Тюменская область Ханты-Мансийский Автономный Округ- Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снегурочка»
Конспект специально организованной деятельности по музыкальному развитию
«Ознакомления дошкольников со средствами
музыкальной выразительности»
Музыкальный руководитель:
Кабанцева Лидия Николаевна
г. Югорск
2015г.
Тема: Средства музыкальной выразительности
Цель занятия: развивать музыкальную активность детей, закреплять знания о средствах музыкальной выразительности (ритм, темп, динамика, тембр)
Задачи занятия:
Образовательные:
учить определять средства музыкальной выразительности;
углубить представление детей о жанрах музыки;
учить высказываться о музыке, используя разнообразные определения;
обогащать словарный запас детей, уточняя такие понятия: ритм, темп, динамика, тембр.
Развивающие:
совершенствовать технику исполнения знакомых танцевальных движений;
развивать способность эмоционально откликаться на музыку контрастного характера;
развивать воображение, ассоциативное и образное мышление, память,
речь и речевую выразительность;
закреплять навык использования знакомых движений, приёмов игры на детских музыкальных инструментах в импровизации.
Воспитательные :
воспитывать культуру общения со сверстниками.
воспитывать музыкальную культуру детей.
Дети входят в зал под легкую музыку «Динь-динь» муз. С Соловьева перестраиваются в шахматном порядке.
До окончания звучания музыки выполняют знакомые танцевальные движения.
( «иголочка», « тарелочки», « полочка», «птичка», «моталочка»,
« воротики», « бревнышко»)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята!
Посмотрите, сколько гостей пришло к нам на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Распевание: «Здравствуйте, ребята!» — «Здравствуйте!» (трезвучие)
Музыкальный руководитель:
Три кита, как мир когда-то
Держат Музыку ребята
В море звуков поживают
Скажите, как их называют? (музыкальные жанры)
Послушайте музыку и определите , к какому жанру она относится.
1. Игра « Что звучит?» (марш, танец, песня)
2. Распевка «Это я»
-Утром рано кто встает?
-Я! Я! Я!
-Кто друзей играть зовет?
-Я! Я! Я!
-Звонко песни распевает?
-Я! Я! Я!
-Никого не обижает?
-Я! Я! Я!
Как зовут друзей у нас?
— Саша, Света……… дети поют свои имена в различных вариантах.
Дети проходят, садятся на стульчики
3. Музыкально дидактическая игра «Укрась песенку»
с использованием шумовых инструментов. Дети исполняют знакомую попевку, затем выбирают соответствующие музыкальные инструменты и сопровождают пение игрой на инструментах.
«Птенчик»
Птенчик флейту в руки взял
И тихонько заиграл –ду,ду,ду,ду…
Птенчик флейту в руки взял
Очень громко заиграл.
Распевка «Баран»
Вот баран кричит : «Бе-бе!»
Я сейчас иду к тебе
Бе-бе-бе, бе-бе-бе…
Музыкальный руководитель:
Мы пели песенку тихо и громко. Изменяя силу звука, т.е. динамику.
ДИНАМИКА — сила звука.
Музыкальный руководитель:
Скажите из чего состоит музыка? (из звуков).
Какие бывают звуки ?
По длительности – долгие и короткие,
По звучанию — тихие, громкие,
По высоте — высокие, низкие.
4.Игра «Наоборот»- технология «ООТСМ — ТРИЗ»
педагог бросает мяч ребенку и называет слово характеризующие звук, ребенок должен вернуть мяч, назвав противоположенное значение (высокий –низкий, длинный- короткий,
тихий -громкий и т.д.)
Музыкальный руководитель:
Как зовут долгий звук? ( ТА)
Как зовут короткий звук? (ти)
Сегодня к нам на занятие заглянули тучки и попросили помочь им исполнить песенку, которая состоит из коротких и длинных звуков.
5.Ритмическая игра «ТУЧКА» ( ИКТ) –ритмоформулы
Музыкальный руководитель:
Что с помощью ладошек мы отстукивали?
Ритм (чередование длинных и коротких звуков)
Дать детям послушать звучание инструментов (металлофон, бубен)
Чем отличается звучание инструментов? Окраской.
Тембр — окраска звука
6. Оркестр «Польку Аннушку» Иоганн Штраус-видео презентация
( инструменты за стульчиками)
Музыкальный руководитель:
Кто сочиняет музыку? ( Композитор)
Музыку, каких композиторов мы слушали с вами на занятиях?
Д. Кабалевский « Три подружки»
Камель Сен-Санс
«Марш королевских львов, Лебедь, Аквариум, Кенгуру»
П.И. Чайковский «Болезнь куклы, Новая кукла»
Иоганн Штраус австрийский композитор
«Полька Аннушка»
Сергей Рахманинов «Полька»
7.Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка»
(педагог называет композитора, дети – произведение .
Педагог называет произведение, дети — композитора)
Музыкальный руководитель:
Художник рисует картину красками, передает придуманный образ с помощью кисти и красок. А композитор создает музыкальный образ с помощью средств музыкальной выразительности.
Что же такое средство музыкальной выразительности?
Конечно, вы знаете, ведь сегодня мы очень, много о них говорили.
Ритм-чередование длинных и коротких звуков
Тембр – окраска звука
Динамика – сила звука
Темп – скорость исполнения
8.Слушание Мусоргский М.П. «Избушка на курьих ножках»
видео презентация
Это произведение композитор М.П.Мусоргский посвятил своему другу художнику Виктору Александровичу Гартману. Однажды он посетил его выставку, ему очень понравились картины художника и он решил их оживить, т.е. отобразить музыкальными средствами выразительности содержание картин. Послушайте и определите, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор. Беседа по содержанию.
9. Музыкальная игра «Один и все»
Звучит двухчастная пьеса, на первую часть ребенок солист показывает танцевальное движение, на вторую часть все дети повторяют.
10. Музыкальный руководитель: Дети, наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами в очередной раз побывали в удивительной стране Музыки. Вы все были замечательными певцами, танцорами, музыкантами.
До свидания.
СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
ЖАНРЫ МУЗЫКИ — песенный, маршевый, танцевальный.
ЛАД — окраска музыки: мажор (светлая) и минор (притемнённая).
ТЕМП – быстрота исполнения музыки (медленная, умеренно быстрая, быстрая).
ДИНАМИКА – громкость звучания (тихая, громкая, умеренно громкая).
ТЕМБР — окраска звучания певческих голосов (мужские: бас, баритон, тенор; женские: сопрано, контральто); детские голоса — дисканты) или голосов инструментов (это тембры скрипок, деревянных духовых, медных, ударных и др.).
РЕГИСТР — высота звука (высокий, средний, низкий).
ФОРМА МУЗЫКИ (построение музыки) — одночастная, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.