слуховой диктант).



















Свежие документы:  Мастер – класс «С чистого листа. Приём концептуализации в интенсивном изучении литературы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: