Конспект урока на тему «Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 34 г. Томска









Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и

любознательности»

В.А. Сухомлинский





Игровой метод в развитии

музыкально-просветительских интересов

младших школьников





Подготовила Лиманова Елена Фёдоровна,

учитель музыки








Формирование музыкально-просветительского интереса учащихся необходимо не только как предпосылка будущей музыкально-просветительной деятельности, в которой нуждается наше общество, но и как ценный мотив активизации самой музыкальной учебной деятельности.

Становление личности человека происходит в период школьного обучения. Значит, и такое важное ее качество как просветительский интерес необходимо формировать, начиная со школьной скамьи. Но когда именно?

Опыт показывает, что начинать формирование и развитие нужных для просветительской деятельности качеств, навыков и умений в подростковом возрасте поздно. Из-за упущенного времени подростков приходиться, скорее, перевоспитывать, чем воспитывать в нужном направлении.

В то же время, «поскольку в 7-8 лет дети еще не имеют стойких сформировавшихся интересов, задача учителя состоит именно в их воспитании, а не в перевоспитании, что подчас требуется в отношении более старших ребят».

Конечно, формирование основ просветительского интереса у младших школьников имеет свои специфические особенности.

На 1 этапе формируются скорее просветительская потребность, основанная на некоторых природных инстинктах и потребностях детей (инстинкт создания, социальный инстинкт и т.п.), потому что просветительский интерес как интерес большого этического содержания, опирающийся на своем формировании на достаточный социальный и интеллектуальный опыт личности, — явление возможное в полной мере лишь в более старшем возрасте.

Но он может не выявиться в последующие периоды, если не будет подготовительного этапа в виде пробуждения определенных потребностей и формирования определенных личностных качеств детей.

В формировании основ просветительского интереса у младших школьников необходимо учитывать спецефические возможности и особенности психического развития, учащихся этого возраста, такие, как заинтересованность в совместной работе, интерес к «взрослой» жизни, расположенность к усвоению моральных требований, стремление выявить себя в творчестве и т.п.

Эти особенности ярко проявляются в увлеченном отношении к игре, которое в свою очередь является характернейшей особенностью детей данного возраста. И вместе с тем дети хотят, чтобы все в их жизни было «настоящим», таким, как у взрослых, хотят быть участниками «взрослой» жизни. Но фактически и это – своего рода игра, «игра во взрослых».

Через игру ребенок познает жизнь, мир явлений общественной жизни, формы общения в коллективе. С помощью игры он легче воспринимает и усваивает моральные нормы, т.к. игра для ребенка – это доступная ему форма активной деятельности. Как ученик ребенок может быть и невнимателен, неусидчив и не с полной отдачей работать на уроке. Но, выполняя какую-либо роль в творческой игре, он приобретает (хотя бы на время) многие положительные качества.

Свежие документы:  Карта индивидуального развития личностных и метапредметных результатов

«Целый ряд качеств можно воспитать игрой, которая имеет громадное значение с воспитательной точки зрения».

«В игре раскрываются творческие способности личности…Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития».

Поэтому если игра становиться ценным методом воспитания в любом процессе, то в музыкальной педагогике игра особенно важна, т.к. к музыкально-просветительской деятельности ребенок еще не подготовлен. Но потребность в «просветительской миссии» он часто испытывает (может испытывать). Об этом говорит тот факт, что самые любимые игры детей – «в кого-нибудь» (в больницу, школу, библиотеку, семью и т.к.).

В этих сюжетных, ролевых, подражательных играх проявляется некоторое природное пристрастие малышей к просветительству, которое впоследствии затухает, если не находит пищи для своего развития.

И вот с первых занятий 1 класса на уроках музыки, присутствует игра. Эти игры, объединяющие, например, пение с различными видами движений (танцевальными, маршевыми и др.) проявляют активность, деловитость, смелость, эмоциональность, артистизм.


1 класс 1 урок. Песня-танец

«Во поле береза стояла» — исполнение песни с движением. Ребята сначала стесняются выполнять движения, но постепенно они начинают чувствовать себя свободнее, как исполнители на концерте.


1 класс 3 урок.

«Уж как шла лиса» — р.н.п. Дети, исполняя эту песню, становятся настоящими артистами. Показывая, как легко, вкрадчивой поступью идет лиса, они на время воплощаются в этот образ, каждый делает по-своему, при этом развивая свою фантазию, артистические качества.


1 класс 4 урок.

Песня «Веселый музыкант» — Филиппенко. Во время исполнения дети становятся музыкантами, скрипачами, балалайщиками, барабанщиками. Это склонность к подражанию подтверждает мысль о значимости игрового метода в воспитании у них основ просветительства, т.к. дети этого возраста без труда соглашаются на роль музыкантов, солистов, а роль учителя тем более.


2 класс 2 урок.

«Кто дежурные?» — Д.Кабалевского. Когда «ребенок – учитель» спрашивает у ребят: «Кто дежурные?». Этот вопрос звучит по-разному, в своей интонации и манере исполнения (кто-то строго, а кто-то и ласково). Роль артиста на уроках музыки постоянна, но наивысшего артестизмадостигает в 1 классе 3 четверти сцена из оперы «Волк и семеро козлят» — Ковал. Дети, уже без всякого стеснения, самостоятельно исполняют свои маленькие, первые арии, музыкально-игровые сценические действия. Дети прекрасно входят в роль, переживают вместе с героями, а ребенок, исполняющий роль волка.

Сцена из оперы «Волк и семеро козлят» — Ковал.

На нем я остановлюсь подробнее. Участники готовят маски сказочных героев.

Свежие документы:  Проект "Своя-чужая война..." 5 класс

Начинается музыкальная опера.

Герои оперы 7 козлят входят под веселую песню «Семеро козлят», которую поют весь класс. И когда появляются они, глаза ребят – зрителей прямо загораются, у всех улыбка на лице, не смотря на то, что и до этого были репетиции, но для ребят все происходит по-новому. И тут начинаются арии каждого героя.

Первым выступает задорный Топтушка (Я на венике верхом объезжаю все кругом, Ты беги, Мазилка, вслед, ну, догонишь или нет?). Он поет и совершает действия. Затем выступает Всезнайка, который очень любит сладкое. А Бодайка, как всегда может только бодаться.

А девочка-болтушка исполняя свою арию, плача доказывает, что она нет врет, а правду говорит. «Вот Всезнайка, Бодайка и Топтушка говорят, что я болтушка, говорят, что вру, а я правду говорю».

Затем Дразнилка с большим озорством дразнит Мазилку, а тот только плачет в ответ.

После игры козлят приходит мама-коза, которая поет колыбельную песню, поглаживая при этом каждого козленка, они засыпают. Но утром мама-коза уходит, и козлята остались снова одни, где начинают веселиться и играть.

Здесь уже и малыш предлагает свою военную игру:

«Стойте, друзья, командиром стал я, по команде сдвойте ряд, начинаем наш парад» и все козлята очень бодро маршируют.

Но их игру прерывает стук в дверь. Появляется волк и поет песню мамы-козы, козлята открывают ему и видят страшного волка. Он уводит их всех, только малыш прячется. Приходит мама-коза, завет своих козлят, но находит только одного малыша, они отправляются на поиски остальных козлят.

И вот под радостную песню они все появляются, живы и здоровы. Все дети очень рады: и артисты и зрители.


3 класс 2 четверть – итоговый урок.

Оказывается посылка с письмо от Деда Мороза и Снегурки, где предлагают свои задания, за правильный ответ, дети по командам получают снежинки, тем самым расчищают тропинку, которую занесло снегом. Выигрывает та команда, у которой больше снежинок и они исполняют свои любимые музыкальные номера.


Урок – викторина очень нравиться детям (чувствуют себя коллективом). Дети полностью перевоплощаются, что на миг забываешь, что это урок, и кажется что это все наяву, как в сказке-опере.

3 класс. Тема «Музыка моего народа» в 1 четверти: Дети не только знакомятся с историей, видами, особенностями русских народных песен, но и охотно исполняют все игровые и плясовые движения, которые характерны для русского народа. А игра на музыкальных инструментах самое любимое занятие детей. Эти игры воспитывают определенные качества личности, в то же время тренируют и учебные навыки. А сколько требуются выдумки, фантазии в исполнении и сочинение частушек. В них дети поют не только о своих делах, поступках, но и о делах и поступках своих друзей, — настоящие творцы.

Свежие документы:  Интегрированный урок как условие повышения развивающего и воспитательного потенциала учебного процесса


2 класс 2 четверть 2 урок, песня «Кузнец» — Арсеева

Дети с удовольствием, очень задорно и с шуткой исполняют роль «детей» и «кузница», подчеркивая голосом разные интонации.

Постепенно удается сломать боязливость, застенчивость, скованность детей, значительно развить их фантазию, образное мышление, эмоциональную сферу, артистические и речевые способности.

Осознание детьми полезной игровой деятельности приносит им удовлетворение, радость, интерес к учебе, становиться важным этапом в становлении основ просветительского интереса.




Литература


  1. Крупская Н.К. – педагогическое сочинение т.5


  1. Сухомминский В.А. «Сердце отдам детям»


  1. Апраксина О.А. «Современный ребенок и музыка»


  1. Музыкальное воспитание в школе вып.В.

2013

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: