Конспект урока по теме «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»


Информация для учащихся

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» (профилактика вредных привычек)


Цель: сформировать отрицательное отношение к алкоголю, курению и наркомании.


Задачи:

1.Обобщить знания детей о вреде курения, алкоголя, наркомании познакомить с информацией по данной проблеме.

2. Продолжить формирование неприязненного отношения к вредным привычкам; формировать здоровый образ жизни;

3. Содействовать развитию памяти, внимания, речи, мышления.



Продолжительность: 45 минут


Форма проведения: лекция с элементами обсуждения.


Ход занятия:


1. Вступление. (5 мин.)

На экране слайд № 1, на котором написана тема : «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

Слово психолога и кл.руководителей.

Мы сегодня совершенно не случайно выбрали эту тему предметом нашего разговора.

Существует такая фраза: то, что хорошо одному, совершенно плохо другому и наоборот.

Эпиграфом к нашему разговору послужат слова известного советского поэта Владимира Маяковского. Помните первые строчки из его стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо?

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:

Что такое хорошо и что такое плохо?

С раннего детства мы слышим слова: это хорошо, а это плохо, это можно, а это нельзя. Знакомы вам эти слова?


2. Основная часть. (25 мин.)

  • Алкоголизм… что стоит за этим словом?

С чем связано для человека употребление алкоголя? (ответы детей)

В мифах, легендах и сказках древнего мира — всюду фигурирует вино, опьянение, разгул. Пьянство процветало, а за ним следовали неизменные спутники – разврат, преступления, тяжелые болезни.

То, что мы в быту благодушно называем опьянением, в сущности есть ни что иное, как острое отравление алкоголем. Под влиянием алкоголя ослабляется воля и самоконтроль, и нередко люди совершают проступки и ошибки, в которых раскаиваются всю жизнь.

Алкоголь пагубно влияет на растущий организм, поражаются все органы, но особенно ранима центральная нервная система, резко падает память, нарушается психика, снижается контроль за своими действиями. Исследования учёных доказали, что у юношей и девушек алкоголизм как тяжёлая, трудно излечимая болезнь возникает и развивается в 4 раза быстрее, чем у взрослых. Разрушение личности также происходит гораздо быстрее. Не стоит забывать и о том, что алкоголизм оказывает отрицательное влияние на будущее потомство. Ещё Гиппократ указывал, что причиной идиотизма, эпилепсии и других нервно-психических заболеваний у детей является пьянство родителей, которые пили вино в день зачатия.

Алкоголизм – это серьёзная болезнь, требующая специального лечения. Нужны большие усилия, чтобы помочь человеку, злоупотребляющему алкоголем, нередко эти усилия оказываются напрасными.

А теперь давайте обратимся к ситуации, которая была описана в одной из молодежных газет.

«Идя на дискотеку, кто-то предложил купить несколько бутылок вина и водки. Компания была большая, поэтому выпивки досталось немного, но есть совершенно не хотелось. Чувствовалось только легкое головокружение, это придавало особую необычность и интерес к своему состоянию.

Придя на дискотеку, хотелось веселиться, куражиться, задирать кого-то. Одному мальчику понравилась девочка, которую он очень хотел пригласить танцевать. Но она не пошла с ним, только презрительно скривилась. Ребята, увидев это, начали смеяться над ним. А он разозлился, подошел и ударил девчонку…»

Высказывание Толстого о последствиях употребления алкоголя. (Слайд №5)

«Редкий вор, убийца совершает свое дело трезвым. От употребления пьяных напитков происходят особенные, свойственные только пьющим, мучительные болезни, от которых умирает много людей…Вино затемняет разум и совесть, люди становятся грубее, злее и глупее. Пьяное веселье всегда заканчивается драками, ругательствами, всякого рода преступлениями и унижениями человеческого достоинства.»


Слова Толстого столь убедительны, что спорить или возражать ему нет смысла.

Отношение людей к вредным привычкам ярко отражено в пословицах и поговорках, которые являются источником народной мудрости.

  • Тема алкоголизма болезненна и опасна. Но не менее опасна и страшна тема употребления наркотиков.

Говорят, что стать наркоманом не трудно. Трудно выйти из состояния наркотической зависимости и вернуться к нормальной жизни.

«…Это была всего лишь неделя ее пребывания в клинике. Он сидел рядом, держал ее за руку, немая усталость забирала его последние силы. Она была по-прежнему красива, несмотря на бледность лица и безжизненность широко распахнутых глаз.

Монотонно капала капельница, кукушкой отсчитывая последние секунды ее жизни. Он сидел рядом несколько дней, не позволяя ее родным забирать из его рук ее безжизненную исколотую руку.

Он вспоминал… он помнил ее веселой и энергичной, смешной и сосредоточенной. Экзамены, поездки за город, встречи с друзьями, шумные праздники –все это было в их жизни.

А потом пришел тот черный день, когда она призналась ему в этом…он кричал, просил, умолял, но…молчал, срывая это от родных и близких, взрослых, защищая свою любимую. Он боялся огласки, боялся разговоров, которые могли бы ее запятнать, обидеть, он ею дорожил…

«парень, парень»- прозвучали слова вдалеке. «Забирать вещи будете?»

На больничной тумбочке – ее вещи: старые фенечки, колечки, несколько фотографии, с которыми она никогда не расставалась, тетрадь с любимыми стихами. Ее нет и больше никогда не будет…

На улице шел дождь. Он шагал сквозь пелену дождя, в его голове молотом стучали слова: виноват, виноват, виноват…»


Обсуждение ситуации № 2

«Однажды после уроков Саша сказал своим друзьям, что у него есть что-то очень интересное и попросил их сразу не расходиться. Ребята собрались в близлежащем парке на скамейке. Саша достал из кармана что-то завернутое в бумагу и сказал, что друг угостил его весьма безобидным наркотиком. Если его попробовать, то становится весело, мир меняется, появляются интересные ощущения. Кто с опаской, кто с интересом разглядывали порошок, а затем решили попробовать. Хотя бы один раз, ведь интересно…»


Сегодня мы проанализировали в созданном нами словаре три слова – алкоголь, наркомания и (как последствие их) — воровство. А сколько в этих словах боли, беды, трагедий и несчастий. За этими словами слезы матерей, отцов, болезни детей и взрослых, смерти и увечья, потеря смысла человеческой жизни. И даже если нас с вами это не коснулось мы не вправе об этом не говорить. Мы не должны быть равнодушными, мы не должны проходить мимо чужой беды, потому что наши слова, наши решительные действия могут спасти чью-то жизнь, а значит, сохранить радость.


Обращение Л.Н.Толстого к молодежи.


«Если ты молодой человек, еще никогда не пивший, еще не отравленный ядом вина,- дорожи своей неиспорченностью и свободой от соблазна! Если ты вкусишь соблазна, тебе уже труднее будет побороть его. И не верь, что вино увеличивает веселье. Твоим годам свойственно веселье истинное, хорошее веселье, а вино создает твое веселье пьяным, безумным и порочным.

Выпивши, ты сделаешь то, чего и не подумал бы сделать трезвым. Зачем тебе подвергать себя такой страшной опасности?»

  • Табак…

О том, что табак вреден для здоровья, знали давно. Видели, что курильщиков мучает кашель, знали, что в накуренном помещении трудно дышать, что табак мешает умственной работе.

Опыты показали, что животные гибнут под воздействие никотина. Тогда и родилась фраза: «Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то капля никотина убивает ни одну, а трёх лошадей. Но курильщики только посмеиваются: «Видно я крепче лошади, сколько курю, а жив.»

Врачи, проводя исследования, пришли к следующим результатам:

  • Если человек выкуривает от 1 до 9 сигарет в день, то он сокращает свою жизнь в среднем на 4,6 года;

  • Если выкуривает от 10 до 19 сигарет – то на 5,5 года;

  • Если выкуривает от 20 до 39 сигарет – на 6,2 года


Болезни, вызванные курением:

— стенокардия;

— инфаркт миокарда;

— язва желудка;

— рак легких.

Практически все органы поражаются табаком: почки, мочевой пузырь, половые железы, кровеносные сосуды, головной мозг и печень.

Учёные выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого содержится в одной пачке сигарет, если её выкурить сразу, а для подростков в половине пачки. В табаке содержится почти 1200 вредных веществ:

— окись углерода (углекислый газ) – уменьшает содержание кислорода в крови;

— аммиак раздражает слизистую оболочку рта, гортани, трахеи и бронхов. От длительного курения происходит сужение голосовой щели, появляется осиплость голоса;

— табачный дёготь вызывает рак.

За последние годы учёные выяснили, что у людей некурящих стали обнаруживаться болезни, присущие курильщикам. Почему? При курении в организм человека проникает 20-25 % ядовитых веществ, а 50% вместе с выдыхаемым дымом поступает в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие «курят» — пассивное курение.

В последние годы весь мир ведёт борьбу против курения. Какими способами? (ответы учащихся)

3. Рефлексия. (15 мин.)

Алкоголь, курение, наркотики. Мифы и реальность.

(просмотр фотографий и обсуждение с учащимися предложенных высказываний по теме классного часа)

  • «Капля никотина убивает лошадь»

  • «Употребление алкоголя вызывает приятное, приподнятое настроение…»

  • «Лёгкие наркотики не вызывают привыкания и наркотической зависимости…»

  • « Табачные изделия и спиртные напитки – лицам, не достигшим 18 лет, не продаются…»

Во время обсуждения учащиеся ещё раз подводят итоги о последствиях употребления алкоголя, табака, наркотиков.









Педагог-психолог: Волкова Е.В.
























Протокол проведения лекции по профилактике вредных привычек.

Цель: сформировать отрицательное отношение к алкоголю, курению и наркомании.


Присутствовало: 16 чел. Учащихся 5-9 классов.

Отсутствовало: 3.


Первой выступил психолог школы Волкова Е.В выступление начала с эпиграфа «Крошка сын к отцу пришел», предложила учащимся поговорить о том что такое хорошо, что такое плохо, знакомы ли учащимся те случаи когда родители что то запрещают и говорят что это нельзя?

Учащиеся активно отвечают в особенности 8-6 классы, говорят о том что родители всегда запрещают и говорят что курить это вредно, нельзя спиртные напитки употреблять.

  • Потом начала задавать вопросы: Алкоголизм… что стоит за этим словом? — учащиеся отвечают – Натарова А. – это когда человек употребляет спиртные напитки и уже не может остановиться.

После ответов учащихся рассказала о мифах, легендах и сказках древнего мира — всюду фигурирует вино, опьянение, разгул. Пьянство процветало, а за ним следовали неизменные спутники – разврат, преступления, тяжелые болезни.

О том как пагубно влияет алкоголь на организм человека, выступление психолога дополнила учитель биологии Абдубаева Э.Б.


Дальше шло обсуждение с учащимися ситуаций представленных учителями для обсуждения учащимися.








17.10.2014г.

Педагог-психолог: Волкова Е.В.


Свежие документы:  Самопрезентация классного руководителя на районный конкурс "Классный руководитель года"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: