Конспект урока на тему «Развитие логического мышления младших школьников на логопедических занятиях»

Развитие логического мышления младших школьников

на логопедических занятиях.



Почему одни люди легко решают сложные, запутанные проблемы, а других даже простая житейская задачка ставит в тупик? Как научиться правильно оценивать ситуацию, чтобы всегда принимать верное решение? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха?

Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению.

Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией.

Решая задачу развития детей, учителю следует обращать внимание на формирование не только наглядно-действенного мышления, но также стремиться выработать и развить у младших школьников наглядно-образное и логическое мышления.

Уроки математики и русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления вычислительных приемов, при решении задач по математике и орфографических задачах по русскому языку, а также при выполнении логических заданий и упражнений.

Развитие логического мышления учащихся на всех уроках, в том числе и на логопедических занятиях – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.

В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии. Понятие – это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово.

Свежие документы:  Сценарий "Мисс школы 2015"

Между понятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения “вид – род”. Это такие отношения, когда все предметы, входящие в “вид”, входят и в “род”, имеют общие существенные признаки. Например, сандалии – обувь, окунь – рыба.


Подбери родовое понятие к следующим словам:


щука – …


липа – …


ромашка – …


картофель – …


глаз – …


осень – …


оса – …


вилка –…


самолет – …


серебро –…


озеро – …


скрипка –…


Понятия могут относиться друг к другу и как “часть” – “целое”, например: лист – часть дерева, ноготь – часть пальца.

Укажи целое, частью которого являются:

карман – …


крыло – …


плавник – …


ветка – …


рукав – …


ножка – …

окно – …


кабина – …



лепесток – …


циферблат – …


ступень – …




Понятия могут находиться между собой в отношении рядоположности, когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием (например, сосна, липа – деревья).


В данных рядах слов подчеркни понятия, которые находятся в отношении рядоположности:


Ясень, ветви, дерево, клен, лист (ясень, клен)


Повар, кастрюля, инженер, человек, чертеж (повар, инженер)


Река, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро)


Молоко, бутылка, магазин, масло, продавец (молоко, масло)


Горизонт, север, компас, восток, стрелка (север, восток)


Лев, хищник, охотник, ружье, тигр, жертва (лев, тигр)


Утро, время, день, сутки, солнце (утро, день)


Автобус, самолет, вертолет, транспорт, корабль (самолет, вертолет)


Иногда понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу. Это отношение противоположности. Например, добрый – злой.

Подбери противоположные понятия:

большой – …


свет – …


радость –…


храбрость – …


быстрый – …


тусклый – …


день – …


сладкий – …

печальный – …


начало – …


длинный – …


ложь – …


победа – …


вверх – …


молодость – …


бодрый – …



К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности:


февраль – …


вторник – …


первый – …


вечер – …


Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными. Например, стол – обедать, стол – дубовый.

К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях:

Свежие документы:  Тематический вечер "Памяти Игоря Талькова"


ложка – …(серебряная, есть)


бумага – …(белая, писать)


врач – … (детский, лечить)


библиотека – … (городская, книги)

Определи закономерность составления среднего слова в верхней строке и вставь вместо точек слова, составленные по тому же принципу:


гараж жаба банан пирог поле слеза утка туча чаща

ливер … кулак рынок … осада орел … сажа


В исходном слове меняется одна (любая) буква. Получается новое слово. В этом слове также меняется одна (любая) буква, снова получается новое слово. Таким образом, нужно дойти до заданного нужного слова.


лес – … – … – … – бор


кошка – … – мышка


Приставьте козе рога (рога — коза) рога – роза – коза.


Доведите кота до сыра (кот — сыр) кот – ком – сом – сор – сыр


Доведите мышку до норки (мышка — норка)


Протяните мост через реку (мост — река)


Назови одним словом следующие группы слов:


мак, ромашка, роза

чашка, тарелка, миска


рубашка, брюки, платье


морковь, капуста, свекла


кукла, мишка, мячик


Подбери нужное слово:


кровать – лежать, стул — …


малина – ягода, девять – …

человек – ребенок, собака — …


овца – стадо, буква — …


воробей – птица, окунь — …


волк – пасть, птица — …


растение – семя, птицы — …


бежать – стоять, кричать — …


Скажи одним словом:


обвести вокруг пальца – обмануть

золотые руки — …


развесить уши — …




бить баклуши — …


Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:


автомобиль, тормоз – автор


колос, роза, вата — …


кора, лото, боксер — …


баран, рана, банка — …


Составь предложение, в котором бы были эти три слова:


медведь, озеро, карандаш


мальчик, клен, пень


лиса, варенье, лавка


Придумай предложение (небольшой рассказ), где бы все слова начинались на одну букву.


Например: Председатель Пахом промчался по пыльному полю.


Одна из важных задач современной школы — создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.

Свежие документы:  Консультация для родителей «Путь становления творческих способностей детей»


Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное — научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для “умственного прорыва”. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: