Конспект урока на тему «Взаимодействие музыкального руководителя с семьёй с целью осуществления личностно-ориентированного подхода в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 175 общеразвиваюшего вида











Статья из опыта работы:

«Взаимодействие музыкального руководителя с семьёй с целью осуществления личностно-ориентированного подхода в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»








Музыкальный руководитель Крысова Елена Николаевна

Высшая квалификационная категория

Город Киров




Каждому музыкальному руководителю ясно, что для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у ребенка необходима помощь семьи.

Наблюдая за реакцией взрослых на открытых занятиях по музыкальному воспитанию и даже на праздниках и развлечениях, автору часто приходилось видеть эмоциональную холодность молодых пап и мам. Современным родителям приходится нелегко, и причин для этого много. Семьи имеют различный культурный уровень. В одних с уважением относятся к музыке, в других музыкальное воспитание ставят на задний план или игнорируют вообще, не зная, что это самым неблагоприятным образом скажется на общем развитии ребенка. Возникает проблема: как сделать родителей активными помощниками руководителя занятий по музыкальному воспитанию детей, вовлечь их в процесс музыкального развития ребенка? Цель данной работы осуществление личностно-ориентированного подхода в музыкальном воспитании детей. Для достижения своей цели автор ставит перед собой следующие задачи:

  • пересмотреть основы взаимоотношений с родителями;

  • искать новые формы взаимодействия с семьей.

В силу специфики своей профессии, музыкальный руководитель редко встречается с родителями, чаще они видят его как аккомпаниатора на праздниках и развлечениях. Нужно найти такие формы взаимодействия, которые сблизили бы обе стороны, позволили лучше узнать друг друга, выйти на индивидуально — личностный уровень взаимодействия.

Наблюдения относительно недостаточной информированности родителей в вопросах педагогики и психологии ребенка подтвердили и результаты анкетирования семей ясельных групп. Вот результат ответа на вопрос о роли музыкального руководителя в детском саду. 23% родителей считают, что музыкальный руководитель развлекает детей, 45% — является аккомпаниатором, 3% — готовит ребенка к поступлению в музыкальную школу, а всего лишь 29% — осуществляет музыкальное воспитание. Из анкет была также получена первичная информация о семье, ее культурном уровне и бытовых традициях.

Первоначальным этапом работы было обращение к педагогической литературе, а практическим опытом – организация клуба для родителей и детей группы раннего возраста «Музыка с мамой». Цель работы клуба – не только дать знания молодым родителям о музыкальном воспитании детей, но и выявить особенности каждой семьи, их ценностные установки. Наблюдения во время занятий дают прекрасную возможность понять своеобразие каждого ребенка и группы в целом, чтобы впоследствии спланировать работу в соответствии с принципом личностно — ориентированного подхода.

Записываются в клуб все семьи, так как занятия проводятся бесплатно и в удобное для родителей время – по вечерам. Вначале клуб посещали только мамы с детьми. Но вскоре и руководитель, и участники встреч пришли к выводу, что с ребенком может заниматься не только мама, но и любой свободный член семьи. Частые и активные посетители клуба – папы, бабушки, дедушки. Во время занятий родители могут наблюдать за индивидуальным развитием своего ребенка на фоне достижений его сверстников, научиться самостоятельно применять полученные на занятиях знания в домашнем общении с ребенком, чувствовать свою значимость в воспитании малышей.

В процессе работы клуба происходит сближение людей, сопричастных жизни ребенка. Общение с родителями на занятиях позволяет музыкальному руководителю получить содержательную информацию о психологическом климате в семье, об интересах и способностях посещающих. Сами взрослые, наблюдая за успехами и неудачами своего ребенка, невольно втягиваются в процесс его музыкального воспитания и стремятся более активно себя проявить. Поэтому в родительском коллективе нашего образовательного учреждения всегда достаточно желающих исполнить роль взрослого персонажа в ходе календарных праздников и театрализованных развлечений.


Остановимся на любимой форме взаимодействия – «семейный час», объединяющий в дружный коллектив и детей, и взрослых. Мы начинали проводить такие развлечения с подготовительной группы, но по просьбе родителей перешли к их организации во всех дошкольных группах. Как правило, участие в семейных часах всем очень нравится. Более того, неоднократно доводилось наблюдать, как именно на «семейных часах» родители меняют позицию зрителя на позицию активного родителя-воспитателя.

Все члены семьи на таких развлечениях охотно исполняют как разнообразные артистические, сценические роли, так и роли полноправных партнеров детей во всех детских играх, коллективных танцах и песнях. Автор придает данному виду сотрудничества огромное значение. Несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем и сами стремятся к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они, с одной стороны, раскрепощаются сами, а с другой, – гораздо лучше понимают психологическое состояние своих же детей, когда те оказываются на сцене. Для музыкального руководителя большой плюс «семейных часов» еще и в том, что репертуар развлечений не предполагает концертные выступления самих дошкольников, высвобождая время для собственно музыкального развития детей.

Следующая форма взаимодействия с семьей – концерт с участием родителей. В силу своей специфики, концерт обладает значительными и разнообразными творческими и воспитательными возможностями, что особенно важно для процесса комплексного и всестороннего развития ребенка. Его особая, сложная и требующая чрезвычайно ответственного подхода разновидность — благотворительный концерт. Цель благотворительного концерта – не только сбор средств на конкретные нужды детского сада, но и привлечение внимания к остросовременным педагогическим и социально-нравственным проблемам. В то же время на таких концертах, как правило, удается создать оптимистическую атмосферу – атмосферу непринужденного дружественного общения и активного совместного действия во имя добра людей разного возраста, разного социального уровня, разных профессий. Приятно, что сами родители охотно инициируют проведение благотворительных концертов, становясь не просто участниками, а главными действующими лицами социально и нравственно значимого мероприятия, в котором ради благородной цели объединяются представители администрации, педагоги, родители, выпускники детского сада и дети – воспитанники различных возрастных групп.

Интересной формой многоцелевого взаимодействия музыкального руководителя и конкретной семьи является семейный концерт. Даша Мясникова — застенчивая, скромная девочка – занималась в кружке эстрадного пения «Волшебный микрофон». Автором статьи, музыкальным руководителем кружка, было предложено организовать сольно-семейный концерт – подарок для Дашиного папы в день его рождения. Как трепетно и вдохновенно Даша рисовала пригласительные билеты для друзей и родственников! В процессе творческого общения с семьей Даши выяснилось, что ее сестренка профессионально танцует, а мама пишет замечательные стихи. Получился своеобразный семейный бенефис, вызвавший у зрителей разного возраста не только восхищение, но и искреннее желание самим проявить свои способности и силы в создании подобной программы. Таким образом, произошло вовлечение родителей в активное сотрудничество с музыкальным руководителем, был сделан шаг к новому уровню объединения усилий педагогов и родителей в воспитании детей, к созданию и укреплению добрых семейных традиций.

Еще один вид взаимодействия с родителями – это работа нашего детского сада по программе «Театральная планета «НасТРОЕние»». Из названия программы видно, что это совместный труд педагогов, родителей и детей. Отличительная особенность данной программы – личностно-ориентированный подход. Каждый ребенок обязательно должен получить роль в спектакле, а работа над спектаклем в целом – это в то же время и работа над развитием индивидуальных способностей детей.

Так появились спектакли, сочиненные педагогами и родителями нашего детского сада. Более 100 спектаклей показали дети и взрослые. Мы гордимся замечательными костюмами и оригинальными современными декорациями, которые изготовили золотые руки наших мам и пап. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки спектаклей, взрослые и дети лучше узнают друг друга, в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома. Совместное творчество в детском театре – путь к гармоничному выстраиванию личных отношений воспитателей, родителей и детей.

В результате последовательных наблюдений можно смело говорить о высокой эффективности проведенной работы. Привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада, связанных с музыкальным развитием детей, способствовало обогащению духовного мира детского коллектива и каждого отдельного ребенка, развитию эмоциональной отзывчивости детей и взрослых и формированию музыкальной культуры различных поколений.

Естественно и закономерно появились новые проблемы: взаимодействие с семьями с различным уровнем жизни, с семьями различного вероисповедания, с неполными семьями.

Перспективы дальнейшей работы:

  • Организация семейных клубов для детей и родителей дошкольных групп;

  • Использование информационных технологий во взаимодействии с семьей.

Детский сад примет новых воспитанников, а значит, музыкальному руководителю предстоит искать новые разнообразные и интересные формы взаимодействия с их семьями для достижения главной цели – осуществления личностно-ориентированного подхода в музыкальном воспитании дошкольников. Только вместе с родителями эта работа становится по-настоящему конструктивной.

Список используемой литературы.

  1. Ветлугина Н.А. Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду — М 1983

  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду — М 1983

  3. Воспитателю о работе с семьей. Пособие для воспитателя детского сада под редакцией Н.Ф. Виноградовой — М, 1989

  4. Евдокимова Е.С.. Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья.  — М., 2007.

  5. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М., 2005.

  6. Зверева О.Л. , Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ — М., 2006.

  7. Корчак Я.  Как любить ребенка. — М., 1990.

  8. Хямяляйнен Ю. Семья глазами ребенка.  — М., 1989.

  9. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. — ООО “Линка-ПРЕСС”, 2004.








Свежие документы:  Социализация личности в семье в современных социокультурных условиях

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: