ОВЛАДЕНИЕ СПОСОБАМИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Проблема обучения и умеренного развития одна из старейших психолого-педагогических проблем. Современный уровень развития общества и сами сведения, подчёркнутые ребёнком из различных источников информации, вызывают потребности уже у младших школьников вскрывать причины и сущность связей, отношений между предметами, объяснять их. Программа ОС «Школа 2100» и учебники учитывает, что умственные возможности ребёнка шире, чем предполагалось ранее, и при специальной методической организации обучения, младший школьник может усваивать абстрактный теоретический материал.
В ОС «Школа 2100» уделяется большое внимание формированию научных понятий. Предметные понятия развиваются от выделения функциональных признаков к перечислению ряда существенных и несущественных, но ярко выделяющихся свойств, к выделению существенных свойств у группы предметов. В процессе овладения понятиями развиваются все мыслительные операции: анализ – от практически действенного, чувственного к умственному, от элементарного к углубленному, синтез – от практически действенного к чувственному, от элементарного широкому и сложному.
Формирование и развитие мыслительной деятельности происходит в процессе обучения путём создания проблемных ситуаций на занятиях.
На проблемном уроке при ведении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на традиционном уроке при введении знаний ребята слушают учителя, следят за его мыслью, а на этапе воспроизведения запоминают готовые определения.
От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность. На проблемном уроке ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление, отстаивают собственную позицию, проявляют инициативу.
Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблему и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. При этом, в отличие от научного творчества, ученик формирует учебную проблему, открывает субъективно новые знания и выражает его в простых формах.
Мотивацию к усвоению материала обеспечивает творческое усвоение знаний. Технология проблемного урока включает проблемные методы введения знаний, продуктивные задания на воспроизведение знаний.
Поиск решения организуется методами: побуждающий к гипотезам диалог. Побуждающий диалог представляет собой определённые вопросы, стимулирующие мысль ученика. Подводящий диалог развивает логическое мышление и эффективен для слабых учеников.
Одним из эффективных средств способствующих развитию мыслительной деятельности, является проблемность обучения. Если учитель делает это, то обычно мотивация учащихся находится на достаточно высоком уровне.
При традиционном обучении; к четвертому классу наступает «мотивационный вакуум»: отсутствие познавательных мотивов, потеря интереса к учению. При обучении ОС «Школа 2100» этого не происходит. Наоборот, познавательная мотивация поднимается на более высокий уровень: у многих школьников появляется интерес не только к знаниям, но и к способам их получения.
Я предлагаю ряд заданий для развития мыслительных способностей учащихся, которые использовала на уроках и которые помогли в развитии учащихся моего класса (приложения № 2).
Также приведу примеры создания разных проблемных ситуаций и диалогического подхода из опыта своей работы.
Урок русского языка в 3 классе
по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»
Анализ | Учитель | Ученики | |
П о с т а н о в к а
п р о бл е м ы | задание на «ошибку» предъявление научного факта
побуждение к осознанию
побуждение к проблеме
| — Запишите слово «грустный». — Проверим написание этого слова по словарю. — Запишу правильный вариант на доске. — Вы сначала как написали? — А как надо писать? — Что же это за звук, если он не слышится, не произноситься? — Значит, какая сегодня тема урока?
| Ученик у доски пишет: грусный. — В словаре написано «грусТный». Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации). — Без «т». Как слышали, так и написали. — С «т» (осознание противоречия). — Непроизносимый! — Непроизносимые согласные (учебная проблема как тема урока). |
Урок русского языка в 4 классе по теме «Спряжение глаголов».
Анализ | Учитель | Ученики | |
п о с т а н о в к а
п р о б л е м ы |
Невыполнимое задание
Побуждение к осознанию
Побуждение к проблеме | — Что такое склонение? — Какие части речи, известные вам, склонятся? — Попробуйте просклонять глагол «прыгать». — Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
— Какой возникает вопрос? | — Изменение по падежам. — Существительные и прилагательные. Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации). — Нет, не смогли. Глаголы не склоняются (осознание противоречия). — Как изменяются глаголы? (Учебная проблема как вопрос).
|