Конспект урока по теме «Жить в мире с другими»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕРЕК»


Автор разработки: педагог-психолог Бузыкина Надежда Николаевна


Тренинговое занятие

«Жить в мире с другими»

Цель: формирования толерантного отношения к окружающим.

Задачи:

  • развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

  • осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;

  • развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;

  • формирование позитивного отношения к своему народу;

  • повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

Материалы: карточки бумаги, ручки, карандаши, фломастеры, краски, мелкие предметы, значки, ленточки, лукошко или пакет, ножницы, скотч.

Форма проведения: Групповые тренинговое занятия .

Ход занятия:

Разминка

Цели:

  • создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

  • повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Упражнение «Чем мы похожи»

Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Основная часть 

Упражнение «Пантомима толерантности»

Цель: развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Материалы: написанные на отдельных листках бумаги определение толерантности; все, что может пригодиться для пантомимы — моток веревки, лента, принадлежности для рисования.

Процедура проведения. Участники группы выбирают одно из определений толерантности, которое им больше всего нравится. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение.

Определения толерантности:

  1. Сотрудничество дух партнерства.

  2. Готовность мирится с чужим мнением.

  3. Уважение человеческого достоинства.

  4. Уважение прав других.

  5. Принятие другого таким, какой он есть.

  6. Способность поставить себя на место другого.

  7. Уважение права быть иным.

  8. Признание многообразия.

  9. Признание равенства других.

  10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

  11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:

  • С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?

Упражнение «Лукошко»

Цели:

  • работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда;

  • развитие фантазии, творческого мышления.

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер-сюрпризов», значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».


Упражнение «Эмблема толерантности»

Цели: развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Процедура проведения. Каждый попытается самостоятельно нарисовать эмблему толерантности, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны на основе сходства между рисунками создать одну общую эмблему толерантности, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность этой общей эмблемы Заключительный этап упражнения — презентация эмблемы.

Заключительная част:

Упражнение «Изменения»

Упражнение используется для подведения итогов занятия, повышает вероятность того, что полученные знания внедряться ими в реальную деятельность.

Необходимые материалы: карточки бумаги с размером с визитку, карандаши.

Процедура проведения. Все участники тренинга получают по карточке, после чего выслушивают следующую инструкцию: «На занятии мы получили много знаний и навыков. К сожалению, навыки, полученные на занятии, имеют тенденцию уходить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реальных условиях. Для того чтобы продумать, что и как вы будете применять на практике в ближайшее время, мы и предлагаем написать на своей карточке три изменения, которые каждый предпримет в обычной жизни в ближайшую неделю после тренинга».


Литература:

  1. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2—7. – 120 с.

  2. Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2—6. – 192 с.

Свежие документы:  План-конспект занятия по шахматам в 5 классе (2 год обучения) на тему: «Мат в 2 хода. Матует слон»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: