Конспект урока на тему «Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей»




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида»

г. Кемерово











Тема: « Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей »


Беседы для родителей

(материал для выступлений на родительских собраниях)








подготовила:

Савельева Елена Николаевна,

учитель – логопед

высшей категории

МДОУ «Детский сад комбинированного вида»
г. Кемерово








Кемерово 2010



  1. Речевые нарушения


Проявления речевых нарушений:

— нарушение звукопроизношения;

— нарушение слоговой структуры слов;

— бедный словарный запас, непонимание значений слов;

— неправильное грамматическое оформление высказывания;

— нарушение силы голоса, тембра;

— ускоренный, замедленный темп.


Причины нарушений:

Причинами отклонений от возрастных норм являются органические нарушения (генетика, травмы, гентоксикации, сосудистые заболевания, гипоксии плода, патология беременности, асфиксии в течение родов и т.д.) родов. Повреждение зон головного мозга.

А также функциональные нарушения, возникающие в результате соматической ослабленности, педагогической запущенности, воздействие стрессов, следствие недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с близкими людьми (с матерью). Очень быстрая речь взрослых (взахлеб).

Вывод: Большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в помощи специалистов разного профиля: коллективное воздействие даст оптимальные результаты при устранение дефектов речи: невропатолог, логопед, дефектолог, сурдолог.

Каково развитие речи ребёнка в 3-4 года? Дети должны рассматривать картинки в книжках, слушать рассказы и сказки (10 мин). Словарный запас 1500 слов. Использует развернутые предложения, совершенствуется грамотный строй, строит полный грамматически оформленные предложения. Поведение регулируется речью. В предложение включают пять – шесть слов.

К 4 годам заканчивается деформирование фонетической стороны речи; что готовит детей к овладению письменной речью.

В вашей группе дети с тяжелой речевой патологией. Им необходимо заниматься в логопедической группе. В сентябре у ребёнка должна быть папка, в которой будут подготовленные отпечатанные тетради а альбом. В течение всего времени занятия ребёнка с логопедом, вы будете систематически выполнять все задания рекомендуемые логопедом. Дважды в году: осенью и весной вы будете посещать невропатолога, принимать необходимые лечение. И ежедневно заниматься на 10 минут – 15 минут с ребенком дома.

Разговаривать с ребёнком нужно не спеша, в уютной обстановке, приучать ребёнка глядеть вам в глаза, на губы. Речь взрослого должна быть неторопливой, гласные в словах пропеваются.

Вы должны постоянно поддерживать контакт с логопедом, посещать занятия логопеда с вашим ребёнком. Учиться, какие требования предъявлять к речи ребёнка дома.

«Важно, что звучит вокруг ребёнка: какие слова произносятся, каким голосом, с какой интонацией. Важно, как общаются взрослые не только с ребёнком, но и между, — ведь это их речь воспринимается, как норма». И абсолютно неприемлемо пренебрежение книгами, их «нечтение». У ваших детей должна быть детская библиотека. В неё входят произведения Корнея Чуковского, С.Я. Маршака, Н. Носова «Приключения Незнайки в солнечном городе». Произведения Мамина – Сибиряка, Пришвина, Чарушина о животных. Стихи Агнии Барто, сказки Братьев Гримм и т.д.

Наша с вами задача сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка. Дети с речевой патологией осознают дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными, плаксивыми.

В семье ребёнка понимают с полуслова, он не испытывает неудобств, если его речь несовершенна.

Но расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром – важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

Чтобы нам добиваться хороших результатов в подготовке детей к школе, нужно вам понять, что в средней группе мы будем приучать детей трудиться.

Большинство родителей всерьёз полагают, что никто, кроме знающего, но абсолютно постороннего для малыша взрослого, в условиях 30 минутного, жестко регламентированного взаимодействия не сумеет справиться с его речевым недостатком.

Профессиональный отчет дает нам право утверждать обратное.

Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребёнка наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей. Лишь постоянным, последовательным и адекватным потребностям и способностям ребёнка вмешательство взрослого гарантирует наилучший результат.

Я думаю, если у меня с вами будет тесный контакт, мы справимся со всеми задачи подготовки ребёнка к школе. Как работаю я! Коррекция речевых нарушений происходит в двух основных формах – подгрупповых и индивидуальных занятиях. На индивидуальных занятиях производятся постановка, автоматизация, дифференциация нарушенных у ребёнка звуков. На подгрупповых производится работа по накоплению словаря, работа над лексикой, грамматикой. Развиваются внимание, память, мышление и связная речь.






2. Взаимосвязь в работе логопеда и родителей


В формировании высших психических функций у ребёнка как личности речь играет исключительную, ни с чем не сравнимую роль. Выполняя функцию общения ребёнка со взрослыми, речь является базой для развития мышления: обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.

Развитие психических функций левого полушария, в том числе и речи, начинается после того как пройдут полноценные становления функций стволовых отделов головного мозга, правого полушария, мозолистого тела.

Формирование речи может быть затруднено, если ей не предшествовало развитие пространственных представлений, зрительного восприятия, копирования, обоняния, осязания, вкуса, ритмов. У наших детей сильно страдает фонематический слух. Фонематический слух, являющийся функцией левого полушария, сначала должен сформироваться как тональное звукоразличение. Лай собак, сигналы машин, речь людей (звук дождя, шелест листьев, шаги папы и мамы по дому, пение птиц, шелест колёс автомобилей). Это шумовое восприятие формируется в правом полушарии. В противном случае могут возникнуть грубейшие задержки и нарушения речи. Следует помнить, что у детей 6-7 лет хорошо развиты только («внешняя речь» и, следовательно, «внешнее мышление». Читать и размышлять ему нужно вслух до тех пор, пока не будет сформирована «внутренняя речь» и, следовательно, «внутреннее мышление».

А в школе детей ожидает ещё более сложный процесс – перевод мыслей в письменную речь, который задействует многие зоны коры больших полушарий: чувствительную, слуховую, центр слуховых ассоциаций: основную зрительную, моторную зону речи и познавательный центр.

Решение сделать для развития ребёнка всё возможное рождается не сразу, а как результат целенаправленного и порой долгого взаимодействия родителей с логопедом.

Мы не случайно указываем на фактор времени, поскольку существует типичное и весьма оптимистичное бытовое представление о преодолении речевых проблем у ребёнка, которые якобы можно легко устранить при помощи волшебного вмешательства специалистов.

С этой посылки обычно начинается предварительная беседа специалиста с родителями или значимыми взрослыми ребёнка, имеющего трудности в речевом развитии. Некоторые родители недобросовестно относятся к оценке развития ребёнка.

Например, некоторые родители считали, что сведения об их ребёнке каким – то образом влияют на отношение к нему специалиста.

Они пытаются изобразить его более развитым, чем на самом деле. С другой стороны, были мнения о ненужности подобных сведений. «Ведь у ребёнка страдает только речь». Как только родители получали гарантию того, что оценка развития станет отправной точкой коррекционной работы, они начинали вести себя честно и добросовестно.

  1. Альбомы

  2. Педантичность, пунктуальность в выполнении заданий.

  3. Повторы, до полного запоминания.

  4. Беседы по дороге в детский сад и из детского сада.

  5. Обсуждение покупок, праздников, посещений культурных мест (театров, цирков, горсада, парков).

Обсуждение с родителями:

«Как прошёл воскресный день».

«Описание осеннего дня, погоды».




3.Формирование фонетически правильной речи


Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речь ребёнка создает необходимые условия различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Основными функциями речи являются коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Первые две формируются в тесном единстве, ребёнок получает информацию и усваивает её.

Но речь является и средством регуляции психических функций. В норме регулирующая функция формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребёнка к школьному обучению. Становление регулирующей функции приводит к возникновению у ребёнка способности подчинять свои действия речевой инструкции взрослого. При выполнении заданий ребёнок должен слышать, понимать и выполнять инструкцию взрослого правильно. Недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития.

И прежде всего остро встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребёнка в школу. Раздел работы в подготовительной группе посвящается обучению грамоте. Он располагается на том фундаменте работы, которая проводится в средней и старшей группе – обучение правильному произношению звуков, слогов и слов, фраз и рассказов. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.

Причиной возникновения дисграфий и дислексий является недооценивание значения формирования слоговой структуры слов. Вот поэтому я в альбомах пишу «Все проговаривать, деля слова на слоги».

Обычные ошибки у детей подготовительной группы пропуски согласных при слиянии согласных: октябрь – окябрь, октярь; пропуски гласных: нашли- ншли.

Это происходит потому, что деля слова на слоги родители не выделяют гласные, ребёнок не чувствует, что рот на гласных открывается мягко, слова произносятся на мягкой голосоподаче. «Добры бобры».

































4. Культура речевого общения


Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в формировании коммуникативных навыков, а также в совершенствовании тех же умений у их родственников, речь которых должна служить образцом для ребёнка. К сожалению, общаясь с ними, мы довольно часто слышим неграмотную лексику.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Сегодня мы хотим поговорить с вами о культуре речевого общения. Как правильно употребить то или иное слово, какую конструкцию следует выбрать? Также вопросы постоянно возникают у каждого из нас. Каким должен быть тон общения? Давайте вместе подумаем, что же такое культура речи?

Культура речи – сложное понятие. В быту под ним понимают грамотность. Но ещё и целая отрасль языкознания. В энциклопедии русского языка культура речи трактуется как владение нормами устного и письменного литературного языка, т.е. правилами произношения ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций речь оценивают как правильную или неправильную, допустимую или недопустимую. Класть – ложить, пара носков – пара носок, из школы – со школы. Возможны, и допустимые варианты: творог – творог, свёкла – свекла.

Правильной речи человек обучается всю жизнь. В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослого. Ребёнок воспринимает не только обращенные к нему высказывания, но и беседы взрослых. Вероятно, многим родителям знакомы случаи, когда ребенок, казалось бы, занятый своим делом, оказывается в курсе происходившего в это время разговора близких. Когда ребёнок подрастет, родители заметят, что он может и ругаться, и кричать на них, и задавать отнюдь не детские вопросы.

Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на её грамотность, внятность, но и на тон, тематику, выбор слов и выражений. Не существует волшебных таблеток, которые если вложить в уста ребёнка, сделают его красноречивым. Нельзя сердиться на тех, кому искусство свободной живой речи не даётся. Не стоит приходить в отчаянье, если ваш сын или дочь вырастут людьми немногословными, предпочитающими слушать, а не говорить.

Это тоже неплохо. Но каждому из них мы должны привить вкус к хорошей речи, и отвращение к речи грубой, вульгарной, безграмотной.

Важнейшим условием для того, чтобы дошкольник, а потом и молодой человек овладел культурой речи, является та речевая атмосфера, в которую он погружен с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью необходима важна роль семьи. Ваш ребёнок скоро пойдет в школу. Всем вам хочется, чтобы он учился с интересом, с радостью, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо.

Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему, он должен чувствовать, что эти занятия не скучная, неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он должен обязательно выиграть.

Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание покажется сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторять за вами готовый ответ.

Предлагаем вам войти с нами в удивительный мир слов.

— Верьте в силу ребёнка и помогите обрести эту веру ему.

— Будьте умелым помощником, оставляя в душе ребёнка ощущение самостоятельности поиска и действия.

— Не давайте ребёнку останавливаться и топтаться на месте, пробуждайте интерес ко всё более трудным задачам.

— Обучайте в игре, ведь детство такая короткая пора для этого увлекательнейшего способа познания.

— Не забывайте о том, что ребёнок очень хочет стать взрослым и подражает вам во всём.

— Будьте искренним, не носите масок.

— Сопереживайте: радуйтесь и огорчайтесь вместе с ребёнком.




























5. Речевая деятельность ребенка


И. Г. Песталоцци, швейцарский учёный утверждал, что только обучение родному языку развивает ребёнка в собственно человеческом смысле.

На своих занятиях кроме задач по коррекции звукопроизношения, развитию мимики, речевого и общего дыхания, внимания ,мышления, памяти; кроме коррекции лексико – грамматических категорий, накопления словаря, развития связной речи становились и другие задачи. Эти задачи входят в блок интеллектуального развития ребёнка: — Совершенствование речевой деятельности, формирование интереса и любви к художественному слову, эстетического восприятия литературы.

— Развитие чувственного восприятия окружающего мира, воображения.

— Формирование эмоционально – положительного отношения к объектам эстетического восприятия – картинам, музыке.

Таким образом мы вводим ребёнка в ежедневный, обязательный мир умственного труда. Нельзя сказать, что у всех детей сразу проявились любознательность и любопытство, которое организуют познавательный процесс дошкольника. Ведь познавательный процесс включает в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые и творческие процессы, т.е. охватывающие личность дошкольника в целом.

А эмоциональные и волевые процессы некоторых наших детей значительно отстают от нормы. У некоторых детей отсутствует желание знакомиться с новым речевым материалом, пересказывать прослушанные тексты, заучивать стихи, рассматривать картины известных художников. Они не умеют слушать других детей, они не умеют каждый раз доказывать, что он многое знает и ещё больше хочет знать. Отказ ребёнка заниматься дома должен насторожить родителей. Ведь умение слушать и запоминать развивается у ребёнка с раннего возраста, когда это умение прививают детям родители.

Например, дети занимаются подгруппой по теме «Животные жарких стран». Эта тема тесно связана с детской литературой. Поэт К. Чуковский знакомит в своих произведениях с миром различных животных, с их детёнышами, с повадками и характерами, так похожими на человеческие. «Тараканище», «Бармалей», «Доктор Айболит», «Телефон», «Краденое солнце» должны быть знакомы детям, знать их почти наизусть. Где ещё ребёнок познакомится богатствам русского языка; именно на таких произведениях научатся выразительности, отработают дикцию, обогатят свою речь глаголами, их синонимами, прилагательными. Рассказами о животных Евгения Чарушина, М. Пришвина, Н. Сладкова, А. Толстого, В. Бианки особенно любимы детьми. С опорой на картины Т. Капустиной она пересказывают эти произведения, знакомятся со значениями малознакомых слов, подбирают к словам синонимы, антонимы, пословицы, поговорки.

Каждая картина известного художника, которую мы рассматриваем на занятии должна соответствовать теме, изучаемой в группе.

Изучаем (весну) тему «Приметы весны» рассматриваем картину К. Бирюля «Весенний день», пересказываем рассказ А. Сладкова «Голубая пора», Левитана И. «Большая вода», А. Саврасова «Грачи прилетели». По теме «Осень» знакомимся с репродукциями картин И. Левитана «Золотая осень», И. Бродского «Опавшие листья», И. Грабарь «Рябинка».

Репродукции картин Ильи Машкова «Фрукты на блюде», Поля Сезанна «Фрукты» рассматривали при изучении темы «Фрукты». А вот переходим к изучению темы Зима, «Зимние прилеты» по произведениям А. С. Пушкина и К. Ушинского. Поэт и писатель видят зиму по разному. У Пушкина зима – матушка, волшебница, проказница, а у К. Ушинского злая, вредная старушка. Перед детьми открываются разные виденья мира, отраженные в произведениях. Рассматривали репродукцию с картины И. Грабаря «Зимний пейзаж», и художественного произведения С.Г. к произведению С.Я. Маршака «12 месяцев», к сказке «Мороз, Солнце и Ветер».

Словарь детей обогащается и за счёт произведений других писателей: К. Паустовского, И. Соколова – Миткова «Алёнушкины сказки», Е. Скребицкого, В. Бианки, А.Н. Толстова. Как вы знаете, мы заучиваем много стихотворений известных русских поэтов Ф. Тютчева, А.С. Пушкина, Александра Плещеева, Александра Фета, В. Жуковского, Алексея Толстого, А. Майкова, И. Сурикова, С. Есенина, Саши Черного, Д. Хармса, Эдуарда Успенского.

Надо сказать, что заучивание стихотворений знакомит и заставляет влюбиться в поэзию, в музыку слова. Стихи обучают выразительности, их слова помогают формировать дикцию. И закончить хочется знакомыми уже вам словами поэта серебряного века А. Гумилёва.

Материал, употребляемый музыкантом или живописцем, беден по сравнению со словом. У слова есть не только музыка, нежная как музыка альта или лютня, не только краски, живые и роскошные, как те, что изменяют вас на полотнах венецианцев и испанцев; не только пластичные формы, не менее ясные и чёткие, чем те, что открываются нам в мраморе или бронзе – у них есть и смысл, и страсть, и одухотворенность. Все это есть у одних только слов.

















6. Гиперактивность ребёнка


Гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля.

Подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания с гиперактивностью». СДВГ является самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте 4-9 %. Каковы же проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью?

Гиперактивность характеризуется тем, что дети чрезмерно подвижны, бегают, крутятся. Избыточная активность бывает бесцельной, не соответствует требованиям конкретной обстановки.

Импульсивность у детей с СДВД выражается в том, что ребёнок действует не подумав; на занятиях и в играх он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, не выслушивает до конца обращенные к нему вопросы.

Нарушения внимания в слабости концентрации, неспособности сохранить внимание более нескольких минут, отвлекаемость.

Хуже всего гиперактивные дети выполняют неоднократно повторяющиеся задания, кажущиеся им скучными, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями.

Возникновение симптомов заболевания относят к началу посещения детского сада, ухудшение – к началу посещения и обучения в школе.

Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребёнка, справляться с новыми требованиями, которые предъявляются ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

Дополнительные признаки:

  1. Нарушение координации (мелкой моторики, равновесия, зрительно – пространственной координации).

  2. Эмоциональные нарушения: Запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.

  3. Нарушение личностных отношений. Осложнены взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми. Стремятся руководить другими, поэтому у них мало друзей. Ищут в напарников в играх. Теряют быстро из – за невнимательности во время игр, отвлекаемости, импульсивности, частого желания заняться чем – то другим.

В отношениях со взрослыми дети отличаются своей «невоспитанностью». На них не действуют обычные наказания и поощрения, и часто ни ласка, ни похвала не стимулируют хорошее поведение.

Такие дети становятся очень «трудными» практически для всех окружающих людей. Эпицентр домашних ссор и конфликтов.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – частая причина исключения из школы и перевода в школу для детей с интеллектуальной недостаточностью.

  1. Поведенческие расстройства: У детей с СДВГ возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Они мешают педагогам, отвлекают других детей и провоцируют их неправильное поведение во время занятий.

Более высокая заболеваемость у мальчиков (3,1 к 9,1). Высокая частота симптомов заболевания у мальчиков обусловлена влиянием наследственных факторов, а также высокой уязвимостью плода мужского пола. У девочек чаще нарушения внимания. Вводится понятие так называемой «нормальной» гиперактивности.

Далеко не каждый ребёнок, который не сидит на месте крутится и бегает вприпрыжку, страдает гиперактивностью. Большинство малышней целый день находятся в постоянном движении. К подростковому возрасту гиперактивность уменьшается или исчезает однако нарушения внимания и импульсивности в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста.

У людей, страдающих в детстве тяжёлыми формами дефицита внимания с гиперактивностью, в подростковом и зрелом возрасте велик риск социальной дезаптации, что может быть предвестником психопатии. Способствует развитию алкоголизма и наркомании. Среди родителей существует мнение, что гиперактивность – поведенческая проблема или просто «распущенность» ребёнка, или результат неумелого воспитания. Такой вывод не всегда оправдан, т.к. синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку которого (ставит) имеет только специалист, после проведения специальной диагностики.


Причины:

  1. органические поражения головного мозга (черепно – мозговая травма);

  2. перинатальная патология ( инфекционные заболевания матери во время беременности, обострение хронических заболеваний, угроза выкидыша);

  3. генетический фактор (семейная предрасположенность, особенно по линии отца);

  4. психосоциальные факторы, действующие на ребёнка до его рождения (стрессы, психотравмы, испытываемые матерью во время беременности, нежелание иметь ребёнка);

  5. заболевания, нарушающие деятельность мозга (астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность);

  6. особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активизирующих систем);

  7. влияние неблагоприятных факторов внешней среды (поступление свинца);

  8. социальные факторы (непоследовательность, отсутствие системы воспитания).


В своем сообщении о работе с гиперактивными с неустойчивым вниманием логопедическими детьми я опиралась на статью Е.М. Герасимовой и А.А. Саломатовой «Мотивация к учебной деятельности в логопедической группе детского сада».

Все мы считаем, что важным является то, чтобы педагог добился от ребёнка на занятиях, используя его внутренние побуждения и искусственно созданный стимул.

Сталкиваясь с нежеланием ребёнка выполнять то или иное задание, взрослые применяют воспитанные тактики, компенсирующие дефицит взаимопонимания, — поощрение и наказание.

В нашей группе обучаются дети с ОНР второго и третьего уровня. При ОНР нарушения касаются компонентов речи: фонетические нарушения, нарушения лексики и грамматического строя речи.

У детей с ОНР страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью; память, внимание, мышление. А нам нужно выполнить основную задачу – нормализацию звуковой стороны речи. А это формирование: полноценных фонематических процессов; представление о звуко – буквенном составе слова; навыков анализа и синтеза звуко – буквенного состава слова; навыков анализа и синтеза звуко – слогового состава слова.

В группе есть дети с отклонениями в поведении: гиперактивные, тревожные, агрессивные, медлительные. Чрезмерная активность становится настоящей преградой на пути обучения. Предлагаемая педагогом деятельность не привлекает таких детей. Тогда встает задача направлять и стимулировать деятельность ребёнка, используя тактику мотивации. Мы используем систему поощрения, которая согласуется с изучаемыми лексическими темами. Каждому ребёнку даётся возможность ощутить радость роста своих сил, возможностей, достижений. Т.к. игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, мы используем систему поощрения в игре, стимулируя ребёнка к улучшению результата.

В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным. У детей возникает соревновательный интерес, который выражается в стремлении быстрее и качественнее справиться с задачей. Дети заинтересованы, стремятся улучшить свои результаты, стараются активнее проявлять себя на занятии.

Поощряются все дети, в том числе и не достигшие пока желаемого результата, но проявляющие старание, усидчивость, дисциплинированность. Дети не противопоставляются друг другу, а каждый ребёнок сравнивается с самим собой, т.е. его новые достижения сравниваются с прежним уровнем. Это ориентирует ребёнка на вполне достижимую цель, даёт ощущение роста своих возможностей.

Путем поощрения удается скорректировать своевременно поведение ребёнка, преодолеть негативные черты, которые могут осложнить усвоение речевого материала и откорректировать речь.

А какую наглядность мы используем на занятиях:

— наглядный негативный материал;

— таблицы собственного изготовления для развития внимания памяти;

— схемы и маркеры, для составления описательных рассказов;

— картины – иллюстрационный материал;

— сюжетные, предметные картины, состоящие из 4,6,8,10 серий;

— муляжи макеты овощей, фруктов, времен года;

— рассказы на фланелеграфе;

Игрушки. Изучаемые темы закрепления воспитателями (педагогами) на занятии по аппликации, лепке, рисованию.


Вся наглядность используется и направлена для решения коррекционно – развивающих задач:

  1. Формирование зрительного восприятия, узнавания формы, величины, цвета;

  2. Развитие зрительной памяти;

  3. Формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза;

  4. Развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации и развития лексико – грамматической категорий и связной речи.

Для гиперактивных детей используем методические рекомендации, которые предусматривают:

— проведение занятий в непринужденной форме;

— учёт возможностей ребёнка, предупреждение утомляемости;

— поощрения малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в их собственные силы и возможности;

— соблюдение основного принципа обучения от простого к сложному;

— переход к следующему виду упражнений, только после усвоения предыдущих;

— продолжительность занятий не более 20 минут.














Список используемой литературы

1.Волковская, Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения / Т.Н. Волковская // Дефектология. — 1999. — №4. — С.66-72.

2.Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова. — М., 2002.

3.Захарова, Е.Н. О работе логопеда с родителями / Е.Н. Захарова // Логопед. — 2006. — №6. — С.54-58.

4.Игнатьева, С.А. Коммуникативная культура будущих учителей-логопедов как условие становления их профессиональной компетентности / С.А. Игнатьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. — №6. — С.3-7.

5.Морозова, Е.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста / Е.И. Морозова // Дефектология. — 1998. — №3. — С.49-57.

6.Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М., 1989.

7.Стребелева, Е.А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина // Дефектология. — 2005. — №1. — С.3-10.


Свежие документы:  Внеклассное мероприятие "Интеллектуальный бой "Вам слово, эрудиты!" 6-7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: