Конспект урока на тему «Социально–эмоциональное развитие детей в семье (игровой тренинг)»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Олененок»

города Новый Уренгой Тюменской области












Игровой тренинг знакомства родителей с понятиями социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста









Подготовили

социальные педагоги

Болотова Надежда Николаевна

Смоленская Галина Федоровна














г. Новый Уренгой, 2010 г.



Социально–эмоциональное развитие детей в семье.


Болотова Надежда Николаевна,

социальный педагог

2 категории

МДОУ ДС КВ «Олененок»
г. Новый Уренгой Тюменской области

Смоленская Галина Федоровна

социальный педагог

2 категории

МОУ НШ ДС «Ивушка»

г. Новый Уренгой Тюменской области



Цель: Познакомить родителей с понятиями социально-эмоционального развития ребёнка.

Оборудование: ПК, проектор, экран.

Материал: Презентация по теме встречи; карточки с ситуациями; памятки: «Учимся любить ребёнка», «Доверительное общение с ребёнком», «Если ребёнок капризничает и плачет», «Если ребёнка дразнят…», «Социально-эмоциональное развитие ребёнка», «Как учить ребёнка бережливости».

Участники встречи: социальный педагог – Смоленская Г.Ф.; социальный педагог – Болотова Н.Н., родители (педагоги).

Ход встречи:

1. Организационный момент. В начале встречи для знакомства родителей друг с другом проводится упражнение: «Имена».

Инструкция: «Сейчас каждый из вас возьмёт листок бумаги и напишет на нём имя, которым бы вы хотели, чтобы вас называли на сегодняшней встрече. При озвучивании имени, называем качество личности, которое начинается на первую букву вашего имени, присоединив к этому какой-либо жест или движение.

2. Основная часть:

2.1. Вступительное слово (социальный педагог):

Сегодня мы живём в очень непростом мире. Современная социальная среда сложна и нестабильна: постоянные катаклизмы в экономике, рост неравенства, безработица и, как следствие, криминогенная обстановка – вот отличительные черты нашего времени. Жизнь ставит нас в сложные критические ситуации, требующие быстрых и адекватных решений во взаимодействиях с людьми. С этим многие не справляются, испытывают страх, раздражение, тревогу, что порождает неуверенность в себе, своих силах и возможностях, неумение вступать в контакты, застенчивость, конфликтность. Однако только уверенный в себе, своих возможностях и взглядах человек, умеющий понимать и считаться с мнениями и чувствами других, может добиться результатов не только в учёбе и работе, но и в дальнейшем и в семейной жизни. Тема нашей сегодняшней встречи: «Социально – эмоциональное развитие ребёнка».

Цитата: Неоценимы для ребёнка в раннем возрасте ласка кормящей его матери и все те условия, которые поддерживают в нём радостную эмоцию и развивают эмоцию привязанности, и любви к матери, отцу и всему окружающему.

В.М. Бехтерев



2.2. Эмоциональное развитие ребёнка

Сегодня мы встретились, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно правильно построить воспитание ребенка в семье.

Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного переживания значимости действующих на человека явлений и ситуаций. Эмоции проявляются в отношении человека к окружающему миру, в переживаниях по поводу появления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей.

«Счастье – это когда тебя понимают». Каждому человеку маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность.

Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения в естественных потребностях. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оцененный окружающими его людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализоваться и реализовать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

Свежие документы:  Урок мужества "Память пылающих лет"

Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? Прежде всего, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет. Какая она, эта среда? Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются не лице, в позе, жестах, во всем поведении.

И наша главная задача – формировать у ребенка положительные эмоции, корректировать их недостатки. Стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств ребенка: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Ему будет значительно легче учиться, если вы поможете ему совершенствовать способность управлять своими эмоциями и чувствами.

2.3.Упражнение «Поляна настроения». Участникам тренинга раздаются цветы двух цветов красного и серого. Им необходимо продолжить фразу на лепестках этих цветов «Мой ребёнок радуется, когда…», «Мой ребёнок грустит, когда…». Затем предлагается рассказать о том, что они написали и свои цветы приклеить на поляну настроений.



2.4.Социальное развитие ребёнка.

1.Воспитание заинтересованности и уважительного отношения к взрослым. Выступать для ребёнка примером для подражания. Всегда отзываться на проявляемую им инициативу в общении. Давать ребёнку возможность встречаться с широким миром взрослых, которые окружают семью.

2.Воспитыватие умения общаться с взрослыми вне семьи. Знакомить детей с нормами поведения в общественных местах. Требовать исполнения правил обращения к старшим. Учить ребёнка этикету беседы по телефону.

3.Формирование представления о жизни взрослых. Рассказывать о своей работе, об отношениях людей. Брать ребёнка с собой в магазин, на почту и т.п.

4.Закладывание основы доброжелательного отношения к сверстникам. Поддерживать желание ребёнка приглашать домой друзей, играть с ними, ходить в гости к другим детям. Говорить с ребёнком о его друзьях, жизни в коллективе сверстников в детском саду (школе).

5.Вырабатывать навыки общения с равным партнёром. Играть с ребёнком в различные игры с правилами (подвижные, спортивные, настольные), воспитывать умение подчиниться общему правилу, контролировать проявление эмоций и поведение. Формировать психологическую устойчивость к неуспеху.

6.Воспитывать бережное отношение к миру природы. Показывать ребёнку образцы экологически ориентированного поведения.

7.Содействовать формированию индивидуальности и основ личности:

— активность и самостоятельность (обеспечить ребёнку уголок его индивидуального жизненного пространства;

— образ себя (способствовать формированию положительной самооценки и образа себя в будущем);

— моральные устои (читать детям сказки, обсуждать с ребёнком этическую сторону поступков персонажей – хорошо или плохо кто-то из них поступил и почему);

— основы гражданственности (показывать приме патриотического отношения к своей стране).

Свежие документы:  Урок на тему "Приобщение младших школьников к краеведению"

Упражнение «Даже если…» (образ себя)

Участники распределяются на группы по трое. Группы выполняют упражнение по — очереди.

Первый участник произносит фразу: «Даже если…», второй продолжает фразу, называя проблему: «… мне плохо, я невезучий, у меня нет папы…», а третий участник заканчивает: «… я что-нибудь придумаю, но плакать, и грустить не буду, это бесполезно».

Итог: Подводим участников к пониманию того, что нет безвыходных ситуаций, и обо всем, что нас огорчает, можно думать по-другому.





2.5.Обсуждение с участниками проблемных ситуаций семейного воспитания:

Ситуация. Мать, посмотрев выполненное дочерью-первоклассницей задание и обнаружив в нем ошибки, стала стыдить ее: «Де­точка моя, как ты умудрилась сделать столько ошибок? Ты, на­верное, очень старалась, чтобы их было больше». Дочь объ­яснила это тем, что у нее устала рука. «Я так и подумала, что это рука во всем виновата. Видимо, твоей руке очень хочется сделать еще одну работу над ошибками». В итоге их разговор закончился криками и истерикой дочери.

Вопрос. Что, на ваш взгляд, способствовало конфликту между матерью и дочерью?

Примерный ответ. Мать, говоря с дочерью, использовал юмор, обидный для девочки, что вызвало с ее стороны негативную реакцию.

Ситуация. Сын собирал из деталей конструктора модель экскаватора, Он не знал, как следует крепить колеса, и обратился к отцу за помощью. Тот, увидев, что сын сделал все неправильно, стал упрекать его в бестолковости, неумелости, что он не слушает и не присматривается к тому, что и как делает отец.

Вопрос. Ваша оценка действий отца. Обоснуйте возмож­ные причины такого реагирования отца на неуспехи ребенка.

Ситуация. Во второй половине дня мать обещала дочери поехать с ней в парк. Когда дочь проснулась после дневного сна, мать сказала ей: «Я быстро сбегаю в магазин, а ты пока порисуй.

Вернувшись вскоре домой, она увидела, что четырехлетняя Рита разрисовала цветным мелом двери, кушетку и стулья. «Нам придется сначала очистить двери и мебель от мела, потом мы поедем в парк. Если хочешь, можешь мне помочь». Внимательно посмотрев на мать, Рита взяла тряпку и стала вытирать следы мела, подражая, матери. Шло время, а мать не торопилась, занималась уборкой. Каждые пять минут девоч­ка спрашивала: «Когда же мы поедем в парк?» — «Когда все отчистим», — отвечала мать. Когда все следы мела были, наконец, стерты, мать признала, что ехать в парк уже поздно. Рита ничего на это не сказала.

Вопрос. Ваша оценка действий матери?

Ситуация. Трехлетняя Оля размазала салат по столу. «Вытри клеенку Оля! — сказала мать. Девочка надулась и не двинулась с мес­та. — «Вытирай, Оля! Ты напачкала, ты и убирай».

Мать ждала. Оля сидела надувшись. Тогда мать молча убрала со стола.

Вопрос. Дайте развернутую оценку родительскому пове­дению.

Матери надо было бы сдержать свое первое побуждение и не высказывать властного требования. Скорее всего, во­прос, обращенный к ребенку — что же нам теперь делать? — вызвал бы у девочки желание предложить матери свою помощь, если бы она этого не пожелала, то мать могла бы проявить гордость: положить в руку дочери тряпку и, ведя ее руку по столу, вытереть клеенку. Если же ребенок начал бы сопротивляться, можно попросить его выйти из-за стола.

Свежие документы:  Профилактика вредных привычек" внеклассное мероприятие(с презентацией ) 7-9 класс

2.6.Упражнение «Найди нужное». Родители получают карточки, на которых написаны фразы. Одна из них – указание в категоричной негативной форме, другая – высказывание, имеющее позитивный характер

«Не будешь слушаться – заболеешь».

«Не твоего ума дело».

«Если будешь так поступать, с тобой никто не будет дружить».

«Сильные люди не плачут».

«Ты всегда будешь здоров».

«Твоё мнение всем интересно».

« Как ты относишься к людям, так и они к тебе».

«Поплачь, легче будет».



Подчёркивая значимость социально-эмоциональных факторов, оказывающих влияние на индивидуальное развитие, Лев Семёнович Выготский писал, что жизненный путь личности – это история её переживаний». Социально-эмоциональный опыт современного ребёнка, т.е. опыт его взаимоотношений с окружающими людьми и опыт его переживаний может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально- эмоционального детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности. Преимущественно негативный социально-эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному, неадекватному социальному поведению.

3. Заключительная часть.

Упражнение «Три настроения» (Итог). На столе ставятся три стакана с чистой водой. Затем по очереди показывает стаканы, сопровождая показ своим рассказом:

Когда человек чувствует себя хорошо, у него всё получается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него «Ясные и «Чистые» (показывает стакан с чистой водой).

— Когда в его голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным. Мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане. (Бросает во второй стакан блёстки, и палочкой их размешивает).

— Но бывает, что его мысли грустны и неприятны, ему или плохо, или обидно. Тогда его мысли похожи на тёмную, мутную воду. (Капает немного краски в стакан).

Мы желаю Вам, чтобы вашу жизнь наполняли в большей степени только чистые мысли. От них настроение становится замечательным. А когда хорошее настроение, хочется любить и творить прекрасное.





Болотова Надежда Николаевна,

социальный педагог МДОУ ДС КВ «Олененок»

ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Таежная, 9

olenenonok.nur@mail.ru









































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Арнаутова Е.П. — М.: Изд. дом «Карапуз». — 2001.

2. Крюкова С.В., Слободянник М.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей — М.: Генезис, 2010.

3. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями – целый мир (Социально-эмоциональное развитие детей) – М.: ТЦ Сфера, 2007.

4. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов ДОУ. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.























скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: